Спортивная психология: цели, задачи, роль в спорте

Психология спорта играет важную роль в жизни каждого спортсмена. Когда смотришь на них по телевизору, кажется, что одержать победу не так уж и трудно, достаточно только усердно тренироваться. Однако на самом деле все гораздо сложнее. Спортсмены — такие же люди, как и мы. Они также сталкиваются с трудностями или просто плохим настроением. Поэтому не удивительно, что иногда им хочется все бросить и уйти. Психологи в этом случае оказывают колоссальную поддержку, помогая справиться с напряжением и настроиться на победу.

Определение понятия

Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.

Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны. Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались. Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.

После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.

Со второй половины 20 века и по сегодняшний день в Европе и Америке ежегодно проводятся десятки семинаров, посвященных психологии спорта. Многие ведущие психологи проходят дополнительное обучение или полную переквалификацию для того, чтобы участвовать в разработке еще лучших методов тренировок.

Глоссарий[править | править код]

Адаптации

(в психологическом значении этого термина) — это элементарные формы изменений психических функций при переработке информации, поступающей из внешней среды.

Адаптивность

— индивидуальные возможности приспособления к изменяющимся условиям, которые формируются мотивами, целью, задачами и ситуациями деятельности; при этом меняется возможность наиболее быстро и бесконфликтно приспосабливать собственное поведение в данный конкретный момент времени.

Группа

— некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения некой общности, например, социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. Под малой социальной группой принято понимать малочисленную по составу социальную систему, члены которой ~ на основе общих и характерных для данной группы целей и особенностей деятельности ~ находятся в устойчивом и непосредственном взаимодействии.

Конфликт

— противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством.

Одаренность

— оптимальное сочетание качеств личности и способностей, которые определяют возможность успешного выполнения определенной деятельности.

Психологическая подготовка спортсмена

— организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. Психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической.

Психическое состояние

— регулятивная функция адаптации человека к окружающей ситуации и среде, единица целостной психики. В этой системе функции состояний заключаются в специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а также во влиянии на организацию психологической структуры личности в целом. Благодаря регуляторной функции психических состояний достигается адаптационный эффект, то есть приведение психологических особенностей субъекта в соответствие с требованиями различных видов деятельности.

Психология спорта

— отрасль психологической науки, изучающей особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности. Основная цель психологии спорта ~~ изучение психологических закономерностей специфической деятельности спортсменов и команд и разработка психологически обоснованных методов спортивной тренировки.

Функциональные состояния

:

  • эмоциональное возбуждение (состояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различным действиям в ответ на эмоциогенные факторы);
  • эмоциональное напряжение (состояние, характеризующееся активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо опасности);
  • стресс, или повышенная напряженность (состояние, характеризующееся временным понижением устойчивости различных психических функций, координации движений и работоспособности).

Экстремальная деятельность вид деятельности, которая в определенный момент времени является для конкретного человека индивидуально невыполнимой в связи с околопредельным напряжением психофизических сил.

Какая роль психологии в спорте

Спортивная психология преследует такие цели:

  1. Изучение психологического здоровья каждого отдельного спортсмена.
  2. Создание базы данных, в которой будет храниться полученная диагностическая и терапевтическая информация.
  3. Составление плана действий на основании полученных данных, а также поиск наилучших путей индивидуального или командного развития.
  4. Оказание помощи в формировании правильных психологических установок, которые помогают спортсменам бороться с трудностями в процессе тренировок.
  5. Помощь новым игрокам в адаптации.
  6. Разработка, а также последующее проведение корректирующей терапии.
  7. Повышение качества психологической культуры.
  8. Разработка методов устранения психологического напряжения перед соревнованиями и после них.
  9. Оказание при необходимости всех видов психологической помощи.

Спортивный психолог не только контролирует атмосферу в команде. Он участвует в разработке тренировок, выборе игроков для тех или иных позиций, создании игровой стратегии. При этом он старается максимально раскрыть потенциал каждого отдельного человека, принимая во внимание особенности его личности и характера.

Аппаратурная методика «Арка»

Методика «Арка» разработана доктором психол. наук, профессором Алексеем Сергеевичем Чернышевым и доктором психол. наук, профессором Сергеем Васильевичем Сарычевым для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Работа с методикой дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач, в том числе в профессиональных спортивных командах.

«Арка» — уникальный инструмент, который позволяет специалисту быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:

  • сплоченность команды;
  • сложные механизмы взаимодействия членов команды в различных условиях;
  • вопросы лидерства;
  • стрессоустойчивость команды;
  • мотивация команды;
  • трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
  • психологический климат команды. [5]

С помощью «Арки» можно проработать групповое взаимодействие, решая в процессе внутренние проблемы команды, повысить общий эмоциональный настрой и стрессоустойчивость членов команды, улучшить психологический климат.

Цели и задачи спортивного психолога

А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.

Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:

  1. Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
  2. Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды. Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям. Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
  3. Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
  4. Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
  5. Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.

Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.

Вариационная хронорефлексометрия

Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.

Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки [6].

Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.

Психология командных видов спорта

Подготовка к командной игре занимает отдельное место в работе спортивного психолога. Умение работать в связке с другими игроками, ставить общие интересы выше своих — это настоящее искусство. Но для того, чтобы овладеть им, нужно приложить массу усилий.

Для развития командного духа понадобится:

  1. Правильное воздействие на волевую направленность коллектива.
  2. Создание внутри команды здоровой атмосферы.
  3. Поэтапная подготовка спортсменов к соревнованиям.

Последний пункт рассмотрим подробнее. Для того, чтобы подготовить игроков к любому исходу событий, нужно:

  1. Оценить психологическое состояние каждого спортсмена, который будет играть в команде.
  2. Исследование психики «новичков».
  3. Составление прогноза относительно того, как игроки будут вести себя в команде.
  4. Тренировки, главная задача которых — развитие чувства принадлежности к одному коллективу, мотивации на достижение общего результата.
  5. Снятие перенапряжения, возникающего при общении и совместной деятельности с другими людьми.
  6. Помощь в адаптации перед соревнованиями, во время и после них.

В психологической подготовке должны участвовать все без исключения члены команды, тренеры и психологи. Только в таком случае она принесет ощутимые результаты.

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2008. — 590 с.
  2. Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2012. — Вып. 2.
  3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний: Методическое руководство. — 2-е изд. — СПб: ИМАТОН, 2015. — 40 с.
  4. Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И., Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психические состояния. — СПб: Питер, 2000.
  5. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 50 с.
  6. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ИМАТОН, 2021. — 64 с.

Особенности формирования психологии победителя

Из всех вышеописанных задач спортивной психологии одну стоит выделить отдельно — развитие у спортсмена психологии победителя. Все люди разные. Это факт. Поэтому те методы, которые работают с одним человеком, могут оказаться совсем неэффективными при работе с другим. В этом и состоит главная сложность выбора способа психологической регуляции.

Для того, чтобы мотивировать спортсменов на победу, психологи проводят специальные тренинги. Чаще всего они состоят из трех частей:

  1. Основная. Специалист создает для игрока условия соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная. Проводится непосредственно во время самых серьезных тренировок.
  3. Предсоревновательная. Эту часть психолог проводит перед соревнованием.

На каждом из этих этапов применяется визуализация и вербальные установки. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Результат и в том, и в другом случае один — спортсмены настроены на победу.

Психологическая характеристика спорта

Как вид деятельности спорт имеет целый ряд своих психологических особенностей.

К психологическим особенностям Е.В. Мельник и Ж.К. Шемет относят 7 основных:

  • Психомоторика – важнейшая особенность спортивной деятельности, представляющая функциональную взаимосвязь психических процессов с движениями и деятельностью. Психомоторика обеспечивает владение техникой того или иного вида спорта и связывает основные факторы и закономерности психического развития, которые и обеспечивают это владение. Специализированные восприятия, например, чувство мяча, произвольно управляемые действия, быстрота и точность реагирования на раздражители относят к психомоторным процессам;
  • Любой спортсмен, естественно, стремится к совершенствованию в своем виде спорта и это вторая особенность. Для достижения высоких результатов он должен в совершенстве владеть техникой выполнения физических упражнений, а это требует длительной и регулярной тренировки. В ходе тренировок происходит формирование и совершенствование тех двигательных навыков, которые необходимы для конкретного вида спорта;
  • Третья особенность связана с наличием спортивной борьбы, сопровождающейся яркими эмоциями, приобретающими острый характер во время спортивных соревнований;
  • Четвертая особенность связана со стрессогенным характером современного спорта. Особенно ярко стресс выражен на уровне соревнований крупного масштаба, исход которых в значительной степени определяется психологическими факторами. Физиологическая и техническая подготовка спортсменов находится примерно на одном уровне. Молодые спортсмены ещё не отличаются эмоциональной устойчивостью и психической зрелостью;
  • Наличие психологических особенностей личности спортсмена, способствующих спортивному успеху;
  • Взаимодействие участников, которое может протекать в форме непосредственной или опосредованной борьбы, а во время соревнований выступает в двух формах – соперничество по отношению к противнику и сотрудничество по отношению к своей команде;
  • Последняя седьмая особенность спортивной деятельности связана с вербальным и невербальным общением – это жесты, пантомимика, непроизвольные моторные действия.

Замечание 1

Психологическая деятельность как любая другая имеет свою психологическую структуру, её можно представить схемой: цель – мотив –способ – результат.

Цель оказывает влияние на выбор конкретных средств, с помощью которых можно достичь желаемого результата. Цель – это итог мыслительной работы, в ходе этой работы спортсмен разрешает противоречие между требованиями спортивной деятельности и собственными возможностями.

Двигаться к цели побуждает мотив, а спортивная деятельность всегда полимотивирована. Мотивом является переживание того, что является для спортсмена личностно значимым. Мотивация является пусковым механизмом спортивной деятельности, поддерживает нужный уровень активности в тренировках и соревнованиях, а также регулирует содержание активности для достижения необходимого результата.

К способам спортивной деятельности относятся действия и операции, образующие технику и тактику своего вида спорта. Результаты можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Узкий смысл – это спортивные достижения, выраженные в метрах, баллах, секундах, титулах спортсмена. Широкий смысл – это влияние спорта на развитие человека и общества в целом.

Современная психология спорта

Бешеный жизненный ритм оставляет свой отпечаток абсолютно на всех живущих на планете людях. Что уж говорить о спортсменах, у которых к эмоциональным нагрузкам добавляются физические? И эти нагрузки постоянно растут, из-за чего снизить воздействие стресса крайне сложно. В результате развиваются серьезные нарушения в виде повышенной тревожности, демотивации т.д.

Задача тренера и спортивного психолога в такой ситуации — минимизировать все проявления дискомфорта. Здесь важно сотрудничать и правильно распределять обязанности. Тренер, используя личный и профессиональный опыт, направляет спортсменов, а психолог выявляет и устраняет все негативные факторы, которые могут возникнуть в процессе тренировок.

Экстремальность как условие спортивной деятельности[править | править код]

Спортивная деятельность высокого уровня является экстремальной, поскольку на определенных ее этапах становится индивидуально невыполнимой в связи с околопредельным напряжением психофизических сил спортсмена. Такое напряжение может достигать индивидуального «предела», за которым наступает отказ от выполнения деятельности или срыв. У каждого индивида есть «коридор» психофизиологического напряжения, в рамках которого он может выдержать негативные последствия напряжения.

С позиций теории и методики спортивной тренировки экстремальными являются виды, связанные с реальной опасностью: автоспорт, альпинизм, парашютный спорт, дайвинг и т.д. С позиций ПС все виды спорта высших достижений можно назвать условно экстремальной или пара-экстремальной деятельностью. Главный признак такой деятельности, помимо околопредельного напряжения — риск (например, риск пропустить решающий укол в фехтовании). Экстремальные ситуации характерны для всех видов спорта.

В.Д. Небылицыным (1976) были систематизированы внешние факторы («стрессоры»), рассматриваемые им как первичные источники напряжения и перенапряжения, а также внутренние личные факторы, опосредующие влияние первых и определяющие особенности психологического отражения и оценки ситуации. Однако оценка (ощущение) того предела, при котором эти элементы при их сдвигах в крайние значения становятся «предельными», является сугубо индивидуальной величиной.

В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами (большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные ситуации, типичные, правда, не для всех видов спорта, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта). Среди наиболее типичных факторов экстремальности ситуаций современного спорта можно назвать:

1) индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата,

2) степень напряжения деятельности, по-разному оцениваемая спортсменами с различными индивидуальными особенностями,

3) индивидуальная динамика состояния тренированности и особенно спортивной формы, которая провоцирует и различные оценки такого состояния со стороны спортсмена.

4) индивидуальная переносимость максимальных нагрузок.

5) особенности реакций на отдельные компоненты физиологического или психического стресса,

6) отношение к рискованным, травмоопасным ситуациям,

7) мнительность при оценке собственных возможностей и возможностей соперников (в том числе и отношение к «неудобным» соперникам),

8) специфика формирования установок на выполнение экстремальных действий.

9) специфика отношений к постоянным психоэмоциональным нагрузкам тренировочной деятельности,

10) специфика мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности.

Практика показывает, что далеко не во всех случаях даже специально тренированный человек сохраняет способности к трезвой оценке ситуаций, возникающих в стрессовых условиях деятельности. Более того — чрезмерное воздействие стресса, превышающее по длительности и силе воздействия индивидуальные адаптационные способности человека, получившее название дистресс (Г. Селье, 1977), может зачастую приводить к необратимым последствиям.

Экстремальная деятельность провоцирует стойкий дистресс, т. е. неблагоприятное психическое состояние. Основной особенностью этого явления является тенденция не только не исчезать со временем, но и становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия. Дистресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт мотивов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, стратегии поведения, их адекватному выбору.

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, всенарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи, которые могут решаться в рамках психологии спорта.

Библиография[править | править код]

Айзенк Г. Ю. (1999). Структура личности (пер. с англ.). СПб.: Ювента; М.: КСП+. {Психологический анализ структуры личности современного человека.]

Блеер А.Н. (2006). Экстремальная деятельность. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: Курс лекций. М. [Обобщающая работа по проблеме экстремальной деятельности спортсменов.] Вяткин Б. А. (2000). Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Перм. гос. пед. ун-т, Пермь. [Обзор проблемы индивидуальных различий в спорте.] Гиссен Л.Д. (1990). Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт. [Книга о происхождении стресса в спорте и о средствах воздействия на него.] Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. (1979). Психология физического воспитания и спорта. М. [Характеристика основных проблем и задач психологии спорта.]

Найдиффер P.M. (1979). Психология соревнующегося спортсмена. М.: Физкультура и спорт. [Практическое руководство по психологической подготовке спортсмена.]

Попов А.Л. (2000). Спортивная психология: Уч. пособие для спортивных вузов. 3-е изд. Московский психолого-социальный институт: Флинта. [Учебное пособие по психологии спорта.]

Психология спорта высших достижений. Учеб. пособие для ин-тов физ. культ, (под ред. А. В. Родионова). (1979). М.: Физкультура и спорт. [Учебное пособие по психологии спорта высших достижений.]

Родионов В. А. (2009). Спортивная психология в Европе//Спортивный психолог. № 3. С. 5~9. [Подробное изложение материалов по истории психологии спорта.]

Теплов Б. М. (1961). Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия пед. наук. [Фундаментальный труд по проблеме одаренности и способностей.]

Anshell M.N. (1994). Sport psychology: From theory to practice (2nd ed.). Scottsdale, AZ:

Gorsuch Scarisbrick. [Характеристика теоретических и прикладных аспектов психологии спорта.]

Clauss G. (1981). Woerterbuch der Psychologie. VEB Bibliographisches Institut, Leipzig. [Словарь психологических терминов.]

Cox R.H. (1998). Sport psycholo-gy: Concepts and application (4th ed.). Dubuque, I A: Wm С Brown. [Характеристика понятийного аппарата и проблем психологии спорта.] Cratty B.J. (1973). Psychology in contemporaryy sport. Englewood Cliffs, New Jersey: Pren-tice-Hall. [Изложены практические вопросы ПС, в том числе управления стрессом в спорте.]

Kunath Р. (1991). Taetigkeitsorientierte Sportpsy-chologie. Verlag Harri Deutsch. [Рассматриваются вопросы психологии спортивной деятельности.]

Lidor R., Bar-Eli M. (Eds.). (1999). Sport psychology: Linking theory and practice. Morgantown, WV: Fitness Information Technology. [Сборник статей по психологии спорта.]

Ostrow А. С. (Ed.). (1996). Directory of psychological tests in the sport and exercise sciences. Morgantown, WV: Fitness Information Technology. [Характеристика тестов, используемых в психологии спорта.]

Tenenbaum Gershon, Morris Tony. (2000). Sport and Exercise Psychology. ICSSPE. Vade Me-cum. Directory of sport science. 2nd Edition. P. 159~178. [Краткая обзорная информация о психологии спорта.]

Unesthal L.-E. (1981). Inner Mental Training. Orebro, Sweden: Veje Publishing. [Ценное практическое пособие по применению одного из методов психологической подготов-ки — ментального тренинга.]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]