Личность – сложное и многоплановое явление, поэтому современная психология пока не может разработать точного и общепринятого определения данного понятия. Огромное множество теорий и концепций, описывающих природу и механизмы развития личности, объединены исследователями в основные теории личности. В психологии активно разрабатываются несколько теорий личности, среди которых наиболее значительными признаются пять: феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная и психодинамическая.
Феноменологическая теория личности
В русле феноменологического направления подчеркивается идея о том, что личностное поведение может быть охарактеризовано лишь в терминологии ее субъективного восприятия и постижения действительности. То есть данный подход строится на утверждении, что объективно существующая действительность – это реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в определенный момент времени. Другим не менее важным тезисом феноменологического подхода является отрицание фатализма, то есть утверждение, что человек может сам строить свою судьбу, он обладает выбором в принятии решений, касающихся собственной жизни и жизни окружающих. Однако при этом человек должен принимать ответственность за совершаемые действия. В качестве третьего положения феноменологического подхода является признание его сторонниками позитивной природы человека и его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Последовательное истолкование феноменологического подхода представлено в работах американского психолога К. Роджерса, по мнению которого человек – это позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с самим собой и окружающими. Движущей силой развития личности по Роджерсу является стремление к актуализации, то есть желание сохранить и развивать себя, проявляя лучшие качества из заложенных природой.
Слишком умные, или Опять на красный свет
Однажды один из столпов нашего отдела Аркадий Семенович Немировский в процессе поиска решения некоторой задачи с неопределенностью (игра с природой) показал, что оптимальный «игрок», получивший штраф за некоторое действие (скажем, переход дороги на красный сигнал светофора) не должен это действие впоследствии повторять.
Казалось бы, что может быть рациональней? И мы решили — не особо сомневаясь в результатах, ведь среди испытуемых были в основном кандидаты и доктора наук — убедиться в том, что уж наши-то homo sapiens
не подкачают.
Каждому испытуемому предлагалось нажимать одну из четырех кнопок. После нажатия кнопки природа (в лице автора этих строк и Аркадия Немировского) сообщала результат — количество единиц рублей, который испытуемый получил или потерял. Было объявлено, что Природа не злонамеренна и случайными механизмами не балует. Потому стоит испытуемому понять алгоритм, и он за 20 попыток наверняка
выиграет 10 рублей. Из условий эксперимента выбор оптимального решения вытекал однозначно: попробуй все четыре действия, а затем повторяй то, где тебя не штрафуют (а такое было только одно).
Каково же было недоумение исследователей, когда ни один
из испытуемых не выиграл 10 рублей. Почему-то никто не смог побороть искушение вернуться к действию, за которое уже был оштрафован. Из соображений политкорректности исследователи решили, что подопытные слишком умны для столь примитивной рациональности.
Между тем — о чем стало известно много позже — ответ на вопрос, кого полагать более рациональными, взрослых царей природы, их малолетних детей или иных представителей животного царства, давно уже вызывал живой интерес. Эксперименты, напоминавшие «игру Немировского», но только с детьми от 4 до 15 лет, показали: чем испытуемые старше, тем их результаты хуже. Дети старшего возраста, как было написано в одной из западных работ, «too smart for their own good»
. Оказалось, чем испытуемые старше, тем больше их поведенческий опыт и тем чаще, используя сложные гипотезы в простых ситуациях, они попадают впросак. Животные, однажды найдя безопасную дорогу к водопою, не покидают ее без крайней необходимости. Эволюция ясно дала им понять, что ждать милостей от природы не стоит.
Цивилизации — это прежде всего поиск новых решений, но подобную деятельность трудно признать рациональной. «Не будучи нигде, цель может быть везде!» Тем не менее люди, «плывущие, чтоб плыть», раз за разом идут рациональности наперекор. Пока человечеству это сходит с рук.
Диспозициональная теория личности
Диспозициональную теорию личности часто характеризуют как теорию черт, что связано с основным утверждением данного направления: человек обладает определенными предрасположенностями (диспозициями) к конкретным реакциям в различных ситуациях. Данные диспозиции и были названы теоретиками направления чертами личности. Иными словами, человек демонстрирует постоянство в мыслях и совершении действий, на которое не влияют ни обстоятельства, ни предыдущий опыт человека. В соответствии с этим каждая личность является уникальной, ее описание возможно посредством характеризации ее черт. Представителями диспозициональной теории являются Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Раймонд Кэттэлл.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 470 ₽ Реферат Теории личности. Теория К. Г. Юнга 230 ₽ Контрольная работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Личность и ее поведение в организации
Организации состоят из отдельных людей, работающих вместе. Индивидуумы, то есть личности, различаются по своим моделям восприятия, опыту обучения и отношению к окружающей среде. Различия между людьми, основанные на чертах личности, могут быть как движущей силой творчества, так и источником конфликтов и других проблем в организации. Одна из задач менеджера — распознать потенциал отдельных людей и использовать их таланты для достижения целей организации. Менеджеры должны знать о факторах, влияющих на индивидуальные различия, а также о своих собственных оценках и установках.
Когда одни люди описывают других, это часто выглядит следующим образом: «She is an outgoing person» означает, что она веселая, дружелюбная и общительная, или «He has a shallow soul» означает, что он скучный и занудный человек. В действительности, конечно, душа не может быть ни мелкой, ни широкой; просто у каждого человека свой тип личности.
Поскольку личность является важным фактором, определяющим мышление, чувства и поведение человека, было бы небезосновательно выделять типы личности. Исследователи потратили много времени и усилий, пытаясь определить эти типы. Один из основных способов изучения личности, который нашли ученые, — это описание ее черт. Черта — это специфический компонент личности, который описывает определенные тенденции человека в плане того, как он думает, чувствует и ведет себя, например, склонность быть застенчивым или общительным, ненадежным или доверчивым, услужливым или небрежным. Поэтому, когда мы говорим о личности человека, мы фактически имеем в виду набор характеристик, которые описывают общее направление мыслей, чувств и поведения человека.
Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, можно представить в виде иерархии. В иерархической модели личности «Большая пятерка» пять основных черт можно расположить на самом верху: Экстраверсия, нейротизм, соглашательство, добросовестность и открытость опыту.
Каждая черта «Большой пятерки» состоит из нескольких специфических характеристик. Например, экстраверсия (склонность к позитивному отношению к жизни) состоит из таких специфических черт, как позитивная эмоциональность, общительность и темперамент. Черты «Большой пятерки» и конкретные черты в приведенной ниже иерархии являются универсальными. Они могут использоваться для описания личности человека независимо от возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.
Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, на котором может быть расположен тот или иной аспект личности. Каждый аспект личности человека может быть расположен вверху, внизу, посередине или в любой другой точке этого континуума. Показана диаграмма личности человека, у которого Экстраверсия находится на низком уровне, Нейротизм — на высоком, Соглашаемость и Совестливость — на среднем, а Открытость опыту — на относительно высоком. Чтобы лучше понять, что означает модель «Большой пятерки», мы опишем крайности, присущие каждой черте личности. Но помните, что черта характера человека может находиться в любой точке континуума.
Экстраверсия, или позитивная эмоциональность, — это черта характера, которая заставляет человека испытывать положительные эмоции, хорошо чувствовать себя в обществе и позитивно думать об окружающих людях. Экстраверты — это люди с высоким индексом экстраверсии, они обычно общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты — это люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и менее склонны к взаимодействию с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, удовлетворены работой и в целом имеют положительное мнение о компании и ее сотрудниках. Экстраверты быстрее вступают в контакт с коллегами. Они хорошо справляются с работой, требующей частых контактов с людьми, например, в сфере продаж или обслуживания клиентов.
Это схема личности человека с низким показателем экстраверсии, высоким показателем нейротизма, средними показателями по соглашательству и добросовестности и относительно высоким показателем открытости опыту.
Люди с негативной эмоциональной предрасположенностью испытывают чувство тревоги и в целом негативно относятся к себе и окружающим. Люди с высокой склонностью к невротизму чаще испытывают негативные эмоции и переживают длительный стресс по разным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают негативные эмоции на работе, чаще испытывают стресс и в целом негативно относятся к рабочей ситуации. Часто термин «невротик» используется в СМИ и популярных изданиях для описания людей с проблемами психического здоровья. На самом деле, невротизм — это черта характера, которая в той или иной степени присуща всем нормальным и психически здоровым людям.
Люди с высоким уровнем невротизма часто более критичны к себе и своей работе, чем те, у кого этот уровень ниже. Благодаря этой черте они способны работать лучше. Поэтому они могут преуспеть в областях контроля качества, где требуются навыки критического мышления и критического суждения. Люди с высоким индексом невротизма могут оказывать отрезвляющее воздействие на групповое решение, указывая на негативные аспекты принимаемого решения. Люди с низким невротизмом редко испытывают негативные эмоции и не так критичны и пессимистичны, как их коллеги с высоким невротизмом.
Это черта характера, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими, и теми, кто плохо ладит с другими. Соглашаемость в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой соглашаемостью. Люди с низким уровнем сосуществования не склонны к сотрудничеству, недоверчивы, не умеют сопереживать, не любят находиться в группе и грубы. Низкий уровень уживчивости может быть полезен в работе, где с человеком трудно ужиться — например, сборщик налогов или сержант учебной роты. С комфортными людьми обычно легко найти общий язык; они «командные игроки». Сговорчивость может быть ценной чертой в тех областях, где вам нужно строить хорошие отношения с людьми.
Честность означает, насколько человек внимателен, скрупулезен и настойчив. Люди с высоким уровнем добросовестности организованы и очень дисциплинированы. Людям с низкой добросовестностью может не хватать целеустремленности и самодисциплины. Честность важна во многих рабочих ситуациях и считается хорошим предиктором качественной работы во многих рабочих ситуациях (14). Роджер Сахлквист, предприниматель и руководитель успешной компании Calgene Incorporated, известен своей дотошностью. Например, чтобы получить разрешение FDA на свои генно-инженерные помидоры, Сахлквист совершил более 25 поездок в Вашингтон и неустанно предоставлял FDA и другим агентствам все научные материалы, которые мог получить в свои руки, чтобы доказать безопасность своих помидоров. Добрая воля Сахлквиста принесла свои плоды, поскольку FDA постановило, что для генетически модифицированных продуктов, таких как «Новые томаты» компании Calgene Incorporated, не требуется специальной маркировки или тестирования.
Последняя из черт личности «Большой пятерки», открытость опыту, показывает, насколько оригинальны и открыты люди к различным стимулам, насколько широк круг их интересов и насколько они готовы идти на риск, в отличие от узкомыслящих и избегающих риска людей. Люди, открытые для опыта, могут получить преимущество в тех областях, где происходят быстрые изменения, где требуются инновации или где необходимо идти на значительный риск. Чтобы перевести открытость опыту в творческое и инновационное поведение, организация должна устранить барьеры на пути инноваций. Кроме того, названия должностей и должностные обязанности не должны быть слишком узкими, чтобы открытость опыту можно было использовать для разработки новых идей. Предприниматели, которых часто характеризуют как любителей риска, часто начинают свой бизнес, потому что крупные организации, в которых они работали, накладывали на них слишком много ограничений и давали слишком мало вознаграждений за риск и инновации.
Хотя открытость опыту, безусловно, является преимуществом для предпринимателей и в тех областях, где необходимы инновации, организациям также необходимо, чтобы люди четко представляли себе свою работу и не брали на себя слишком много вольностей. Кроме того, компании иногда неохотно нанимают людей, которые могут добиться успеха, если пойдут на риск.
Исследование предполагает, что Большая пятерка личностных черт важна для понимания взаимоотношений и поведения на работе, а значит, и для понимания организационного поведения в целом. Исследователи обнаружили, что люди с сильным негативным аффектом чаще испытывают стресс на работе. Исследования также показали, что люди с позитивной эмоциональностью, как правило, хорошо относятся к своей работе, испытывают удовлетворение от работы и чаще добиваются успеха в работе, требующей взаимодействия с другими людьми, например, в управлении и продажах.
Я хотел бы добавить по собственному желанию: Из Большой пятерки личностных черт не существует такого понятия, как хороший или плохой тип личности. Каждый человек уникален по-своему, и личности разных людей могут соответствовать разным областям работы. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми.
Поведенческие теории личности
Иногда данное направление называют теорией научения. Основной тезис поведенческих теорий сводится к следующему: личность являет собой тот опыт, который она приобрела в жизни, то, чему она научилась. Основной источник развития личности – среда (в широком смысле), а к основным элементам личности относятся рефлексы и навыки социализации. Поведенческие теории личности могут быть рассмотрены с точки зрения двух направлений. К первому можно отнести труды известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, изложивших одну из ключевых идей классического бихевиоризма: поведение человека подвержено воздействию внешних обстоятельств и может быть описано посредством формулы: S → R. С точки зрения сторонников второго направления (А. Бандура и Дж. Роттер), регуляция поведения человека производится не столько внешними средовыми факторами, сколько внутренними особенностями и представлениями личности (цель, ожидание, самовосприятие и т. д.).
Когнитивные теории личности
Данный подход активно разрабатывался в трудах американского психолога Дж. Келли, который полагал, что человек – словно исследователь, стремящийся понять, что же с ним происходит, а на основании этого предсказать, что произойдет в дальнейшем. Именно поэтому столь значительное влияние на поведение личности оказывают ее когнитивные и интеллектуальные процессы. Дж. Келли утверждал, что мир воспринимается и интерпретируется человеком с помощью конкретных моделей, которые ученый предлагал называть конструктами. При таком рассмотрении личность является сложно организованной системой важнейших конструктов, в которых отражены ощущения личности и ее интерпретация предшествующего опыта. Поэтому такие взаимоотношения, как дружба и любовь, возможны лишь между людьми, имеющими схожие конструкты.
Психодинамические теории личности
Исходные положения психодинамической теории личности были представлены З. Фрейдом в рамках разработанной им теории «классического психоанализа». С точки зрения З. Фрейда, ключевым движущим фактором развития личности выступают врожденные инстинкты, которые можно группировать в две основные группы: инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Не менее значимыми для становления личности исследователь считал и сексуальные инстинкты, энергия которых была названа им «либидо». Позднее термин «либидо» стал употребляться Фрейдом для описания энергии всех жизненных инстинктов. З. Фрейдом также были предложены три основные структуры личности, включающие:
- Id (Оно) – источник побудительной энергии, необходимой для обеспечения жизненной активности личности; изначально данная энергия реализуется в сексуальных и агрессивных влечениях, составляющих основополагающую часть Id; ключевой принцип функционирования Id – принцип удовольствия;
- Ego (Я) – подструктура личности, которая ответственна за принятие решений;
- Superego (Сверх-Я) – система ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе, с одной стороны, и система наказаний за нарушение данных правил – с другой.
В соответствии с данной системой личность функционирует следующим образом: Ego, учитывая принцип реальности, пытается удовлетворить потребности Id, скоординировав их с требованиями Superego. Ego, Id и Superego пребывают в непрерывной борьбе, конфликты между ними способны приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
Однако психодинамическое направление не ограничивается лишь концепцией З. Фрейда. Важным этапом для разработки теории личности стало появление новых сторонников психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и предложили собственные концепции. К этим исследователям относятся А. Адлер и К. Г. Юнг.
По мнению А. Адлера, особое значение имеют целостность, креативность и самоопределяющаяся сущность личности, а движущая сила ее развития – это стремление к превосходству (которое, например, может быть продиктовано компенсацией чувства неполноценности, вызванного событиями детства). Каждый человек обладает особым, лишь ему свойственным стилем жизни, с опорой на который он стремится к достижению поставленных целей. Для понимания человека требуется желание понять его стиль жизни. В концепции Адлера человек предстает не только как нечто цельное само по себе, но и в качестве части гораздо большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой согласуется с его социальными интересами.
Особую роль в психологии сыграла концепция К. Г. Юнга.
Действовать рационально или просто действовать
Современная наука доверяет только числам — без числа (желательно рационального) гармонию не измерить. Но чтобы родилась теория, надо договориться об аксиомах, которые станут ее фундаментом. Фундамент классической теории игр — аксиома рационального поведения всех игроков. Это значит, что в каждой игре может существовать величина под названием полезность, а все участники игры мало того что понимают эту полезность одинаково, но и стремятся ее максимизировать.
Математики и экономисты, занимаясь теорией игр и принятия решений, отказываются рассматривать предположение о менее чем рациональном поведении людей. И их легко понять: существует произвольно много частных способов, позволяющих объяснить конкретную причину принятия решения в игре, но лишь один способ — теория рациональности — обладает простотой и общностью, недоступной частным моделям. Жизнь — это, конечно, набор частных случаев, но теория обязана
изучать случай максимально общий. (Пусть даже в каждом частном случае теория не будет абсолютна верна.)
Основной задачей института, в котором автор работал до известной «геополитической катастрофы», была защита воздушного пространства тогдашней родины. Но теоретический отдел в нем был некой Афинской академией, сотрудники которой занимались массой любопытных вещей — от бионики до экономики. Однажды отделу было поручено помочь братской Грузии в решении задачи эффективной перевозки железнодорожных грузов по ее территории — председатель комитета по снабжению и сбыту Грузинской ССР Михаил Галактионович К. тесно дружил с руководством института. Когда многомесячная работа над проектом завершилась и создатели оптимального решения предъявили план, минимизирующий общие затраты на перевозки, вышел полный афронт. «Что это за оптимальность, дорогой,- возмущался Михаил Галактионович.- У тебя же часть грузов минует Тбилиси! Какой я начальник, понимаешь, если не могу сам все контролировать?»
Ах, как он был прав! За пятьдесят лет до этого инцидента один из самых знаменитых экономистов Джон Мейнард Кейнс для объяснения природы и поведения людей предложил термин animal spiri:
людьми двигает не желание максимизировать отвлеченную «полезность», а спонтанное побуждение действовать, а не бездействовать. Догадайся разработчики спросить заказчика, что именно он полагает «полезным», задача могла оказаться много проще и увенчалась бы банкетом в «Арагви».