САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИстатья по теме


Что такое самооценка ребенка

Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.

Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.

Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

Еще у не рожденного малыша начинает формироваться самооценка. Факт эмоциональной связи мамы и ребенка давно доказан. Переживания женщины непосредственно влияют на плод. Если беременность желанная, мама с радостью вынашивает кроху, его клеточная память способна зафиксировать данный факт. Это соответствующим образом влияет на зарождение важных личностных качеств, которые остаются с человеком на всю его жизнь.

После появления малыша на свет развитие его самооценки происходит в четыре этапа:

С момента рождения до полутора лет

Это период тактильных ощущений, когда младенец познает мир посредством прикосновений, заботы родителей и близких людей. Желанный малыш уже внутриутробно получает подсознательную информацию о том, что он нужен, значим. Появившись на свет, он нуждается в соответствующей заботе родных. У младенцев процесс анализа отсутствует, но бессознательно вырисовывается картинка:

  • вовремя покормили, убаюкали, поиграли — значит «я хороший»;
  • забыли, долго плачет, не обращают внимания — «я плохой, никому не нужен».

То есть с первого дня жизни важно обеспечить крохе достаточно тепла, заботы, внимания.

От полутора до 3-4 лет

В этот период дети активно познают мир. Делают они это различными способами. Рядом с созидательными действиями могут наблюдаться и разрушительные (открутил колеса у машинки и т. д.) В зависимости от реакции близких формируются определенные стороны самооценки. Недопустима критика, откровенный негатив. Ситуацию лучше контролировать, действуя тонко и деликатно. Необходимо дать крохе почувствовать себя самостоятельным, способным нести ответственность за сделанное. А если что-то не получилось, поддержать и предложить повторить попытку.

С 4 до 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется появлением осознания самого себя и своего места среди сверстников. Ребенку важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться и т. д. Анализируя ситуацию, малыш склонен искать причину в себе. Поэтому, если папа устал и не хочет играть в мяч, следует объяснить это сыну или дочери. Иначе ребенок решит, что причина нежелания общения кроется в его плохом поведении. Будет думать и вспоминать, что же он сделал не так. То есть появится неоправданное чувство вины, которое негативно сказывается на формировании самооценки.

С 6 до 14 лет

Сложный, интересный, длительный этап. Здесь идет формирование таких качеств, как:

  • интерес к процессу труда и достижению результата;
  • оценка его действий другими членами коллектива.

У ребенка может быть необычное хобби, но неприятие его интересов другими может повлиять на его развитие негативно. Человечек просто разуверится в себе из-за сложностей и непонимания в коллективе.

Ни в одном из этапов развития самооценки ребенка нельзя допускать ошибок. Каждый упущенный момент отразится на жизненной позиции уже взрослого человека.

Как формируется самооценка младших школьников

Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.

Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Для чего нужна самооценка

Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:

  • обучающую;
  • стимулирующую;
  • мотивирующую;
  • аналитическую.

Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты. Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.

Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.

Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Система работы по обучению детей самооценки собственной деятельности

Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.

Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.

В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей».

Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.

Высокая самооценка

– человек верит в себя, чувствует себя «на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту. Если у ребенка завышенная самооценка — возможно негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости.

Адекватная самооценка

– человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.

Низкая самооценка

свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа.
Методы определения самооценки младших школьников
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику «Лесенка”, методику изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн) «Какой Я?”.

1) Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек. Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-2 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженный); 3-5 ступенька — средний уровень самооценки (правильный); 6-7 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенный).

2) Методика «Какой Я ?»

Методика, «Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

ответы типа «да” оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет” оцениваются в 0 баллов ответы типа «не знаю” или «иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

«Какой Я?»

Да Нет Не знаю, иногда

  1. Хороший
  2. Добрый
  3. Умный
  4. Аккуратный
  5. Послушный
  6. Внимательный
  7. Вежливый
  8. Умелый (способный)
  9. Трудолюбивый
  10. Честный

Выводы об уровне развития самооценки:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

1-0балл — очень низкий

Проведя такое исследование в первом классе, выяснилось, что у большинства детей высокая самооценка 15 учеников, адекватная самооценка у 3 учеников, 8 учеников заниженная самооценка.

Согласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да” на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда”, «честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле. Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним. Ученик должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе.

Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

Однако, для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых к ребёнку «слов учителя». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации к школе. Поэтому я пытаюсь сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к работе.

  • Молодец!
  • Замечательно!
  • Умник! Умница!
  • Ты меня удивил(а)!
  • Красивое оформление работы!
  • Восхитительно!
  • Прекрасно!
  • Здорово!
  • Я горжусь тобой!
  • Ты меня порадовал(а)!
  • Мне нравится , как ты работаешь!
  • Это действительно прогресс!
  • Спасибо!
  • Всё идёт прекрасно!
  • Хорошо, благодарю тебя!
  • Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
  • Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
  • Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
  • Я признательна тебе за…
  • Я благодарна тебе за…
  • У тебя всё получится.
  • Я верю в твой успех.
  • Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты — молодец!
  • Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.

Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
Стимулируют учащихся к самооценке, вызывают желание задуматься и изменить отношение к своей работе следующие слова:

  • А тебе это нравится?
  • Как ты к этому относишься?
  • А ты доволен (довольна) своим результатом?
  • Я этого очень ждала, а ты?
  • Ты меня озадачила.
  • Что с тобой случилось?
  • Что с тобой произошло?
  • Постарайся не спешить при выполнении задания.

Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:

  • я тысячу раз говорил тебе, что…
  • сколько раз надо повторять…
  • о чем ты только думаешь…
  • неужели тебе трудно запомнить, что…
  • ты становишься…
  • ты такой же, как…
  • отстань, некогда мне…
  • почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет…

Таким образом, мы учителя должны вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности. Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно у детей младшего возраста. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Оценочный приговор ставит детей в безвыходное положение.

Особенно опасно её применение при обучении детей в первом и втором классе. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Учителям необходимо не просто отказаться от выставления отметок обучающимся 1-х и 2-х классов, но и перестроить всю свою оценочную деятельность.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Важность самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, и получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
  2. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
  3. Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
  4. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
  5. Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
  6. Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

Введение процедуры самооценивания в педагогический процесс.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: «плюс»(+) — задание выполнено верно; «минус»(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; «кружочек»(-) — задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка.

— ВЕРНО — НЕВЕРНО — СОМНЕНИЕ

Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение или оценить усвоение нового материала.

Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Понятие самооценки в младшем школьном возрасте

Определение 1
Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств.

В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. В связи с этим обязательным условием для гармоничного развития личности ребенка является адекватная самооценка.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

Особый период для формирования самооценки

Резкое снижение самооценки возможно при поступлении ребенка в школу. Родителям очень хочется, чтобы их сын или дочь были лучшими, а их самих хвалили за воспитание. И, если учитель жалуется на ученика, папы и мамы разочаровываются и злятся. Причем злятся на самих себя, на свои неоправданные ожидания. А негатив вымещают на ребенке.

Первоклашка ощущает, что взрослые объединились и стали в «одну линию». Они вместе начинают поучать, высказывать негатив в сторону ребенка. Как же не снизиться самооценке?

Родителям необходимо понимать, что они поддержка, та «стена» на которую можно опереться. Даже если плохие отметки, что-то не так с поведением, родным необходимо занять сторону младшего члена семьи. Попытаться разобраться, помочь. Сказать учителю: «Может, вы в чем-то и правы, но мы вчера старательно делали уроки. Еще подучим и все исправим». А для сына или дочери найти слова, которые помогут восстановить баланс. То есть похвалить за старания по дому и т. д.

В любой ситуации ребенок должен помнить, что родители его любят! Говорите об этом, показывайте действиями. Малыш должен знать, что как бы мама (папа) не сердились, они рядом и всегда поддержат.

В некоторых ситуациях, чтобы определить уровень самооценки, необходимы визиты к психологу. Это поможет взрослым понять, правильно ли они ведут себя в конкретных ситуациях и вообще по отношению к своему ребенку.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.

Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.

Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить. Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу. Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.

Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

Особенности самооценки подростка

Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

Как повысить самооценку

Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.

Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.

Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.

Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]