« | Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу. | » |
— Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам» |
Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт моральный выбор. Да чего уж там, настоящий садистский выбор. Стать диссидентом-перебежчиком и совершить предательство ради идеи, или сохранять верность до конца и быть злодеем по должности? Воскресить мёртвую возлюбленную с помощью чернокнижия, поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону тоталитарного миротворца и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной умирающей империи на неопределённое число десятков лет, или поддержать благонамеренного экстремиста и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в онгоинге — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается красивыми лозунгами. Воскрешённые некромантией всегда возвращаются не такими. Согласно плану благонамеренного экстремиста на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.
Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это моральная подстава. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но обоснованно ступил и сделал неправильный выбор, то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.
Два определения
У этого красивого и не слишком понятного слова имеется целых два значения. Одно относится к сфере логики или философии, а другое — к психологии или социологии. Рассмотрим оба определения:
- Сочетание двух противоположных по смыслу суждений, но без возможности сформулировать третье.
- Ситуация, в которой приходится выбирать из двух решений, поскольку они противоположны по смыслу и рождают одинаковые по масштабу трудности.
Дилемма
Именно второе значение чаще всего подразумевается в книжной и публицистической речи. Отсюда выражения: «неразрешимая дилемма», «опасная дилемма» и т. д. В определённом смысле оно созвучно с известным выражением «третьего не дано». Такие ситуации нередки в обыденной жизни. Самый простой пример: человеку необходимо решить, остаться на хорошо оплачиваемой работе, которая ему в тягость, или сменить её на более приятную, но приносящую значительно меньший доход.
Кто и когда придумал термин
Это греческое слово, в буквальном переводе означающий «двойная лемма». Dis означает вдвое, а lemma – предположение. В настоящее время принято переводить данное понятие как «проблема».
Леммой называется в математике вспомогательная теорема, позволяющая доказать другую теорему. Самостоятельной ценности она не имеет.
@ru.wikipedia.org
Данный термин приписывается к Лоренцо Валла. Ещё в 15-м веке он заявил, что определение является походящим эквивалентом к греческому дилемматону. Но новый термин приживался долго и получил более широкое распространение лишь в конце 16-го века.
Дилемма является распространённым понятием. Его используют в математике, логике, экономике и в обычной жизни. Ежедневно множество людей сталкиваются с трудным выбором между двумя противоположными сторонами. Данное слово давно вошло в лексикон многих и употребляется довольно часто. Также понятие подразделяется на несколько разных видов. Из этого вытекают различные примеры сложного выбора, с которым может столкнуться человек.
Разновидности
Итак, дилемма – это что? То, что нередко случается в жизни. Кроме того, бывают различные виды этого явления.
Например, в сугубо научном определении различаются конструктивный и деструктивный вариант. Подробнее о них можно прочесть в учебнике логики. А в общеизвестном смысле выделяют социальные дилеммы, среди которых: этическая, моральная, экологическая, а также ситуации с интригующими названиями «дилемма заключенного», «дилемма секретаря» и «дилемма самаритянина». Остановимся подробнее на некоторых из этих разновидностей.
Этическая дилемма
Этика – отрасль философии, изучающая мораль (принятые в данном обществе правила поведения) и нравственность (может выступать синонимом морали или означать правила жизни конкретной личности). Круг этических вопросов: добро и зло, свобода и ответственность, смысл жизни, совесть, долг, счастье.
Таким образом, этическая дилемма – это ситуация, в которой затронуты эти и подобные вопросы. Чаще всего приходится выбирать между тем, что правильно (с точки зрения морали), но невыгодно, и тем, что плохо для других, но выгодно выбирающему.
В социальных отношениях этическая дилемма – это, например, безопасность потребителей, права и дискриминация, профессиональная этика, коррупция и т. п.
Примеры упражнений
В литературе есть так много отличных способов визуализировать и объяснять дилеммы. Учителя могут настроить уровень детализации и количество ячеек, необходимых для проектов, в зависимости от доступного времени и ресурсов в классе.
- Определите дилемму в произведении, которое вы прочитали.
- Создайте раскадровку, которая показывает и объясняет дилемму литературного произведения. Используйте конкретные цитаты из текста, которые выделяют и объясняют два одинаково неприятных варианта, связанных с дилеммой.
- Раскадровка — это дилемма из реальной жизни, которая включает в себя внутренний и внешний конфликт.
- Создавайте настраиваемые рабочие листы, которые студенты должны заполнять для определенного текста.
- Создайте плакат , демонстрирующий пример дилеммы в литературе или реальной жизни.
Общее ядро
- ELA-Literacy.RL.9-10.2: Determine a theme or central idea of a text and analyze in detail its development over the course of the text, including how it emerges and is shaped and refined by specific details; provide an objective summary of the text
- ELA-Literacy.RL.11-12.2: Determine two or more themes or central ideas of a text and analyze their development over the course of the text, including how they interact and build on one another to produce a complex account; provide an objective summary of the text
- ELA-Literacy.RL.9-10.3: Analyze how complex characters (e.g., those with multiple or conflicting motivations) develop over the course of a text, interact with other characters, and advance the plot or develop the theme
- ELA-Literacy.RL.11-12.3: Analyze the impact of the author’s choices regarding how to develop and relate elements of a story or drama (e.g., where a story is set, how the action is ordered, how the characters are introduced and developed)
Моральная дилемма
Одна из самых тяжёлых ситуаций, в которую только возможно попасть. Необходимо выбрать один из взаимоисключающих вариантов, причём оба не принесут ничего хорошего.
Моральная дилемма – это частый поворот сюжета в художественных произведениях. В этих случаях обычно фигурирует смерть. Например, главный герой должен выбрать: пожертвовать собой ради спасения других или нет; кому из двух друзей помочь, ведь он успевает спасти лишь одного; бросить ли раненого, чтобы привести помощь; во время тяжелых родов спасти либо дитя, либо мать и т. п.
О таких вопросах люди обычно предпочитают не задумываться. А у тех, кто размышляет, гипотетический выбор может и не совпасть с реальным, если возникнет настоящая дилемма. Это, что важно, происходит зачастую в экстремальных ситуациях.
Как решить
Любое решение дилеммы – это поиск наиболее безопасного варианта из двух либо объединение их в нечто наподобие компромисса. Чтобы прийти к этому, нужна внутренняя работа человека с самим собой.
Можно действовать по такому алгоритму:
1. Сформулировать, в чём состоит дилемма.
2. Собрать и проанализировать известную информацию со всех сторон.
3. Поискать другие варианты, кроме двух противоположных и очевидных. Проверить каждое найденное решение на:
- правильность (по личной нравственной шкале);
- полезность;
- моральность;
- законность.
4. Из списка решений исключить совершенно неприемлемые варианты.
5. Методом исключения оставить что-либо одно.
6. Проверить выбранное решение тремя способами:
- представьте, что вы так поступили; что чувствуете, хочется ли сделать всё иначе;
- представьте, как принятое решение повлияет на вашу семью;
- вообразите реакцию своего социального окружения (друзей, коллег, соседей, знакомых); сможете ли вы это пережить?
8. Привести обоснование принятого решения (что оно вам даст или от чего спасёт).
9. Проанализировать негативные последствия, к которым может привести принятие этого решения.
Психологическая помощь онлайн
Национальное обследование
Американская психологическая ассоциация (АПА) была основана в 1892 году и на протяжении 60 лет сталкивалась с этическими проблемами, не имея формального кодекса для их решения. На заре существования ассоциации эти проблемы были достаточно простыми, поскольку сама ассоциация представляла собой организацию преподавателей колледжей. В основном, этические проблемы касались плагиата и академических свобод. Однако со временем необходимость в формальном кодексе решения этических проблем стала острой, и для его создания было решено применить инновационный эмпирический метод, в котором использовались настоящие случаи из практики репрезентативной выборки респондентов — членов ассоциации. В результате кодекс содержит как общие принципы, так и объясняющие их параграфы, которые отличаются специфичностью и с большой вероятностью будут меняться и расширяться. С целью сохранения уникального характера кодекса было решено, что изменения в него будут вноситься как в результате обсуждений между членами ассоциации, так и на основании дополнительных прецедентов. Эти прецеденты представляют собой не столько решения Комитета по этическим стандартам, сколько результаты решений, которые психологи в своей работе принимают на ежедневной основе.
МЕТОД
АРА разработала анкету, которая вместе с сопроводительным письмом была распространена среди ее членов с просьбой поделиться опытом решения этических дилемм. С использованием таблицы случайных чисел были выбраны 1319 респондентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Ответы были получены от 679 психологов, то есть от 51% выборки. Респонденты сообщили о 703 случаях этических проблем, которые были сгруппированы по 23 категориям (Таблица 1).
Таблица 1 — Категории этически сложных инцидентов
Категория | n | % |
Конфиденциальность | 128 | 18 |
Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения | 116 | 17 |
Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты | 97 | 14 |
Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством | 57 | 8 |
Судебная психология | 35 | 5 |
Исследования | 29 | 4 |
Поведение коллег | 29 | 4 |
Вопросы, связанные с сексом | 28 | 4 |
Оценка данных | 25 | 4 |
Сомнительное или потенциально вредное вмешательство | 20 | 3 |
Компетентность | 20 | 3 |
Этические кодексы и комитеты по этике | 17 | 2 |
Психология в школе | 15 | 2 |
Публикации | 14 | 2 |
Помощь необеспеченным | 13 | 2 |
Супервизия | 13 | 2 |
Недобросовестная реклама | 13 | 2 |
Психология в организациях | 9 | 1 |
Медицинские вопросы | 5 | 1 |
Прекращение работы | 5 | 1 |
Этническая принадлежность | 4 | 1 |
Записи о лечении | 4 | 1 |
Другое | 7 | 1 |
Ниже приводится разбор каждой из категорий.
Конфиденциальность
Наибольшее количество этических дилемм было связано с конфиденциальностью. Вот несколько примеров.
— Девушка сделала аборт без ведома своих приемных родителей. Я с должным вниманием отнеслась к ее мнению относительно отсутствия возможной поддержки со стороны родителей. Но я волновалась, что наши отношения испортятся, если выяснится, что я знала о ее решении, а они нет. — Мой клиент-психолог сказал мне, что он нарушил этику, но я не могу никому рассказать об этом. — Моя клиентка сказала, что ее изнасиловали. Полиция ей не поверила и не возбудила дело (из-за ее психического расстройства). Другой мой клиент описал, как он изнасиловал женщину (мою клиентку).
Возможно, это неудивительно, что конфиденциальность – наиболее распространенная этическая дилемма. Хотя конфиденциальность считается самым фундаментальным и чуть ли не главнейшим этическим принципом, исследования показывают, что она является самым частым предметом намеренных нарушений этических стандартов, и более половины респондентов признаются в том, что ненамеренно нарушали конфиденциальность. Эти инциденты вызывают множество вопросов, однако главными являются две области, которые не затрагиваются текущим вариантом этического кодекса. Во-первых, границы конфиденциальности должны ясно проговариваться в случае, когда психологическая услуга оказывается несколькими лицами (включая администраторов и супервизоров) или нескольким клиентам (например, в клинике, в терапевтической группе, в случае парной и семейной терапии). Во-вторых, некоторые случаи, которые касаются, например, обязательного разглашения информации о насилии над ребенком, иллюстрируют ситуации, в которых психологи считают, что конфиденциальность правильнее нарушить. Большинство психологов скорее всего сталкивались с ситуацией, когда следование правилам кажется клинически и этически неправильным, потому что подвергает клиента или третьих лиц риску. В экстраординарных обстоятельствах нарушение конфиденциальности может быть этически приемлемым.
Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения
Следующей наиболее распространенной проблемой является установление четких, разумных терапевтических границ вокруг отношений терапевта и клиента. Вот несколько примеров:
— Я работал с ребенком и скоро понял, что между мной и его матерью существует взаимное притяжение. Моя работа с ребенком приносила положительные результаты. Тем не менее я принял решение передать его другому терапевту, несмотря на достигнутый результат, чтобы избежать «двойных» отношений.
В целом, этот инцидент говорит о том, что в этическом кодексе «двойные» отношения и их приемлемость должны быть четче прописаны. Далее, в кодексе должны быть затронуты принципы, которым должны следовать терапевты, работающие в малых городах, деревнях и удаленных местах.
— Я работаю в сельской местности. Я также состою в религиозной общине… Люди приходят ко мне, потому что меня уже знают… Принцип, запрещающий «двойные» отношения позволяет мне придерживаться этики (но за счет возможных обид и недоразумений), но никак не помогает в реальных обстоятельствах, в которых я работаю.
В-третьих, кодекс должен внести ясность в разницу между «двойными» отношениями и случайными контактами вне практики (например, случайная встреча терапевта и клиента вне кабинета).
— Полгода назад клиент, с которым я работала 3 года, начал встречаться с моей лучшей подругой. О том, к чему это привело, я могу написать книгу! Я обратилась за юридической и терапевтической помощью. Сейчас мой клиент и моя подруга живут вместе, и я передала его другому терапевту, из-за чего он был в ярости и чувствовал себя брошенным. Я несколько месяцев сама работала с психологом, чтобы «достучаться» до этого клиента. Когда я узнала о романе, то скоро сказала своей подруге, что нам надо сделать перерыв в общении. Не знаю, будем ли мы в будущем друзьями и на каких условиях.
Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты
Третьим наиболее частым источником этических проблем был финансовый вопрос. 56 инцидентов были связаны с условиями страховки. Недостаточное страховое покрытие в случае клиентов, остро нуждающихся в помощи, создавало серьезную этическую дилемму для терапевта, когда он/она был/-а не в силах оказать клиенту адекватную помощь ( «Страховая компания заставляет меня менять принципы работы с клиентом из-за финансовых ограничений страховки» ) либо был/-а вынужден/-а быть не до конца честным/-ой со страховой ). Другие описанные случаи включали выставление счета за пропущенные встречи, оплата семейной терапии как индивидуальной, искажение информации о состоянии клиента для получения страховки, выписку нелицензированных препаратов. Вот примеры:
— Семилетний мальчик подвергся жестокому сексуальному насилию. Я оценил ситуацию и рекомендовал 6 месяцев терапии. Страховая компания одобрила 10 сессий у не-специалиста, тогда как не существует эффективной программы, которую можно завершить с семилетним ребенком за 10 сессий. — Замужняя женщина обращается к психологу. Ее муж оплачивает сессии. Через несколько встреч становится очевидно, что клиентка планирует уйти от мужа, который об этом не знает. Терапевт помогает клиентке справиться с ситуацией, которая имеет негативные последствия для ее мужа, и муж за это платит.
Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством
Эта группа дилемм касалась размытых правил учебных заведений. 13 респондентов отметили давление, которому они подвергались при выставлении оценок, 8 респондентов выразили тревогу относительно недостаточно квалифицированных выпускников. Вот примеры:
— Мои коллеги и я беспокоимся насчет эмоциональной нестабильности и недостаточного уровня знаний нескольких студентов, принятых в образовательное учреждение, одобренное АПА. — У меня были студенты с серьезными эмоциональными проблемами, которые закончили программу по консультационной психотерапии и стали «психотерапевтами».
Судебная психология
Некоторые респонденты использовали оскорбления (например, слово «шлюхи») по отношению к психологам, которые дают ложные показания в суде. Эти психологи готовы работать на любого, кто платит.
— Они дают показания на делах о сексуальном насилии в отношении детей и говорят, что преступник «вылечился» и не станет нарушать закон опять («гадание на хрустальном шаре»)
Исследования
12 респондентов отметили, что подвергались давлению относительно процедуры и результатов исследования. Вот примеры:
— Я участвую в проекте, получившем грант. Проходя мимо стола секретаря, я увидел отчет руководителя проекта для источника финансирования. В нем количество участвовавших в исследовании было в 2 раза больше, чем на самом деле. — Директор клиники, занимающейся проблемами речи, хочет использовать данные о пациентах без получения их согласия.
Поведение коллег
4% респондентов говорили о проблемах в отношениях с амбициозными коллегами. Некоторые не могли вступить в конфронтацию с коллегами, нарушающими этику.
— Как члену кафедры мне было тяжело общаться с коллегой, на которого постоянно жаловались студенты. — Я вижу приемных детей, которые не могут отвечать за себя, и социальных работников, которые ими не интересуются. Как я могу сохранить хорошие рабочие отношения с теми, кто не выполняет свою работу?
Вопросы, связанные с сексом
4% респондентов были обеспокоены этичностью сексуальных отношений.
— Не часто, но иногда, мои клиентки выражают интерес к романтическим отношениям со мной. — Студент, работающий с клиентом в течение семестра, закончил работу в конце семестра, как и планировалось, и затем начал сексуальные отношения с клиентом. Думаю, АПА должна серьезнее относиться к таким случаям.
Текущий этический код АПА эксплицитно не затрагивает отношения терапевта и клиента после окончания терапии, что вызывает вопросы относительно позиции АПА. В 13-ом переработанном черновом варианте кодекса есть формулировка: «Психологи не вступают в сексуальные отношения с текущими и бывшими клиентами», тогда как в 15-ом варианте присутствуют предложенные поправки касающиеся разрешения отношений в «экстраординарных обстоятельствах» и «только спустя один год».
Оценка данных
Эти дилеммы касались сомнений относительно достаточной компетенции тех, кто (a) проводит психологические тесты и (b) делает выводы на основе некачественных данных или игнорируя важные источники данных.
— Меня часто просят проинтерпретировать результаты теста, не разрешая мне увидеть клиента. Я отказываюсь давать оценку без контакта с клиентом. — Психологи используют результаты компьютерного теста как единственный источник оценки, не интегрируя их с другими источниками данных.
Сомнительное или потенциально вредное вмешательство
Некоторые респонденты высказывали сомнение в эффективности, легитимности и безопасности методов и условий лечения.
— Моя пациентка поступила в колледж и уехала из города. Незадолго до отъезда она рассказа мне историю о раннем сексуальном насилии. Эти воспоминания очень ее мучили. Она отказалась ходить к терапевту в колледже. Она попросила продолжить наши сеансы по телефону. Я не компетентна в этом. Могу ли я работать по телефону? Будет ли это терапией? Если я откажусь, я брошу своего клиента? — Коллеги… которые 4-5 раз за сессию отвечают на телефонные звонки. Насколько это этично?
Компетенция
Около 3% дилемм касались работы в недостаточно известных областях или утраты компетенции со временем или в результате стресса.
— Клиенты просят меня работать с ними, но я недостаточно компетентен в работе с их проблемой. — Я часто чувствую истощение и выгорание, но у меня не хватает ресурсов на личную терапию и супервизию. Как мне понять свой предел?
Этические кодексы и комитеты по этике
11 дилемм в этой области касались этики, лицензирования и соответствующих комитетов. 3 инцидента были связаны со слишком медленной работой комитетов. Некоторые респонденты отмечали, что текущий этический кодекс является тривиальным, недостаточно конкретным и неадекватно отражает заботу о клиентах.
— Моя профессиональная ассоциация, АРА, считает, что мои религиозные убеждения (например, что гомосексуализм – это плохо) являются неэтичными. Мне уйти из ассоциации или бросить религию?
Психология в школе
Эта группа дилемм касается желания терапевтов действовать в интересах детей несмотря на давление со стороны администрации.
— Отстающего в развитии мальчика изолируют от остального класса из-за его поведения. Школа нанимает меня, чтобы работать с его поведением, когда он все еще находится в изоляции. Я считаю, что его нужно интегрировать в класс. Чьи интересы я защищаю?
Публикации
Эти проблемы касались выражения благодарности тем, кто не принимал участия в публикации или не выражения ее тем, кто принимал, а также использования учителями работ студентов в своих статьях.
Помощь необеспеченным
Респонденты высказывали тревогу относительно помощи бедным, безработным и бездомным.
— Меня волнует, что те, кто работает с бездомными, не получают достаточно образовательных и финансовых ресурсов — Как помочь людям с низким доходом?
Супервизия
Дилеммы из этой категории касались недобросовестной и неуважительной работы супервизоров.
— Коллега подверглась оскорблениям со стороны супервизора, публичной критике и обсуждению ее личности с третьими лицами. На самом деле проблема была в том, что ему не нравился ее терапевтический метод.
Недобросовестная реклама
Эти дилеммы касались того, как профессионалы представляют себя и свою работу в ложном или сомнительном ключе.
— Моя клиника хочет рекламировать мои услуги в манере, которую я нахожу оскорбительной и непрофессиональной.
Психология в организациях
Эти проблемы касались вмешательства руководства компании в работу психолога, особенно в вопросе сохранения конфиденциальности сотрудников.
Медицинские вопросы
Около 1% респондентов фокусировались на медицинских вопросах.
— Родитель десятилетнего ребенка отказывается отводить его на медицинский осмотр. Должен ли я прекратить работу с ребенком и его семьей?
Прекращение работы
Эти дилеммы связаны с прекращением терапевтической работы и его объяснением. Вот примеры:
— Мой крупнейший «этический кризис» связан с прекращением работы с клиентами, которые были жертвами сексуального насилия в детстве и в жизнь которых я был включен по 5-7 лет. — Моя коллега ушла в отпуск на 4 месяца и «передала» мне своего клиента на это время. Клиент предпочел меня и не захотел возвращаться к моей коллеге, хотя она настаивала, чтобы я убедил клиента сделать это. Теперь у меня сомнения относительно того, что лучше для клиента и стоит ли мне рисковать своей дружбой с коллегой.
Этническая принадлежность
— Многие клиенты, придя в мой кабинет, испытывают шок, когда видят, что я не принадлежу к «этническому мейнстриму». Поэтому мне требуется больше времени, чтобы установить с ними контакт.
Хотя текущий код и его новые черновые версии запрещают дискриминацию по этническому признаку, требуется эксплицитное обращение к вопросу о том, является ли борьба с расизмом этической ответственностью терапевта.
Записи о лечении
Около 1% дилемм касались той информации о клиентах, которую нужно вносить в записи, предоставления записей клиентам, которые не оплатили сессии и непреднамеренного уничтожения записей.
Заключение
Эмпирический подход к составлению этического кодекса позволил учесть опыт членов АРА, что гарантирует его релевантность и применимость. Ни один кодекс не может учесть всех ситуаций, но такой подход снижает риск оказаться с этической дилеммой один на один. Авторы: Kenneth S. Pope, Valerie A. Vetter Перевод: Студия Полины Гавердовской