Самосознание личности — что это, структура, определение


Что такое самосознание

Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».

Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.

Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:

  • самооценка;
  • самоуважение;
  • самоценность;
  • самопомощь;
  • самоанализ;
  • самореализация и т.д.

Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.

Определения самосознания из других наук практически не отличаются:

  1. В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
  2. В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.

Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.

Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.

Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.

Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.

Этап 2: Я –государство

Человек все больше отождествляет себя с системой формирующегося общества. За счет разделения труда и формирования классовости начинают развиваться новые отношения между членами одного общества. Формируются новые нормы, необходимые для идентификации человека как принадлежащего к данной структуре – государству. Поливалентность входящих в него структур делает возможным формирование замкнутой структуры, следовательно, есть возможность ее дальнейшего совершенствования. Все больше утрачивается консолидарность структуры «Я»-«МЫ», теперь среди этого всего должно выделиться «Я». Признание окружающих и занимаемое место в обществе (по аналогии с местом в биосфере) создают основу для определения «Я»-«функция» (т.е. «Я» — ткач, ремесленник, и т.п. — полезный и необходимый член общества) – внутри данного государства, а в надгосударственном уровне идея идентификации себя как «Я»-«нация». Сила отдельного гражданина эквивалентна силе государства на международной арене, которому он принадлежит. Другие народы могут трактоваться как менее развитые и отношение будет к ним более пренебрежительное. Это отношение «варвар – римлянин» эпохи римской империи. Высшей формой самовыраженности «Я» стало могущество государства.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

  • познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
  • оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
  • поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.

Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.

Самооценка в психологии

На самооценке человека базируется практически вся его жизнь. Ни одна другая тема в науке психологии не является столь важной и основополагающей. Самощенка вытекает из самосознания.

Самооценка — это оценка самого себя. Соответственно всё зависит от того, как человек САМ СЕБЯ воспринимает, как он себя успел познать.

Когда у человека низкая самооценка, он не может адекватно оценить себя и свои способности. Как только ему сделают замечание насчет внешности или проделанной работы, он мгновенно примет это на свой счет, как отрицательную оценку.

Всё дело в неспособности человека здраво оценить себя самого. В независимости от возраста, он привык полагаться на чужое мнение. Он с детства спрашивает: правильно ли я поступил? Красиво ли смотрится моя прическа? Так я сказал или не так?

А если он выполнил работу, то ему непременно понадобится кто-то «вышестоящий», чтобы наверняка точно подтвердить что всё нормально.

Ему всегда требуется подтверждение правильности своего поступка.

Причина такого поведения — недоверие к себе. Отсутствие личного опыта, внутренней базы, основы. Такая внутренняя основа формируется в человеке, когда у него появляется опыт удач. Когда он доверил себе, и у него всё получилось. Когда человек прислушался к своему голосу, к своему собственному мнению, и сделка удалась! Когда он стал доволен своей прической в зеркале, то и коллеги почему-то это заметили и сделали комплимент!

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

  1. Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
  2. Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
  3. Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
  4. Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
  5. Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

  1. Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
  2. Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
  3. Самосовершенствование. Работа с Я-образами.

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.

Эффективные методы

Их обязательно требуется принять во внимание, если имеется огромное желание действительно изменить свою жизнь. Ощутить собственную самодостаточность проще всего с помощью систематической работы над собой. На деле оказывается, что это сделать не так просто, как кажется на первый взгляд. Порой приходится чем-то жертвовать, искать дополнительные возможности. Развить и укрепить самосознание помогут следующие способы.

Козерог и еще 2 знака зодиака, безмятежность которых может сменяться апатией

Одна горсточка: диетолог раскрыл простейший способ прекратить переедать

В Нижегородской области засняли стаю собак с синей шерстью

Функции самосознания

Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:

  1. Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
  2. Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
  3. Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
  4. Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
  5. Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.

Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.

Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.

Этап 4: «Я-ОНО». Стадия не достигнута

Человек снова в поисках себя и своего места. Концепция неопределенного «я»-«сверх-оно» утрачивает свое могущество. Это «оно» уже не может регулировать сознание человека. Карательные органы не справляются с инакомыслящими. Человек ищет нового себя. Ищет свое новое «я». Все взгляды направлены на самого человека. И тут возникает новое концептуальное решение. Я — МОГУ, я умный, я – мыслящий, Я -разум. «Оно» – не более,чем творение моего всемогущего «я-разума»,Я-сомневающегося, я-разумного – и это достаточно, ведь я – существую. Залпом проносится вся история созревающего человеческого самосознания. Я происхожу от обезьяны, я — животное. Мне все разрешается, потому что все природно и естественно. Мораль, накапливаемая веками уходит на зимовку. Но этому человеу–животному противоречит «я-разумное» как высшая форма. «Я-разумное» творец разумного государства, «я –разумное» защищаю и борюсь за свое стадо. Зачем нужно какое-то «оно», когда я сам способен все сделать. Теперь самоидентификация определяется как «я–оно».Человек-животное изучает свое природное состояние. Развиваются естественные науки. Центр вселенной снова занимает человек, человек разумный, homosapiens, творец разумного дела. Он сам построит себе рай на земле. И это параллельно с сохранением в массах неопределенности и непонимания новой концепции. «Я-разум» утверждает индивидуальность, обособленность каждого, разобщает. Природные инстинкты требуют возврата стадного сознания. Поэтому стало возможным возрождение прежних концепций самоидентификации. «Я-разум» не может вынести своего одиночества, его сознание не достигло уровня самодостатоточности. Каждое новое поколение начинает с нуля. Поэтому биологические потребности всегда будут доминировать в определении своего места. «Я-разум» не видит перед собой себя, а ему так требуется ориентир, что-от большое и светлое впереди. Концепция «Я-ОНО» с треском проваливается. Человек хочет, чтобы ему было хорошо, чтобы это хорошо ему обеспечивал кто-то и чтобы это «хорошо» оставалось «хорошо» стационарно. Там, на вершине совершенства «Я-ОНО» холодно и пусто. Там спокойствие и равнодушие всезнания и вседовольства. Человек- животное видит свое естество и делает вывод в пользу своего величия. Конгломерат всех предыдущих этапов формирует новое сознание человека «я-клан-осударство-ноавя религия». «Я» совершенно, когда все элементы совершены. Новая религия всесильного государства-цивилизации. «Я» — необходимая часть этого построения. Светлое и большое впереди. Все создано для разумной цели «Я=оно». «Я» идеальное имеет право покорять неидеальных людей, менее развитых.

Формы

Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.

По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:

  1. Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
  2. Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
  3. Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.

Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.

Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:

  1. Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
  2. Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
  3. Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.

Все типы тесно связаны между собой.

ХХ-ХХ1

Самоидентификация человека включает как составляющие все прежние этапы. Теперь, чтобы стать идеальным, «Я»-человек должен утвердится как «я-клан», «я-функция» и «я-государство», и «я-религия», чем больше довлеющих определений, тем полнее будет это «я». А вообще данное время тупиковое в некоторых отношениях. Тотальное поклонение железу привело к двум глобальным войнам, провозглашенная свобода создала кучу нерешаемых проблем, количество которых постоянно увеличивается. Инстинкт самосохранения, доходящий до химерных форм, толкает все время на назревание конфликтности, на постоянный поиск врагов, а не находящая выхода агрессия закупоривает сознание на однобокости оценок. Тысячелетиями человечество ожидает конца света, в сознании поколений закрепляются прототипы армагеддона, каждый вынашивает в себе частичку страшного суда. И не надо удивляться, третья мировая война уже началась, началась незаметно, по кабинетам и в масс-медиа. Но эта война уже идет, и война эта не стандартная, не такая, к которым уже привыкли и натренированные успокаиваем себя, что повторения ошибок больше не будет. Война с терроризмом, со скрытым в подсознании кошмаром ожидаемой беды, к которой все время готовишься и никогда не бываешь готов.

Дата создания: 2001-2002.

Дата последней редакции 12.08.03.

Как формируется самосознание

Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.

Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):

  1. От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
  2. От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
  3. От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
  4. От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.

В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.

Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.

А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:

  • сознание человеком своей схожести с другими людьми;
  • сознание своего Я как активного начала;
  • сознание человеком своих психических свойств и качеств;
  • формирование системы социально-нравственных установок.

Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.

Медитативная практика

О силе этого чудесного занятия известно немало. Оно привлекает своим нетрадиционным подходом. Осваивая технику медитации, человек получает возможность действительно влиять на эмоциональную составляющую своей жизни. Его перестают мучить страхи, сомнения и неуверенность. В результате легче принимаются даже самые сложные и неоднозначные решения. Отныне становится проще поверить в себя, обнаружить те перспективы, которые прежде оставались незамеченными.

Существует большое количество медитативных практик. Все они заслуживают пристального внимания, однако окончательный выбор человек должен сделать самостоятельно.

Научиться великому искусству расслабления невероятно полезно как для физического, так и для ментального здоровья: появляется больше сил для самореализации, появляются свежие креативные идеи.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

  • осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
  • выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
  • осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
  • развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
  • способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
  • осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
  • формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.

В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:

  • интерес к телу и овладение им;
  • освоение произвольных движений;
  • обучение самообслуживанию;
  • восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
  • формирование самосознания, его принятие человеком.

Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.

Признаки развитого самосознания:

  • осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
  • ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
  • осознание идентичности;
  • осознание уникальности.

Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.

Ошибки в развитии самосознания

Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:

  • человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
  • человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
  • человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
  • человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
  • человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.

Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.

Эффективная психотерапия

Когда человек учится обращать внимание на собственные чувства, он в любом случае остается в выигрыше. Его уже не могут выбить из колеи повседневные неприятные обстоятельства, так как не приходится прятать свои чувства от окружающих.

Эффективная психотерапия хороша тогда, когда индивид знает, в какую сторону собирается меняться и готов полностью принять на себя ответственность за последствия. Отдавая себе отчет о происходящем, он постепенно двигается вперед, обнаруживает в себе различные духовные стремления. Существует прямая связь психотерапии с самосознанием. Чем более качественная работа будет проведена, тем проще станет действовать открыто, не опасаясь обнаружить собственные недостатки. Так личность начнет излучать уверенность в себе, у нее появится желание действовать, невзирая на внешние обстоятельства, и получать от этого радость.

Человек или природа создали скульптуру ледяного ангела в устье реки Мичиган

Как не попасться на уловку мошенников: они начали активничать в сфере красоты

Женщины-Львы любят роскошь: какие подарки нравятся разным знакам зодиака

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]