Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.
Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.
Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.
Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.
История открытия и изучения
В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.
Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический
Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.
Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.
От самого слабого к вершине иерархии
Воображение неспроста появилось у нашего далекого предка много тысяч лет назад. Без него он не смог бы выжить в первобытной саванне.
Первобытным людям, не имеющим ни клыков, ни когтей, не обладающих скоростью гепарда или силой льва, было очень трудно конкурировать с животными за место под солнцем: добывать себе пищу и самим не становиться ею.
75 000 лет назад наш предок являлся самым слабым в саванне, на грани вымирания от голода. Человеческая популяция составляла около 2000 особей, потомками которых и является современное человечество. В науке этот период принято называть «эффектом бутылочного горлышка».
Кроме нас, Homo Sapiens, существовало еще семь ныне известных видов людей. Через небольшое по историческим меркам время наш вид уничтожил все остальные виды людей, истребил большинство видов животных на планете и вырвался на первое место в пищевой иерархии. Каким образом нам удалось это сделать?
Функции
- Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
- Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
- Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
- Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.
Как возникают образы
Существуют различные способы их создания.
Акцентирование – это выделение каких-либо частей, черт или свойств. Здесь используются следующие приемы:
Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение. Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.
Комбинирование – создание нового способом комбинации частей уже имеющегося.
Утрирование – умышленное усиление какой-либо характерной черты или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет утрированием.
Преувеличение и преуменьшение. Ярким примером того и другого можно считать Гулливера.
Комбинирование – сочетание элементов уже существующего в новых комбинациях.
От счетов к хай-теку
Промышленная революция XIX века, информационные революции века XX сменяют друг друга. Все идет на увеличение, усложнение и ускорение. Значение развитого воображения тоже усиливается.
Еще полвека назад детей в школе учили считать на счетах. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров и скоростного интернета — добавочной реальности, создающей абсолютную связь между людьми.
Человечество стоит на пороге нового технологического прорыва — роботов и искусственного интеллекта. Не успели подумать, чем это нам грозит, а некоторые и испугаться, как новая напасть — коронавирус. Природа принуждает человечество к объединению, иначе с эпидемией не справиться. Только объединенное человечество сможет перейти в новую фазу развития — уретральную.
Как это ни странно звучит, но помочь нам пережить пандемию может… развитое воображение.
Виды воображения
Активное воображение – процесс решения какой-либо задачи (творческой или личностной). Человек оперирует конкретной информацией, создавая новые связи между образами.
Пассивное – отвечает внутренним потребностям. Образы помогают вытеснить отрицательные эмоции, либо снизить их интенсивность, а положительные же, наоборот, укрепляют.
Непроизвольное (непреднамеренное) – вызывает появление образов в состоянии пониженного контроля со стороны сознания. Это могут быть сны, состояние дремоты, полусна-полуяви, галлюцинации и грезы (создание идеального мира, где человеку комфортно).
Силу непроизвольного воображения доказывает всемирно известный пример, когда Д.И. Менделееву приснилась его периодическая система химических элементов, над которой он много работал, однако, никак не мог завершить.
Антиципитирующее воображение – способность людей предвидеть результаты деятельности, которую они совершают.
Воссоздающее – создание образов по описанию. Оно помогает при чтении книг, полезно везде, где необходимо по схемам и чертежам создавать реальность (архитекторам, инженерам, проектировщикам и др.).
Творческим воображением называют создание новых идей и образов, ценных для других. Строятся они путем анализа и синтеза уже существующих, либо создания идеальных, не существовавших ранее фигур.
Мечта – процесс создания образов будущего. Может быть бесплодной и действенной
Действенность – важное качество для воплощения творческих замыслов
Воображение в психологии
Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:
- Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
- Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
- Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
- Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
- Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
- Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.
Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:
- Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
- Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
- Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.
Развитие воображения
Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.
Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить
Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи
Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
«Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.
Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.
Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.
Скандал в благородном семействе, или Возможно ли творчество без воображения?
Итак, ученому и изобретателю необходимо воображение. Нужно ли оно художнику? На первый взгляд, ответ очевиден. Но, видимо, не всем. По крайней мере, в художественных училищах работают над техникой, а не над развитием воображения студентов. Каков результат?
В начале 2000-х волна подделок захлестнула художественный рынок. Подделки попадают даже на аукционы Christie´s и Sotheby´s, так как их качество настолько высоко, что даже эксперты затрудняются однозначно судить об авторстве представленных на их суд работ. Грандиозный скандал разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby’s и Christie’s опубликовали свои каталоги. Оба дома предложили покупателям одну и ту же картину — «Вазу с цветами» Поля Гогена. Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал.
Конечно, художники-копиисты таким способом делают деньги. Но встает законный вопрос: почему обладатели такой великолепной техники не создают собственные картины, ведь никакие деньги не могут заменить реализации. Ответ прост: для собственного творчества им не хватает воображения. Сравните их судьбу с судьбой, например, Сальвадора Дали, который говорил в свойственной ему эпатажной манере о воображении так: «Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»
Без воображения не может быть творчества, а следовательно, и культуры, ведь основной инструмент культуры — искусство — невозможно без творческого воображения. Фрейд определял культуру как «способ существования, которое выбрало человечество в целях собственного сохранения». Культура консолидирует общество, ограничивает нашу все возрастающую неприязнь. Без культуры общество нежизнеспособно.
В прошлом люди с развитым воображением продвигали науку и культуру. Что изменилось в наш технологический век?
Воображение и творчество
Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.
Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.
Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.
Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.
Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.
Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.
Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.
Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
/ Главная / Учебники / Общая психология / Воображение
Общая характеристика воображения и его функции Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого. Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления. Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: — источником возникающих образов служит не внешний мир, а память; — оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. Функции воображения: 1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами. 2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности. 3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями). 4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.). 5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство) 6 Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал). 7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). Виды воображения: В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):
Классификация воображения Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное) — создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) — при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение — создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение — создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинация — пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: — Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. — Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. — Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. — Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация — «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок — кентавр, Змей-Горыныч и пр.
Гиперболизация — существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. Акцентирование — выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).
Основные виды
В истории немало примеров, когда фантазии в дальнейшем находили отражение в реальности. Писатели-фантасты и изобретатели активно изучали окружающий мир и смогли спрогнозировать развитие человечества.
Например, компьютеры, видеозвонки, полеты в космос встречаются в работах писателей XX века. В XXI веке это все стало повседневными вещами.
Ярче всего воображение проявляется у детей во время игр
Поэтому у фантазии есть свои функции, ее нельзя считать бесполезным процессом. Психологии точно не знают, почему у некоторых людей эта способность проявляется сильнее, чем у других. Выделяют несколько видов воображения.
Активное
Именно с его помощью была создана вся культура. Активная фантазия служит мотивацией для человека, так как он ясно представляет результат своей продуктивной деятельности. С помощью неких действий происходит приближение образа будущего.
Например, скульптур задумал статую. Он берет обычный кусок камня и начинает понемногу обтесывать его. В результате получается какая-то определенная фигура.
В таком виде воображения человек ориентируется на свое представление объекта, которого не существует в природе. Поэтому подобные фантазии позволили создать все предметы искусства.
Пассивное
Для этого вида характерны мечты и фантазии. Человек только выдумает разные образы, но не торопится воплощать их в реальность. Подобный процесс не является опасным, но некоторые люди отдают ему все время и отказываются от реальных дел.
Сами по себе грезы помогают отвлечься от проблем
Человек сам вызывает образы, предается мечтаниям и представляет, что и как он изменит. Простой пример пассивного воображения – это Обломов из романа Гончарова. Он лежал на диване, мечтал о том, как женится, улучшит поместье. Но даже ради любимой женщины он не решился что-то исправить, так и остался со своими мечтами.
Альтернатива
Существует еще одна классификация фантазий. Она выделяет произвольное и непроизвольное воображение. Чем характеризуется произвольное воображение – появлением при решении конкретных проблем. Например, при выполнении заданий по математике нужно представить решение наглядно
Особенно важно это для выполнения упражнений по геометрии
В снах и случайных видениях – вот где обычно можно найти произвольное воображение. Особенно часто это бывает при медитациях или других трансовых практиках.
Есть еще одна классификация, которая выделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Для первого характерно создание образов, которые максимально приближены к реальным объектам. Для второго – материал максимально обрабатывается в мыслях автора, после этого реализуется в жизни. Разные классификации позволяют иначе взглянуть на один и тот же термин.
Эволюция одной мечты человечества
Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции.
Альберт Эйнштейн
Мысль о полетах в воздухе зародилась у людей много тысяч лет назад. Еще у древних египтян встречаются рисунки и скульптуры людей с крыльями. Такие же изображения позднее появятся у греков и римлян. Сказания народов мира отображают это же желание. Например, ковер-самолет присутствует в русских и ближневосточных сказках.
Эта мечта оставалась утопией вплоть до Леонардо Да Винчи, который выделялся даже на фоне гениев эпохи Возрождения. Нет такого человека, который бы не слышал о «Моне Лизе». Мы воспринимаем Леонардо в первую очередь как величайшего художника. Но сам «универсальный человек» считал себя прежде всего ученым и инженером.
Он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей средой. В XV веке Леонардо Да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам определяется возраст дерева, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины. Принято считать его изобретениями: прототип танка, водолазный костюм или скафандр, самоходную тележку (прообраз автомобиля). Множество других инженерных замыслов запечатлены в рисунках, чертежах и эскизах мастера. Наибольший интерес вызывают его летательные аппараты.
Леонардо, вдохновляемый полетом птиц, мечтал о воздухоплавании. Его рисунки и наброски впервые показывают, как можно построить летательную машину. Леонардо Да Винчи работал над устройством разных типов летательных аппаратов. Он создал первый орнитоптер, воздушный винт, парашют. Гениальный изобретатель, силой воображения заглянувший на много столетий вперед, из-за слабых технологий того времени так и не воплотил свои идеи. Мечту Леонардо Да Винчи о воздухоплавании воплотил через пять столетий Игорь Сикорский.
Значение воображения в жизни человека
Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:
- общаться с другими людьми
- визуализировать цели
- применять свое природное творческое начало
- совершать открытия
- придумывать новое
- находить решения сложных задач
- познавать то, что еще неизвестно
- представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
- просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
- прогнозировать события и варианты решений
И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.
Значение воображения для развития ребенка
Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.
Подробнее о развитии детей читайте в статье самый эффективный метод развития ребенка
Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.
Мистер Геликоптер
Важную роль в жизни будущего авиаконструктора сыграла мать, которая посвятила свою жизнь воспитанию пятерых детей. Больше всего ее интересовали искусство и изобретения Леонардо Да Винчи. Увлечения матери попали на благодатную почву. Звуковой ребенок любил слушать мамины рассказы о бесконечности Вселенной и загадочных звездах. Но больше всего поражали его детское воображение рассказы о Леонардо Да Винчи и его идее создать «железную птицу» — летающую машину, которая поднималась в воздух с помощью мощного винта.
Мать привила будущему великому авиаконструктору любовь к музыке и литературе. Настольной книгой маленького Игоря стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описан летательный аппарат, отдаленно напоминающий вертолет. Однажды после чтения этого романа мальчику приснилось, что он находится на борту летающего корабля, из окон которого видно море и остров с пальмами. Этот сон станет явью через 30 лет — все это он увидит на борту спроектированного им самолета-амфибии.
После окончания гимназии родители определили Игоря в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где уже учился их старший сын. Это было привилегированное учебное заведение, но Игоря не привлекала военная карьера, пусть и связанная с морем. Он отслеживал все технические новинки, во внеурочное время что-то конструировал в учебных мастерских. Желание строить аэропланы и летать на них окончательно созрело после появления в газетах сообщений о первых полетах американцев — братьев Райт.
Игорь Сикорский бросает училище и дальнейшую жизнь посвящает реализации своей мечты (более подробно можно почитать здесь).
Сикорский создал около 15 типов самолетов. После его изобретений начала развиваться многомоторная авиация. С 1939 года он перешел на конструирование вертолетов. На вертолетах Сикорского был совершен в 1967 году первый в мире перелет через Атлантический, а в 1970 году — через Тихий океан, правда, с дозаправкой в воздухе. Его изобретения положили начало новой эпохи, и за конструктором закрепилось прозвище «Мистер Геликоптер».
Суть и механизм действия
Воображение тесно связано с памятью, вниманием, мышлением. Сформировано в результате появления общественного сознания, к которому личность обращается в проблемной ситуации
Способность относится к познавательным процессам, отражающим объективную действительность. Основа отражения — образы восприятия, памяти, представления.
Если мышление исследует мир обобщенно, воображение позволяет создавать конкретные формы. Представление создает полноценные картины, основанные на реальности или порожденные фантазией. Индивид придумывает, не имея исходных данных, представляет явления, которые никогда не видел. Интеллект связан с воображением. Чем выше уровень интеллекта, тем активнее работа психических процессов.
Сущность воображения — создавать новые образы на основе существующих. Интенсивность, полнота результата зависит от опыта, знаний. Воображение возникает в процессе труда, когда появляется потребность прогнозировать действия. Представляя образы, индивид выходит за рамки действительности, предвосхищает результат работы, оживляет воспоминания.
Примеры из жизни.
Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.
После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.
После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.
Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.
Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы
Разновидности
Воображение делят на две группы, каждая из которых имеет свои подгруппы:
- Активное – целенаправленный, волевой акт. Такой вид воображения используют, например, писатели. Чтобы создать рассказ (что это такое?) или заметку, им приходится фантазировать специально. Активное воображение, в свою очередь, делится на: воссоздающее – мысленное обращение к имеющимся образам (вспомните, как выглядит ваша кружка);
- творческое – с его помощью мы придумываем нечто новое (представьте себя на необитаемом острове, сидящим на верхушке пальмы в ластах и с утюгом в руке).
- сны – эти образы возникают непроизвольно;
Как развить воображение
Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.
Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.
Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.
Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.
Развитие воображения у школьников
Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.
Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии
Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.
Развитие воображение у детей дошкольного возраста
Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.
Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.
Воображение у взрослых
Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.
Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.
В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.
Формы воображения
- Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
- Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
- Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
- Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
- Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
- Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
- Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
- Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.
Особенности творческого воображения
Творческое воображение представляет собой такую разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества. Они появляются вследствие переработки памяти сознанием и с помощью других психологических механизмов.
Творческое развитие представляет собой необходимую часть становления личности. Это не просто трудоемкий процесс, представляющий собой определенную ценность. Существует множество видов творческой деятельности требующих работы фантазии.
Воображение и стремление к достижению
Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.
С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.
Функции и роль
Задачи:
- Передача действительности через фантазии. Представление помогает воспроизводить увиденные явления, предметы, запоминать их, использовать для преобразования действительности.
- Регуляция поведения. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, индивид может спрогнозировать программу действий. Выбрав сценарий, он корректирует поведение в соответствии с необходимым результатом.
- Управление эмоциями. При возбужденном эмоциональном состоянии человек с помощью воображения может снять напряжение, представив успокаивающие образы.
Невозможность планировать вызывает фрустрацию: индивид не может приступить к работе, откладывая на потом. Люди с неразвитым воображением не могут сосредоточиться даже на срочном деле. Они сами не понимаю, что им мешает.
Кратко о свойствах
Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:
- Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
- Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
- Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
- Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.
Способы развития
В современном мире творческие люди очень востребованы. Поэтому существуют тренинги и семинары по развитию воображения.
Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых
Краткие рекомендации по формированию фантазии позволяют родителям помогать детям совершенствовать свои навыки. Для начала взрослые должны сформировать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с разными предметами и явлениями. Малыш должен активно играть и разговаривать со сверстниками. Именно устная речь способствует появлению абстрактного мышления.
Важно! Нужно поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п. Взрослые тоже могут развивать воображение
Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля
Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля.
Зная точные характеристики воображения и особенности его проявления, любой человек может развить у себя этот вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, смотреть фильмы и учиться анализировать окружающую среду.
Чем больше у человека чувственного опыта, тем выше вероятность появления фантазий. Могут помочь медитации и другие трансовые техники. Полезно каждодневно перед сном воссоздавать прошедший день. При регулярных занятиях получится добиться хороших результатов.