Нарушения когнитивных функций: возможности фармакотерапии


Нарушения интеллекта, памяти и других высших психических функций — симптом многих неврологических заболеваний. Подобные изменения возникают из-за ухудшения нейрональной связи между клетками головного мозга из-за их постепенного некроза на фоне гипоксии, хронической интоксикации, возрастных изменений. Комплекс таких нарушений называют когнитивным расстройством личности. К сожалению, в некоторых случаях они носят необратимый характер, но при своевременном обращении к врачу патологический процесс можно затормозить. В других случаях дисфункция обусловлена вполне излечимыми заболеваниями, именно поэтому доктора клиники «Лето» огромное внимание уделяют комплексному обследованию пациента, и тактику терапии мы подбираем после консультации с узкопрофильными специалистами.

Этиология

Главным фактором риска развития расстройств личности с когнитивными нарушениями является возраст. К 65 годам на ухудшение интеллекта жалуется почти 30% пациентов, пришедших на регулярный осмотр к терапевту. К факторам риска относят:

  • гипертонию: доказано, что увеличение системного артериального давления на каждые 10 мм рт.ст. повышает риск интеллектуальной дисфункции на 7–12%;
  • ишемическую болезнь сердца;
  • аритмию;
  • избыточный вес и гиподинамию;
  • гиперлипидемию, атеросклероз.

Кроме того, причинами синдрома могут быть:


  • дефицит витамина В12, фолиевой кислоты, тиамина;
  • печеночная, уремическая, дисциркуляторная энцефалопатия;
  • эндокринные патологии: гипотиреоз, тиреотоксикоз, инсулинома (доброкачественная опухоль, продуцирующая инсулин);
  • дыхательная недостаточность;
  • алкогольная или наркотическая интоксикация;
  • аутоиммунные и системные заболевания, например, волчанка, саркоидоз, васкулит;
  • некоторые инфекции: нейросифилис, ВИЧ, нейробореллиоз, перенесенный менингит, энцефалит;
  • гидроцефалия;
  • опухоли мозга, аневризмы, хирургические вмешательства;
  • последствия черепно-мозговых травм, инсульта;
  • депрессивные и тревожные расстройства.

Перечисленные заболевания хоть и тяжело, но поддаются лечению, причем при правильно подобранной тактике терапии удается полностью восстановить все интеллектуальные процессы. Прогноз гораздо хуже, если симптомы появились на фоне деменции или болезни Альцгеймера. В таких случаях возможно только симптоматическое лечение.

Терапия легкого когнитивного расстройства

Лечение призвано не допустить развитие деменции, замедлить темп когнитивного нарушения, устранить существующие расстройства. Лечение должно быть этиотропным, патогенетическим и включать применение антиоксидантов, противовирусных нейротрансмиттерных, вазоактивных лекарств, химиотерапию, хирургическое удаление новообразования, а также коррекцию сосудистых нарушений, депрессий, дисметаболических изменений.

  • Медикаментозная терапия подбирается индивидуально, и включает метаболические средства и ноотропы;
  • Психокоррекция должна проводиться регулярно. К ней относится заучивание текстов и стихов, арт-терапия. Упражнения могут проводиться совместно с психологом, в группе или индивидуально. Пациента учат образовывать смысловые и ситуационные связи, анализировать. Необходим контроль эффективности упражнений и их чередование;
  • Также важно пересмотреть рацион питания и режим дня. Людям среднего возраста и старше необходимо снижать количество потребляемой соли и жиров, увеличивать количество антиоксидантов. Важно соблюдать режим дня, включающий умеренные физические нагрузки, рациональное чередование труда и отдыха, полноценный сон. Очень важно для больного сохранять социальную активность.

Врачебный прогноз

В большинстве случаев при своевременном этиотропном лечении прогноз у большей части пациентов положительный. При регредиентном течении основного заболевания нарушения могут редуцироваться. Снижение когнитивных способностей замедляется или приостанавливается.

Клинические формы и особенности течения

К основным когнитивным функциям относят:

  • внимание: способность поддерживать определенный уровень психической и эмоциональной активности;
  • память: возможность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
  • праксис: целенаправленную двигательная активность;
  • гнозис: восприятие и интерпретация цвета, запаха, зрительных образов, тактильных ощущений, звуков;
  • речь: понимание смысла сказанного, умение формулировать и выражать собственные мысли, в эту же группу функций включают чтение и письмо;
  • управление мышлением, эмоциями и поведением, познавательную деятельность, выполнение поставленных задач и целей.

При когнитивном расстройстве личности происходит объективное и субъективное ухудшение всех перечисленных функций по сравнению с исходными. В данном случае использование общепринятых возрастных критериев считают некорректным, так как пациенты отличаются по уровню интеллекта в целом или по отдельным способностям. Например, если человек обладает фотографической памятью, уникальным логическим мышлением, то, что считают среднестатистическими показателями, для него является значительным ухудшением.

Основные разновидности синдрома


Выделяют несколько форм заболевания:

  • субъективное, при которых жалобы на ухудшение памяти не подтверждаются при детальном психоэмоциональном тестировании;
  • легкое, сопровождается незначительным, слабовыраженным интеллектуальным дефицитом, что отмечают при неврологическом обследовании, но подобные нарушения не сказываются на повседневной и профессиональной активности;
  • умеренное: наиболее распространенный вариант болезни;
  • тяжелое (когнитивно-компульсивное расстройство личности), проявляется выраженными нарушениями с полной утратой даже элементарных бытовых навыков.

Важно! По данным клинических исследований, субъективные, не подтвержденные при общем обследовании, и легкие когнитивные расстройства личности иногда являются самыми первыми симптомами болезни Альцгеймера, поэтому игнорировать их нельзя ни в коем случае.

Умеренный дефицитарный синдром

Именно при такой форме патологии чаще всего обращаются к врачу. В зависимости от преобладания тех или иных симптомов у взрослых выделяют такие разновидности заболевания:

  • Монофункциональную амнестическую, при которой страдает только память, другие функции не затронуты. Данный тип нарушений нередко является предвестником болезни Альцгеймера.
  • Монофункциональную неамнестическую. Отсутствуют жалобы на ухудшение памяти, но при этом возникает интеллектуальная инертность (снижение концентрации внимания, отсутствие мотивации, замедленность мышления).
  • Полифункциональную амнестическую. Патология затрагивает память и несколько других когнитивных функций.
  • Полифункциональную неамнестическую. Больной прекрасно помнит, что с ним происходило раньше, способен усваивать и воспроизводить новую информацию, но вместе с тем нарушаются другие виды высшей психической деятельности (например, речь, зрительно-пространственное восприятие и т.д.).

Влияние современных технологий на когнитивное развитие ребёнка

Нельзя утверждать, что в случае злоупотребления «виртуальной» информацией абстрактное мышление полностью атрофируется. Но ребёнку становится труднее им пользоваться, строить собственные или понимать чужие логические взаимосвязи. А ведь реальная жизнь, где ему понадобятся эти качества, протекает за пределами экрана смартфона и компьютера.

Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития.

С развитием интернет-технологий дети получили широкий доступ ко всей информации, которую человечество накопило за десятки тысяч лет своего существования. Но станут ли они от этого умнее? Индивидуальный уровень знаний, по наблюдениям специалистов, снижается, во многом благодаря тому, что у нового поколения нет необходимости аккумулировать и интерпретировать информацию самостоятельно, когда для этого есть интернет-технологии. Но не будем забывать, что технологии — лишь средство, полезный инструмент для тех, кто умеет им пользоваться, то есть воспринимать, сравнивать и обрабатывать полученную информацию в нужных ему целях. Получается, что дети получают технологию, которая позволяет им обходиться без абстрактного мышления и аналитических способностей, но в то же время лишает их возможности пользоваться её преимуществами. Таким детям сложно создавать ассоциативные связи, их кругозор сужен, поэтому вскоре начинается общее отставание в развитии. Трудно сказать, какими причинами оно обусловлено в первую очередь, органическими (не развились определённые участки мозга) или культурными, но, исходя из очевидного, можно сделать предположение в пользу последних. Поэтому родители должны уделять внимание качественному общению со своим ребёнком, а не подменять его техническими суррогатами. Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития. В данном случае важны не достоверные ответы, а сам факт обратной связи со своим ребёнком.

Диагностическое обследование пациентов

При подозрении на когнитивное расстройство личности рекомендуют сделать:


  • общий клинический анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови, в том числе на электролиты, кальций, глюкозу, показатели функций печени и почек, липидный спектр;
  • анализы для оценки гормонального профиля, уровень витаминов группы В и фолиевой кислоты;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • серологическое исследование на маркеры сифилиса и ВИЧ (при появлении симптомов болезни в молодом или зрелом возрасте);
  • по показаниям: ЭКГ, рентгенографию грудной клетки, дуплексное сканирование церебральных сосудов, исследование цереброспинальной жидкости для обнаружения маркеров Альцгеймера и деменции.

Для оценки степени тяжести патологии проводят психологическое тестирование, которое состоит из таких пунктов:

  • ориентировка на месте, во времени и собственной личности: больного просят назвать дату и место рождения, сказать где он находится и т.д.;
  • тест на повторение названий предметов (иногда необходимо объяснить их значение), отдельных цифр по порядку или вразброс;
  • оценка праксиса: предлагают выполнить несколько осознанных действий, например, застегнуть пуговицы, сложить одежду;
  • пробы зрительно-пространственного восприятия: больного просят нарисовать простые или объемные геометрические фигуры, изобразить циферблат и отметить стрелками определенное время;
  • обращают внимание на особенности речи, умение поддержать разговор;
  • оценка интеллекта с помощью поиска логических ассоциаций (например, предлагают найти общее между сливой и абрикосом).

Роль родителей в формировании личности ребёнка

Формирование когнитивных способностей, хоть и задано генетически, не происходит без участия родителей. К сожалению, современный образ жизни накладывает на это участие определённые ограничения и требования. Ритм жизни и развитие технологий сегодня зачастую разделяют родителей и детей. Вместо того, чтобы общаться, заниматься их воспитанием и развитием, родители подменяют своё непосредственное участие технологическими гаджетами или бесчисленными секциями и группами так называемого раннего развития, куда ребёнок отправляется едва ли не с самого рождения. Чем опасно для нормального когнитивного развития и то, и другое? Технологические гаджеты (смартфоны, компьютеры и планшеты) устроены так, что оперируют в основном визуальной информацией: иконки и виртуальные объекты — это интепретированные символы, информация, которая не требует от мозга каких-либо усилий по её распознаванию и восприятию. Таким образом, она лишает ребёнка функции абстрактного мышления за ненадобностью. Графическая информация, которую ребёнок видит в книге, более абстрактна — она заставляет мозг трудиться: он должен интерпретировать изображение и его описание, соединить их воедино в своём воображении, визуализировать действие или понятие, которое они описывают. В этом процессе участвуют определённые отделы коры головного мозга, которые ответственны за формирование абстрактного мышления, являющегося вершиной когнитивного развития в раннем возрасте.

Стоимость услуг

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)6 000 руб.
Повторная консультация5 000 руб.
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)5 000 руб.
Консультация психолога3 500 руб.
Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (сеанс)7 000 руб.
Психотерапия (5 сеансов)30 000 руб.
Психотерапия (10 сеансов)60 000 руб.
Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.

В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

Что такое когнитивные способности

Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.

Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это — эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.

Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?

  • Память.
  • Внимание и концентрация.
  • Восприятие.
  • Действие.
  • Принятие решений.
  • Воображение.
  • Логическое мышление.

А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.

Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.

Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше — овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.

Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.

Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.

Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.

  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Питер Брегман «18 минут»

В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.

В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.

  • Lumosity
  • Peak
  • Elevate
  • Brain Wars
  • Neuronation

Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя бы 20-30 минут ежедневно.

Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».

Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Как книги делают нас лучше
  • 4brain и состояние потока
  • Вещи, которые помогают стать умнее
  • Когнитивные тренажеры
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Виды памяти и их особенности
  • Способы улучшения познавательного обучения
  • Когнитивная сфера личности
  • Правила и способы улучшения памяти

Ключевые слова:1Когнитивистика

Принципы лечения

Терапия назначается только после получения результатов диагностического обследования. Но обычно лечение направлено на:


  • нормализацию церебрального кровообращения, улучшение энергетического обмена в клетках головного мозга, предупреждение гипоксии;
  • предотвращение нейродегенеративных изменений;
  • компенсацию дефицита витаминов группы В и других макро- и микроэлементов, незаменимых аминокислот;
  • терапия сопутствующих расстройств (применение антигипертензивных и антиаритмических средств, гепатопротекторов и т.д.).

Если не устранить причину, когнитивное расстройство личности будет прогрессировать: если при легкой форме синдрома больному нужна лишь помощь для управления финансами, оплаты коммунальных услуг, на стадии тяжелой деменции пациент полностью зависит от окружающих. В таких случаях мы предлагаем госпитализацию в наш стационар, где человек будет находиться под круглосуточным наблюдением квалифицированного и опытного медицинского персонала.

Вызвать врача или записаться на консультацию в клинику можно у наших операторов по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93.

Возможные осложнения

Прогрессирующее ЛКР без своевременной эффективной терапии способно перейти в деменцию, которая приводит к утрате навыков самообслуживания и способности решать бытовые задачи. Это порождает проблемы социализации – круг общения сужается, теряется трудоспособность, пропадает желание посещать общественные мероприятия. При флюктуирующим течении у больных возникают сложности с выполнением интенсивных задач умственного плана, при этом правильная коррекция режима дня и уменьшение нагрузок позволяет сохранять привычный образ жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]