Определение понятия «конфликт»
Если задаться целью, то из современной психологической литературы можно почерпнуть более сотни определений этого термина с ощутимыми различиями в формулировании.
Из наиболее распространенных стоит упомянуть такие:
- Конфликт — это выражение субъективных или объективных разногласий, нашедших выражение в поединке сторон.
- Конфликт — это один из острейших способов решения существенных разладов, возникших во время взаимодействия его субъектов и сопряжен с отрицательными эмоциями.
Возникает ряд вопросов. Что можно считать существенным противоречием, что такое разногласие в общем и как отличить его от конфликта?
Способы разрешения
Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.
- Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
- Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
- Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
- Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
- Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
- Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
- Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
- Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.
Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.
Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно.
Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.
Различие между противоречием и конфликтом
Кроме Юрия Рождественского, никто из специалистов не считает разногласие речевым актом. Знаменитый лингвист определяет три стадии развития схватки интересов, которые стали причиной проблемной ситуации. Он считает, что ими являются:
- разница во мнениях;
- разногласия в обсуждениях;
- неприкрытая борьба в действиях, выраженная конфликтом.
Из этого следует, противоречие — это диалог, иными словами речевой акт, при котором стороны выражают разногласия. Конфликтом же стоит считать речевые акты субъектов, которые обращены на причинение вреда противнику.
Состав, структура конфликта
Для того, чтобы понятие и функции конфликта стали ясными, необходимо ознакомиться с четырьмя основными его составляющими: динамикой, структурой и управлением.
Структура названного понятия состоит из:
- предмета спора или объекта;
- субъекта (-ов), то есть конкретных индивидов, организаций, групп, учавствующих в нем;
- масштаба (он может быть глобальным, региональным, локальным или же межличностным);
- условий, в которых протекает конфликт;
- тактики и стратегии сторон;
- возможных исходов конфликта, результатов, последствий, а также осознания этого.
Настоящий конфликт — это комплексный развивающийся процесс, который следует по таким стадиям:
- Предметная ситуация. На этом этапе рождаются объективные причины для его начала.
- Конфликтное взаимодействие. Эта стадия представляет инцидент, либо же временное развитие затруднительной ситуации.
- Полное или частичное разрешение проблемной ситуации.
Функции конфликтов
Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников:
- конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей);
- диалектическую (нахождение причин конфликта);
- деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).
Это основные функции конфликта, выражающиеся в его последствиях, но многие авторы выделяют еще несколько, в зависимости от своих взглядов.
Трактовка функции конфликтов
Научная литература демонстрирует разное отношение к описываемому вопросу. Как явление отрицательного порядка, проблемная ситуация нуждается в разрешении, а по возможности лучше ее и вовсе избегать. Это мнение содержится в работах авторов административной школы. И группа специалистов, относящихся к школе «человеческих отношений» придерживаются аналогичной мысли. Ведь присутствие проблемных взаимодействий в организации означало неправильное управление и малоэффективную работу.
Сегодня существует мнение, что разногласия возникают, а в отдельных случаях желательны, даже в организациях с продуманным управлением. Позитивные функции конфликта состоят в обнаружении различных точек зрения, множества источников информации, а также вскрытии проблемных мест. Но отрицательные его проявления заключаются в возможном возникновении насилия, дезорганизации, замедлении темпов развития и др.
Следует сделать вывод, что функции конфликтов заключаются в развитии группы или личности, но и могут привести к отрицательному самоощущению, ухудшению работы в группе или организации. Правильное или безграмотное управление проблемной ситуацией решает ее роль для субъектов, деструктивные функции конфликта могут взять верх.
Вывод
Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
В современной теории управления персоналом, и теории управления организацией в целом, представление о функциях конфликта весьма неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта, некоторые ограничиваются пятью, однако существует определённый набор функций, которые безоговорочно признают все современные исследователи рассмотренного вопроса.
В соответствии с этим, в ходе работы было рассмотрено 3 основных подхода к определению и градации функций конфликта, а именно, функциональная классификация Л. Козера, функции конфликтов, определённые М.А. Юлюм и Н.В. Молоткова на основе работ классиков, а так же функциональная классификация по позитивному и негативному влиянию соответствующих функций на коллектив и деятельность организации в целом.
В процессе данного исследования было выяснено, что наиболее эффективным и оптимальным подходом к определению функций конфликтов, применительно к управлению персоналом, является подход конструктивно-диструктивного определения функций, в котором объективно представлены как позитивные, так и негативные функции конфликта.
Классификации конфликтов
Современные авторы предлагают большой выбор классификаций согласно разным принципам. Так, социолог Андрей Здравомыслов представляет классификацию по уровням сторон конфликта:
- между культурами (типами культур);
- между государственными формами;
- между и внутри институций;
- между ассоциациями.
Группы, втянутые в конфликт, могут разделятся на:
- группы, основанные на общем положении;
- этнические;
- группы интересов;
- между личностями.
Американский филосов Ральф Дарендорф определил одну из обширнейших его классификаций:
- по масштабности;
- по социальным последствиям;
- по источникам возникновения;
- по формам борьбы;
- по отношению субъектов к конфликту;
- по особенностям условий происхождения;
- по использованной сторонами тактике.
А. В Дмитров классифицирует социальные конфликты по сферам: на политические, экономические, трудовые, образования, социального обеспечения и др.
Функции социального конфликта:
- интегративная;
- инновационная;
- активизации социальных связей;
- преобразования отношений;
- сигнализации об очагах социальной напряженности;
- профилактическая;
- информационная;
- адаптивная;
- социальных изменений.
Если стороны социального конфликта в состоянии его урегулировать, то это служит стимулом для прогрессивных изменений в обществе.
Функции социального конфликта служат для определения важности данной затруднительной ситуации. Относительно конкретного субъекта конфликты делятся на:
- Внешние (межгрупповые, между субъектом и группой, межличностные);
- Внутренние (личностные конфликты).
Психологи также разделяют взаимодействия подобного рода на мотивационные, ролевые, когнитивные и другие.
Курт Левин считал, что мотивационные конфликты стоит причислить к внутриличностным. Примерами подобных могут быть неудовлетворенность работой, недостаток веры в себя, стрессы и перегрузки на работе. Берковиц, Майерс и Дойч относили эту же категорию к групповым.
Когнитивные конфликты у разных авторов также относятся как к межгрупповым, так и к внутриличностным.
Ролевые конфликты, суть которых в проблеме выбора подходящего варианта среди нескольких, рассматриваются на межгрупповом, межличностном и внутриличностном уровне. Согласно работам Фреда Лютенса, внутриличностные конфликты следует разделять на: целевоые, ролевые и фрустрационные.
Причины конфликтных ситуаций
Самые распространенные предпосылки к развитию конфликта:
- Первопричиной возникновения разлада, может послужить банальное недовольство чем-нибудь или кем-нибудь. Усугубляется ситуация, когда неприязнь имеет накопительный характер. Человек трамбует неудовольствие в себе, затем срывается и выплёскивает весь негатив. Обычно в такой ситуации эмоции берут верх над разумом.
- Неуверенность в себе является ещё одной причиной психологии конфликта. Это зерно внутренних разногласий, не позволяющее человеку проявить себя самодостаточной личностью. Иногда такое состояние приводит к депрессии.
- Ещё одной причиной возникновения непримиримых разногласий, является затрагивание чужих интересов, усугубляют ситуацию публичные столкновения. Такие споры распространены в обществе, особенно в небольших коллективах.
Межгрупповые и межличностные конфликты
Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов определенных групп. Толчком для возникновения подобной ситуации может стать схватка за ресурсы или влияние в организации, состоящей из ряда групп с отличающимися интересами.
Наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Большая часть их возникает из-за борьбы за материальные ценности, хотя внешне это выглядит, как дисбаланс во взглядах или мировоззрении. Иными словами, это коммуникационные конфликты.
По характеру такие ситуации делятся на:
- Объективные — реальные проблемы.
- Субъективные — оценка поступков или явлений.
А по последствиям они классифицируются как:
- Конструктивные — рациональные изменения.
- Деструктивные — разрушение.
Алгоритм действий при управлении конфликтом
Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.
Затем он применяет лучший из возможных способов решения.
Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:
- компромисс;
- сублимация;
- уход;
- вытеснение;
- переориентация;
- коррекция и др.
Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.
На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.
Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.
Виды послушания
(
В деловом общение в принципе нет понятия «виды послушания», поэтому написала про «виды слушания». Вот так. Далее под звездочкой есть только одно упоминание понятия «виды послушания» в д.о)
Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания
.
Направленное, критическое слушание.
Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.
Эмпатическое слушание.
При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.
Нерефлексивное слушание.
Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:
· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;
· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;
· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;
· партнер застенчив, неуверен в себе.
Активное рефлексивное слушание.
При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:
· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);
· перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);
· отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);
· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).
(Это все что я нашла, где упоминается слово «послушание» в деловом общение)
В отечественной социальной психологии, утверждает Р.М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог .
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.
Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего, речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания
и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.
Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.
В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль над собой и своей жизнью.
Примеры похожих учебных работ
Общение как коммуникация Система отношения
… субект-субектные (человек — предмет деятельности), но и субект-субектные отношения (человек — человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности. Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как …
Специфика семейного общения и развитие эмоциональных отношений в браке
… относят взаимодействие, в том числе общение, человека … отношения в супружеской паре 0,5-1,5 года. Затем снижается напряженность эмоционального подъема, отрицательные характеристики партнера … более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения …
Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек
… представляет собой сложный механизм межличностного общения, какмы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно отнестидва вида …
Особенности семейного конфликта
… группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая – влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения. В …
Супружеские конфликты и механизмы их разрешения
… отношений. — Выявление причин, провоцирующих супружеские конфликты. — Рекомендации предотвращения супружеских конфликтов … учитывать особенности поведения своего партнера. Поведение мужчины и … образцом поведения. Манера общения, особые нюансы матери …