Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.
Особенности развития восприятия у ребенка
Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.
В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.
В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.
Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.
Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?
К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:
- Различают 7 и более цветов;
- Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
- Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
- У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
- Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.
Виды восприятия
Дошкольник знакомится с миром на основании:
- зрительного анализатора,
- возможности слышать,
- благодаря осязанию.
Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.
Уровни развития восприятия у дошкольника
Восприятие у дошкольников имеет три стадии.
Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.
Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.
Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.
Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников
Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.
Развитие слухового восприятия
В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.
С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.
Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.
Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.
Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО
Развитие зрительного восприятия
В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.
Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.
С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра.
Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО
Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО
Развитие фонематического восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:
- умение слышать и определять звуки в словах,
- умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
- умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.
Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.
Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.
Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.
Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.
Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук.
Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО
Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО
Развитие музыкального восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.
Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.
Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.
Развитие тактильного восприятия
Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.
Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.
У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).
Методики развития разных видов восприятия
Вот несколько методов развития восприятия разных видов.
Величина, цвет и форма
В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.
Что потерялось?
В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.
Понюхай и отгадай
В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.
Волшебное звучание
Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.
Тактильная загадка
В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.
Нарушения восприятия и причины
Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.
Причинами нарушения восприятия могут быть:
- патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
- психические расстройства;
- реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
- наркомания, в том числе и врожденная;
- травма, в результате которой пострадала нервная система;
- физическая и психическая усталость организма;
- дефект зрения.
Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:
Выполнять режим дня
Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.
Свет
Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.
Цвета
Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов.
Ежедневные занятия по развитию восприятия
Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.
Типы восприятия информации у детей
Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.
Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик — визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда). От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). На что обязательно обращают внимание? Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов — по средней линии, у кинестетиков — вниз. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые. А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Специалисты говорят: — от визуала можно требовать быстрого решения задач; — от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; — от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: — визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; — аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием; — кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»: — с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; — с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; — с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»: — визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; — аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»; — кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему. Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Тест №1
Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты. Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам. 1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами 2 – часто напеваю себе под нос 3 – не признаю неудобную моду 4 – обожаю ходить в сауну 5 – в автомобиле для меня важен его цвет 6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату 7 – меня развлекает копировать чей-то диалект 8 – много времени уделяю своей внешности 9 – очень люблю массаж 10 – когда есть время, люблю рассматривать людей 11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой 12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо 13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое 14 – часто читаю во время еды 15 – очень часто говорю по телефону 16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте 17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению 18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении 19 – с удовольствием и очень много фотографирую 20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые 21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 22 – вечером люблю принимать горячую ванну 23 – стараюсь записывать свои дела 24 – часто разговариваю сам с собой 25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя 26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке 27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться 28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы 29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня 30 – мне нелегко найти удобную обувь 31 – очень люблю ходить в кино 32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет 33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику 34 – умею слушать то, что мне говорят 35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом 36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть 37 – у меня качественная стерео система 38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами 39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры 40 – не выношу беспорядка 41 – не люблю искусственных тканей 42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения 43 – люблю ходить на концерты 44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке 45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки 46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие 47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов 48 – в шуме не могу сосредоточиться Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).
Тест №2 (короткий)
(А) — аудиал (К) — кинестетик (В) — визуал (Д) –дискрет 1.Вы принимаете важные решения опираясь на… — чувства и интуицию; (К) — то, что лучше звучит; (А) — то, что лучше выглядит и более красиво; (В) — точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д) 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет… — тон и интонации голоса; (А) — могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В) — логика его аргументации; (Д) — насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К) 3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда… — смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В) — ловите свои ощущения; (К) — выражаете это словами; (Д) — прислушиваетесь к тону своего голоса. (А) 4. Для вас самое простое… — подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) — работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) — выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) — подобрать идеальные сочетания цветов. (В) 5. Лучше всего вы запоминаете… — мелодии и звуки; (А) — логические построения; (Д) — ароматы и вкус (К) — лица, цвета, картины. (В) 6. Вы… — настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А) — хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д) — очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К) — всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В) Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Аудиалы Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал. Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: «Все понятно, дальше!». Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора. Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами. Визуалы — это дети, постигающие мир глазами В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами. Как работать с детьми-визуалами? Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию. Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски «как есть», разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом. При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади. Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места. Кинестетики Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения. В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках. В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории «неусидчивых, гиперактивных». Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы. Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры. Как работать с детьми-кинестетиками? Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку. Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно. Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе. Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую «привязку» любого правила или информации к жизненным реалиям. Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия «запрягает долго, зато едет увереннее». Дигиталы Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: «А как это устроено? А почему это работает?». Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи. Как работать с учениками-дигиталами? В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.
Тест №3 (для первоклассников)
Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал. 1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то… Визуал — Он говорит, используя самые простые обороты речи — Он неправильно произносит некоторые слова и звуки — Он пропускает наречия и предлоги Аудиал — Он использует те же обороты речи, что и взрослые — Он использует грамматически правильные предложения — Он рассказывает тщательным образом продуманные истории Кинестетик — Его речь тяжело понять — Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями — Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них 2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок… Визуал — Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм — Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором — Узнает о новых вещах, наблюдая Аудиал — Любит слушать аудиозаписи — Любит книги и игру фантазии — Учится новому, читая инструкции Кинестетик — Любит играть на свежем воздухе — Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке — Почти каждой игрушке находит полноценное применение 3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… Визуал — Он пишет старательно — Его художественные изделия очень аккуратны и красивы — Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал — Он пишет достаточно неплохо — Во время работы он разговаривает сам с собой — Его художественные изделия достаточно привлекательны Кинестетик — Ему очень тяжело писать — Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми – Его художественные работы неопрятны 4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться… Визуал — Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе — Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается — Любит игры с четко установленными правилами Аудиал — Он больше разговаривает, чем играет — Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения — Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой Кинестетик — Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр — Имеет хорошую координацию — Не ходит спокойно, а носится 5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… Визуал — Даже в толпе остается одиноким — Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие — Долго привыкает к новым людям Аудиал — Буквально расцветает в кругу друзей — Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает — Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно Кинестетик — Коллективистский, но не очень разговорчивый — Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям — Любит пошалить 6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он… Визуал — Вообще не очень эмоционален — Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других Аудиал — Свободно рассказывает о своих ощущениях — Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений Кинестетик — Эмоционально зависим и легко обижается — Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь 7.Память. Когда мой ребенок занимается, он… Визуал — Может воспроизводить буквы и цифры по памяти — Помнит о том, что ему показывали Аудиал — Лучше всего учится, заучивая наизусть — Знает звуки, соответствующие буквам алфавита Кинестетик — Плохо запоминает — Легко отвлекается 8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… Визуал — Следит за опрятностью своей одежды — Следит за чистотой своего рабочего места — В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел — Медленно привыкает к новой ситуации Аудиал — Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен — Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место — Он внимательный и послушный — Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении Кинестетик — Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен — Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут — Проявляет большую активность во время игр — Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается
Тест №4
Аудиал, визуал, кинестетик. (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс) Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «-«, если не согласны. Тестовый материал. Утверждения «Да» «Нет» 1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю одежду, которая мне неудобна. 4. Люблю ходить в бассейн 5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения. 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей. 8. Внешнему виду я придаю серьезное значение. 9. Мне нравится гладить кошку, собаку. 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться. 12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда , знаю, что мне подойдет. 13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких обстоятельствах слышал её в первый раз. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну. 23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться. 24. Часто разговариваю с собой. 25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал. 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща 42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия, спор – это интересно. 47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами. 48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик. • Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. • Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. • Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия): • 13 и более – высокий; • 8-12 – средний; • 7 и менее – низкий. Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс
Похожие статьи:
Урок — обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков
Что влияет на развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.
На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.
Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.
Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).