Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное
- абстрактное
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное
- непреднамеренное
Виды воображения
- Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
- В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
- Пассивное преднамеренное воображение– это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- точность
Специфические характеристики воображения
- Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
- Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
- Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют
- ситуации незавершенности
- разрешение и даже поощрение множества вопросов
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок
- билингвистический опыт
- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность
- неодобрение воображения
- жесткие полоролевые стереотипы
- разделение игры и обучения
- готовность к изменению точки зрения
- преклонение перед авторитетами
Активное и пассивное воображение
При непроизвольном воображении новые образы возникают под влиянием мало осознаваемых или неосознаваемых потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, когда человек спит, находится в сонном состоянии, в дневных грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сны, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе является и деятельность воображения, разворачивающаяся в полусонном, сонном состоянии, например, перед засыпанием.
Со снами всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это связано с природой сновидений, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а иногда даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и событий. Причина такой природы сновидений заключается в том, что сон является проявлением особой активности изолированных групп нервных клеток коры головного мозга в условиях, когда вторая сигнальная система заторможена. Торможение вторых сигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают причудливые, хаотичные сочетания обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. В.А. Крутецкий считал, что сны — это небывалая комбинация былых впечатлений [19].
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Оно характеризуется осознанием не только цели, но и мотивов деятельности, ради которых человек вынужден продуцировать новые образы. Волевое воображение делится на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно создаются новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных культурных объектах. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия образов в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью определенных операций. Е.А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциация и ассоциация [30].
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются диссоциации и в них выделяются элементы, которые впоследствии войдут в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — это первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация — это создание целостного образа из элементов изолированных единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными и чисто случайными сходствами [14].
Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный зрительный образ.
Абстрактно-логическое воображение — это такое воображение, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические отношения.
Образное представление времени — продукт такого представления, которое может быть насыщено деталями, обобщено или схематизировано, изменено по яркости, дифференцировано.
Образное представление пространства — это такой образ, с которым можно производить следующие операции: мысленное вращение, преобразование масштаба, перемещение объектов, объединение составных частей, изменение пространственной ориентации, увеличение, группировка, деление и другие.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Мир воображения: воображение в психологии
Воображение в психологии понимается как сложный психический процесс, который создает новые образы предметов, ситуаций и явлений на основе прошлых восприятий. Проще говоря, воображение – это создание чего-то нового из чего-то старого. Представление того, как выглядит давно разрушенный античный храм на основе его описания или же придумывание несуществующего животного с рогами и крыльями используют уже известные элементы для того, чтобы мы поняли, как выглядит то, чего на данный момент в действительности не существует.
Мышление и воображение
Специфика понятия воображения заключается в том, что его сложно отделить от того же наглядно-образного мышления (оперирование образами, а не вербальными единицами – слова, слоги, обороты, оклики и т.д – для решения задачи, без использования предметов из этой задачи в реальной жизни). Долгое время существовала идея, что воображение способно создавать мысли, которые по своей сути являются сформированными психикой связями между образами и/или знаниями. Но такой подход не мог долго существовать, ведь тогда мышление, как психический процесс, не имело бы никакого смысла. Ученые пришли к выводу, что основной отличительной чертой воображения будет создание именно новых, ранее не воспринимаемых человеком образов. А.В.Брушлинский, советский и российский психолог, подчеркивает тесную взаимосвязь мышления и воображения на основе того, что воображение оперирует продуктами мышления (общениями, умозаключениями, анализом, синтезом и абстракцией), а само мышление опирается на те чувственные образы, что создает воображение.
Виды воображения
На сегодняшний день в психологии разделяют следующие виды воображения:
- репродуктивное создает образ, элементы которого уже известны человеку. Например, при описании литературного героя среднего возраста, у которого голубые глаза и есть усы, мы используем несколько уже известных нам элементов (в данном случае, лицо мужчины среднего возраста, голубые глаза и усы). Сюда же можно отнести воспроизведение того, как будет выглядеть дом, основываясь на его чертеже.
- продуктивное воображение, которое также называют творческим, подразумевает создание образов, не похожих на то, что когда-либо воспринимал субъект. Тут также используются уже известные элементы, но, в отличие от репродуктивного типа, творческое воображение создает то, чего, по сути, в реальности нет. Например, у нас есть два элемента – сиреневый цвет и дикая лисица. Совмещая их, мы создаем то, чего, по нашему мнению, в реальности нет, а именно – сиреневую лисицу.
- пассивным воображением называется то воображение, которое действует без наших волевых усилий. Примером тут служит сновидение или же галлюцинации.
- активное воображение, соответственно, обязательно сопровождается нашим намерением что-то представить или придумать.
- конкретное воображение базируется на наглядном представлении предметов.
- абстрактное же воображение оперирует обобщенными образами, а именно – символами (вербальными и невербальными), схемами и идеями.
- пластичное воображение, которое Л.С.Выготский, известный своей культурно-исторической концепцией, описывает как то, что заимствует свои элементы извне (можно назвать объективным).
- расплывчатое – то, которое оперирует более эмоциональными образами (можно назвать субъективным).
Так же существует категоризация воображения на основе области ее применения. Например, французский психолог и педагог конца 19 столетия Теодюль Рибо приводит следующие виды:
- мистическое, которое использует символы,
- научное, что является более рациональным,
- практичное и механическое, образы которого могут переходить в речевую (вербальную) форму,
- в сфере торговли, часто опирающееся на интуицию,
- в сфере утопии, где является зеркалом для социальных и этических отношений.
Механизмы воображения
На данный момент в психологии известны следующие механизмы воображения, позволяющие ему выполнять свои функции:
- Гиперболизация – преувеличение качественных или количественных свойств предмета (огромная проблема, миллиард комаров и т.д.).
- Литота – преуменьшение, механизм обратный гиперболизации.
- Заострение или акцентуация – подчеркивание отдельных признаков (примером могут служить карикатуры, где у болтуна длинный язык, а у вруна – нос).
- Агглютинация (комбинирование) – совмещение двух элементов (зеленое облако, собака размером с слона, книга с крыльями и т.д.)
- Схематизация – упорядочивание, обобщение элементов в понятную структуру (орнаменты, росписи).
- Типизация – выделение чего-то общего у нескольких образов и отведение их в отдельную группу (врачи, представители семейства кошачьих, художественные книги и т.д.).
Значение воображения
Значение воображения отражается в любой жизненной ситуации, а некоторые его функции присущи только людям, что делает нашу стадию развития воображения филогенезе одной из отличительных черт человека, как вида. Воображение стало важным достоянием человеческой психики благодаря следующим его функциям:
- Регуляция эмоциональных состояний индивида. Например, воображение может выполнять компенсаторную роль, помогая человеку избежать фрустрации – состояния, вызываемого несоответствием желаемого и возможностей его достичь. Классическим примером изучения именно этой функции воображения являются теории психоанализа.
- Регуляция физиологических состояний человека. Исследования показали, что процесс воображения может вызвать активность довольно многих участков мозга, в том числе и гипоталамо-лимбической системы. Поэтому вполне логично сделать вывод о влиянии этого процесса на наш организм. Ярким примером может послужить то, что в каждую годовщину Варфоломеевской ночи у знаменитого философа Вольтера поднималась температура при единственной мысли о тысячах убитых гугенотов в 1572 году.
- Решение задач на основе оперирования образами. При решении задач с достаточным количеством известных данных мы используем мышление, но, когда этих данных слишком мало, и нам надо выйти за рамки привычной системы решения задачи, мы используем воображение. Таким образом можно сказать, что мышление создает теории, а воображение – гипотезы.
- Антиципация. Для того, чтобы придумать план действий, который мы хотим исполнить в будущем, необходимо использовать воображение. Ведь, как говорилось ранее, для решения задачи со многими неизвестными, которым и является наше будущее, мы задействуем не столько мышление, сколько воображение. Для того, чтобы быть уверенным в своем плане, необходимо сначала проиграть его в своей голове. Можно сказать, что наша память – это взгляд в прошлое, мышление – в настоящее, а воображение – в будущее.
- Планирование и программирование деятельности. Выстроив и проиграв план действий в своей голове, мы также с помощью воображения настраиваемся на эту деятельность. Этот процесс является симбиозом функций антиципации (предугадывания) и регулирования. А.Р.Лурия, один из основателей нейропсихологии, описал ситуацию, которая произошла с Соломоном Шершевским, известным своей феноменальной памятью, когда тот готовился выступать в суде. Он воображал судебный процесс в своей голове, представляя, что судья находится справа. Но, когда Шершевский прибыл в суд, судья сидел слева от него, из-за чего вся его логика пропала, он растерялся, и дело было проиграно.
Помимо функций, как психического процесса, воображение также выполняет свою роль, как причина индивидуальных особенностей человека. То, как и сколько человек использовал свое воображение, влияет на проявление творческой деятельности, воли, склонности и желанию к конкретному виду активности. В рамках своей социо-исторической концепции Выготский посвящает проблеме роли воображения в становлении личностных особенностей индивида целую книгу – «Воображение и творчество в детском возрасте».
Фантазия и воображение
Некоторые авторы рассматривают фантазию и воображение, как синонимичные понятия, однако их стоит разделить. По своей сути, фантазия является продуктом воображения, отличительной чертой которого можно назвать его нереализованность. Она призвана выполнять компенсаторную функцию для регуляции эмоциональных состояний; может быть активной или пассивной, в основном, рассматривается, как репродуктивный процесс. Фантазируя, мы не направлены на осуществление содержания наших фантазий, которые являются для нас интимными, а их источник находится в нашем бессознательном. Однако, фантазии могут подтолкнуть нас к действиям, для которых будет использоваться уже продуктивное воображение. Такая цепочка является основой для многих произведений искусств и научных открытий.