Определение
Значение слова человечность можно раскрыть через понятие человеколюбия, под которым понимается стремление личности оказывать положительное влияние на жизнь других людей, проявлять о них заботу. Человечное отношение к окружающим основывается на уважении, умении замечать и ценить достоинства людей. Синонимичными понятиями к данному термину выступают гуманизм и доброта.
Человечность в отношениях к людям рождает позитивное взаимодействие. Индивид с человечной ориентацией пребывает в гармонии с собой и с миром, он получает моральное удовлетворение. Обязательными компонентами такого отношения к людям являются доброта и уважение.
Проявление человечности
В философии под человечностью подразумевают гуманное отношение. Философы убеждены, что условием формирования такого человеческого отношения к окружающим являются свобода, счастье и всестороннее развитие индивида.
По мнению педагогов, проявления человечности – это результат воспитания. Проблема человечности часто становится предметом изучения педагогов-практиков, заинтересованных в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, так как человечное отношение к людям – это залог успешной социализации индивида.
Понятие человечность связывают с добродетелью и человеческим достоинством. Оно проявляется в непосредственном взаимодействии людей.
Гуманность и человечность
Считается, что такие понятия, как человечность и гуманность, являются синонимами. Однако это не одно и то же.
Человечность – это осознанный компонент морально-нравственного поведения человека. Такое поведение не является врожденным и не формируется само собой. Для его формирования у ребенка необходимы специальные воздействия со стороны взрослого, анализ поступков ребенка.
Гуманность – это всеобъемлющая любовь индивида к обществу, уважение к людям. Гуманистическое поведение проявляют не только отдельные индивиды, а целые государства, оказывая друг другу помощь в трудных ситуациях.
Черты характера, составляющие человечность
Про человечность говорят в том случае, когда в характере индивида отмечаются такие черты, как:
- желание найти справедливость;
- уважение к другим, вежливость;
- гуманность, отказ от жестокости и грубости;
- честность и искренность;
- доброта и доброжелательное отношение;
- отзывчивость;
- скромность;
- культурность;
- способность к эмпатии, проявлению сочувствия;
- милосердие, готовность прийти на помощь в критической ситуации;
- самопожертвование, самоотверженность;
- альтруистичность;
- бескорыстность;
- воспитанность, высокий морально-нравственный уровень;
- толерантность, терпеливость, снисходительность;
- умение прощать ошибки товарищей;
- истинный интерес к людям, их проблемам, доверительному общению;
- открытость;
- великодушие, благородство.
Эссе на: «Человечность: аргументы
Те студенты, которые пишут эссе на эту тему, могут привести в своей работе следующие аргументы. Во-первых, можно утверждать, что человечность всегда соотносится с нравственностью; Во-вторых, как уже было сказано, это качество всегда включает в себя способность сочувствовать. Кроме того, тот, кто человечен, относится с терпимостью к другим, которые отличаются от него.
См. также: ГЕНЕАЛОГИЯ — что это. Функции и методы генеалогии
Человечность
В чем проявляется человечность
Примеры человечности и ее проявления можно найти в поступках индивида, в его отношении к жизни. Если человек умеет быть человечным, то это качество выражается в следующих моментах:
- четком осознании собственной миссии в этом мире;
- отказе от высокомерия;
- развитой силы воли;
- готовности жертвовать собственными интересами ради интересов близких или даже целого государства;
- стремлении человека помочь нуждающимся, поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
- уважительном общении с разными категориями людей;
Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми
- способности понять точку зрения человека, принять его таким, какой он есть;
- понимании слабостей, наклонностей и потребностей того или иного партнера по общению;
- принятии участия в коллективных видах деятельности с сохранением уважительного общения;
- высоконравственном отношении к людям и их потребностям;
- отсутствии эгоистических линий в поведении;
- умении тактично сделать замечание хаму;
- заботливом отношении к животным;
- умении сделать правильный выбор, противостоять соблазнам.
Все проявления гуманности у человека направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Конечно же, человечный индивид все преобразования глобального масштаба такой человек начинает с себя. Главной тема его жизни заключается в духовной чистоте и постоянном самосовершенствовании.
Примеры проявления человечности
Друзья, давайте немного отойдём от теории, и рассмотрим конкретные примеры.
Одним из ярчайших примеров проявления человечности является спасение животных. Давайте вместе посмотрим эти эмоциональные кадры, где неравнодушные люди помогают обессилевшей собаке выбраться из колодца:
Есть и другой пример спасения собаки, где приняли участие не профессиональные спасатели, а обычные люди, которые объединили усилия ради благой цели:
Не менее ярким примером проявления человечности является следующее видео — спасение волка из капкана. Хотя волк является опасным для человека животным, но это не помешало неравнодушным людям помочь волку освободиться из западни:
Есть ещё множество подобных историй, но даже этих нескольких примеров вполне достаточно чтобы понять, что такое человечность и насколько она важна.
Как формируется человечность
Закладывать основы гуманности в ребенке нужно с детства. Это главная задача родителей. Азы человечности формируются в семье, когда дети перенимают гуманный опыт старшего поколения. По мнению психологов, сензитивным периодом формирования гуманности в ребенке является возраст 3 лет, когда наиболее ярко проявляется стремление ребенка быть похожим на взрослых, самостоятельно делать что-то, принимать участие во «взрослых» делах, помогая родителям.
Успех воспитательных воздействий во многом определяется тем, являются ли родители и ближайшие родственники семьи гуманными людьми. Ребенок научится по-человечески относиться к окружающим только в том случае ,если будет видеть пример человечности рядом.
Основными методами формирования человечности являются простые бытовые действия. Например:
- совместное чтение и последующее обсуждение художественных произведений;
- предъявление к ребенку разумных требований со стороны взрослых, аргументированные ограничения свободы действий;
- воспитательные беседы, анализ каждого проступка;
- похвала за позитивные поступки;
- взаимопомощь и взаимовыручка;
- формирование стремления помогать старикам;
- привлечение детей к семейным делам, бытовым обязанностям;
- сохранение семейных традиций.
Однако не только семья влияет на развитие гуманного отношения к окружающей действительности у ребенка. В семье закладываются только основы такого мировоззрения. Затем на этом базисе педагоги в школе формируют человечность у детей, изучая темы и разделы разных дисциплин, анализируя примеры из жизни. Кроме того, морально-нравственный компонент в структуре личности развивается через систему внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятий, которую реализуют классные руководители и педагоги-организаторы в течение учебного года.
Анализ литературных произведений и написание сочинений-рассуждений школьников формирует у них умения анализировать поступки героев, формировать собственное мнение относительно добра и зла. На уроках литературы, обществознания, истории школьники учатся разбираться в людях. У них формируются социально одобряемые личностные качества. Воспитательная работа, реализуемая в школе, направлена на формирование такого выпускника образовательного учреждения, который сможет сформировать вокруг себя психологически здоровое окружение и выбрать правильный жизненный путь.
Откуда берутся бесчеловечные люди
Примеры человечности в повседневной жизни были бы не так заметны, если бы абсолютно все члены общества проявляли гуманное отношение друг к другу. Но репортажи в СМИ и то, что можно увидеть на улице, убеждают в том, что рядом с человеколюбием уживается и бесчеловечность.
Откуда берутся бесчеловечные люди? Ответ прост: из неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания формированию достойных граждан.
Бесчеловечные люди появляются, если:
- в детстве к ним применяют жестокие методы воспитания;
- дети становятся свидетелями родительских скандалов;
- ребенок наблюдает неуважительное отношение родителей друг к другу;
- с ними грубо обращаются сверстники, такие дети терпят унижения с их стороны;
- среди товарищей они являются изгоями;
- в детстве у ребенка была травмирующая ситуация, после которой ему не была оказана психологическая поддержка и помощь.
Бесчеловечные люди ведут себя преступным образом. Они ввязываются в драки, оскорбляют других, могут даже совершить убийство. Привычными для них занятиями являются варварство, вандализм, экстремизм. Они так себя ведут, потому что чувствуют мнимую враждебность окружающего мира. Так происходит ,потому что в детстве у них не сформировалось уверенность в безопасности и защите. Именно поэтому недолюбленный родителями человек, у которого было тяжелое детство, проявляет агрессию по отношению к тем, кто слабее него. Демонстрируя силу, он стремится защитить самого себя.
Антигуманное отношение может быть направлено на окружающих, животных, культурные или природные объекты. Люди, лишенные человеколюбия, самоутверждаются за счет других и компенсируют те страдания, которые перенесли в детстве. Структуру личности бесчеловечных людей составляют такие черты, как:
- равнодушие к проблемам других людей;
- низкий уровень культуры;
- аморальное поведение;
- озлобленность;
- жадность;
- корыстность;
- злорадство;
- зависть;
- бессовестность;
- склонность к предательству;
- отсутствие сострадания;
- мстительность;
- беспощадность, жестокость;
- хладнокровность;
- эмоциональная черствость;
- агрессивность;
- эгоистичность.
В асоциальных и неблагополучных семьях дети не видят образцов гуманности и человечности, морально-нравственные основы личности не формируются. В такой ситуации воспитательная работа школы или любого другого образовательного учреждения оказывается неэффективной, так как подросток, который не испытал нежности, ласки, любви и заботы, не научится их проявлять.
Равнодушие как форма бесчеловечности
Равнодушие как форма бесчеловечности
Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.
Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.
Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.
Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.
Мораль
Еще одно свойство человечества — нравственность. Ранее считалось, что это закон разумной жизни, который был послан человеческому роду с небес. Мораль всегда была неизменной основой человечества, это неписаный закон отношений между людьми. Это качество есть в каждом, и его основа — не что иное, как совесть. Нравственность всегда поддерживает духовное и психическое здоровье человека. Это качество помогает человеку оставаться не только членом общества потребления, но и быть готовым к выполнению своего морального долга. Моральное развитие является неотъемлемой частью человечества.
Преимущества человечности
Каждый человек, достигнув сознательного возраста, имеет возможность выбирать, как ему поступать. Очевидными преимуществами человечности являются:
- обретение душевного спокойствия и позитивного самовосприятия;
- осознание собственной силы, гордость своими достижениями;
- нахождение своего места в жизни, в коллективе;
- радость от того, что можно быть полезным для кого-то;
- развитие силы воли, толерантности;
- возможность получить признание среди членов коллектива;
- сохранение доброжелательных отношений с начальством и коллегами;
- обретение гармоничных отношений в семье;
- любовь и понимание со стороны окружающих.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Проблемы человечности
Человечность является социальным феноменом. Социологами выделены основные проблемы человечности:
- природа человечности до конца не изучена. Как показывает практика, сформировать это качество личности можно не у всех людей. На основании этого ученые высказывают предположение о биологической природе человечности. Если это качество является врожденным, стоит ли прилагать усилия для его искусственного воссоздания?
- В условиях реальной жизни данная личностная черта не всегда проявляется закономерно и последовательно. Это связано с тем, что даже душевным людям свойственно ожидать благодарности и одобрения своим действиям. Но получить их не всегда получается. Человек, который нуждается в помощи и заботе, порой не имеет личностного ресурса для того, чтобы благодарить. Не принимая это в учет, человек, совершивший добро, разочаровывается в нем. Вероятно ,в следующий раз, стоят перед нравственным выбором, он откажется от проявления гуманизма.
- В современном мире существует множество синонимичных понятий. Так, термины «доброта», «гуманизм», «гуманность», «милосердие», «человечность» близки по значению. Но в то же время их содержание различно. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. В результате этого индивидуальные представления родителей и педагогов о том, что же все-таки стоит понимать под человеколюбием, сильно разнятся. Это приводит к тому, что усилия агентов социализации не имеют четко заданного определенного направления. Все стараются сформировать достойного гражданина, не имея при этом однозначного четкого образца желаемого результата.
- На сегодняшний день нет валидного психолого-педагогического инструментария, который позволил бы получить достоверную информацию об уровне человечности того или иного испытуемого. Есть методики, направленные на изучение степени выраженности того или иного компонента человечности (уровня воспитанности, например). Но на основании результатов данных методик не представляется возможным составить четкое представление о том, каким уровнем человечности обладает тот или иной испытуемый.
- Некоторые люди приравнивают человеколюбие и доброжелательность к душевной слабости. Они полагают, что в условиях современного мира быть человечным невыгодно. Проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью, своим богатством. В общественном сознании прочно укоренился стереотип о том, что, проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью. Если у родителей такое отношение к человечности, будут ли они сознательно тренировать данное качество у своих детей?
- Задача сохранения личных границ и границ другого человека становится актуальной проблемой проявления человечности. В жизни часто происходят такие ситуации, когда воспитанные люди предпочитают не вмешиваться в ту или иную ситуацию, требующую нравственного выбора, так как опасаются показаться навязчивыми, излишне любопытными. Однако, если задуматься, риск показаться слишком навязчивым должен пугать меньше, чем возможность прослыть равнодушным.
Сложный путь саморазвития
Значение слова человечность
Кутаясь в шаль, Маша дышала в открытую форточку и говорила, что все это нестерпимо, что нужно уезжать, просто бежать из этого города и из этой страны, спасаться, что здесь вся жизнь еще идет по законам первобытного леса, звери должны все время рычать, показывать всем и вся свою силу, жестокость, безжалостность, запугивать, забивать, загрызать, здесь все время нужно доказывать, что ты сильнее, зверинее, что любая человечность здесь воспринимается как слабость, отступление, глупость, тупость, признание своего поражения, здесь даже с коляской ты никогда в жизни не перейдешь улицу, даже на зебре, потому что тот, в машине, сильней, а ты слабее его, немощнее, беззащитнее, и тебя просто задавят, снесут, сметут, размажут по асфальту и тебя и твою коляску, что здесь идет испокон веков пещерная, свирепая схватка за власть, то тайная, тихая, и тогда убивают потихоньку, из-за спины, вкрадчиво, то открытая, явная, и тогда в кровавое месиво затягиваются все, нигде тогда не спрятаться, не переждать, везде тебя достанет топор, булыжник, мандат, и вся страна только для этой схватки и живет тысячу лет, и если кто забрался наверх, то для него те, кто внизу — никто, быдло, кал, лагерная пыль, и за то, чтобы остаться там у себя, в кресле, еще хоть на день, хоть на минуту, они готовы, не моргнув глазом, перерезать глотку, сгноить, забить саперными лопатками полстраны, и все это, разумеется, для нашего же блага, они ведь там все только и делают, что пекутся о благе отечества, и все это благо отечества и вся эта любовь к человечеству — все это только дубинки, чтобы перебить друг другу позвоночник, сначала сын отечества бьет друга человечества обломком трубы по голове, потом друг человечества берет сына отечества в заложники и расстреливает его под шум заведенного мотора на заднем дворе, потом снова сын отечества выпускает кишки другу человечества гусеницами, и так без конца, никакого предела этой крови не будет, они могут натянуть любой колпак — рай на небесех, рай на земле, власть народа, власть урода, парламент, демократия, конституция, федерация, национализация, приватизация, индексация — они любую мысль, любое понятие, любую идею оскопят, выхолостят, вытряхнут содержимое, как из мешка, набьют камнями, чтобы потяжелее было, и снова начнут махаться, долбить друг дружку, все норовя по голове, побольнее, и куда пойти? — в церковь? — так у них и церковь такая же, не Богу, но кесарю, сам не напишешь донос, так на тебя донесут, поют осанну тирану, освящают грех, и чуть только кто попытается им напомнить о Христе, чуть только захочет внести хоть крупинку человеческого, так его сразу топором по голове, как отца Меня, все из-под палки, все, что плохо лежит, в карман, лучше вообще ничего не иметь, чем дрожать и ждать, что отнимут завтра, все напоказ, куда ни ткни, все лишь снаружи, все обман, а внутри пустота, труха, как сварили когда-то ушат киселя, как засунули его в колодец, чтобы обмануть печенегов, вот мол, смотрите, нас голодом не заморишь, мы кисель из колодца черпаем, так с тех пор десять веков тот кисель и хлебают, все никак расхлебать не могут, земли же согрешивши которей любо, казнить Бог смертью, ли гладом, ли наведеньем поганых, ли ведром, ли гусеницею, ли инеми казньми, аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велить жити, глаголеть бо пророком нам: «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем», — да аще сице створим, всех грех прощени будем: но мы на злое ъзращаемся, акы свинья в кале греховнемь присно каляющеся, и тако пребываем, посади цветы — вытопчут, поставь памятник — сбросят, дай деньги на больницу для всех — построит дачу один, живут в говне, пьянстве, скотстве, тьме, невежестве, месяцами зарплату не получают, детям сопли не утрут, но за какую-то японскую скалу удавятся, мол, наше, не замай, а что здесь их? — чье все это? — у кого кулаки крепче, да подлости больше, тот все и захапал, а если у тебя хоть немного, хоть на донышке еще осталось человеческого достоинства, если тебя еще до сих пор не сломали, значит, еще сломают, потому что ни шага ты со своим достоинством здесь не сделаешь, здесь даже просто бросить взгляд на улицу — уже унижение, ты должен стать таким, как они, чтобы чего-то добиться, выть, как они, кусаться, как они, ругаться, как они, пить, как они, здесь все будто создано, чтобы развращать, тому дай, этому сунь, а не дашь и не сунешь, так останешься, мудак, с носом, сам виноват, кто не умеет давать, тот ничего не получает, кому нечего воровать, тот ничего не имеет, кто хочет просто честно жить и никому не мешать, тот и вздоха не сделает, и если ты, не приведи Господь, не такой, как они, если есть в тебе хоть крупица таланта, ума, желание что-то узнать, открыть, изобрести, написать, сотворить или просто сказать, что ты не хочешь быть среди этих урок, что ты не хочешь принадлежать ни к какой банде, ты сразу станешь у них шибко умным, тебя заплюют, затрут, обольют помоями, не дадут тебе ничего сделать, убьют на дуэли, заставят жрать баланду во Владимирской пересылке, стоять у метро с пачкой сигарет и бутылкой водки, сожгут твою библиотеку, в школе твоего ребенка затравят прыщавые ублюдки, в армии доведут сына до того, что не только себе пустит пулю в рот, но еще и пятерых заодно уложит. — Здесь нечего больше ждать, — повторяла Маша, закрыв глаза, сжимая ладонями виски, — на этой стране лежит проклятие, здесь ничего другого не будет, никогда не будет, тебе дадут жрать, набить пузо до отвала, но почувствовать себя человеком здесь не дадут никогда, жить здесь — это чувствовать себя униженным с утра до ночи, с рождения до смерти, и если не убежать сейчас, то убегать придется детям, не убегут дети, так убегут внуки. («Взятие Измаила»)
Михаил Павлович Шишкин
Как развить в себе человечность
Выше было сказано о том, что большую роль в развитии человеколюбия у индивида играет его семья. Но это не означает, что человек из неблагополучной семьи не сможет сознательно сформировать у себя возвышенное отношение к окружающим.
Чтобы развить в себе человечность, нужно:
- Найти в ближайшем или отдаленном социальном окружении человека, который мог бы считаться образцом милосердия. Чтобы организовать собственную жизнь в соответствии с принципами человеколюбия, нужно окружить себя доброжелательными людьми.
- Развитию человечности способствует участие в волонтерском движении. Бескорыстная помощь нуждающимся пробуждает в глубине души индивида истинную любовь к людям, бережное отношение к их чувствам.
- В общении с друзьями важно учиться слушать, а не говорить. Часто именно с искренней помощи друзьям начинается путь человека к Богу.
- Человеку, который решил благородно относиться к окружающим, безвозмездно помогать нуждающимся, нужно выработать правильное отношение к благодарности. Кончено, каждому приятно получить благодарность за добрый поступок, но это не должно быть самоцелью. Не стоит делать поспешные выводы о человеке ,если он не поблагодарил своего спасителя.
- Важно научиться прощать людей, которые однажды причинили боль и отпускать обиды. Злопамятность и обидчивость – это те черты характера, которые необходимо корректировать. Причиной их появления являются непроработанные негативные эмоции. Если не получается отпустить разрушающие чувства самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу.
- Человеколюбие складывается из таких компонентов, как интеллигентность, доброта и любовь. Это означает ,что гуманному отношению к людям нужно учиться, читая книги по философии ,педагогике, психологии. Также необходимо по-доброму смотреть на мир, научиться замечать в людях хорошее, а не зацикливаться на плохом. Чтобы полюбить мир и людей в нем, нужно полюбить самого себя. Это связано с самопринятием. Квалифицированный психолог поможет сделать это.
- Только критичное отношение к собственным поступкам поможет человеку научиться отличать добро от зла. Конечно, одного намерения стать человечным не достаточно для того, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Трансформация личности – долгий процесс. Облегчить переход от привычной модели поведения к человеколюбию может ведение дневника. В нем стоит подробно описывать и анализировать ситуации нравственного выбора и собственное поведение в них.
Как отключить человечность
Практикуя человечность, могут возникнуть сомнения, что будут отрицательные эффекты, например:
- «мне сядут на шею, если я буду таким добрым»;
- «а если я буду помогать, а мне нет»;
- «вдруг меня засмеют»;
- «у меня нет денег на помощь»;
- «у меня просто не хватит времени всем помогать» и др.
Может возникнуть желание отключить человечность. Мы все люди, и это нормально ощущать опасение, страх и сомнения.
Только отключить человечность — это не выход. Описанные выше сомнения относятся к неумению выстроить границы с другими людьми, неумению планировать и расставлять приоритеты, нестабильной самооценке. Этому можно научиться, выключать в себе человеческую часть для этого не нужно.
Примеры человечности из жизни
Примерами человечности в жизни могут служить:
- героические поступки пограничников;
- деятельность благотворительных фондов;
- самоотверженная борьба врачей за жизнь человека;
- волонтерская помощь школьников старикам;
- донорство;
- искреннее желание принимать участие в жизни близких, спрашивая у них: «Что случилось? Может, нужна помощь?»
Волонтерская деятельность
Примеры человечности
Примеры человечности из жизни:
- Принесение в жертву личных интересов ради того, чтобы помочь другу, попавшему в сложную ситуацию.
- Пожертвование денег на операцию смертельно больному ребенку (благотворительность).
- Донорство – добровольная сдача крови для тех, кому ее не хватает.
- Подаяние нищим и материальная помощь бедствующим людям.
- Прощение тех, кто вас обидел (вы прощаете своих обидчиков?).
- Снисходительное отношение к оступившимся (как вы относитесь к тем, кто поступил плохо с вами или кем-то другим?)
- Помощь упавшему на улице (а как поступите вы, если увидите лежащего на земле человека?)
- Моральная поддержка тому, у кого «душа болит» (умеете ли вы слушать своих близких, просто быть рядом, когда они «хандрят»?)
- Участие в благотворительных акциях.
- Искренний интерес к проблемам других и желание помочь (тем более, когда об этом просят).
- Волонтерство — бескорыстная помощью.
В приведенном ниже ролике показаны примеры человечности, которые встречаются в жизни:
Достаточно много примеров человечности в литературе: это Данко, который вырвал свое сердце, чтобы осветить дорогу людям, Наташа Ростова из «Войны и Мира», помогающая раненым солдатам, Чацкий из рассказа «Горе от ума», выступавший против крепостного права (что это?), Гагин из тургеневской «Аси», взявший под опеку сестру, и другие.