Кинестетика , что это такое в психологии?
Кинестетикой называют один из каналов восприятия человеком информации, поступающей извне.
Данная сфера отвечает за осознание собственного тела, мимику, физические контакты с другими людьми.
Поглаживания, объятия, поцелуи, касания , все это область кинестетики.
Чаще подобное восприятие действительности свойственно женщинам, которые отличаются повышенной потребностью в тактильных ощущениях.
В детском возрасте также физические контакты играют большую роль, поскольку помогают ребенку обрести уверенность в себе, сформировать доверие к окружающему миру.
Физиологический механизм ощущений
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.
Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
Ощущения и чувства
Человек кинестетического типа преимущественно познает мир через ощущения и чувства. Зрительные и слуховые эффекты отходят для него на второй план.
В теоретической психологии рассматривается только проприорецепция. Это совокупность сигналов, поступающих от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов.
Они передают основные ощущения, которые возникают во время движения, соприкосновения с другими объектами, во время смены положения тела и т.д.
Практическая наука рассматривает данный вопрос более широко.
К кинестетике относят весь спектр чувственных переживаний: прикосновения, вкусовое восприятие (сладкое, соленое и т.д.), запахи, терморегуляция, боль.
При помощи кинестетических ощущений человек может анализировать положение своего тела или совершаемые отдельными его частями движения даже при закрытых глазах и отсутствии звуковых сигналов.
Во время совершения движений в мозг поступают сигналы, которые отвечают за возникновение мышечного тонуса и координацию.
Любое движение контролируется мозгом. По этой причине выпадение проприоцептивных раздражений приводит к нарушениям двигательного характера.
Кинестетическое познание напрямую связано со зрением. С одной стороны, индивид визуально определяет расстояния при помощи испытываемых ощущений.
С другой стороны, при отсутствии визуального восприятия действительности ориентироваться в пространстве гораздо проще, если в сознании формируется знакомый зрительный образ.
Например, когда человек передвигается в темной комнате, ориентируясь на касания руками поверхностей, он неосознанно воспроизводит в голове зрительный образ знакомого ему помещения.
Кинестетическая чувствительность играет большую роль при развитии навыков. Автоматизированные движения, которые совершают люди, являются результатом развития мышечной памяти.
Так, в собственном доме человек часто не использует зрение для того, что включить свет в комнате. Его рука автоматически тянется к выключателю, расположенному в привычном месте.
Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.
Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.
Сенсибилизация — этоповышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.
Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)
Кто такой кинестетик?
Кинестетики , это личности, которые воспринимают реальность через ощущения. Для них основными источниками информации становятся прикосновения.
Во время физического контакта с другими людьми или предметами происходит формирование основного представления о них. Если визуалу для лучшего усвоения информации нужно оценить ее глазами, а аудиалу , послушать, то кинестетику важно потрогать.
Ошибочно утверждать, что у каждого человека выражен только один канал восприятия. Как правило, чистые типы в природе практически не встречаются. Кинестетика может преобладать у индивида, но это не означает полное отсутствие визуального или слухового восприятия действительности.
Кинетическое и кинестетическое развитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР.
Автор: Фиклеева Елена Станиславовна, воспитатель, Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение Социального Обслуживания Московской Области Красно-Дубравский детский дом-интернат «Журавушка».
Когнитивное развитие подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами — это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение. Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга человека, выявили, что для когнитивного развития ребенка, необходима чувственная информация, то есть информация, идущая от органов чувств, в совокупности с личностно — эмоциональными переживаниями и движением. Известный выдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети. В свою очередь доктор нейрофизиологических наук и специалист в области образования К. Ханнафорд, в своей книге «Мудрое движение» писала: «Глубоко укоренилось в нашем обществе неправильное представление о том, что ум и тело — это раздельные явления и что движения не имеют ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела заключается в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело, физические упражнения с младенческого возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую роль в формировании сети нервных клеток, которая является результатом учения». Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично. Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии». У данной категории детей наблюдается выраженная недостаточность когнитивного развития в совокупности с выраженными двигательными нарушениями. У них страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, само-регуляция поведения и деятельности, нарушена сенсомоторная координация, они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений. Именно двигательные нарушения детей с ТМНР являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Недостаточность развития мелкой моторики, кинетического и кинестетического ручного праксиса (то есть способности к выполнению целенаправленных двигательных актов), сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, а как следствие — недоразвитием двигательно-кинестетического анализатора. В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно-развивающей работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта. Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо. Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР. Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека.
Канал восприятия
Поскольку люди с кинестетическим каналом восприятия познают мир через чувства и тактильные контакты, окружающим важно правильно выстраивать общение с ними.
Чтобы расположить к себе такого индивида и привлечь его внимание к разговору, необходимо положить руку на плечо, коснуться запястья, приобнять и т.д.
Часто подобные люди в беседе совершают одни и те же движения с определенной частотой: трут глаз, вертят между пальцев какую-нибудь безделушку, постукивают по столу ручкой и т.д.
Положительные эмоции у кинестетиков вызывают любые приятные переживания: тепло, мягкость, приятный вкус, ненавязчивые движения.
Большую роль играет и обоняние. Такие индивиды всегда чувствуют себя комфортней в помещении, где вкусно пахнет.
Специалисты рекомендуют родителям и педагогам на ранних этапах выявлять преобладающий канал восприятия у детей и транслировать им информацию соответствующим образом.
Ребенок-кинестетик будет хорошо понимать взрослого, который периодически его гладит по руке, обнимает и т.д. Школьнику достаточно одобрительного хлопка по плечу, чтобы испытать позитивные эмоции и обрести уверенность в себе.
При этом важно не забывать, что адекватное познание действительности возможно только при использовании всех каналов. Поэтому чувственные ощущения всегда должны дополняться зрительным и слуховым восприятием.
Характеристика системы мышления
Кинестетики в первую очередь доверяют своим чувствам. Любые события, предметы и люди рассматриваются ими через призму эмоций, которые возникают в результате взаимодействия.
Если во время общения с кинестетиком собеседник демонстрирует открытость и доброжелательность, использует рукопожатия, касания, хлопки, то вероятность закрепления положительного впечатления достаточно высока.
Поскольку информация воспринимается индивидами тактильным способом, то и все мысли по поводу обсуждаемого вопроса выражаются аналогично: «,Не могу это принять»,, «,Меня тронула данная тема»,, «,Я чувствую, о чем пойдет разговор», и т.д.
Наибольшее внимание кинестетика привлекает тема, которая максимально захватывает его внимание. В этом случае снижается риск отвлечения на собственные мысли и переживания.
Так, при подаче информации исключительно вслух (например, во время лекции), рассчитывать на хорошую концентрацию не приходится.
Но если этот же материал будет дополнен красочными иллюстрациями, которые придадут процессу эмоциональную окраску, кинестетик с большей вероятностью сосредоточиться на теме.
Пороги чувствительности
Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.
Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).
Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.
Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу). Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.
Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.