Суть и особенности
Существует несколько вариантов описания этого определения:
- Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
- Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.
При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.
Сущность метода:
- Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
- Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
- Нужно фиксировать единицы текста.
Контент-анализ применяется для исследования и изучения:
- Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
- Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
- Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.
Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.
Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.
Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:
- Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
- Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
- Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета
При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников. Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации
Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность. Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы. Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы. Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
История изучения
В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.
Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.
Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.
Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.
Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.
Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.
Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.
Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.
После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.
Функциональный анализ в социологии
Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.
Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.
Разновидности и методологии
Виды контент-анализа в психологии:
- Неколичественный. Строится на нечастотной модели содержания текста.
- Количественный. Подразумевает применение математико-статистических процедур. При исследовании ученые учитывают стиль речи, смысловые блоки, слова.
Психологическая наука выделяет 4 методологии контент-анализа:
- Социологический или семантический. Осуществляется с помощью экспертных оценок содержания.
- Лингвистический или грамматический. Определяется по длине фраз, размеру абзацев, порядку слов, из которых состоит предложение, метрическому составу.
- Ситуационный. Обработка, преобразование библиографических ссылок и научной литературе.
- Кибернетический или документалистический. Определяется по плотности текста, параметрам языка, проточности, аспектности, информационному объему, емкости, информативности.
Пример контент-анализа рекламы. Анализ контекстной рекламы
Конкуренция в контекстной рекламе «Яндекс.Директ» и Google Ads иногда зашкаливает, поэтому важно знать об используемых ключевых словах и качестве рекламных объявлений у конкурентов. Такой анализ поможет выявить:
какие призывы к действию используют конкуренты, на чем акцентируют внимание в объявлениях;
используют ли дополнительные расширения для работы с контекстной рекламой;
какие идеи можно позаимствовать и переделать под себя;
какие примерные затраты у конкурентов на рекламу.
Вот несколько программ и сервисов, которые помогут провести исследование:
DirectEditor – программа для редактирования и анализа рекламных кампаний Яндекс.Директа. Особого внимания заслуживает функция «Конкуренты», с помощью которой можно провести анализ конкурентов в Яндекс.Директ по всем ключевым словам выбранного уровня. Данные дополняются также прогнозом стоимости бюджета контекстной рекламы от Яндекс.Директ с учетом реальных позиций.
SpyWord – анализирует количество и качество ключевых слов конкурентов. Для этого необходимо ввести домен конкурента или ключевое слово.
Прогноз бюджета «Яндекс.Директа» позволяет не только оценить будущие затраты на рекламу, но и посмотреть рекламные объявления конкурентов по введенным вами ключевым словам:
Serpstat – многофункциональная SEO-платформа. В разделе «Анализ ключевых фраз» можно посмотреть, какие именно страницы получают трафик из контекста и сколько объявлений настроено на конкретную страницу.
Преимущества и недостатки
С помощью этого метода:
- Можно увидеть скрытые закономерности, тенденции.
- Нельзя нарушить поведение испытуемого со стороны исследователя.
- Получается выявить достоверные показатели, которые часто крайне сложно различить в массивном количестве информации.
- Удается получить достоверные результаты.
С помощью контент-анализа можно раскрыть психологические особенности автора, коммуникатора, действующей аудитории, определить связь между ними. Методика позволяет увидеть связь между написанным текстом и реальностью, которая окружала автора в момент его написания, сделать выводы.
Это трудоемкий метод. Чтобы понимать какая реальность окружала автора, его читателей в период написания, подачи текста, нужно изучить каждого человека по отдельности, его:
- окружение;
- социальный статус;
- географическое положение;
- ситуацию в стране;
- психическое и физическое состояние.
Для этого необходимо собрать много информации.
Процедуры
Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.
Выявление смысловых единиц
Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:
- Факты, события.
- Документальные данные о человеке.
- Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
- Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.
Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.
Выявление единиц счета
Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:
- Метры видео или аудиозаписи.
- Длительность телепередачи.
- Число строк в тексте.
- Количество страниц, отдельных слов.
- Количество изображений, относящихся к сюжету текста.
Подсчет
Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.
Необходимость применения количественного анализа
Замечание 1
Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.
Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.