Адаптивные возможности организма ребенкастатья по теме


Адаптационные возможности человека

Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменяющимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, выделяются следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.

Психологическая адаптация – процесс согласования личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при обеспечении соответствия деятельности и поведения требованиям среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений её регуляции. В адаптационный процесс включены физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

Факторы адаптации

можно разделить на две группы. К
первой группе
относятся особенности личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, психические процессы, исходное психическое состояние и возраст.
Вторую группу
составляют объективные факторы. Этими факторами являются: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример окружающих, подготовительная работа. Адаптация ускоряется, если проведена предварительная работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями.

В теории психической адаптации различают устойчивую адаптацию, переадаптацию, дезадаптацию, реадаптацию

.
Устойчивая адаптация
определяется регуляторными реакциями, психической деятельностью, системой отношений, возникшими в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требующие значительного нервно-психического напряжения.
Психическая дезадаптация
– состояние «прорыва» адаптационных барьеров и ломки сложившихся динамических стереотипов психической деятельности под длительным и сильным воздействием экстремальных факторов.
Психическая переадаптация
– приспособление человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Реадаптация
– процесс возвращения человека из измененных условий в обычные, с отказом от новых динамических стереотипов и восстановлением прежних. Чем более продолжительный срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация.

В.И. Лебедев выделил следующие этапы процесса адаптации–реадаптации

: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптация, завершающее психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация.

В.И. Лебедев выделил четыре критерия, позволяющих необычные (но еще нормальные) реакции и состояния отделять от патологических. Первое – определенность связи с окружающей средой. Второе – псевдопатологические реакции и состояние отличаются от патологии кратковременностью. Третье – по отношению к необычным состояниям у человека сохраняется критичность. Четвертое – если человек в измененных условиях был убежден в реальности какого-либо необычного явления, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от своего убеждения, следуя аргументации окружающих.

В основе формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Адаптивные возможности – важнейший фактор, обеспечивающий высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость человека. Методы определения адаптивного потенциала человека следующие: – анкета «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости (разработка Санкт-Петербургской военно-медицинской академии); – опросник «Адаптивность» для измерения психической регуляции, коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, адаптивной способности (А. Маклаков, С. Чермянин); – методика оценки уровня тревожности Д.Тейлора; – оценка уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера (в модификации Ю.Л. Ханина).

KONSPEKTY.NET

Адаптация – это способность человека приспособиться к окружающей действительности. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Чем выше адаптационные способности человека, тем легче ему строить свою жизнь в обществе.

Умение адаптироваться всегда было необходимым навыком для человека. Особенно это было актуально в те времена, когда человек максимально зависел от окружающей среды и должен был подстраиваться под существующие природные условия. С тех пор мир сильно изменился, но адаптационные возможности человека все также играют огромную роль в его жизни. Способность адаптации к любым ситуациям важно в себе развивать и поддерживать. Так, человек, который умеет легко налаживать контакт с новыми людьми, никогда не испытывает сложностей при смене места учебы или работы, при необходимости обратиться за помощью или консультацией к незнакомым людям и т.д. Адаптационные возможности человека во многом зависят от его воспитания. Если родители в детстве уделяли достаточно внимания развитию этих способностей ребенка (например, ходить в походы, заниматься спортом, постоянно знакомиться с новыми детьми и т.д.), то в будущем у него не будет проблем с адаптацией.

Обычно выделяют три вида адаптационных возможностей человека: биологические, социальные и этнические. (У нас есть статья об познавательных возможностях человека). Биологический вид адаптации отвечает за способность человеческого организма приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды. У первых людей, которые попадают в определенные природные условия, начинают развиваться те функции и способности организма, которые наиболее полезны в сложившихся условиях. Все последующие поколения уже получают необходимые свойства, которые передаются по наследству. Социальный вид адаптации – возможность подстроиться под общественные нормы и требования, влиться в определенную социальную группу. Этническая адаптация – целый комплекс физиологических, культурных, социальных особенностей, свойственных определенному народу, проживающему на конкретной территории.

У каждого человека эти возможности развиты по-разному. Причем в одном и том же человеке могут сочетаться разные возможности к адаптации, в зависимости от типа условий, к которым нужно приспособиться. Например, человек может легко адаптироваться к новой компании, на новом рабочем месте, в новом городе и, при этом, с трудом приспособиться к новому рациону питанию, режиму дня. То есть, адаптироваться человек может всегда и ко всему, но одно ему дается легко, другое требует больших эмоциональных и физических затрат. Есть ситуации, когда человека поставили в абсолютно невыносимые для него условия. При этом, выхода из сложившегося положения нет. Человеку не остается ничего иного, как приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, подстроиться под ситуацию. Поначалу это может вызвать стресс, ухудшение физического и эмоционального состояния. Но, по мере привыкания и прохождения процесса адаптации, человеку станет значительно проще воспринимать сложившуюся ситуацию. Постепенно он войдет в режим, выработает для себя определенную модель поведения, которой будет придерживаться.

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(2 оценили, оценка: 4,00 из 5) Loading…

Похожие записи

  • Видео: Как узнать свои возможности?
  • Обзор книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто ведет.…
  • Видео: Адаптационные возможности человека
  • От чего зависят потребности человека? Потребности…
  • Как узнать свои возможности?
  • Конспект книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто…
  • Смысл жизни человека в философии
  • Познавательные возможности человека и познавательные цели
  • Изучение индивидуальности по почерку человека или…
  • Этикет и имидж делового человека. Компоненты имиджа человека
  • Видео: Этикет и имидж делового человека? Компоненты…
  • Мимика человека психология

Системы, обеспечивающие адаптацию.

Афферентное звено. Афферентное звено функциональной системы адаптации состоит из рецепторов, а также чувствительных нейронов и совокупностей афферентных нервных клеток в ЦНС. Все эти элементы нервной системы воспринимают раздражения из внешней среды и от самого организма и участвуют в осуществлении так называемого афферентного синтеза, необходимого для адаптации. Афферентный синтез возникает по П.К. Анохину, при взаимодействии мотивации, памяти, обстановочной и пусковой информации. В спорте, в одних случаях (например, у бегунов, лыжников, гимнастов), афферентный синтез для принятия решения о начале своих движений относительно прост и это облегчает формирование адаптивной системы, в других же (единоборство, спортивные игры), весьма сложен и это затрудняет образование такой системы.

Центральное регуляторное звено. Центральное регуляторное звено функциональной системы представлено нейрогенными и гуморальными процессами управления адаптивными реакциями. В ответ на афферентные сигналы нейрогенная часть звена включает двигательную реакцию и мобилизует вегетативные системы на основе рефлекторного принципа регуляции функций. Афферентная импульсация от рецепторов к коре головного мозга вызывает возникновение положительных (возбудительных) и отрицательных (тормозных) процессов, которые и формируют функциональную адаптивную систему. В адаптированном организме нейрогенная часть звена быстро и четко реагирует на афферентную импульсацию соответствующей мышечной активностью и мобилизацией вегетативных функций. В неадаптированном организме такого совершенства нет. Мышечное движение будет выполнено приблизительно, а вегетативное обеспечение окажется недостаточным. При поступлении сигнала о физической нагрузке одновременно с описанными выше изменениями происходит нейрогенная активация гуморальной части центрального регуляторного звена, ответственного за значение гуморальных реакций (повышенное высвобождение гормонов, ферментов и медиаторов) определяется тем, что они путем воздействия на метаболизм органов и тканей обеспечивают более полноценную мобилизацию функциональной адаптивной системы и ее способность к длительной работе на повышенном уровне.

Эффекторное звено. Эффекторное звено функциональной системы адаптации включает в себя скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения, кровь и другие вегетативные системы. Интенсивность и длительность физических нагрузок на уровне скелетных мышц определяется тремя основными факторами:

  1. числом и видом активируемых моторных единиц;
  2. уровнем и характером биохимических процессов в мышечных клетках;
  3. особенностями кровоснабжения мышц, от чего зависит приток кислорода, питательных веществ и удаление метаболитов.

Увеличение силы, скорости и точности движений в процессе долговременной адаптации достигается двумя основными процессами: формированием в ЦНС функциональной системы управления движениями и морфофункциональными изменениями в мышцах (гипертрофия мышц, увеличение мощности систем аэробного и анаэробного энергообразования, возрастание количества миоглобина и митохондрий, уменьшение образования и накопления аммиака, перераспределение кровотока и др.)

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Биологические адаптивные ритмы человека

Определение 2

Под биологическими ритмами понимают периодические регулярные качественные и количественные изменения в протекании жизненных процессах на всех уровнях организации живого организма.

Изучает биоритмы хронобиология. Она рассматривает взаимосвязь поведения, процессов жизнедеятельности организмов и воздействий окружающей среды.

Биоритмы бывают двух видов:

  • внешние биоритмы связаны с изменением положения Земли относительно Солнца, Луны и других небесных тел;
  • внутренние биоритмы включает частоту сердечных сокращений, ритм дыхания, работу пищеварительного тракта, органов выделения и др.

Биологические ритмы позволяют поддерживать постоянство внутренней среды организма, адаптироваться под изменения окружающей среды, являются механизмом регуляции жизненно важных функций. Они имеют разную периодичность: от долей секунд до нескольких лет.

Пример 2

Наиважнейшим суточным биоритмом человека является чередование периодов бодрствования и сна. Это соотношение индивидуально для каждого человека, но в среднем период сна составляет от 6 до 10 часов (оптимальным считается 8 часов).

Состояние человеческого организма напрямую зависит от работы внутренних биоритмов. Протекание различных физиологических процессов в течение суток колеблется. При этом у разных физиологических функций различная периодичность.

Существует несколько закономерностей биоритмичности:

  • температуры тела человека в дневные часы выше, чем ночью (наивысшее значение наблюдается в 18.00);
  • интенсивность физиологических процессов повышается утром и снижается к вечеру;
  • обмен веществ протекает более интенсивно днем, чем ночью;
  • при патологических процессах ритмичность нарушается.

Контролируются суточные биоритмы специальным приспособительным механизмом, который обеспечивает ориентацию организмам во времени – «биологическими часами». Этот механизм основан на происходящих в организме периодических физико-химических процессах.

Адаптивные возможности организма ребенкастатья по теме

Адаптация организма

Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения – ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров [10].

Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация – также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда [19, 45, 49].

Основной и принципиальный вопрос, требующий научного освещения, — за счет каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным.

Так как организм человека – это сложная, динамическая, многофункциональная система, то адаптация включает все виды приспособления к общеприродным, производственным, социальным условиям. Поэтому говорят об адаптации температурной, сенсорной, болевой, психической, трудовой и т.п.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза .

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям [59].

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

1.2. Механизм действия адаптивных возможностей организма

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции [3]. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь основа начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент.

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма [44].

При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.

По мнению В.Н. Платонова [54], устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский [53], В.М. Волков, А.А. Семкин [13] характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию [46].

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

На протяжении индивидуальной жизни человек неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни [45, 71].

В качестве стрессоров выступают такие естественные для нашего времени формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях [64].

Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

Дело в том, что при воздействии различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г.Селье [62] назвал адаптационным синдромом. Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

Важное значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели.

Итак, даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы,: как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и двигательной реабилитации;нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др.

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые «жизненные» точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

1.3. Обоснование методики точечного массажа

Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150.

Для нахождения БАТ следует пользоваться анатомо-топографическими признаками (бугорки, связки, мышцы, кости и пр.). Однако этих ориентиров явно недостаточно для нахождения некоторых БАТ. В I их отыскивании помогает своеобразная мера: индивидуальный цунь — расстояние между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой — у мужчин. Выяснилось, что все участки нашего тела можно условно разделить на определенное количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цуня, который варьирует в пределах 1—3 см в зависимости от телосложения человека. Каждый может сделать для себя ленту-измеритель со своими цунями.

Прежде чем приступить к массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ и научиться регулировать силу воздействия на них в зависимости от места расположения — вблизи костей, связок, сосудов, нервов и т. п. Более слабое воздействие осуществляется на сосуды и нервы. Принцип выбора БАТ для воздействия точечным массажем определяется в первую очередь характером заболевания (травмой) и основными ее (его) симптомами.

В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцем (пальцами) на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. О правильности нахождения точки свидетельствует ощущение ломоты, распирания, онемения. Очень часто точка отзывается болью. По болезненности какой-либо точки (зоны) можно иногда предположить заболевание того или иного органа.

Техника точечного массажа

Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживаиие, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.

Техника — поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Техника — растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирания используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

Техника — разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем — вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д. Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3-4 раза. В месте воздействия точечного массажа обычно появляется чувство опция, распирания.

Техника — «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в быстром темпе.

Техника — вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах).

От характера раздражения зависит и успокаивающий или возбуждающий эффект точечного массажа.

Так как нарушения в физическом развитие снижает адаптационные возможности организма школьника, мы считаем целесообразным применять точечный массаж в процессе коррекции состояния организма.

1.4. Основные принципы точечного массажа

Основными для точечного массажа являются следующие принципы:

1. Комплексный подход к лечению каждого заболевания.

2. Неспешность, основательность проведения всех приемов лечения.

3. Лечение каждого больного должно быть сугубо индивидуальным.

Изучая работу восточных специалистов по точечному массажу, современные исследователи пришли к выводу, что «биологически активные точки» (БАТ) обладают рядом специфических особенностей:

—низким электрокожным сопротивлением;

—высоким электрическим потенциалом;

—высокой кожной температурой;

—высокой болевой чувствительностью;

—повышенным поглощением кислорода;

—высоким уровнем обменных процессов.

Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов. Кроме того, зона воздействия при точечном массажа очень мала. Точечный массаж может применяться до оказания специальной медицинской помощи, а также в сочетании с другими методами лечения.

Основы точечного массажа.

Действие точечного массажа основано на древнейшем представлении об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, по невидимым каналам-меридианам человеческого тела течет «жизненная энергия» — «чи». Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. И пока «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал, получая равное количество энергии, несет ее ко всем внутренним органам и питает их. Как только равномерное течение «чи» нарушается, количество жизненной энергии в разных участках тела становится неодинаковым, и человек заболевает.

Эта теория перекликается с другой древневосточной теорией о том, что в основе всякого явления лежат два начала: «инь» и «янь».

Инь, несущее отрицательный заряд, является материнским началом: холодным, влажным, темным, скрытным, пассивным и изменчивым. Янь, несущее положительный заряд, — это отцовское начало: теплое, сухое, светлое, явное, инициативное, постоянное. Следуя этой теории, в человеческом организме происходит постоянное противоборство двух противоположных начал: янь и инь. Поэтому все процессы, протекающие в нем, носят либо положительный, либо отрицательный характер. Примирить их — основная задача восточной медицины.

По другой древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце — с огнем, селезенка — с землей, почки — с водой, печень — с деревом, легкие — с металлом. Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой, а человек является частью природы.

Литература

1. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. М., 1985.

2. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1956.

3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

4. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.

6. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7.

7. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 11.

8. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. М., 1985.

9. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. /Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983.

10. Верещагин В.Ю. Философские аспекты проблемы биологической адаптации человека. Л., 1984.

11. Вишаренко В.С. Детерминизм в биологических процессах. Л., 1975.

12. Волжин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

13. Волков В.М., Семкин А.А. Резервы спортсмена: Метод. пос. Минск, 1993.

14. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч., т. 5. М., 1983.

15. Выдрин В.М. Физическая рекреация — вид физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1983, № 3.

16. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория //Теор. и практ. физ. культ., 1986, № 5.

17. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь ее теории //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 5.

18. Газенко О.Г., Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М., 1986.

19. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос. СПб, 1996.

20. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М., 1962.

21. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М., 1969.

22. Данилова Л.Я. Реактивность и ее роль в патологии: Патологическая физиология /Учебн. для мед. институтов , 1994.

23. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.

24. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л., 1991.

25. Дмитриев А.А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей //Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск, 1991.

26. Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н. Киселева Е.В. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта. Малаховка, 1993.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]