Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды детерминизма. Что такое индетерминизм?

Детерминизм как еще одно из учений, касающихся теории закономерности, причинно-следственных связей и их взаимодействия, как и всего, что происходит в окружающем нас мире. Это краткая трактовка, подробнее узнайте из статьи.

Само слово «термин» предполагает определение чего-либо. Отсюда и понятие «детерминизм», которое активно употребляется сегодня в самых разных отраслях, от философской до технической. Особенно популярен детерминизм в психологии, поскольку является способом лучшего понимания особенностей мышления. Латинское происхождение слова трактует его как «определять», и именно ним воспользовался основоположник учения греческий ученый и философ Демокрит, для которого всегда важным было определение причин всего, что происходит.

Как эволюционировала концепция детерминизма?

  • Как и любое учение, концепция детерминизма прошла определенные этапы. Античность обозначила гилозоизм, учение, говорящее о том, что все, что есть на земле материального, является живым.
  • Позже, с расширением биологических познаний человечества, ученые заговорили о том, что лишь живым существам присуща душа, при этом между биологией и психологией существует тесная связь.


Принципы

  • После того, как в 4-м веке были опубликованы труды раннехристианского мыслителя Аврелия Августина, утверждавшего, что именно душа является источником всех знаний, ведущих к реализации цели, популярность получила его концепция, чтобы познать психологию людей, необходимо наличие и применение внутреннего опыта.

Формы и представители детерминизма — лапласовский детерминизм

  • Сегодня можно встретить трактовки детерминизма, относящиеся к античной, лапласовской, естественно-научной и современной (ее еще называют синергетической) формам.
  • Древние трактовки упирались в причинность и необходимость. Эти учения развивал, кроме Демокрита, также Левкипп.
  • Лапласовский детерминизм (это уже устоявшееся название) и сегодня зачастую лежит в основе точных наук физики или математики, а также философских учений. Теория Лапласа говорит о воздействии причин и внешних факторов изначально, в процессе развития, формируя и определяя его, а также на последствия.


Представитель

  • Представителем механистического детерминизма, приравнивающего живое к автоматическому, выступал Томас Гоббс. Противостояло ему учение Рене Декарта, разделявшего дух и материю. Особо выделяется теория Бенедикта Спинозы, который считал первоначальной причину, а причинность – главным связующим звеном между всем, существующим и происходящим в мире.
  • Современный детерминизм вобрал в себя все предыдущие учения, обобщив их. Сегодня он говорит об особой роли такой категории, как взаимосвязь и взаимодействие, поскольку видоизменяется абсолютно все – от материальных до психологических составляющих.

Определение понятия и содержание теории

Детерминизм в психологии – это зависимость явлений психических процессов от определенных факторов, которые их формируют. Понятие «детерминизм» произошло от латинского determinare — «ограничивать, очерчивать, определять», что говорит об основной идее данного учения – взаимосвязь и взаимоопределенность процессов и явлений.

Теория детерминизма произошла из философского учения, которое признает закономерность взаимосвязи явлений объективного мира.

Данный подход к научному познанию в результате эволюции стал важнейшей составной частью научной методологии, которая формировала целью исследований выявление закономерностей и причин протекающих процессов. Детерминизм используется как для изучения природы, так и общества и человеческой психики.

В чем суть принципа детерминизма?

  • Чтобы более полно понять, что происходит с нами и вокруг нас, ученые используют несколько критериев, рассматривая соответствие происходящего, дополнительность и, в том числе, детерминизм. По сути он является учением, дающим подтверждение тому, что случайностей в нашей жизни не бывает.


Описание

  • Эти подтверждения ученые выводят, исходя из особенностей поведения всего живого. Детерминизм не только изучает, по каким причинам и в соответствии с какими факторами формируется наше мышление, но и доказывает, что эти факторы влияют на нас совокупно. Под их влиянием меняется наше поведение и развиваются психические особенности.

Эволюция принципа

Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека.

Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма.

Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.

С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.

Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.

Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах.

Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой. Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики.

Ч. Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды.

Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.

На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями.

На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь.

Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов.

В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях. Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью.

Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений.

Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека.

Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров.

Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека.

Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.С. Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Детерминизм эволюционировал от идеалистических представлений до биологических, которые отрицали неосознаваемые внутренние силы и мотивы, особый тип организации психической деятельности человека, а также материалистических.

Признание существования сознания и выделение психологии в отдельную науку позволило открыть бессознательные стороны человеческой психики, а также важную роль микросоциальной сферы в изменении человека.

Категории детерминизма

Впервые классифицировать принцип детерминизма стали только в прошлом веке, и одну из систем классификаций предложил аргентинский философ и физик Марио Бунге.

Он выделил следующие категории детерминизма:

  • Статистический
  • Количественный
  • Структурный
  • Механический
  • Диалектический
  • Теологический

И еще одну категорию отметил этот ученый – речь идет о детерминированности при контакте нескольких человек. Если рассмотреть еще подробнее каждую из вышеперечисленных категорий, можно выделить также такие понятия, как связь, причина и следствие, взаимодействие и вероятность, связь состояний и корреляция, условия и необходимость, предвидение и еще множество составляющих.


Причина следствие

Какие существуют виды детерминизма?

Если существует классификация в отношении категорий, то, безусловно, задачей ученых стало разбить детерминизм по видам.

В результате на сегодня выделяют:

  1. Множественный (мульти) детерминизмтерминизм, говорящий о влиянии множества факторов на все происходящее.
  2. Психологический детерминизм особенно подчеркивал великий Зигмунд Фрейд, утверждавший, что ничего случайного нет и мельчайшее событие является значимым.
  3. Культурный детерминизм основывается на воспитании человека, заложенном в детстве и влияющем на все последующие эмоциональные состояния и поступки.
  4. Взаимный детерминизм понимается как составляющие цельный комплекс психологического типа человека: мышление, познавательные способности, активность, воздействие внешних факторов.

Далее подробно рассмотрим указанные и другие виды детерминизма:

Множественный детерминизм

  • Этот термин используется, когда речь идет о нескольких факторах, которыми вызвано то или иное поведение или событие, а также о нескольких целях, для которых они служат. Подобное направление использовал в своих учениях Фрейд, называя это сверхдетерминацией.
  • Продолжая развивать эту концепцию, Роберт Вельдер пришел к выводу, что любое из психических действий концентрирует комплекс усилий психики, факторов, определяемых внешней средой и т.д. Таким образом, даже решение одного вопроса становится одновременно попыткой разрешения другого.

Культурный детерминизм

  • Здесь речь идет о главенствующей роли культуры в судьбе каждого из нас. С младенчества человек становится составляющей частью определенной культуры, которая диктует возможности и определяет ограничения, регламентирующие все течение жизни. И, соответственно, при выборе решения главенствующую роль играет культура, в которой воспитан человек.
  • Таким образом, учение культурного детерминизма практически лишает человека самостоятельного, независимого выбора. Он останавливается на том решении, которое соответствует понятиям, принятым в свойственной ему культурной среде. При этом многие исследователи подчеркивают, что культурное влияние дополняется биологическим, социальным и т.д.

Взаимный детерминизм

  • Это учение говорит о влиянии на личность и ее поведение сразу трех аспектов: самой личности, ее поведения и окружающей среды. Под последним фактором понимается окружение человека, близкие, знакомые и незнакомые люди, которые находятся вокруг и с которыми он вынужден взаимодействовать.
  • Личность проявляется в чертах характера, взглядах, интересах и, конечно, в поведении. А вот само поведение подкрепляет либо же становится несвойственным данному человеку.


Характеристика

  • Другими словами, наши мысли, взгляды, вкусы способны определить выбираемую нами среду и характер нашего поведения. В свою очередь, поведение способно изменить как окружающий мир, так и наши мысли. Именно такое взаимодействие теоретики определяют как взаимный детерминизм.

Технологический детерминизм

  • Еще одна разновидность учения детерминизма, которая во главу всего развития общества и формирования его структуры ставит развитие науки и техники. Всю историю человечества данное направление определяет как взаимоотношения с природой, умение приспособиться к ее условиям и даже покорить.


О технологическом

  • Именно такому критерию соответствуют характеристики «развитости» и «отсталости» государств, основывающиеся на уровне технического прогресса и исключающие духовное и культурное развитие. Так, по данной теории, общество следует в своем развитии от доиндустриального (здесь главенствуют институты церкви и армии), через индустриальное (свободная торговля, фабричная организация труда, единая хозяйственная система) к постиндустриальному, где на первый план уже выходит информационная составляющая и уровень знаний.

Биологический детерминизм

  • Определяется как влияние биологических законов на общее восприятие существования. Возникшее в 19-м веке, во время бурного развития науки, множества открытий и достижений в ней, оно имело несколько школ, от социального дарвинизма с его естественным отбором и борьбой за выживание, до расизма, говорящего о расовых различиях и их определяющей роли в истории и культуре.
  • К биологическому детерминизму во многом можно отнести и учение Фрейда, базирующееся на главенстве инстинктов и подсознания. Сюда же относят и мальтузианскую школу, как и неомальтузианство.


Об организмах
Исторический детерминизм

  • Подобному направлению свойственно утверждение о том, что следствие порождается причиной. При всех оговорках и исключениях закономерность последователи исторического детерминизма отрицают, что ход истории предопределен заранее.
  • Поскольку существование личности происходит на множестве уровней (психология, биология, культура, социальное положение, экономика, политика и т.д.), то каждому из них свойственно в тот или иной период быть приоритетным.
  • Учитывая не только объективный ход развития, но и субъективные факторы, предположить, что и в какой период станет составлять основу общественного состояния, вряд ли возможно.
  • При этом исторический детерминизм не отвергает объективности познания прошлого, а познает его именно в соответствии с присущими ему условиями и факторами.

Механический детерминизм

  • В этом направлении учения детерминизма утверждается, что причинам присуще влиять на то, каким станет эффект от их воздействия. Принято считать, что данная трактовка не учитывает влияние внешних факторов и условий, в которых существует личность, рассматривая ее по сути изолированной от внешнего мира.

Описание

  • Так, в качестве примера можно привести такое действие, как движение. По теории механического детерминизма оно должно быть бесконечным, поскольку вызвано определенной причиной (усилием). Но в действительности во взаимосвязь вступают внешние факторы – то же ускорение, трение, инерция.
  • Именно подобный комплекс воздействий и определяет траекторию, расстояние, время движения и даже корректирует его направление.

Географический детерминизм

  • Подобная концепция рассматривает определяющее влияние сил природы на процесс развития общества. Таким образом, на первый план выходят понятия флоры и фауны, климата, рельефа и т.п. факторов, свойственных данной территории.
  • Именно они, как считают представители географического детерминизма, «диктуют» условия для формирования общества, экономики, вплоть до физических особенностей и психики.


Географический

  • Учение берет начало еще со времен античности как противостоящее мифологии и религии. Особое развитие оно получило в 18-м веке, в трудах Монтескье. Наиболее радикальные последователи теории даже человека относили к «продукту» земной поверхности. Среди российских ученых, в той или иной мере соглашавшихся с подобной трактовкой, — Мечников и Гумилев.

Социальный детерминизм

  • Определяющая роль в этом направлении детерминизма отводится силам, движущим общественным развитием. В разных трактовках теоретиков можно встретить различные силы: от тех же географических и материальных до сверхъестественных и даже идей.
  • Практически каждый из ученых и философов, изучающих и развивающих детерминизм, так или иначе соотносится с социальным фактором — Монтескье, и Гегель, и Маркс. Разнятся лишь движущие силы, которые они определяли как главенствующие.
  • На сегодня принят подход, говорящий о том, что различные сферы общественной жизни в тот или иной период могут стать доминирующими. Кроме того, между ними происходит постоянное взаимодействие.

[править] Немного истории

[править] Фатализм

« Властитель неба, мой отец, веди меня Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу — тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого

[1].

»
— Клеанф
« Что вершит судьбу человека в этом мире? Некое незримое существо или закон? Подобно длани господней парящей над миром. По крайней мере, истина — то, что человек не властен даже над своей волей.»
— Berserk

Мойры — греческие богини судьбы. Тема сисек раскрыта
С тех пор как у людей проявился интерес к философии, они заметили, что в окружающем мире не всё так просто, стали подмечать причинно-следственные связи, осознали, что даже явления, кажущиеся случайными, могут иметь какую-нибудь простую и объективную причину. На заре умственного развития человечества незначительный багаж накопленных знаний ещё не давал удовлетворительного ответа на все главные вопросы, но пытливость уже свербила в мозгах, и людишки нафантазировали себе неких могущественных существ, которые и являются причиной всего. Так появились духи и тотемизм/анимизм, а затем боги и религия.

Долгое время идея божества полностью удовлетворяла человечество. Как образовался мир? Его сотворил Аллах. Почему Солнце встаёт на востоке и садится на западе? Это боженька каждый день едет на своей огненной колеснице. Почему гром гремит и молнии сверкают? Это Зевс бомбит. Etc.

Чем больше явлений приписывалось божествам, тем могучее они становились. И однажды человек полностью вверил себя богам и решил: раз они такие всемогущие, значит, наши судьбы тоже полностью в их руках. Пофантазировав ещё немного, человек догадался: ёпта, они же заранее уже всё определили и предназначили каждому свою участь! А иначе как ещё объяснить все эти странности? Почему один живёт долго, а другой мало? Почему кто-то пашет как проклятый и по жизни нищеброд, а другой всю жизнь нихуя не делает и загребает себе все ништяки? Почему один силён и ничем не болеет, а другой постоянно загибается от всяких болячек? Ответ прост: судьба-с, так предначертано свыше — и предначертанное непременно исполнится. Почему так, а не иначе — не нашего ума дело, ИМ виднее. И не надо вмешиваться в предопределённый ход вещей, всё равно всё случится так, как и должно случиться.

Так появился фатализм.

[править] От фатализма к детерминизму

« Живёт, живёт человек, кругом холера, крушение поездов, японцы, а он всё живёт, потом ест карася в сметане, маленькой косточкой давится — и конец. Кто знает, не свыше ли? Случай, а может быть, этот случай умненький, кончил богословский факультет и сдал экзамен на звание «провидения»?»
Илья Эренбург
. Необычайные похождения Хулио Хуренито

Часовая Вселенная
Со временем ушлые людишки заметили, что предопределено всё не просто так, но в силу какой-то причины

. Уже атомист Демокрит говорил, что «предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол». Он выступал против случайности и видел фатализм в понимании действия законов природы. Аристотель пошёл ещё дальше и выдал на-гора учение о четырёх видах причин: формальных, материальных, движущих и целевых.

Постепенно люди накапливали всё больше знаний, додумались изобрести научный метод и ВНЕЗАПНО поняли: мир предсказуем! То есть, для данного набора обстоятельств есть лишь один возможный (и предсказуемый) исход. Это и есть детерминизм. От фатализма он отличается следующим: фаталист верит в предопределение

и объясняет предначертание указанием из ZOG «свыше». Детерминист же
верит, что можно узнать конкретную причину
, по которой всё произойдёт именно так, а не иначе.

В качестве примера детерминированной системы можно привести сочетание законов механики Ньютона и его же закона всемирного тяготения. Допустим, мы применим эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустим планету с заданного места с заданной скоростью. Тогда мы сможем предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем. Введём в систему ещё пару-тройку планет, кучку астероидов и мешок спутников планет. Задача сильно усложняется, ведь каждое тело действует на все остальные. Но система остаётся детерминированной — она всё так же описывается теми же уравнениями движения, просто их становится больше. Такая модель напоминает работу часового механизма.

[править] Жёсткий детерминизм, или демон Лапласа

Лаплас предпочитал только хардкор, только жёсткий детерминизм

« Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое.»
— Пьер-Симон Лаплас

Идея «часового механизма Вселенной» весьма доставляла учёным мужам. Одним из них был французский математик Лаплас, абсолютно невменяемый детерминист, предложивший мысленный эксперимент: если бы гипотетическое разумное существо могло узнать положение и скорость каждой частицы во Вселенной в некий момент времени, то оно смогло бы совершенно точно узнать эволюцию Вселенной как в прошлом, так и в будущем. Это существо впоследствии назвали демоном Лапласа. Сам Лаплас считал, что внешние причины и факторы, действующие на материальную систему и её начальное состояние, жёстко

и однозначно определяют её развитие, историю всех дальнейших событий и состояний.

Формы детерминистского подхода

Детерминизм основывается на том, что все события так или иначе взаимосвязаны. Но тем не менее, он допускает, что причинность не всегда лежит в основе действий человека.

Существует еще несколько форм детерминистского подхода к объяснению действий:

  • Системная, т.е. рассматривающая целое как определяющее понятие для его составных частей.
  • Статистическая, говорящая о том, что последствия действий одной личности могут быть разными, несмотря на то, что факторы, стимулировавшие их, одинаковы.
  • Обратная связь подразумевает, что вызванные причиной последствия могут в свою очередь влиять на нее.
  • Целевая форма говорит о реализации намеченной цели в результате деятельности.
  • Селф-детерминизму свойственно управление человеком поступками и действиями соответственно реальным потребностям.

[править] Критика

[править] Восточная философия

« Те, кто понимает пустоту

явлений, но следует закону кармы, наиболее удивительны, наиболее восхитительны!

»
— Нагарджуна намекает: всеобщая пустотность — не повод не убираться в монастыре

Нагарджуна усиленно постигает относительность причинно-следственных связей
Вопрос о причинности — первый

в истории индийской философии. Так называемые ортодоксальные (брахманические) и неортодоксальные (джайны, буддисты) школы разделяются именно вопросом: существует ли причина в следствии или следствие само по себе? Судя по сутрам, детерминистов троллил и Будда, и Махавира, и кто-то до них, чьи имена история не сохранила за ненужностью. Окончательно же допилил аргументы критиков буддист Нагарджуна в III веке нашей эры.

Во-первых, мы не можем сказать, что следствие отлично от причины. Потому что в таком случае невозможно доказать, что данное следствие является следствием именно этой, а не какой-либо другой причины. Событие-следствие и событие-причина должны буквально прорастать друг в друга.

Во-вторых, следствие не тождественно причине, потому что тогда их вообще бессмысленно различать. Раз они так тесно связаны, то их намного проще считать одним событием.

В-третьих, причина и следствие не могут быть и тождественны, и различны, потому что это будет противоречить первым двум утверждениям.

В-четвёртых, причина не производит следствие. Потому что тогда придётся придумывать, как она это делает:

  • Следствие уже присутствовало в причине?
    Тогда они просто были одним и тем же событием.
  • Следствие не предсуществовало в причине, но появилось заново?
    А где тогда гарантия, что из причины ВНЕЗАПНО не может выскочить другое следствие? Раз уж что-то берёт и появляется заново, то почему не может самозародиться что-то другое?
  • Имело место и то и другое вместе
    — получается, следствие присутствует в причине, но на самом деле его там нет? Что-то опять ничего не сходится.

Таким образом, причина не порождает следствие, ничто вообще не может быть произведено.

А как же тогда механические часы работают? Очевидно же, потому что они не цепочка причин и следствий, а единый винрарный механизм

. Одно колесо крутит другое, другое — третье, а результат потому и предсказуем, что все колёса связаны в единое целое.

Одним словом, с точки зрения канонiчнейшей буддистской логики причинность пуста

. Не в том смысле, что её нету, а в том, что она не существует сама по себе и зависит от модели, которую мы выбрали. Например, цепь событий можно нарезать на отдельные события хоть крупными кусками, хоть мелкими, по-разному группировать составные части и явления, прятать куски в чёрные ящики и т. п.

Так, например, если бы карма определяла 100% всего, что происходит в этом мире, то у человека не было бы ни одного шанса её исправить. Ведь чтобы исправить карму, надо сделать что-то хорошее, а как ты это сделаешь, если твоё поведение тоже детерминировано? С другой стороны, проблемы человека нередко вызваны его собственными косяками, так что какая-то карма в жизни всё же присутствует. Как же решить этот парадокс? А очень просто: карма есть, но она неустойчива (или, как иногда переводят, пуста). То есть даже порядочно наломавший дров человек может раскаяться и прокачаться до полного просветления. Вот такой дзен.

Или пример попроще: те же самые часы. Например, если бы причиной работы часов были колёсики и заводной механизм, то по-разному сделанные часы показывали бы разное время. Но время-то они показывают одинаковое! А значит, колёсики — это ещё не всё. Нужна чёткая идея часов, с циферблатом и стрелками. И даже этого недостаточно — нужно, чтобы человек умел определять по часам время. А ещё чтобы механизм работал, заводили регулярно, не роняли и не теряли. Если ты найдёшь чужие часы, то нет никакой гарантии, что они работают правильно, показывают правильное время и выставлены именно для того часового пояса, в которым ты находишься. Так что для работы часов одних часов маловато, нужно сознание-наблюдатель, которое следит за временем.

Мусульманские богословы считают детерминизм хуитой, на которую правоверному мусульманину и внимания обращать не стоит. Ведь Аллах неизмеримо велик и мудр и для него не проблема сотворить любое чудо, причём так, что никто ничего и не заметит.

[править] Западная философия

Английский философ Дэвид Юм разнёс классический детерминизм в пух и прах, заявив, что необходимость причинности — это вымысел нашего ума. Ибо реально мы не наблюдаем универсальной причинной необходимости, но можем наблюдать только неоднократное соединение одних событий с другими, смежность этих событий в пространстве, а также предшествие одних событий другим по времени. Всё остальное мы не наблюдаем, а фактически домысливаем к эмпирически фиксируемым событиям. Если забить болт на эту метафизику, то получается, что идея причинной необходимости заключается всего лишь в ожидании того, что за сходными причинами будут следовать сходные действия. То есть, соединение событий может наблюдаться, а необходимость — нет.

Поппер зашёл с другой стороны и предложил сравнить два объекта: облака и часы. Часы символизируют физические системы, поведение которых регулярно и точно предсказуемо. Но разве возможно столь же точно предсказать появление и исчезновение облаков, ураганы или извержения вулканов? Хотя эти явления также подчиняются физическим законам, они мало напоминают работу механизмов. А теперь представим, что все остальные вещи, явления и процессы располагается между этими крайними полюсами — облаками и часами. К примеру, логично будет поместить животных ближе к облакам, а растения — поближе к часам. Лапласовский детерминизм утверждает, что все «облака» на самом деле есть «часы». Но по сути мир является взаимосвязанной совокупностью из облаков и часов, где даже самые лучшие часы имеют нечто «облакоподобное».

Что такое детерминация поведения и психологический детерминизм?

  • Поскольку взаимосвязи в мире очень значительны, они проявляются не только во влиянии человека на близкий круг друзей, знакомых, родных, но и на общество в широком его понимании. Так происходит формирование определенных норм: культурных, социальных, политических, принятых в определенном кругу.
  • Мы считаем обычным такое соответствие стереотипу гражданина, но при этом каждый из нас в той или иной мере порой обнаруживает, что его личностные качества, характер, нрав противоречит каким-либо явлениям.
  • Именно такое явление объясняет психологический детерминизм, говорящий о том, что культурные и социальные нормы влияют на поведение личности, определяя выражение его эмоций и поведенческую манеру. Таким образом, формируясь под влиянием окружающих его взрослых, ребенок тем самым дополняет внешними факторами те качества, которые были в нем заложены от рождения.


О влиянии на человека

  • Это подтверждает теория детерминизма, говорящая о влиянии природного, социального и биологического факторов на психическое состояние человека.

Детерминант — что это такое в языкознании и математике

Понятие «детерминант» (от лат. determinare – ограничивать, определять) используется в русском языке и математике.

В языкознании детерминанты – это члены предложения, которые служат для распространения и не связаны с другими его членами.

Они часто находятся в начале предложения и выражаются разными способами:

  1. существительными («ПОЕЗДКА В НЕТЕРПЕНИИ казалась особенно долгой»);
  2. обстоятельствами («У МЕНЯ нет сил»);
  3. наречиями («ПО СОВЕСТИ управляющий должен был бы сам уйти с предприятия»);
  4. причастными и деепричастными оборотами («ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, удача улыбнулась нам»).

Определения в роли детерминанта не используются. Существительные и местоимения часто употребляются с предлогами.

Детерминанты свободно присоединяются к разным предложениям и формируют его смысловую структуру, нередко являясь её обязательным компонентом. В одном предложении — особенно в разговорной речи — может встречаться несколько подобных словоформ («Для тебя у людей одни только отговорки»).

Детерминант был впервые открыт лингвистом Н.Ю. Шведовой – соавтором известного русского толкового словаря. Она выделила главный отличительный признак – отсутствие грамматической связи между детерминантом и глаголом («В город ожидается приезд высокопоставленного чиновника»).

В толковом словаре иностранных слов имеется ещё одно значение слова (употребляется только в мужском роде).

В высшей математике детерминант – это определитель – выражение, составленное из элементов квадратной матрицы, для решения линейных систем уравнений. Найти детерминант можно с помощью определённого алгоритма.

Используется в задачах из разделов математического анализа и аналитической геометрии. В теории вероятности определитель матрицы называют дисперсией многомерного случайного признака.

Какими детерминантами определяется психологическое развитие?

Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.

Выделяют следующие детерминанты:

  1. Генетическая предрасположенность, которая заключается не только в наследственных заболеваниях, в первую очередь психических, но и в повторе действий, сходных с теми, которые осуществляют близкие люди.
  2. Окружающая среда, также влияющая на формирование человека посредством условий, в которых он пребывает.
  3. Противостояние среде – это отход от общепринятых норм и стереотипов, обусловленный волевыми качествами и проявляющийся в произвольных действиях.
  4. Развитие психологической составляющей личности проявляется, когда достигнут такой уровень развития (это относится к познаниям, навыкам, талантам), который начинает противоречить действительности.

Кого называют детерминистами?

  • Речь идет о людях, которые являются адептами того или иного направления данного учения. Они подчеркивают, что у человека по сути отсутствует свободный выбор, поскольку его действия определяются причинностью явлений. Иными словами, любое действие продиктовано мотивацией, довлеющей над психикой, а не чертами характера или внутренними побуждениями.


Учение

  • Но реально ли оставаться безынициативным сегодня? Вряд ли. Так и детерминисты всего лишь находят в этом термине оправдание тому или иному поступку, указывая на взаимосвязь факторов, повлиявших на него.

Что такое индетерминизм?

  • Индетерминизм, как следует из названия, учение, отрицающее причинность. Подобные идеи встречаются в богословских трактатах, в учениях Кантах, говорил об этом и Юм. В противоположность детерминизму речь идет о субъективном характере причины и следствия.
  • Проще говоря, подразумевается, что, делая тот или иной вывод, человеку в действительности совершенно неясна степень его соответствия истинному положению вещей.


Разница
Термин индетерминизм появился как научное течение вместе с развитием статистической отрасли и считается противоположностью детерминизму.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]