Советы
- Трудности и виды барьеров общения
- Семантический барьер
- Логический барьер
- Фонетический барьер
- Барьер модальности
- Личностный барьер
- Мотивационный барьер
- Барьер некомпетентности
- Этический барьер
- Барьер стилей общения
- Эстетический барьер
- Социальный барьер
- Барьер отрицательных эмоций
- Барьер установки
- Барьер двойника
- Барьер грубости
- Барьер неумения слышать и слушать собеседника
Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и понимаем собеседника. Однако препоном для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, существуют психологические барьеры общения. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.
Трудности и виды барьеров общения
Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:
Характер человека; Воспитание; Уровень образования; Возраст; Статус в социуме; Сложившаяся ситуация и другое.
С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.
В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.
Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?
Способы преодоления
- Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
- Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
- Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
- Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
- Посещение социально-психологических тренингов.
Семантический барьер
Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Основы невербального общения |
Невербальная культура делового разговора |
Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников |
Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи |
Правила успешного публичного выступления |
Публичные выступления — 10 ошибок начинающего оратора |
Особенности публичного выступления |
Все страницы |
Страница 2 из 9
5. Коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры –это психологические речевые, культурно-социальные препятствия на пути адекватной передачи и получении информации между партнёрами по общению 1) Барьеры «непонимания» (не слышим, не видим, не понимаем). выделяют 4 барьера непонимания (фонетический, семантический, стилистический, логический)
- Фонетическое непонимание—возникает из-за погрешности произношения, проглатывания концов слов, монотонная не выразительная речь(речь скороговорка, большое кол-во слов паразитов)
- Акустические барьеры—интонации не адекватные ситуации, тембр, громкость, звука, речевые паузы. Речь на иностранном языке. Акцент, невнятная речь.
- Семантический барьер непонимания—когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры
- Стилистический барьер непонимания возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер. Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки (Г. Эббингаузом -начало и конец любого информационного ряда, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина) и правило цепи (основано на том , что содержание должно быть структурировано)
- Логический барьер, возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для восприятия или кажется неверной или противоречивой.
Преодолеть:
- фонетический барьер: внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
- преодоления семантического барьера необходимо: говорить максимально просто;заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора. стилистического барьера: правильно структурировать передаваемую информацию
- логического барьера :соблюдение условий: учет логики и жизненной позиции собеседника, правильная аргументация.
2) Психологические барьеры –к ним можно отнести недоверие, не приятие партнёров по обмену информации
- барьер «личностнойцензуры»- человек принимает и передаёт инф., через себя
- эмоциональные барьеры— сильные эмоции(страх, волнение) не способствуют внимательному отношению к диалогу.
Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций. —Барьер страдания –снижает уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания;снижает уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим. —Барьер гнева, ярости- рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях. —Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека —Барьер презрения, аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т. д. —Барьер страха —он может свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником. —барьер вины и стыда- м.б. на лесть,из боязни быть уличенным в содеянном. 3) Психологическая несовместимость когда возникает резкое неприятие партнёров их различий характеров, темпераментов, соц.установок и др. индивид.различий. это м. стать причиной межличностных конфликтов 4) Социо-культурные барьеры –это социальные политические, регилиозные, культурные, профессиональные и иные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, событий, ситуаций в процессе коммуникаций. Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций. —Барьер страдания –снижает уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания;снижает уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим. —Барьер гнева, ярости- рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях. —Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека —Барьер презрения, аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т. д. —Барьер страха —он может свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником. —барьер вины и стыда- м.б. на лесть,из боязни быть уличенным в содеянном. 3) Психологическая несовместимость когда возникает резкое неприятие партнёров их различий характеров, темпераментов, соц.установок и др. индивид.различий. это м. стать причиной межличностных конфликтов 4) Социо-культурные барьеры –это социальные политические, регилиозные, культурные, профессиональные и иные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, событий, ситуаций в процессе коммуникаций. Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления. 5) Коммуникативные барьеры ( психология общения) Есть классификация барьеров общения: 1)социальные:
- Образовательные
- Культурные, межкультурные
- Профессиональные
2)психологические:
- Смысловой
- Фонетический барьер (неправильное произношение) невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;
- Стилистический (когда не понятен смысл предложения, логика не понятна)
- Авторитета
В. Шепель выделяет 6 барьеров: 1) дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение; 2) инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами; 3) антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность; 4) языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта; 5) профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта; 6) неприятие имиджа коммуникатора По мнению Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова (1998), в процессе делового общения возможно возникновение по крайней мере трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: барьеры «авторитет», «избегание» и «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний барьер — защиту от самого сообщения. .БАРЬЕР «АВТОРИТЕТ». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. БАРЬЕР «ИЗБЕГАНИЕ». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов). Существуют барьеры, обусловленные факторами среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:
- акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.;
- отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоброт, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников ;
- температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении; погодные условия — дождь, ветер, высокое или низкое давление
Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов
6. Речевые умения как необходимый элемент успешной коммуникации (ораторское мастерство). Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Д.С.Лихачёв В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие и большие публичные речи. Публичная речь является средством достижения деловых целей. Она должна отвечать ряду требований: быть убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта и уметь обращаться со словом. Казалось бы, что может быть проще умения говорить – и что сложнее искусства «умное слово молвить», владеть языком? А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо ещё знать, как сказать. Иными словами, нужно знать основы риторики для успешной коммуникации. Овладение искусством речи также служит прекрасным средством воспитания. Риторика – учение о речевом воспитании личности, целью которого является приобретение навыков и умений речевого поведения, соответствующего ситуации общения. Риторике учили с древности. Педагоги Древней Греции и Рима ясно понимали, что всякое воспитание начинается с речи. Обучение риторике предполагало индивидуальные занятия с учителем риторики в составлении и произнесении речей. Занятия риторикой становились подготовкой к государственной карьере. Всем известны ораторы Древней Греции: Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель. Аристотель обосновал и доказал, что публичная речь состоит из 3 элементов: личность самого оратора; предмет, о котором он говорит; и лицо, к которому он обращается. Практическое овладение навыками публичной речи требует обучения, выучки. Умения говорить могут развиваться, а следовательно, и оцениваться по следующим основным направлениям: умения грамотно и творчески говорить, умения кратко, точно, понятно излагать свои мысли. Блестящим римским оратором был Марк Туллий Цицерон, именно ему принадлежат знаменитые слова: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». В своих трактатах он ставил перед оратором три задачи: 1) продемонстрировать истинность приводимых фактов; 2) доставить эстетическое наслаждение; 3) воздействовать на волю и поведении людей, побудить к активной деятельности. Леонардо да Винчи серьёзное внимание уделял манерам, жестикуляциям. Овладение риторическим искусством – процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения. Оратором становятся только в реальной практике. А.В.Миртов, классик теории ораторского искусства XX века, пишет: «Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдение чужих выступлений – вот лучшая школа ораторства»
7. Виды влияния (убеждение, заражение, внушение). Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определённым психическим состояниям – через передачу определённого, эмоционального состояния или психического настроя. Чем выше уровень развития личности – критичнее её отношение к воздействию, слабее действие механизма «заражения». Убеждение – интеллектуальное воздействие на сознание личности (на разум, логику) человека через обращение к её собственному критическому суждению (построено на том, чтобы с помощью логичного обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию). Внушение – целенаправленное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации. основанный на её некритичном восприятии.
8. Манипулирование в общении. В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов (техник) делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. 1. Манипуляции в общении. Их нейтрализация Использование приемов (техник) коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией. Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе. Различные приемы и уловки (техники) позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению. Рассмотрим основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики. Среди основных приемов манипуляции, целью которых является прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют: · «раздражение собеседника» — выведение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения; · «ошарашивание темпом» — использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.); · перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы; · отсылка к «высшим интересам» — намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать (Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?») · «Карфаген должен быть разрушен» — бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего); · «недосказанность в связи с особыми мотивами» — намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо; · «ложный стыд» — использование ложного довода, с которым оппонент не спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же, известно, что наука установила…», «Вы, конечно же, читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетенции; · «использование непонятных слов в общении» — аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином; · «демонстрация обиды» — уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв или спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»); · «мнимая невнимательность» — потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента; · «мнимое непонимание» — повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»); · «многовопросье» — включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы» либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов; · «а что вы имеете против?» — требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса; · «принуждение к однозначному ответу» — давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да» или «нет», причем сразу («Скажите прямо…»); · «рабулистика» — преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»); «сведение факта к личному мнению» — сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»); «видимая поддержка» — мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность («Да, но…»). Существует три основных метода нейтрализации этих и других техник психологической манипуляции в деловом общении. «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции. «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива. «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?». Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.
<< Предыдущая — Следующая >>
Логический барьер
Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:
Необразованность; Скованность и стеснительность.
Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:
Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие; Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов; Сходите на курсы ораторов.
Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.
Советы по улучшению коммуникации
Пять советов, которые окажутся вам полезными, если вы хотите улучшить качество коммуникации:
- Создавайте структуру своей речи, планируйте те пункты, которые вам необходимо осветить и донести до слушателя.
- Объясняйте смысл тех слов, которые могут носить двоякий характер, лучше потратить на это немного времени, зато информация точно будет принята верно.
- Старайтесь контролировать свою жестикуляцию. Следите за тем, чтобы жесты помогали словам, а не наоборот, вводили в заблуждение обратным смыслом.
- Будьте эмпатичным – проявляйте открытость и дружелюбие. Будьте внимательны к своему слушателю или автору – обращайте внимание на его поведение и эмоции. Старайтесь поддержать его, если он переживает.
- Делайте все, чтобы получить обратную связь, коммуникация должна проходить в постоянном коннекте двух людей, это не должно быть одностороннее действие.
Фонетический барьер
Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите. Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:
Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет задавать вопросы по теме беседы; Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы не обидеть человека.
Список литературы
- Измайлова М.А. Деловое общение : Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая , 2009. – 252с.
- Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
- Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
- Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
- Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
- Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
- Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
- Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 – С.13 – 15.
- Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
- Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.
- Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
Барьер модальности
Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:
Зрение; Слух; Обоняние; Осязание; Вкус.
Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, показывайте ему фотографии, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.
Личностный барьер
Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе чувство неприязни. В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от недостатка самоконтроля того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому контролируйте себя.
Причины возникновения
Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:
- уровень интеллекта;
- неодинаковое знание темы или предмета разговора;
- различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
- отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
- разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.
Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:
- излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
- обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
- интеллигентность в противовес напористости;
- интуитивное неприятие чужой личности.
Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.
Мотивационный барьер
Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о поездке в отпуск, а он — обсудить с вами проблему покупки нового автомобиля. В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.
Барьер некомпетентности
Этот барьер зачастую возникает между сотрудниками. Собеседника раздражает некомпетентность второго, благодаря этому возникают такие чувства, как:
Злость; Досада; Ощущение, потраченного впустую времени и т.д.
Выхода из этой ситуации два:
Ненавязчиво объяснить человеку о том, что он несостоятелен в данном вопросе, и помочь добиться совершенства; Закончить разговор, и больше не заводить его на эту тему с данным собеседником.
Выбор сделать можно исходя из ваших целей.
Барьер стилей общения
Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:
Характера; Импульсивности; Воспитания; Профессиональных особенностей и т.д.
Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:
Самоутверждение в обществе; Поддержка; Желание общаться; Отношение к окружающим; Отношение к самому себе; Манера влияния на окружающих и т.д.
Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.
Барьер неумения слышать и слушать собеседника
Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах. Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает общение с помощью жестов, мимики, смена интонации.
Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:
Неуверенные в себе; Невоспитанные; Уровень образования которых ниже среднего; Недоверчивые и мнительные; Эгоцентричные; Склонные к манипулированию другими людьми; Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг; Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.
Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.