Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.
Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.
Условия проведения беседы
Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.
Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.
Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.
Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.
Понятие
Метод беседы , это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.
Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.
Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).
Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.
Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа , метод обучения диалогической речи.
Виды беседы
Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:
- индивидуальная;
- групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
- структурированная или формализованная;
- стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
- нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
- организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.
По инициативе выделяют следующие типы беседы:
- управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
- неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.
Вопросы психологов на собеседовании
Существует три способа постановки психологами вопросов:
- Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «,да», или «,нет»,. Например: «,Это ваше окончательное мнение?», Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
- Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «,Почему вы так считаете?», В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос.
Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог. - Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием , перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «,Если я правильно понял, вы говорили о том…,»,.
Структура беседы
Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:
- Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
- Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
- Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
- Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Педагогика
Здесь основная цель этих двух методов – передача информации, обучение. Впрочем, они также используются для получения информации об учениках. Это два обычных «инструмента» преподавания для учителя при работе с группой (классом) или индивидуально. Учитель может участвовать в рассказе и беседе или наблюдать со стороны.
При педагогической передаче информации беседа, конечно, занимает больше времени, чем рассказ. Задача педагога «натолкнуть» собеседников на правильную мысль. Если нужно выйти на какой-то новый факт, обязательны некоторые начальные знания о системе. Если задача – «выстроить» факты, то базовая информация может быть бытовой, несистематизированной. Естественно, провести такую беседу (особенно, если учащихся достаточно много), не так просто.
Кажется, что для учителя проще самому озвучить данные, чем ждать, пока ученики, благодаря его подсказкам, сообразят. Однако знания, полученные в беседе, сохраняются дольше. Внимание учеников сосредоточено, они активны, практически сами находят ответ. И этот метод разрабатывается в педагогике ещё со времен Сократа, который вёл обучающие беседы.
При активном слушании ученик поддерживает внимание, не отвлекается на неважные вещи, старается сразу выстроить систему. Также важно показывать, что он, действительно, слушает внимательно. Значимо выражение лица и жесты. Желательно, чтоб он делал заметки, переспрашивал. Понятно, что это не должно мешать рассказчику. Особенно, если он выступает перед большой аудиторией. Для вопросов нужно отводить время после выступления, приглашать слушателей к небольшому диалогу.
Сам рассказчик должен помочь слушателям сохранять внимание. Например, важно избегать монотонной речи, нужно приводить яркие примеры, учитывать особенности слушателей. Хорошо бы объявить план своего рассказа. Подчеркивать, как развивается повествование, чтобы аудитория тоже могла сориентироваться. Например, использовать выражения: «завершая», «переходим к…», «первыйпоследний пункт»… Лучше приглашать людей делать заметки, подсказывая самое важное. Важно не забыть, что рассказ – не структурированная лекция, в которой необходимо записывать определения. Рассказ может быть и довольно эмоциональным, со свободной структурой. Он может передавать больше чувства и ощущения.
Создание атмосферы
Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.
Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.
Плюсы беседы как метода исследования
- В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
- Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
- Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
- Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
- Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
- Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.
Восприятие собеседника
Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.
Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.
Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.
Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.
Требования к ведению беседы
Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:
- содержание беседы нужно готовить заранее
- перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
- вопросы должны быть понятны клиенту
- в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
- прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
- любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.
Виды слушания
Слушание подразделяется на следующие виды:
- Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
- Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.
Вербальное и невербальное общение
К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.
Давно доказана эффективность «,вы-подхода»,, при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.
Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «,Как вам известно…,», вместо «,Я располагаю информацией…,»,.
Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.
Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «,Продолжайте»,, «,Понимаю»,, «,Это любопытно»,, «,Подробнее, пожалуйста», и т.д.
Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «,говорящие», невербальные сигналы.
Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.
Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «,открывающими»,, поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.
Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.
Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:
Беседа в психологии: достоинства и недостатки
Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.
Недостатками беседы в психологии являются:
- большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
- необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
- возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.
Советы и рекомендации
- Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
- Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
- Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
- Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
- Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
- Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.
Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.
Используемые источники:
- https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/metod-besedy-v-psikhologii/
- https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-besedy-kak-metoda-issledovaniya/
Совмещение методов
Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.
Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.
Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.
Психология
В этой науке беседа и рассказ служат для получения информации, часто глубинной. То есть рассказывая что-то, человек не просто передаёт факты, а показывает, даже того не желая, своё отношение. В беседе происходит психологическое взаимодействие минимум двоих. Плюс – третий может посмотреть на беседу со стороны, проанализировать. Здесь важно не просто слышать, но и видеть беседующих.
Конечно, в психологии беседа подготовлена. Вопросы (могут даже использоваться карточки) и психологические приёмы продуманы, выстроен план, учтены особенности участников процесса. Часто целью беседы является убеждение другого человека в чём-то. Здесь постоянно есть обратная связь. Как отвечает собеседник? Какое у него выражение лица, поза, какие жесты? Происходит постоянный анализ на соответствие сказанного истине. В то же время профессиональный собеседник (психолог) старается поддерживать непринужденную и доверительную атмосферу. Часто собеседника стараются «разговорить», задавая открытые вопросы. То есть на них недостаточно будет ответить «да-нет», а нужно рассказать что-то, выразить своё отношение. Анализ, рефлексия проходит и после беседы, делаются выводы на будущее.