Перцептивные действия — это… Формирование и развитие перцептивных действий


Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Свойства перцепции

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  1. Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  2. Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
  3. Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  4. Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  5. Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  6. Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Предыстория науки управления

Английский термин «manadgement» (от лат. manus— рука) не имеет аналога в русском языке, хотя часто его используют как синоним понятий «управление» и «научная организация труда».

Как социальное явление и сфера человеческой практики управление возникло задолго до того, как оно стало предметом научного исследования. Людям свойственны способность и потребность к совместной работе, а это требует координации их действий, согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью.

В Древнем Египте за тысячи лет до нашей эры признавалась необходимость планирования, организации, контроля, централизации процессов управления. Без этого было бы невозможно создание таких грандиозных архитектурных сооружений, как египетские пирамиды, древние ацтекские города, успешное функционирование таких сложных и разветвленных религиозных организаций, как, например, римско-католическая церковь. Постепенно начинают складываться предпосылки для возникновения теоретических представлений о формах и способах организации управления. Как самостоятельная научная дисциплина теория управления оформилась лишь в начале XX в., повторив судьбу развития психологии.

Общую картину эволюции управленческой мысли и ее основные этапы иллюстрирует понятие «управленческий континуум» (по К. С. Джорджу); в нем выделяют те события, которые вносили революционные изменения в представления об управлении. Такими событиями считаются: 1) образование особого рода «жрецов-бизнесменов», занимавшихся торговыми операциями; 2) издание царем Хаммурапи (XXVIII в. до н. э.) свода законов, регулирующих отношения между социальными группами населения; 3) объединение Навуходоносором II (VII в. до н. э.) методов государственного управления и контроля за сферами строительства и производства; 4) индустриальный прогресс европейской цивилизации в русле зарождающегося капитализма (XVII—XVIII вв.), в результате которого возникает профессиональный менеджмент; 5) «бюрократическая* революция», произошедшая на рубеже XIX и XX вв.

В это же время возникает теория управления как самостоятельная дисциплина. Ее развитие — процесс прежде всего эволюционный, несмотря на всю важность отмеченных революционных преобразований. Он непрерывен и влияет на все изменения общества: социально-политические, производственные, экономические и многие другие. Один из примеров такого воздействия — возникновение камералистики, своеобразной описательной административной дисциплины, регулирующей практику управления. Она способствовала отделению административного управления от судопроизводства, в дальнейшем разделившись на науку административного управления и науку административного права.

Процесс развития науки об управлении сопровождается внутренними противоречиями, которые сдерживают развитие теории управления. Факторы, способствующие этому развитию, связаны с интенсивным развитием производства, с поиском путей его совершенствования и интенсификации как основы увеличения прибыли. Знание всех этих причин необходимо для правильного представления об истории развития управленческой науки. Лишь последние десятилетия стали наиболее плодотворным этапом развития ее теории, хотя этого можно было бы ожидать много лет назад, учитывая важность данного вопроса.

Коммерческая деятельность на протяжении столетий не пользовалась уважением, считалась занятием унизительным. Аристотель называл куплю-продажу «противоестественным деланием денег». Негативное отношение к такой деятельности оказалось очень стойким, дойдя до нашего времени. Это одна из причин торможения прогресса управленческой мысли. Другая причина заключается в том, что ученые, занимавшиеся экономическими и социальными науками, в своих исследованиях пренебрегали изучением вопросов административного управления, ограничиваясь экономическими вопросами производства и политическими аспектами. Существуют также трудности в использовании данных других наук, в частности психологии, для улучшения управления. Длительное время управление считалось только искусством, но никак не наукой. Внимание самих управленцев было направлено на такие понятия, как «технология», «цена», «прибыль». Появление специалистов в области теории управления и признание за ними важной и самостоятельной роли в организации производства означало бы ограничение власти хозяев этих организаций, предпринимателей, что их, конечно, не устраивало.

Прорывом к оформлению теории управления стала публикация книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления» (1911).Тейлор считается основателем научного управления. Появление управления как науки было ответом на потребности большого бизнеса, попыткой использования преимуществ современной техники и достижением небольшой группы любознательных людей, стремящихся открыть наиболее эффективные способы выполнения работы.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Физиологические механизмы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является сложная аналитическая и синтетическая активность анализаторов. Поскольку отношения между частями и свойствами объекта устанавливаются в процессе восприятия, одним из физиологических механизмов восприятия является формирование условных рефлексов к отношениям. Когда на анализатор постоянно воздействует система стимулов, действующая в определенной последовательности, реакция начинает зависеть не от одного стимула, а от специфики отношений стимулов, их соотношений. И.П. Павлов открыл рефлексивные основы восприятия. Он показал, что восприятие основано на условных рефлексах, то есть на временных нервных связях, образующихся в коре головного мозга больших полушарий под воздействием рецепторов объектов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве сложных стимулов, поскольку сложные процессы анализа и синтеза происходят в ядрах корковых секций анализаторов во время обработки вызванного ими возбуждения. С практической точки зрения, основной функцией восприятия является распознавание объектов, т.е. их отнесение к той или иной категории: это машина, это собака, это ягоды и т.д. Аналогично с признанием. Так что же такое признание и каковы его механизмы? Распознав объекты, можно сделать вывод о многих скрытых свойствах объекта. Если это автомобиль, то он сделан из железа и может управляться. Если это собака, она может выполнять функции безопасности. Поэтому, если оно делает что-то не так и т.д., оно может преследовать людей. Поэтому распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы сенсорного представления свойств объектов.

Сегодня принято различать несколько этапов в процессе распознавания объектов, одни из которых являются предварительными, другие — окончательными. На предварительных этапах система восприятия использует информацию, поступающую от сетчатки глаза, и описывает объект на языке элементарных компонентов, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описанием форм различных типов объектов, хранящихся в зрительной памяти, и подбирает наиболее подходящее для него. В процессе распознавания большая часть информации недоступна для сознания как на предварительной, так и на завершающей стадиях распознавания. Результатом восприятия является ощущение (например, ощущение яркости, громкости, солености, высоты звука, равновесия и т.д.), в то время как результатом восприятия является образ, который включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием объекту, явлению или процессу.

Для того чтобы объект был воспринят, необходимо провести в отношении этого объекта ответную деятельность, направленную на его исследование, построение и уточнение изображения. Одним из важнейших физиологических механизмов восприятия является формирование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлексивных связей между анализаторами. Образ, формируемый в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, согласованную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, кто из них работает более активно, обрабатывает больше информации, получает важнейшие признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, существуют различные типы восприятия. Человеческое восприятие всегда связано с активностью второй сигнальной системы (речи). Человек не просто смотрит на объекты и пассивно реагирует на них. Определяя и комбинируя наиболее значимые из них, он всегда обозначает воспринимаемые объекты словом и таким образом получает более глубокое знание их свойств. С помощью слов воспринимаемые объекты обретают смысл.

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

  • Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
  • Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.

Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

Различение — формируется перцептивный эталон.

Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

Когда и как формируются перцептивные навыки

Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.

Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.

Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами. Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира». Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.

Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс

Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сенсорно-перцептивный процесс 450 ₽ Реферат Сенсорно-перцептивный процесс 220 ₽ Контрольная работа Сенсорно-перцептивный процесс 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.

Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.

Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.

Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.

Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.

Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.

При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.

Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.

Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:

  • экстерорецептивные,
  • интерорецептивные,
  • проприорецептивные.

К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.

Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]