Социальные стереотипы и их влияние на восприятие мира

  1. Социальные стереотипы, установки и предрассудки
  2. Когда используются социальные стереотипы
  3. Почему социальные стереотипы так удобны?
  4. Функции социальных стереотипов
  5. Какие бывают соцстереотипы
  6. Как формируются социальные стереотипы

Если за то, как мы себя ведем, в значительной степени отвечают поведенческие паттерны, то на наше восприятие других людей сильное влияние оказывают социальные стереотипы. Это понятие описывает упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д. и т.п.).

При этом стереотип никак не связан с нашим реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом.

Среди наиболее явных примеров соцстереотипов – «блондинки глупые», «женщины болтливые», «русские пьют», «молодежь женится только из-за незапланированной беременности» и т.д. То есть, видя блондинку и ориентируясь на стереотип, кто-либо может «по умолчанию» воспринимать ее как не очень умного человека, хотя в действительности ни разу с ней не общался. Однако это только одна сторона стереотипов, тесно связанная с предрассудками. Рассмотрим подробнее эти явления, а также то, как вообще формируются стереотипы, в чем их функции и почему мы используем их гораздо чаще, чем мы думаем

.

Социальные стереотипы, установки и предрассудки

Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки

и
социальные установки
.

Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же

Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.
Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.).
Как видим, стереотипы и предрассудки действительно кажутся очень схожими, но есть у них и различия.

Так, социальные стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение

к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы. Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой.
У стереотипов куда более широкое «применение»
по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.

Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.

Соцустановки и соцстереотипы

Что касается социальной установки

, или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это
более широкое понятие, чем соцстреотип
. Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью. В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.

Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: он был введен журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.

Стереотипы массового поведения

Формирование стереотипов распространяется не только на большие социальные группы или распространенные явления, но также на частные случаи. Как правило, на сознание людей оказывают влияние такие явления:

  • Слухи — сведения, которые быстро распространяются по неформальным каналам. Как правило, в основе сообщения лежит какой-то реальный факт, но его описание окрашено оттенками предположительности и не всегда соответствует действительности. Интересно, что, передавая и воспринимая слухи, люди, как правило, не задумываются об их истинности или лживости. В ходе распространения слухи могут изменяться и обрастать новыми подробностями.
  • Мода — это устойчивые, но недолговечные представления о поведении, внешности, роде деятельности и так далее. Как правило, понимание моды неодинаково у различных социальных групп. Интересно, что для данного явления характерна цикличность. Одна и та же идея сначала восхваляется, потом отвергается, а позже снова становится актуальной.
  • Массовые пристрастия — явления, которые в процессе межличностного взаимодействия быстро формируются и распространяются. Их суть состоит в стремлении к удовлетворению различных желаний и пристрастий. Это могут быть как легкомысленные хобби, так и серьезные политические убеждения.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений

, причем делаем мы это бессознательно. В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда). Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат. Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то [вроде как] понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д. В этом смысле
роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми
.

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию

. Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике».
Что касается стереотипов, распространяющихся на группу, то чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам
. И наоборот: чем меньше группа и чем лучше мы знаем ее членов, тем меньше мы используем стереотипы.

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают

. Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их
мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности
. Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик. Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Стереотипизация

Стереотипизация (складывание социальных стереотипов) проходит у всех людей по-своему, поэтому при всей общности имеет индивидуальные особенности. Зависит процесс стереотипизации от таких факторов, как общественное влияние, окружение, семейные установки, личное восприятие. При формировании стереотипа учитывается:

  • Место жительства: стереотипы людей в маленьких городах отличаются от стереотипов жителей мегаполисов.
  • Уровень жизни: стереотипы бедных и богатых людей различаются. Бедные считают, что богатые не заработали, а украли. Богатые считают, что бедные – ленивые и глупые.
  • Возраст. Традиционный конфликт «отцов и детей» тоже можно отнести к стереотипам.
  • Политические взгляды: люди пожилого возраста видят в советском строе много плюсов и говорят, что «тогда было лучше». Молодые люди имеют стереотип, что все советское непродуктивно хвалить сейчас.
  • Религиозные наклонности.

Стереотипизация – процесс не быстрый, но в последние десятилетия очень распространенный. Навязывание и формирование стереотипов активно идет через социальные сети, телевидение, Интернет. Не всегда новые стереотипы носят негативный характер, хотя есть случаи, когда стереотипизация наносит ощутимый вред.

Ярким примером формирования положительного стереотипа может являться стереотип девушки, ведущей здоровый образ жизни с правильным питанием и занятиями спортом. При грамотном подходе у последовательниц может развиться желание подражать такому стереотипу и следовать ее советам, добиваясь красивой фигуры. Неправильный подход повлечет за собой анорексию, девушка в погоне за телом мечты получит серьезное заболевание.

Поэтому еще раз подчеркнем, что все стереотипы, их формирование и восприятие индивидуально, следовать им нужно, используя разумный подход и опираясь на собственный опыт.

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать

. Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро. Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации. Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку. Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками. Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение

и формирует свое мнение только исходя из них.

Стереотипные эффекты

Неправильно воспринимать понятие социальных стереотипов исключительно как результат жизненного опыта. Порой они формируются под влиянием эффектов, провоцирующих искаженные и ошибочные суждения.

  • Эффект первичности. Как правило, информация, поступившая в мозг первой, считается наиболее правильной и неоспоримой. Речь может идти, например, о первом впечатлении, которое, как правило, формируется в течение 10 минут с момента знакомства.
  • Эффект ореола. Как правило, эмоционально заряженная информация воспринимается в искаженной форме. Если тема волнует собеседника, то она может заставить его составить о ком-то ложное негативное или ошибочное положительное впечатление.
  • Эффект социального контекста. На фоне позитивных событий или положительной группы людей впечатление о любом человеке будет гораздо лучше, чем в негативной обстановке. Культура личности и общества такова, что обстоятельства и окружение накладывают отпечаток на репутацию.
  • Эффект бумеранга. Окружающие воспринимают человека в соответствии с его поступками по отношению к другим людям.
  • Эффект повторения. Часто повторяющееся поведение начинает восприниматься как правильное. Любые новые веяния воспринимаются с опаской или даже агрессией.

Функции социальных стереотипов

Изначально функции стереотипов если не положительны, то логичны

:

  • Во-первых, как мы отмечали, это возможность «считать» незнакомого человека
    и понять, что от него можно ждать, как установить с ним коммуникацию.
  • Во-вторых, объединение группы
    . С одной стороны, стереотипы сами по себе объединяют людей (в народ, этнос и пр.), с другой – они позволяют отделить своих от чужих. Это было особенно актуально в древние времена, когда от вопроса «свой – чужой» в прямом смысле зависели жизни.
  • В-третьих, стереотипы помогают мозгу оптимизировать работу
    : минимизировать усилия на анализ личности в самом начале общения.

Функции и роль стереотипирования

Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.

Связь между когнитивными и социальными функциями

Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.

Когнитивные функции

Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.

Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.

Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.

  • Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
  • Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
  • В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
  • Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.

Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.

Социальные функции: социальная классификация

Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:

  • Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
  • Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
  • Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.

Социальные функции: социальное влияние и консенсус

Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные

. Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп). В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные

стереотипы. При этом из-за заложенной в них
упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям. Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.
Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные

. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Способы выявления стереотипов

Влияние стереотипов на поведение и образ жизни человека настолько велико, что не всегда понятно, где истина, а где заблуждение. Выявить искусственный или ложный стереотип можно благодаря таким основным приемам:

  • обнаружение устойчивых неизменных тем для разговоров в своем окружении;
  • заполнение анкетных листов или интервьюирование;
  • метод неоконченных предложений (экспериментатор начинает фразу, описывающую какое-то явление, а испытуемый должен ее продолжить);
  • выявление ассоциаций (человеку или группе людей дается 30 секунд на то, чтобы сформулировать отношение к предмету или явлению).

Как формируются социальные стереотипы

Формирование социального стереотипа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта

. Что касается общественных стереотипов, то в их возникновении немалую роль играют
социальные ценности, принятые в той или иной группе, общественные, демографические, политические и иные процессы(поэтому стереотипы могут различаться у представителей разного поколения, жителей разных городов, а также у иных социальных групп).
Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и соцсети в частности. При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени

– это не самый быстрый процесс, хотя в наши дни благодаря Всемирной паутине он значительно ускорился. Трансформацию социального стереотипа со временем и вследствие социальных и общественных изменений можно проследить на примере изменения образа предпринимателя (из барыги и прохвоста он превратился в человека, который строит свой бизнес) или матери-одиночки (из «разведенки/брошенки с прицепом» она становится самодостаточной женщиной с ребенком).

Использовать социальные стереотипы можно и в своих целях

. Известно, что порой важно произвести впечатление, чем быть тем, кого вы изображаете. Только помните: чем ближе знакомство, тем меньшую роль играет стереотип. Поэтому подумайте, насколько целесообразно играть роль совсем другого человека.

Уровни проявления стереотипов

Невозможно себе представить существование человека вне общества. В процессе развития социума непременно происходит формирование стереотипов. Этот процесс осуществляется на четырех уровнях:

  • индивидуальный — на основании психологических особенностей каждого конкретного человека, а также его личного опыта, формируются определенные представления о группах и явлениях;
  • межличностное взаимодействие — в процессе контактов между людьми складываются убеждения путем передачи опыта друг другу;
  • коллективный — формирование стереотипов в процессе сотрудничества нескольких групп;
  • высокий — идеология, сформированная под влиянием исторических событий или авторитета политических деятелей.

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы — мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты — уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Виды и примеры

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:

  • социальный стереотип;
  • этнические стереотипы;
  • стереотипы восприятия;
  • стереотипы в общении;
  • гендерные стереотипы в современном обществе;
  • гетеростереотипы;
  • возрастные стереотипы;
  • поло-ролевые стереотипы;
  • современные стереотипы;
  • распространенные стереотипы;
  • общественные стереотипы.

Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.

Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

Примеры стереотипов:

  • бабы — зло;
  • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
  • евреи — хитрый народ;
  • мужчина пообещал — обязан делать;
  • мальчикам плакать нельзя;
  • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
  • высокая цена означает высокое качество;
  • по улицам России ходят медведи;
  • французы — отличные любовники.

Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 246850

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Люди, привыкшие к стереотипному мышлению, могут жить полной жизнью и даже извлекать из этой черты пользу. К основным преимуществам стереотипного мышления относятся:

  • более быстрое принятие решений;
  • меньшая умственная усталость при анализе информации;
  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • очищение памяти от лишней информации.

В то же время тенденция мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. Его основными недостатками являются:

  • неправильные решения и неправильные действия;
  • самоуверенность, неспособность мыслить критически;
  • неспособность самостоятельно анализировать и делать выводы;
  • стереотипное мышление препятствует развитию.

Стереотипное мышление имеет больше недостатков, поэтому с ним нужно бороться, развивая навыки критического мышления и объективного анализа поступающей информации.

Как они менялись с развитием общества?

С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным. Если раньше брак и его сохранение имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.

Изменилась и роль женщины. Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.

Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин, чем домохозяек.

Что относится к социальным потребностям человека? Список вы найдете на нашем сайте.

Проблема в существовании стереотипов

Стереотипы нужны для одобрения общества. Даже если ты сам понимаешь, что плакать нормально, то окружающие этого не примут. Да и некоторые не видят смысла в откровенном разговоре. «Зачем? Это же ничего не изменит», — отвечают они в таком случае и продолжают держать все внутри «как настоящие мужчины». А итог этого — депрессия, развитие разных болезней, даже смерть.

Многие наверняка слышали такой факт, что мужчины живут меньше женщин. Они гонятся за принятыми установками, чтобы соответствовать правильному поведению, потому что вне социума жить страшно. На основе этого стремления и проявляются различные болезни.

Также принятые установки могут привести к нормализации насилия. По сути, мужчина у нас сильный, маскулинный, властный. Он начальник и глава семьи. В его обязанности входит защита, поэтому такая личность может быть склона к агрессии и иногда жестокости.

— И это все ведет к нормализации насилия. Например, в школьном возрасте в порядке вещей, если парни дерутся. «Они же мальчики, они должны уметь за себя постоять». А ведь от этого тоже можно по-разному пострадать, — рассказывает Оксана.


Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]