Значение перцепции
Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.
Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.
Свойства перцепции
Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.
Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.
Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.
- Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
- Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
- Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
- Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
- Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
- Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.
Определение, плюсы и минусы
Рефлексия — что это в психологии, определение
Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.
Природа процесса восприятия
Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.
Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.
Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».
Формирование перцептивных и художественных образов.учебно-методический материал на тему
Формирование перцептивных и художественных образов.
Психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности называется ощущение.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения делят на:
Экстероцептивные — отражают свойства вещей и явлений внешнего мира. Рецепторы расположены на поверхности тела.
Интероцептивные — отражающие состояние внутренних органов организма. Рецепторы расположены в глубине тканей тела или на поверхностях внутренних органов.
Проприоцептивные — отражают информацию о положении и движении тела, рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях.
Различные виды ощущений характеризуются рядом общих свойств:
-качество ощущения характеризуется сочетанием специфических особенностей, отличающих данное ощущение от других
-интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора в момент воздействия раздражителя
-продолжительность ощущения зависит от функционального состояния рецепторов, времени действия и интенсивности раздражителя
-пространственная локализация ощущения характеризует расположение раздражителей в пространстве.
Способность различать ощущения называется чувствительностью.
Абсолютная чувствительность органов ощущений определяется минимальным значением раздражителя, которое при данных условиях вызывает ощущение, — это величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, которая называется нижним абсолютным порогом чувствительности (чем меньше величина порога ощущений, тем выше чувствительность к данным раздражителям). Верхний абсолютный порог чувствительности равен максимальной силе раздражителя, при которой ещё продолжают возникать адекватные раздражители ощущения.
Величины нижнего и верхнего абсолютных порогов чувствительности не являются постоянными и могут изменяться под влиянием:
- действующих раздражителей (их силы и длительности);
- других одновременно действующих раздражителей;
- характера деятельности;
- функционального состояния рецепторов и т.п.
Дифференциальная чувствительность (чувствительностью к различиям) способность ощущать слабые различия между раздражителями по их силе и качеству. Минимальные различия по силе или качеству между раздражителями, вызывающими заметные различия в ощущениях, называются дифференциальным порогом (или порогом различий).
Дифференциальный порог для раздражителей средней силы пропорционален величине, постоянной для данного анализатора. Основной психофизический закон Г.Фехнера гласит: величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Дифференциальная чувствительность также находится в обратной зависимости к величине дифференциального порога.
Чувствительность анализаторов может изменяться в зависимости от ряда физических, физиологических и психических условий. Одним из таких условий является адаптация. Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Она может проявляться как:
1) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя;
2) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя;
3) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
Чувствительность может повышаться в результате взаимодействия различных анализаторов и/или её упражнения. Это явление получило название сенсибилизация.
Модальность ощущения — это качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определённым органам чувств. Например, тактильным, слуховым, зрительным и т.п. модальности. Например, звуковое воздействие, вызывающее зрительные образы.
— Взаимодействие ощущений различных модальностей приводит к ещё одному явлению — синестезии. Синестезия — это возникновение ощущений одной модальности под влиянием раздражения анализатора, соответствующего другой
Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.
В зависимости от анализаторов, учавствующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:
— вкусовые, — обонятельные, | — кинестезические, — осязательные, | — слуховые, — зрительные. |
В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:
— восприятие пространства, | — восприятие времени, | -восприятие движения. |
Особенностями восприятия являются объём восприятия и такие свойства, как: 1-предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру; 2-целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия; 3-структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры); 4-константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.); 5-осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет — означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове); 6-избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.
Для диагностики ощущений в основном используются различные приборные психофизиологические методики, направленные на диагностику:
-абсолютной чувствительности (верхнего и нижнего порога чувствительности различных органов чувств);
-дифференциальной чувствительности (изучение дифференциального порога чувствительности для различных органов чувств, адаптационных возможностей и сенсибилизирующих факторов);
-ведущей (преобладающей) модальности мироощущения Для диагностики объёма восприятия часто используется методика кратковременных экспозиций.
Например, В.Джевонс использовал тарелку, расположенную в центре чёрного подноса, на которую он бросал горсть черных бобов. При этом оставалось их неопределённое количество. Испытуемый должен был назвать количество бобов в тарелке, не пересчитывая их.
Более современные приборные психофизиологические методики диагностики объёма восприятия используют тахистоскоп — прибор для зрительного предъявления объектов с регулируемым временем экспозиции. Существуют тахистоскопы различных видов. В любом случае при оценке объёма восприятия следует соблюдать следующие условия:
1) до экспозиции зрительное поле должно быть такой же яркости, как и при экспозиции объектов;
2) до экспозиции зрительное поле должно иметь точку фиксации, что позволяет экспонировать объекты в центр поля зрения и способствует концентрации внимания обследуемого;
3) предъявление объектов должно быть оптимальным, т.е. достаточным для ясного восприятия и непродолжительным как одноактное восприятие.
Для диагностики свойств восприятия применяются серии специфических проб и экспериментов с протоколированием статистической обработкой результатов.
Формирование перцептивных образов.
Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа психика, а не мозг и не сознание. А.Р. Лурии (1902—1977) говорил, что в мозгу отражается кирпич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно является осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объективное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в человеческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.
Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдельных свойств. Причина подобной предметной целостности восприятия состоит не только в «суммировании» образов различных ощущений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.
Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия, отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъективный образ существует в момент объективного отсутствия отражаемого предмета.
Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.
1. Основное свойство восприятия — это его предметность, которая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмысленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать) нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дискретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не воспринятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в известные ему предметы.
2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности, (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предметности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к определенному разряду. Предмет обобщается с другими одноименными. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны существенные индивидуальные различия.
3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величины (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.
Формирование художественных образов возможно благодаря восприятию и воображению.
Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.
В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия: аудиальное, визуальное, кинестетическое.
В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как: — предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру; — целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия; — структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры); — константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.); — осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет — означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове); — избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.
Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Основой воображения являются знания и впечатления.
Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в нем есть элементы фантазии, вымысла.. Если воображение рисует сознанию картины, которые мало соответствуют действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме: того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: — отражает мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; -способствует предвосхищению будущего; -“оживляет” то, что было ранее.
Структура перцептивного действия
Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.
Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:
- Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
- Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.
Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.
Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.
Различение — формируется перцептивный эталон.
Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.
Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.
Когда и как формируются перцептивные навыки
Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.
Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.
Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами. Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира». Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.
Социальная перцепция
Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.
Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:
- внимательно относиться к окружающим;
- стараться замечать важные детали;
- воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.
Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.
Понять другого человека поможет интенсивное общение
Механизмы социальной перцепции
Основными механизмами социальной перцепции являются:
- мышление при помощи стереотипов:
- рефлексивные механизмы;
- эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
- идентификация человека с каким-либо типом личности.
При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.
Эффекты социальной перцепции
Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.
Родителям на заметку
Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).
Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.
Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.