Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием.
Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием. При этом слух у больного не нарушен, снижение интеллектуального уровня изначально не наблюдается и может иметь вторичный характер.
Алалия должна быть дифференцирована от афазии. При афазии ребенок утрачивает речевую функцию, но ранее речь присутствовала. При алалии экспрессивная или импрессивная речь отсутствует или значительно ограничена изначально. Такое нарушение выявляется примерно у каждого сотого ребенка до 6-7 лет, у старших детей диагностируется крайне редко. Причем патология у мальчиков выявляется в два раза чаще, чем у девочек.
Алалия у детей – классификация заболевания:
- Сенсорная алалия – эта форма патологии характеризуется тем, что физический слух у больного есть, но вследствие поражения определенного отдела мозга, речь людей для ребенка не понятна.
- Моторная алалия – данный вид патологии характеризуется отсутствием развития собственной речевой функции. Но речь других людей ребенку понятна.
- Сенсомоторная алалия – смешанная форма патологии с преобладанием первого или второго вида нарушений.
Алалия у детей диагностируется с привлечением широкого круга специалистов. Это, в частности, невролог, отоларинголог, логопед и психолог. Все врачи должны специализироваться на особенности детских заболеваниях. В процессе диагностики патология дифференцируется с тугоухостью, аутизмом и некоторыми другими нарушениями. Для этого применяют такие методы:
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) головного мозга.
- Эхоэнцефалография.
- Диагностика устной речи, слухоречевой памяти, слуховой функции.
- Магнитно резонансная томография мозга.
Ранняя диагностика патологии – это залог успешности лечения, точнее, коррекции заболевания. Если выявить нарушение в 3 или 4 года, врачи дают благоприятный прогноз.
Причины и симптомы алалии у детей
Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:
- Гипоксия плода или асфиксия новорожденного.
- Внутриутробное инфицирование плода, приведшее к органическим повреждениям головного мозга.
- Травматизация будущей матери (падения, удары по животу).
- Тяжелые заболевания беременной хронического характера.
- Любые патологии родоразрешения, в том числе внутричерепная травма ребенка.
- В первые годы жизни ребенок перенес тяжелые и/или продолжительные болезни, оперативное вмешательство с общим наркозом.
Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.
Алалия симптомы:
- Моторная алалия – нарушения координации движений и моторики, памяти, гиперактивность или заторможенность, быстрая утомляемость. Речь практически не развивается или развивается с большой задержкой, медленно, с нарушениями, словарный запас ограничен, ребенок использует короткие предложения. По причине речевой дисфункции постепенно начинает страдать интеллектуальное развитие.
- Сенсорная алалия – ребенок не говорит, но очень старается, воспроизводит звуки и звукосочетания, которые не имеют смысла. С целью общения ребенок активно использует мимику, жесты. Нарушение процессов развития речи становится причиной отклонений в поведении, отставания в интеллектуальном развитии, могут начаться психические отклонения.
Данные статистика свидетельствуют о том, что алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.
Особенности течения заболевания
Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.
Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:
- холод;
- мокрые пеленки
- голод;
- неприятные запахи;
- прикосновения.
В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.
Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.
Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске
Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:
- Лечение с применением препаратов, которые стимулируют процессы развития мозговых структур.
- Логопедические упражнения и массаж, направленные на развитие речи, нормализации тонуса мышц, участвующих в звукопроизношении. Упражнения должны проводиться курсами, систематически.
- Микротоковая рефлексотерапия – для активизации речевых областей коры мозга.
- Лечебная физкультура, методы физиотерапии (лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, лечение водой).
- Стимуляция улучшения координации, развития мелкой моторики.
- Раннее обучение детей грамоте и письму.
В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.
Понятие аутизма
Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.
С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.
Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.
Отличия аппаратов
Прибор МЭКС предназначен только для МТРТ, тогда как аппараты фирмы БИОРС представляют собой лечебно-диагностические медицинские комплексы и имеют гораздо более широкий спектр применения. Для проведения чрескожной микротоковой рефлексотерапии могут применяться «Кабинет Фолля» и МЕДСКАНЕР БИОРС. Более высокая цена на МЕДСКАНЕР обусловлена расширенным функционалом и простотой использования.
МЕДСКАНЕР БИОРС, зарегистрированный Росздравнадзором в качестве медицинской техники, успешно прошел все клинические испытания и техническое тестирование. Повышенная эффективность курса микротоковой рефлексотерапии обусловлена за счет его многоканальности. Кроме того, МТРТ может сочетаться с микроэлектрофорезом при использовании электронных копий препаратов из встроенного медикаментозного селектора.
История появления метода
В основе микротоковой рефлексотерапии лежат акупунктура и электролечение. Они относятся к чрезкожным методам лечебно-адаптационного воздействия на функциональное состояние различных структур и систем человеческого тела.
Акупунктура – это зародившаяся в Китае рефлексотерапия с многовековой историей, она лежит в основе иглоукалывания (иглорефлексотерапии) и ряда других методик. При этом специалист производит функциональное воздействие на определенные биологически активные точки человеческого тела. В результате стимулируются так называемые каналы и меридианы, традиционно их насчитывают 12 штук. Некоторые из них совпадают с направлением циркуляции крови и лимфы, другие соединяют основные мышечно-сухожильные зоны или соответствуют зонам сегментарной иннервации. В европейских странах и Америке эта методика использовалась до начала XX века.
В 1913 году была опубликована работа американского ученого и ЛОР-врача Уильяма Фицжеральда, ставшая основой для развития современной рефлексотерапии. В ней указывалась возможность уменьшения выраженности болевого синдрома и улучшения функционального состояния внутренних органов. У. Фицжеральд совместно с Эдвином Бауэрсом разработал первую теорию рефлексотерапии и составил карту зон человеческого тела. Эта работа была продолжена американским доктором Рилеем. А вторая волна интереса к рефлексотерапии была отмечена в 30–40-х годах XX века.
В СССР эта лечебная методика активно разрабатывалась и внедрялась в клиническую практику с 1960 года. Одновременно с расширением показаний для применения рефлексотерапии шел поиск новых более эффективных и предсказуемых способов воздействия на биологически активные точки. С конца 80-х годов начата разработка методики электроакупунктуры. Были выданы несколько патентов на изобретения, относящиеся к этой области.
Первое авторское свидетельство на прототип современной аппаратуры для проведения электроакупунктуры было получено в РФ в 1990 году. Ранее запатентованные устройства не нашли широкого применения. В последующие годы были разработаны более совершенные аппараты, позволяющие проводить в безопасном режиме поиск акупунктурных точек и диагностику их состояния, осуществлять несколько вариантов лечебного воздействия.
В 1994 году микротоковая рефлексотерапия получила клиническое применение: она была введена в список лечебных процедур Самарского реабилитационного комплекса «Реацентр». Эта методика неоднократно проходила клинические исследования и апробации в различных крупных медучреждениях РФ. Все они подтвердили ее эффективность, безопасность и перспективность. В 2004–2010 гг активно расширялись показания для проведения микротоковой рефлексотерапии, такая исследовательская работа не прекращается и в настоящее время.
Гипсование
Этот метод лечения может быть использован у младенцев и маленьких детей и гипсование позволяет выправить позвоночник по мере его роста.
Гипсовый корсет носится постоянно и не может быть удален, но он меняется каждые несколько месяцев по мере роста ребенка.
Родителям часто бывает легче, чтобы их ребенок носил гипсовый корсет, пока они еще очень малы, вместо того, чтобы каждый день носить съемный корсет.
Когда ребенок станет старше, то можно перейти на обычный корсет.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии. Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения. Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
- еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
- как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе. Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
- в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
- эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Гематомы и отек после хирургии
Хирургическая операция — это не обычная лечебная процедура. Это своего рода травма, с повреждением слизистых и костных тканей. В результате физиологической реакции защитных систем организма происходит приток лимфатической жидкости, которая помогает прооперированной области регенерировать и восстанавливаться. Проявляется внутренними отеками слизистой полости рта, отечностью тканей лица. Возможны гематомы в результате повреждения кровеносных сосудов.
Длительные масштабные операции осложняются необходимостью долго находиться с открытым ртом. Вероятны спазмы мышц, защемление верхнечелюстного сустава. Пациенту бывает сложно адаптироваться — чувствуется мышечное напряжение, тяжело жевать и говорить. Это нормальное объяснимое состояние, традиционно реабилитация длится 7-14 дней, в некоторых случаях до месяца.
Пациентам, желающим побыстрее избавиться от послеоперационных неудобств, в нашем Центре предлагается программа ускоренной реабилитации. Комплекс инъекционных и физио-процедур снижает отечность, устраняет синяки, уменьшает болевые ощущения, полностью избавляет от микро-спазмов мышц лица и шеи.
Мы
не используем устаревшие карательные протоколы хирургии
Не используем сверла, молоток и долото с 2012 года. Работы с костными тканями выполняются по ультразвуковой пьезо-технологии с минимальными травмами. Для комфорта пациентов все операции проводятся в медикаментозном сне.
Левин Дмитрий Валерьевич Главный врач и основатель ЦПС «Доктор Левин»
Несмотря на щадящие технологии, без травмирования тканей не обойтись в любом случае. Реакция организма на вмешательство — объяснимый естественный процесс. «Яркость» проявления индивидуальна, зависит от объема проведенной операции и особенностей организма. К примеру, представительницы прекрасного пола больше склонны к появлению отечности, чем мужчины.
Корсетирование
Если искривление позвоночника ребенка прогрессирует, специалист может рекомендовать ношение корсета до окончания роста скелета.
Это не исправит кривизну позвоночника, но может помочь остановить ее ухудшение. Тем не менее, есть некоторые неопределенности в отношении того, насколько это эффективно работает, поэтому корсетирование не всегда рекомендуются врачами ортопедами.
Корсет:
- изготавливается на заказ, с учетом тела ребенка
- обычно изготавливаются из жесткого пластика, хотя иногда доступны гибкие варианты
- такие корсеты почти незаметны под одеждой
- обычно нужно носить 23 часа в день
- не должны мешать повседневной деятельности — корсет нужно снимать только для принятия душа, ванны, для плавания и т.д.
Детям обычно приходится носить корсет до завершения роста. Для большинства детей это означает, что они могут перестать носить корсет , когда им исполнится 16 или 17 лет.
Диагностика
Осмотры в школах. Как правило, осмотры школьников проводятся в 5-6 классе ,когда начинается пубертатный возраст и скелет начинает расти. Школьная медсестра обычно использует тест Адама с наклоном вперед, который является наиболее распространенным физическим скрининговым тестом для сколиоза. Во время этого теста ребенок наклоняется вперед по талии, руками прямо вперед, как будто погружаясь в бассейн. Обычно это позволяет обнаружить аномалии, такие как выпирание ребер или неправильная форма спины.
Тест Адама вперед по сгибанию помогает выявить наличие искривления, но он не может определить, насколько серьезно искривление. Для этого нужно обратиться к врачу.
Детский кататонический аутизм
Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:
- однообразная ходьба, переходящая в бег;
- крик;
- смех, плач;
- длительные стереотипные движения;
- импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.
Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.
Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.
Комплект поставки
Аппарат Фоля для проведения диагностики, терапии и БРТ …………… | 1 шт. |
Электроды цилиндрические …..…………………………………………. | 2 шт. |
Электрод-щуп………………………………………..……………………………… | 1 шт. |
Контейнер для тестирования …………….…………………………………. | 1 шт. |
Провод для соединения электродов с прибором ……………………………… | 1 шт. |
Кабель для подключения прибора к компьютеру …….…………..…… | 1 шт. |
Компакт-диск с установкой программы, Руководством пользователя, литературой и методическими материалами ……………………………… | 1 шт. |
Силовой кабель питания прибора …………………………………………. | 1 шт. |
Технический паспорт и инструкция по применению……………………… | 1 шт. |
Упаковочная тара (почтовая коробка) ………………………………………………. | 1 шт. |