Коммуникация в широком смысле слова – это общение, передача информации от одного человека к другому. Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).
Функциями коммуникации являются информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.
Коммуникационный процесс и его роль
Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.
Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:
- информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
- предупреждать других (крик или дорожные знаки);
- объяснять что-либо (учебник);
- развлечь (художественный фильм или анекдот);
- убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
- описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).
Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.
Понятие эффективной коммуникации
Так же, как и с определением общения, здесь важно усвоить один основополагающий тезис: успешная коммуникация и эффективная коммуникация – это разные вещи.
Упрощенно говоря, успешная – это состоявшаяся (независимо от того, чем закончилось общение), а эффективная – это свершившийся коммуникационный акт, когда в результате взаимодействия достигаются определенные цели.
Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения. И речь идет не только о легкости установления контакта и умении поддерживать любой разговор, в какие трущобы он ни завел, – здесь нужны специфические способности, которые обычно относят к навыкам синтонного общения.
Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.
С этой точки зрения эффективная коммуникация – высший уровень общения, в процессе которого не передаются сухие факты. Здесь главным образом задействуются чувства и эмоции человека, чтобы добиться от него ожидаемого результата. От коммуникатора же требуется не только способность понимать цели и мотивы собеседника, но и умение играть на его волнениях.
Есть еще такое понятие, как неэффективная коммуникация – это крайне неприятное общение, несущее непонимание, противостояние и разногласия, что может привести не только к обычным ссорам, но и к глубоким (непримиримым) конфликтам с некомпенсируемыми последствиями.
Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации
Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:
- выживание;
- личные потребности;
- сотрудничество с другими;
- поддержание отношений;
- убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
- объединение организаций и обществ в единое целое;
- осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
- проявление воображения и творческой натуры;
- осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).
Виды коммуникации
Первое, что здесь важно отметить: общение и коммуникация – не одно и то же. По крайней мере, эти понятия не могут быть тождественными и не должны использоваться как синонимы.
Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.
Участниками общения могут стать абсолютно любые собеседники, а участниками коммуникации – лишь те, кто ставит перед собой задачу оказать влияние на партнера, те, кто осознает, что перед его собеседником стоит точно такая же задача.
В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.
Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:
- познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
- убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
- экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.
Таким образом, каждый из участников коммуникации – это своего рода манипулятор, обладающий способностью оказывать влияние на партнеров с определенной целью либо же имеющий перед собой такую задачу.
Кодирующее устройство
Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.
Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова). В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.
Письменная кодировка бывает следующих видов:
- электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
- специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру, азбука Морзе).
Функции делового общения
Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.
Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнёрами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.
Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.
Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.
Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.
Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.
Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.
Канал и декодирующее устройство
Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, служебные записки, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).
Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.
Функции коммуникации
Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.
Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.
Понятие и особенности управленческих коммуникаций
Под управленческими коммуникациями понимается целостный комплекс информационных связей, взаимодействий между субъектами управления внутри фирмы (по горизонтали и по вертикали), а также с окружающей средой.
Управленческой деятельности присущ коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществление которого обусловлено тесной функциональной связью сторон менеджмента, следует рассматривать как коллективное единство, а компонент понимания – как необходимый личностный элемент коммуникативного процесса. Стоит отметить, что понимание всегда должно быть, даже если нет сопровождения общения личным контактом.
Вне зависимости от используемого вида канала передачи информации в управленческой коммуникации всегда нужно стараться установить обратную связь. Коммуникация – это не простой поток сведений. Она предполагает обмен информацией между руководством и подчиненным персоналом. Поэтому в управлении важное значение имеет не только оперативное перемещение сообщений, но и правильное понимание их сути, смысла, содержания принимающей стороной.
Лишь при наличии обратной связи возможно существенное повышение эффективного обмена данными, и, соответственно, совершенствование менеджмента.
Модели коммуникации
К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.
Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.
Основы теории коммуникации
1.3. Особенности предмета учебной дисциплины «Основы теории коммуникации». Методология исследования социальной коммуникации. Соотношение с другими науками. Основные функции
Предмет исследования — это всегда часть объекта, результат исследовательской деятельности ученого, которого интересуют те грани, свойства, отношения, аспекты, характеристики и связи объекта, которые он специально вычленяет из него, абстрагируясь от других свойств. Предмет существует в голове, в сознании исследователя. В отличие от объекта предмет исследования субъективен и связан с процессом познания объекта в рамках какой-либо парадигмы, теории. Вот почему нет одного определения предмета ни в одной науке. Для науки предмет — это результат и итог ее развития. Предмет имеет исторический характер, он изменяется в истории науки, и в рамках различных парадигм науки он определяется по-разному. Предмет — это логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя. Это идеальный образ объекта, модель, конструкция действительности. Как правило, наука имеет дело с объектом, а учебная дисциплина — с предметом.
Развернутая «цепочка звеньев», раскрывающая предмет научной и учебной дисциплины, представляет собой следующую последовательность: объект — предмет — структура предмета (понятия, теории, методология исследования и закономерности развития; в данном случае закономерности развития социальной коммуникации) — соотношение с другими науками — функции (роль, наблюдаемые последствия как для общества, так и для других коммуникативных дисциплин — социологии массовой коммуникации, связей с общественностью и рекламы) — связь с практикой, которая всегда обогащает теорию. Так, новые технические средства связи и информационно-компьютерные технологии изменили возможности воздействия на общественное сознание различных видов и средств массовой коммуникации — кино, рекламы и особенно Интернета.
Таким образом, предмет любой науки, включая основы теории коммуникации (гуманитарно-социальной коммуникологии) раскрывается в ее понятийно-категориальном аппарате, теориях, методологии исследования, соотношении с науками, имеющими тот же сложный и многогранный объект исследования, функциях
и связи с практикой.
В широком смысле предмет
теории коммуникации
— это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия[33].
Особенности предмета (точнее «предметного поля») гуманитарно-социальной коммуникологии заключаются в том, что он имеет междисциплинарный характер.
Как самостоятельная наука, имеющая свой отдельный предмет исследования, она возникла в результате теоретического синтеза, интеграции философии, социологии, психологии, семиотики, культурной и социальной антропологии, политологии, культурологии и др. гуманитарных и технических наук.
Теория
— это практически подтвержденная система представлений о соответствующих явлениях, системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении (процессе) самое существенное, общее, повторяющееся. Теория объясняет реальность, предлагает видение действительности. Высшей формой теоретизирования являются суждения, в которых формулируются закономерности[34]. Научная дисциплина «Основы теории коммуникации»
имеет не одну
теорию социальной коммуникации, а
множество теорий
социальной коммуникации (философских, социологических, психологических и др.), объясняющих ее сущность (см. главу 7). Так, классик теории коммуникации, профессор университета Нью-Мексико в США Эверетт Роджерс предшественниками обобщающей науки о коммуникациях считает представителей не только гуманитарных и социальных наук, но и естественных и точных наук (биологии, кибернетики, математики). По его мнению, теоретическими источниками для теории коммуникации как междисциплинарной науки послужили идеи Ч. Дарвина, психоанализ З. Фрейда, теории К. Маркса и представителей Франкфуртской школы К. Левина, Дж. Г. Мида, Г. Лассуэлла, «отца» кибернетики Н. Винера, инженера К. Шеннона, социологов чикагской школы К. Ховланда, П. Лазарсфельда, В. Шрамма и многих других[35].
Для выявления междисциплинарной специфики предмета дисциплины «Основы теории коммуникации» (назовем далее — теории коммуникации) рассмотрим ее соотношение с другими науками.
Философия и теория коммуникации
. Понимание сущности социальной коммуникации, являющейся объектом теории коммуникации, предполагает обращение к таким философским категориям, как «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «информация», «смысл», «модель», «система», «структура», «понимание», «истина» и т. д., без чего невозможно представить процессы коммуникации в обществе между людьми. Философские аспекты коммуникации связаны с глубинным пониманием смысла подлинного общения. Без философии невозможно понимание и толкование текстов (сообщений), чем занимается ее часть — герменевтика (Гермес — в греческой мифологии — вестник богов, разъясняющий людям их послания). Логика как часть философии помогает в осмыслении процессов и форм мышления, задействованных в человеческих коммуникациях, а также в поисках истины. Риторика как часть философии в античную эпоху понималась либо как средство постижения истины, либо как средство
выражения
(и украшения) истины. Этика как часть философии необходима для осмысления и практического владения навыками нормативных регуляторов в групповых, личностных, межкультурной и массовой коммуникациях.
Социология и теория коммуникации
. Понятийный аппарат и методология социологии позволяют изучать прежде всего особенности массовой коммуникации и ее реципиента — массовую аудиторию, основные социальные функции массовой коммуникации, СМК и СМИ, а также их роль в формировании целей общества и моделей его развития, социальные институты массовой коммуникации (журналистику, СМИ, институты хранения информации), роль лидеров мнений в медиакоммуникациях, особенности рекламных коммуникаций, воздействие СМК на общественное мнение. Как минимум две функции массовой коммуникации следует принимать во внимание при изучении ее социологическими средствами: 1) функцию средства социализации, которая связана с передачей знаний, социальных ценностей и норм, включая задачи информирования, воспитания; 2) коммерческую и идеологическую — функцию средства навязывания своей воли аудитории, формирования и изменения мотивов ее поведения. Массовая коммуникация, дифференцируя состав аудитории, формирует мотивы поведения тех людей, на которых она направлена[36].
Психология и теория коммуникации
. Психологическая грань междисциплинарного «предметного поля» теории коммуникации позволяет изучать прежде всего психические аспекты внутриличностной, межличностной и массовой коммуникаций, намерения и мотивы коммуникатора, психологические потребности аудитории, структуру и важнейшие функции общения, механизмы перцепции (восприятия), способствующие навыкам эффективного межличностного общения, а также социально-психологические функции массовой коммуникации.
Американский исследователь массовой коммуникации Дж. Доминик
выделил такие отдельные психологические потребности аудитории, как потребности в знаниях, в отвлечении (от скуки обыденной жизни), в расслаблении (уходе от жизненных забот), в эмоциональной разрядке, в контактах с другими людьми[37]. Успешное проведение рекламной кампании невозможно без знания ее психологических основ, т. е. основных потребностей, способствующих продаже: чувства уверенности (холодильники, кондиционеры), надежности (лекарства, банки), самоудовлетворения, иначе признания собственной значимости окружающими (для разных целевых групп предлагаются свои товары и услуги), творческих наклонностей (выпечка, садоводство), объектов любви, силы, семейных традиций, бессмертия (страховые компании)[38]. Знание психологических аспектов коммуникации способствует диалогическому общению, познанию себя и партнеров в процессе общения, сигналов невербальной коммуникации (общения без слов). Так, этимология (происхождение) слова «такт» (тактичный, деликатный человек) связана с понятием «такесика» — частью невербальной коммуникации, изучающей различные значения дозволенных и статусных прикосновений (рукопожатий, объятий, поцелуев). Политический PR невозможен сегодня без знаний структурных элементов эмоциональной атмосферы общества: общей удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью; оптимизма/пессимизма; чувства уверенности/неуверенности в себе; уровня агрессивности (интенсивности агрессивных эмоций — жестокости, враждебности, гнева, ярости, возмущения, злобы, мщения); уровня тревожности (интенсивности тревог, страхов); интенсивности социальной идетичности/уровня доверия социуму в целом[39].
Лингвистика и теория коммуникации
. Лингвистическая грань «предметного поля» теории коммуникации предполагает изучение речевой коммуникации (коммуникации, опосредованной словом) и ее видов: чтения, письма, говорения и слушания. Она связана с изучением проблемы глоттогенеза (происхождения языка) и значения речевой коммуникации в процессе антропосоциогенеза[40], а также с исследованием изменений языка под влиянием социокультурных условий и факторов, чем занимается социолингвистика. Например, тысячи неофициальных названий и наименований городских объектов и персонажей, которые были придуманы петербуржцами и используются ими в повседневной речи на протяжении трех веков, можно найти в «Словаре петербуржца», составленного Н.А. Синдаловским[41].
Так, учение евразийцев представляло собой не только их социологические и политологические концепции об историческом и культурном своеобразии, особом пути России, основанные на представлении об особенностях ее «местоположения» и «месторазвития», о «симфонической» личности, но и, по мнению автора лингвистической модели коммуникации Р.О. Якобсона, — «русскую лингвистическую традицию». Для евразийцев язык — это коллективная норма, которая включает в себя (в силу того, что носители языка принадлежат разным поколениям и «сродственным» евразийским народам) как консервативные тенденции, так и нововведения. По мнению евразийских мыслителей, и в частности П.Н. Савицкого, отношения между языками подобны отношениям между организмами, распространение которых — естественное явление, гармонически соответствующее месторазвитию; евразиация предполагает обрусение, но не в насильственном, а в органическом смысле — свободы выбора русского языка, имеющего и западные говоры, и дальневосточные диалекты. Изменения евразийского языка «симметричны»[42].
Семиотика и теория коммуникации
. «
Сема
» в переводе с греческого языка означает знак. Поскольку в процессе коммуникации передаются сообщения, закодированные в знаковой форме, имеющие содержание, смысл и значение, то теория коммуникации связана с изучением природы и типологии знаков и знаковых систем, пониманием значений, т. е. с семиотикой (семиологией). Семиотика изучает знаки, в том числе знаки культуры как феномены коммуникации. С позиции семиотики культура может быть рассмотрена как знаковая система.
Отечественный культуролог Юрий Михайлович Лотман
(1922–1993) в 1984 г. ввел понятие «
семиосферы
» — знакового (семиотического) структурно неоднородного, внутренне разнообразного и имеющего границы пространства, внутри которого реализуются коммуникационные процессы и вырабатывается новая информация. В центре семиосферы, имеющей строение в виде концентрических кругов (сфер), находятся очевидные, последовательные, не вызывающие сомнений структуры, представляющие мир упорядоченным и наделенным высшим смыслом. Движение к периферии повышает степень неопределенности и дезинтеграции, свойственные внешнему по отношению к семиосфере миру, и подчеркивает значение одного из главных понятий семиосферы — ее границы. Каждому человеку понятна семиотика его родной культуры[43].
Знаки коммуникации обращены к человеку, вопрошающему о смыслах жизни и о своем предназначении. Эйфелева башня, Медный Всадник (как символы Парижа и Петербурга), крест, полумесяц, звезда, цвет флага и другие культурные символы, цифры, буквы алфавита, ноты, астрологические, математические, денежные, дорожные знаки, логотипы, покраснение лица, дым — все это различные виды знаков.
Теория журналистики и теория коммуникации[44].
Можно продолжить рассмотрение соотношения теории коммуникации с кибернетикой, биологией, политологией, этнопсихологией, культурологией, имиджелогией, социологией рекламы, социологией массовой коммуникации, теорией и практикой связей с общественностью, информатикой[45].
Теория коммуникации связана также с техническими науками
, поскольку каналы коммуникации (ее материальные носители) — бумага, книги, журналы, газеты, провода, детали, схемы, множительная техника, устройства радио — и телекоммуникаций, компьютеров предполагают материально-техническое и технологическое обеспечение всех опосредованных коммуникаций. Техническая грань междисциплинарного предмета теории коммуникации предполагает знание о том, когда был изобретен печатный станок, появились радио, кино, телевидение, ноутбуки и другие технические средства связи. Каждый образованный европеец знает имя
Иоганна Гутенберга
(1400–1468), создателя подвижного (разборного) шрифта, «подвижных литер», который в середине XV в. изобрел печатный типографский станок, именно на нем была опубликована первая в мире книга — Библия. Каждый житель Китая назовет имя
Пи Шена
— китайского печатника, который применил этот способ гораздо раньше, в XI в.
Таким образом, «Основы теории коммуникации» как наука и учебная дисциплина имеет междисциплинарный характер. Ее предмет соотносится с целым рядом социогуманитарных наук (философией, психологией, социологией, лингвистикой, семиотикой, культурологией и др.) и с техническими науками.
Основные понятия
теории коммуникации, которые будут раскрыты в последующих главах и параграфах данного учебного пособия: коммуникация, социальная коммуникация, уровни, формы и виды в типологии коммуникаций, невербальная коммуникация (НВК) и ее виды, «открытые» и «закрытые» сигналы НВК, вербальная коммуникация (и ее виды), аксиальная и ретиальная коммуникации, массовая коммуникация (и ее виды: реклама, политические коммуникации, PR-коммуникации, журналистика), межличностная, диалогическая, экзистенциальная, манипулятивная, императивная коммуникации, аутокоммуникация (внутриличностная коммуникация), межкультурная, этнокультурная, публичная коммуникации, коммуникации в организациях, деловые коммуникации, соотношение понятий «общение» и «коммуникация», перцепция и ее механизмы, интеракция, коммуникатор, коммуникант, адресант, адресат, социальная информация, массовая информация, специализированная информация, индивидуально-личностная информация, коммуникативная компетентность личности, коммуникативное поведение, коммуникативная культура, характеристика моделей коммуникативного процесса (линейных, с обратной связью, трансакционных, диффузных, имиджевых), каналы коммуникации, код, СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации) и их типология, социальные функции массовой коммуникации, коммуникационные знаки (и их типология), семиотика (и ее структура), язык коммуникации, коммуникационные революции, закономерности эволюции социальной коммуникации, философские, психологические, семиотические, лингвистические, макросоциологические, микросоциологические теории коммуникации и др.
Специфика предмета любой науки предполагает ответ на вопрос: какие методы и методологические подходы, связанные со сбором и обобщением полученного знания (в данном случае — знания о коммуникациях), в нем используются.
Методология
— это учение о путях научного исследования, изложение основных принципов, предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения. Различаются три группы понятий методологии:
1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идея, концепция, теория, гипотеза, факт и др.). Так интересна теория
как
концептуальная модель изучаемого объекта
. Любая теория всегда абстрактна, состоит из понятий и связей между ними, объясняет объективную реальность. Теория — это системное и достоверное знание о предмете. Теория фиксирует в явлении существенное, общее, повторяющееся. Не одна, а все теории о коммуникации (философские, семиотические, психологические, макро — и микросоциологические) составляют содержание коммуникологии.
2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки
сознания исследователя, познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, представления, подход).
3. Понятия, описывающие познавательную деятельность
исследователя или ее отдельные аспекты (парадигма, метод, способ, эксперимент и др.)[46].
Методологические подходы
и
методы
исследования, используемые в теории коммуникации. Во-первых, это о
бщенаучные методы
исследования, используемые во всех науках: описание, типологизация, объяснение, прогнозирование, обобщение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез; сравнительно-исторический, идеально-типической реконструкции, диалектический методы и др. Во-вторых, основными
методологическими подходами
к изучению социальных коммуникаций являются:
• информационно-технологический
подход — анализ коммуникаций через понятие «информация» и процессы ее передачи;
• семиотический
подход — анализ содержания сообщения, языка коммуникации через понятие «знак», объективное значение (денотацию) и субъективное значение (коннотацию);
• деятельностный
подход, позволяющий исследовать социальные коммуникации при помощи понятия «деятельности» ее субъектов (деятельность для себя, для другого, совместно с другими, против других и т. д.);
• системный
, или
структурно-функциональный,
подход — рассмотрение коммуникации как системы, состоящей из элементов и связей между ними, имеющей структуру и функции по отношению к системе[47].
Научное исследование такого сложного объекта, как социальная коммуникация, целесообразно осуществлять, используя методологию комплексного подхода, т. е. достижений целого ряда социогуманитарных наук. Комплексный подход
— это особая стратегия научно-исследовательской деятельности, «комплексирование, или особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложноорганизованных объектов[48].
Содержание основных концептуальных подходов к иследованию социальных коммуникаций (системно-кибернетического, информационного, семиотического, когнитивного, интерпретационного и других) раскрывается в отдельной главе.
Главными функциями
теории коммуникации являются следующие:
• гносеологическая
(
познавательная
) — проявляется в том, что изучающие данную научную дисциплину должны понять и знать сущность, природу, механизмы, структуру, значение коммуникаций и коммуникационных процессов в обществе, в организациях, в человеческом общении;
• методологическая
— заключается в том, что по отношению к более частным научным коммуникативным дисциплинам, так или иначе изучающим коммуникационные и информационные процессы в обществе (связи с общественностью, история рекламы, журналистика, имиджелогия, основы межкультурной коммуникации и др.), теория коммуникации (коммуникология) является более фундаментальной наукой, метатеорией (теорией теорий). В ее рамках разрабатываются методологические основы для более прикладных и практических коммуникативных дисциплин;
• гуманистическая —
проявляется в том, что, несмотря на культурное многообразие, влияющее на практики повседневного общения, обобщающее знание о коммуникациях способствовало бы взаимопониманию между представителями разных языков, культур и субкультур;
• критико-ориентирующая
— заключается в том, чтобы уметь критически осмысливать содержание СМИ и средств массовой коммуникации в современном обществе;
• прогностическая
— состоит в том, чтобы на основании знаний о закономерностях функционирования социальной коммуникации в условиях глобализации прогнозировать основные тенденции развития массовой коммуникации, СМИ, коммуникационных каналов, институтов и потребностей.
Функции коммуникации по Якобсону
В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:
- экспрессивная (эмотивная), связанная с адресантом, выражающая его отношение к содержанию своей речи;
- конативная, отражающая ориентацию на адресата, выражающая воздействие на собеседника;
- референтивная (когнитивная, денотативная), ориентированная на контекст и являющаяся отсылкой к тому смысловому объекту, который представлен в сообщении;
- поэтическая (риторическая), направленная главным образом на сообщение, делая бытовую речь человека образцом словесного искусства;
- метаязыковая, которая связана с кодом передаваемого сообщения, его пониманием собеседником, правильным толкованием;
- фатическая, которая направлена на контакт, на непрерывное поддержание данного контакта, а не на новизну сообщения или на его передачу.
Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.
Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.
Какие еще бывают функции общения?
Мы выделили три базовые функции, но многие эксперты отмечают, что это несколько упрощенный вариант и на деле функций гораздо больше, а характеристика их более детальна:
- Контактная
. Установление того, насколько люди готовы к передаче и восприятию информации. - Побудительная
. Побуждение собеседника к общению. - Координационная
. Вступает в силу в том случае, если необходимо согласовать определенные действия. - Эмотивная
. Намеренное возбуждение у партнера неких эмоций. - Воздействующая
. Изменения под влиянием собеседника личных установок и мнений.
Многообразие коммуникации
Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.
В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.
Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.
Коммуникация – это не просто общение…
Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».
Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.
Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).
С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.
Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.
В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:
коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.
Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.
В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.