Процесс становления личности: возрастные этапы и конфликты, факторы

Прежде чем говорить о становлении личности, нужно понять, что же такое «личность». Традиционно в психологии этим термином описывается модель ролевого поведения, которая формируется под влиянием социальных ожиданий. Так, человек приобретает социально одобряемые привычки и навыки: становится воспитанным, образованным, получает необходимую обществу профессию и реализует себя в ней.

Более поздний и, следовательно, более современный подход описывает личность как самостоятельную и уникальную целостность, развитие которой подчинено не социальным ожиданиям, а личностному росту и самосовершенствованию. Человек развивается как бы в противовес обществу, пытаясь выделиться из массы.

На первый взгляд, описанные точки зрения кажутся взаимоисключающими. Тем не менее постулируемые ими тезисы находят подтверждение в жизни каждого человека, что мы покажем ниже.

Процесс становления личности

Человек становится личностью в процессе эволюционного, то есть постепенного, развития. Это многофакторный процесс, включающий в себя не только воспитание и получение образования, но и в целом складывание индивидуальной системы взаимодействия с миром во всех его аспектах – межличностном, интимном, профессиональном.

Процесс становления личности включает в себя следующие механизмы, или фазы:

  1. Адаптация.
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция.

В ходе фазы адаптации человек усваивает правила и нормы поведения, диктуемые внешним миром. Этот механизм также называют социализацией. Он является базовым для становления личности и ведущим до подросткового возраста.

В ходе фазы индивидуализации мотивация изменяется. К этому времени человек уже стал «как все» и теперь для него становится актуальным развитие качеств, которые отличали бы его от других людей. Механизм индивидуализации приобретает большое значение в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе фазы интеграции личность находит компромиссную форму существования, при которой её индивидуальные особенности находят поддержку в обществе или у отдельной группы, позволяя человеку интегрироваться в систему.

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Тематика: Личностный рост

Как происходит становление личности

Человек становится личностью в результате преодоления внутриличностных возрастных конфликтов. Под внутриличностным конфликтом понимается противоречие, возникающее между «Я» и внешним миром. В психологии считается, что каждому возрастному периоду свойственен один ведущий конфликт. То, каким образом индивид выходит из него, влияет на то, как он будет развиваться в дальнейшем:

  1. Разрешение возрастного противоречия приводит к скачку в развитии и переходу на следующий этап становлении личности.
  2. Неразрешение возрастного противоречия или его негативное разрешение приводит к появлению внутренних комплексов, психических расстройств и нарушений в будущем.

Несмотря на то, что становление личности происходит последовательно, человек может – сознательно, под влиянием обстоятельств или с помощью психолога – вернуться к неразрешённым в прошлом конфликтам для того, чтобы скорректировать своё развитие.

Среда обитания

Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.

Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.

Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.

Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?

Этапы и конфликты

Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) сформулировал наиболее полную концепцию психосоциального развития индивида. Он выделил восемь этапов, из которых для темы становления личности важны первые шесть. На каждом из них человек разрешает встающие перед ним противоречия, которые могут быть сформулированы в виде простых вопросов.

Вызывает ли окружающий мир доверие?

Две потребности – в безопасности и в заботе – являются важнейшими для становления личности. Именно они лежат в основе пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Их же постулирует и Э. Эриксон как основные потребности младенческого этапа развития:

  1. Если мама заботится о малыше, вовремя кормит его и создаёт ему комфортную среду, то у личности формируются зачатки позитивного отношения к окружающему миру.
  2. Если же малыш часто кричит, ему плохо и не хватает внимания, то это создаёт у него внутреннее напряжение, а конфликт младенческого возраста разрешается с негативным результатом.

В первом случае становление личности будет происходить под флагом оптимизма и радости. При втором варианте постоянный стресс, испытываемый младенцем, приводит к тому, что во взрослом возрасте такой человек, скорее всего, будет не доверять окружающему миру и опасаться его.

Могу ли я?

На втором году жизни ребёнок переходит к активному взаимодействию с миром. Появившаяся возможность самостоятельного передвижения открывает потрясающие перспективы: теперь можно действовать самому или самой. «Могу ли я забраться на этот стул?», «могу ли я дотронуться до кошки?», «могу ли я побежать?» и ещё тысячи подобных вопросов решает личность в процессе своего становления на этом этапе.

  1. Если ребёнок положительно отвечает на возникающие вопросы, то к следующему этапу развития он приходит с зачатками таких важных качеств, как независимость и способность к волевому усилию.
  2. Если родители ограничивают ребёнка в его стремлении расширить пределы своей самостоятельной деятельности, препятствуют его инициативам, то это приводит к формированию низкой самооценки.

При негативном разрешении конфликта этого возраста личности становится присуще чувство стыда, сомнение в себе и в своих возможностях.

Буду ли я что-то делать?

Если на предыдущем этапе становления личность поняла, что она может самостоятельно действовать, то в период дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) ей потребуется ответить на вопрос: будет ли она что-то делать. Деятельность ребёнка усложняется, это «возраст игры», когда он пробует различные формы сложной активности. Характер и исходы возрастного конфликта похожи на предыдущий:

  1. Если игры не прерываются и поддерживаются взрослыми, то у личности закрепляется такие важные качества, как инициативность и целеустремлённость.
  2. При негативном исходе формируется чувство вины («я всё делаю неправильно») и пассивность («лучше я ничего не буду делать»), которая является защитным механизмом – способом избежать подавляющего чувства вины.

Способен ли я?

Чем дальше – тем сложнее. В школьном возрасте потребуется осваивать сложные знания и умения. Для успешности этого процесса жизненно важно быть независимым, инициативным и целеустремлённым – то есть обладать качествами, которые образовались в результате положительного разрешения двух предыдущих возрастных конфликтов. И наоборот, пассивные дети с низкой самооценкой испытывают сложности в дальнейшем становлении личности, в том числе в осваивании новых знаний.

Плохая успеваемость, безволие, низкий социальный статус в группе – всё это приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя способным в той же степени, в которой способны сверстники. Существует вероятность формирования комплекса неполноценности. На горизонте – гормональный «взрыв» и высокая турбулентность.

Кто я и кем я буду?

Человек, становление которого происходило в позитивном ключе, скорее всего, продолжит своё развитие в подростковом возрасте таким же образом. Все сложности будут преодолены, а результатом локального возрастного кризиса будет нахождение себя целостной и непротиворечивой личностью. В юношеском возрасте человек самоопределяется со своим дальнейшим путём, формируя основу своей будущей взрослой жизни.

Если у подростка не получается ответить на вопросы «кто он» и «кем он будет» или ответы на них его не устраивают (то есть его образ идеального не соответствует реальным возможностям и обстоятельствам), то у такой личности формируется чувство бессмысленности и бесцельности жизни. Это приводит к появлению различных форм девиантного поведения: хулиганство, употребление спиртного и наркотиков, вступление в беспорядочные связи, попытки суицида и прочее.

Подростково-юношеский этап – последняя возможность скорректировать негативный тренд развития личности на более позитивный. Задача взрослых – попытаться нормализовать подростка: предложить ему альтернативную цель, наполнить жизнь смыслом, помочь воспринять реальность такой, какая она есть.

Будет ли кто-то рядом со мной?

К 20 годам человек определяется с основными экзистенциальными вопросами, и у него появляется время и потребность реализовать себя в менее жизненно важной, но тем не менее необходимой сфере – в интимных отношениях с другой личностью. Молодой человек практикуется в их построении – и это нормально: поиск своей «половинки».

Противоречие ситуации заключается в том, что близкие отношения предполагают ограничение собственной независимости и воли – свойств, которые являются доминирующими со времени положительного разрешения конфликта раннего детства, то есть почти всю жизнь.

Как и на других этапах, которые проходит личность в процессе становления, результат этого периода может выражаться в двух полярных вариантах:

  1. При положительном разрешении человек приобретает привычку иметь партнёра.
  2. Если ни одна из попыток близких отношений так и не смогла сложиться удовлетворительным для человека образом, то победит независимость.

Сильная потребность в независимости затрудняет установление близких гармоничных отношений.

Наследственность

Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).

Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.

Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.

А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни. Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.

Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное? Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.

Факторы становления личности

К факторам, помогающим становлению личности, относятся:

  1. Уровень развития социальной среды и её ценностей.
  2. Доступ к материальным и духовным благам (в том числе к образованию).
  3. Благополучная семья.

Традиционно семью ставят на первое место. Однако даже самая благополучная семья, давшая ребёнку прекрасное воспитание, никак не сможет помочь в дальнейшем его становлении, если в обществе не уважается Личность, а его ценности сведены исключительно к архаичному религиозному мировоззрению и к фактору воспроизводства населения.

Видео


Кофе капсульный Nescafe Dolce Gusto Капучино, 3 упаковки по 16 капсул

1305 ₽ Подробнее


Кофе в капсулах Nescafe Dolce Gusto Cappuccino, 8 порций (16 капсул)

435 ₽ Подробнее

Ноутбуки Asus Vivobook S15

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Юность (16-23 года)

Индивид выбирает профессию, учиться, начинает окончательно определяться со своим местом в социуме. Основная задача:

  • выбор и освоение любимого дела;
  • поиск работы;
  • зарабатывание денег;
  • обучение самостоятельности;
  • отделение от родителей (полезным бывает переезд в другую страну/город на учебу/работу и т. д.).

Важно закрыть эти аспекты жизни, чтобы в следующих этапах человек мог заняться решением других. Постепенно заканчивается формирование тела, и одновременно происходит совершенствование уже в направлении когнитивных способностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]