Хотя в последние полтора года гражданская авиация и столкнулась с резким снижением пассажирского потока в связи с пандемией, полеты на самолете продолжают оставаться одним из самых популярных средств передвижения на большие расстояния.
Сегодня перелеты стали довольно будничным событием, однако некоторые люди продолжают испытывать перед ними сильный страх и готовы терпеть любые неудобства, лишь бы не подниматься на борт воздушного судна.
Поскольку аэрофобия может быть настоящей проблемой, важно понять, как от нее избавиться — самостоятельно или с помощью специалистов. Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Немецкий психиатр: Не бояться терактов — лучшее оружие против терроризма
Исследователь психологии страха рассказал в интервью DW, насколько рационально бояться появляться в людных местах после терактов в Брюсселе. (23.03.2016)
Но, по мнению экспертов, чаще страдают от стресса и сильнее заинтересованы в избавлении от навязчивого состояния аэрофобии немцы в возрасте от 30 до 40 лет. Ведь таким приходится часто летать в командировки.
Некоторые авиакомпании с пониманием относятся к аэрофобии пассажиров. Lufthansa, например, не берет плату за возврат купленных билетов, если накануне полета у пассажира внезапно началась паника. Правда, это правило действует только при наличии справки от врача. Ну, а если к нему не хочется или неловко обращаться? Для тех, кто хочет сам избавиться от предполетного страха, эксперты центра по борьбе с аэрофобией подготовили 10 советов:
Старт без стресса
Сведите до минимума стресс перед полетом. Пройдите по возможности накануне онлайн-регистрацию, распечатав дома посадочные талоны, поезжайте до аэропорта на такси или экспрессе. Постарайтесь обойтись без багажа: с ручной кладью не придется приезжать заранее и стоять в длинных очередях. Выспитесь и отдохните перед рейсом.
Выбрать свое место
Самые комфортные места в салоне самолета находятся в передней его части и у крыльев. Там пассажиры меньше чувствуют тряску и развороты. На официальных сайтах авиакомпаний есть схемы компоновки самолетов, по ним можно узнать, где расположены наиболее удобные кресла. Например, если вы летите самолетом Airbus A320, лучше 8-15 ряды, в Boeing 737-800 — с 12-го по 18-й. И не садитесь в хвостовой части салона: вполне возможно, что там будет укачивать.
Удобно одеться
Туго затянутые галстуки и застегнутые воротнички не совместимы с долгими перелетами. То же самое касается узких браслетов, колец и часов. Подберите комфортную одежду и обувь, захватите надувную подушечку для шеи.
Довериться профессионалам
Не бойтесь сказать о своем страхе бортпроводникам. Если есть такая возможность, познакомьтесь с пилотом. При посадке в самолет скажите об этом стюардессам, возможно, они разрешат вам зайти в кабину хотя бы на несколько минут. По мнению психологов, за это время вы успеете получить представление о командире воздушного судна и удостовериться в его профессионализме.
Развлечься и отвлечься
Во время длительных перелетов вам предложат посмотреть фильмы или послушать музыку на борту. Но лучше позаботиться о развлечениях самостоятельно: составьте плейлист с любимыми композициями, возьмите интересную книгу или планшетник с играми. Идеальным вариантом специалисты считают аудиокниги.
Больше жидкости
Постарайтесь пить как можно больше негазированной воды или сока, так как в салоне очень сухой воздух. Бокал шампанского в честь начала долгожданного отпуска тоже не повредит. Только не воспринимайте алкоголь как средство для борьбы со страхом. С крепкими напитками не надо перебарщивать и в самолете.
Не засиживаться
Кто сказал, что в самолете обязательно все время надо сидеть? Пройдитесь по салону, поднимитесь на носочки, сделайте несколько наклонов в разные стороны. Такие упражнения помогут восстановить кровообращение. Если вы стесняетесь разминаться перед другими пассажирами, вращайте стопами и кистями, сидя в кресле, выпрямите спину и расправьте плечи.
Найти собеседника
Если паника все-таки начинает одолевать вас, постарайтесь начать разговор со стюардессой или с пассажиром, сидящим в соседнем кресле. Лучше напрямую сообщить о том, что у вас страх полетов и вам сложно его преодолеть. Возможно, новый знакомый (или знакомая) расскажут что-то интересное и отвлекут от пугающих фантазий.
Забыть о лекарствах
От сильнодействующих препаратов против стресса во время полета лучше отказаться. Эти лекарства могут подействовать на высоте иначе, чем на земле. Запомните: страх полетов — это не болезнь, которую нужно лечить медикаментами. Психологи советуют обратить внимание на гомеопатические средства, которые не вызывают привыкания и продаются без рецепта в любой аптеке.
Учить матчасть
Если все вышеперечисленные советы не помогают, то надо потом, уже на Земле, разобраться, как на самом деле летают самолеты. Можно посмотреть документальные фильмы или отправиться в специальный центр с авиатренажерами. После таких тренировок во время полета вас перестанут тревожить непонятные звуки на взлете. Вы узнаете, что тряска в зоне турбулентности и заход на второй круг при посадке — стандартные ситуации, которые не подвергают вашу жизнь опасности.
Счастливого полета!
Смотрите также:
Будущее пассажирских самолетов
Почему люди бояться летать
Перед тем, как мы перейдем к обсуждению того, как перестать бояться летать на самолете, давай попробуем разобраться в том, откуда берется этот страх. За последние сто лет отношение людей к перемещению по воздуху резко изменилось. Авиаперелеты превратились из фантазии в распространенный и широко используемый вид транспорта.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), до пандемии в мире ежедневно совершалось более 100 000 рейсов — так, в марте 2021 года среднее число перелетов за сутки составило 145 тысяч, прежде чем их число заметно сократилось из-за закрытия границ.
В последние годы количество авиаперевозок возрастало не только по частоте, но и по общей безопасности. Так, по статистике в гражданской авиации на 4-5 миллионов вылетов приходится всего один случай авиапроисшествия с летальным исходом. За прошлый, 2021 год, на коммерческих рейсах погибло 299 человек — для сравнения только в России в автомобильных авариях ежегодно умирает от 15 до 20 тысяч людей.
С такими красноречивыми данными неудивительно, что, согласно отчету, опубликованному в журнале «Research in Transportation Economics», авиаперелеты безопаснее с точки зрения смертельных исходов, чем любой другой обычный вид транспорта, в том числе:
- автомобили;
- паромы;
- метро;
- поезда;
- автобусы.
Тем не менее, есть моменты, которые заставляют даже бывалого путешественника немного понервничать. Например, когда колеса самолета начинают катиться по асфальту с впечатляющей скоростью, или вы попадаете в зону сильной турбулентности, нередко приходится крепче сжимать подлокотники.
Испытывать чувство растерянности или неуверенности в полете вполне нормально. Хорошая новость: если такое волнение длится недолго и проходит, как только пугающая ситуация заканчивается, у тебя, скорее всего, нет постоянного страха перед полетами, известного как аэрофобия. Как она проявляется, расскажем в следующем пункте.
Расширяя границы
Новый широкофюзеляжный Airbus A330neo оснащен улучшенными двигателями, сокращающими расход топлива на 14% и выбросы в атмосферу на 10%. Инновационная система светодиодного освещения позволяет окрасить салон самолета в любой цвет: в палитру входит 16 миллионов оттенков. Судно рассчитано на 252 или 310 пассажиров в зависимости от компоновки. A330neo должен начать перевозки уже в 2017 году.
Будущее пассажирских самолетов
Что вызывает страх перед полетом: 4 возможных фактора
Есть несколько факторов, которые способны усилить страх перед полетом. Он может быть вызван одной конкретной причиной или сочетанием ряда факторов.
Так, аэрофобия может развиться после неудачного полета, который ты пережил, или при знакомстве с кем-то, кто столкнулся с травматическим летным инцидентом или авиационным событием.
Чувство потери контроля — частый триггер тревоги и довольно распространенный фактор, влияющий на аэрофобию. Осознание того, что ты никак не можешь повлиять на ситуацию или покинуть салон, когда захочешь, способно быть пугающим для некоторых людей.
- ЛайфстайлПаническая атака: симптомы и способы справиться с приступом сильного страха Определение панических атак, факторы риска и методы лечения.
Клаустрофобия — еще одно состояние, которое может спровоцировать аэрофобию. Салон самолета — это ограниченное, переполненное пространство, и оно может казаться особенно тесным во время посадки, когда эмоции уже накалены до предела.
И, наконец, боязнь высоты (акрофобия) при нахождении на высоте 9-12 километров над землей начинает проявляться в своем худшем виде.
Кристальная чистота
Как заявили создатели Fresh Lavatory, эта уборная способна навести чистоту самостоятельно: после того, как пассажир покидает ее, ультрафиолетовые лампы дезинфицируют кабину, а вода автоматически омывает раковину. Воздушный туалет оснащен сенсорами, что позволяет не прикасаться к крану и другим кнопкам. Никаких микробов!
Будущее пассажирских самолетов
Патогенез
Непосредственно перед полетом и во время него люди с аэрофобией прибывают в состоянии постоянного напряжения. Ввиду этого у них учащается дыхание, повышается сердцебиение, возрастает тревожность.
Психологической основой такого состояния является страх смерти. Однако если при реальной угрозе жизни страх смерти является естественным инстинктом, то при аэрофобии такой страх является необоснованным. Поэтому такая фобия является расстройством, требующим лечения.
Как в кино
Теперь в самолет не обязательно брать с собой ноутбук или планшет: в скором времени разработчики обещают внедрение новых систем развлечения на борту. Диагональ сенсорного экрана в спинке впереди стоящего кресла будет достигать 26 дюймов, а фильмы или сериалы можно будет смотреть на этом встроенном телевизоре с собственной USB-флешки.
Будущее пассажирских самолетов
Во время турбулентности
Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.
Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.
Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.
Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?
Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!
Мясо или рыба?
Вернемся к обеду. Все бортовое питание готовят еще на Земле, потом его охлаждают и разогревают уже в самолете. Неудивительно, что после этого пища не всегда приходится по вкусу пассажирам. Чтобы клиенты авиакомпаний были довольны едой, каждый год появляются новые технологии — например, метод приготовления в герметичном пакете sous-vide и первые индукционные плиты для самолетов.
Будущее пассажирских самолетов
Основные симптомы
Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:
- сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
- желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
- головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
- из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;
- тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
- подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
- зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.
НЕОПРАВДАННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Если у человека нет проявлений болезни, а страх присутствует, то возможно все дело в излишней мнительности. Не стоит придумывать причины для катастрофы и перебирать в уме все знакомые несчастья. Сегодня часто можно столкнуться с недостоверной информацией, в которой намеренно преувеличен масштаб трагедии. Подогревают тревожные настроения и ряд надуманных стереотипов:
• Старые самолеты опасны
У авиатехники срок эксплуатации не имеет строгого значения. Он изначально рассчитан на долгую службу. Если самолет по каким-либо причинам выходит из строя, то получает категорию «неисправный» и более не будет летать.
• Безопасность могут обеспечить только крупные компании
Все самолеты перед каждым полетом проходят строгую и тщательную проверку. Уровень проверки не зависит от названия и размеров компании.
• Вдруг разобьется иллюминатор
Разбить иллюминатор невозможно. Стекла самолета очень прочные и многослойные. К тому же не даст разбиться стеклу перепад в давлениях между атмосферным воздухом и давлением в салоне.
• А вдруг в двигатель попадет птица!
Даже если это случится и двигатель выйдет из строя, работу будут дублировать другие двигатели. Если вся стая птиц сразу влетит во все двигатели, самолет просто мягко спланирует на землю.
Классификация
Специалисты подразделяют аэрофобию на два периода:
- Дополетный – период перед полетом, когда за несколько дней или часов до него у человека развивается нервозность. При этом больной может быть как агрессивным и раздражительным, так и замкнутым в себе и подавленным. Непосредственно перед полетом он может делать все для того, чтобы в итоге так и не сесть в самолет.
- Период в полете – после посадки в летательный аппарат развивается ряд характерных симптомов: повышается ЧСС и давление, отмечается тремор, потливость, нарушения функции ЖКТ. Человек «накручивает» свое состояние, анализируя полет и действия экипажа, представляет себе катастрофы. При этом любые отклонения от нормы в полете могут спровоцировать паническую атаку.
Лечение народными средствами
Чтобы уменьшить уровень тревожности, можно применять некоторые народные средства. Однако эффективными они могут быть только при длительном и регулярном применении.
- Отвар валерианы. 2 ст. л. корня валерианы залить 400 мл воды и держать на водяной бане около 40 минут. Настоять, процедить и пить по 50 мл каждые 3 часа.
- Отвар пустырника. 3 ст. л. травы пустырника залить 1 л воды и томить на водяной бане 20 минут. Процедить, пить по половине стакана 5 раз в день. Можно добавить к траве пустырника 20 г ягод боярышника.
- Имбирный чай. 20 г имбиря залить кипятком и настоять. Пить 2 раза в день, добавляя мед.
Признаки аэрофобии
Следует понимать, что аэрофобия не является самостоятельным заболеванием. Это скорее психоэмоциональное нарушение, вызванное вышеуказанными причинами. Признаки данного состояния могут быть психологического и физического характера.
К психологическим симптомам относят:
- чувство тревожности, охватывающее человека в день полета или задолго до него;
- навязчивое желание изучать информацию про случившиеся авиакатастрофы;
- чрезмерное драматизирование ситуации, концентрация внимания на определенных деталях, кажущихся подозрительными и несущими опасность;
- панические атаки, начинающиеся по прибытии в аэропорт.
К физическим признакам относятся:
- головокружение;
- чрезмерное потоотделение;
- учащенный пульс;
- одышка;
- резкий скачок артериального давления;
- нарушения работы желудочно-кишечного тракта (диарея, рвота);
- напряжение в мышцах и суставах;
- слабость;
- потеря сознания.
Диета
Диета для нервной системы
- Эффективность: лечебный эффект через 2 месяца
- Сроки: постоянно
- Стоимость продуктов: 1700-1800 рублей в неделю
Перед полетом рекомендуется неплотно поесть, так как на голодный желудок чаще проявляются проблемы с вестибулярным аппаратом. Рекомендуется питаться легкой, привычной для человека пищей, не злоупотребляя жареными и жирными блюдами.
Пить лучше травяной или зеленый чай. Следует отказаться от кофе и алкоголя, так как эти напитки повышают сердцебиение.
Причины
Человек с аэрофобией говорит себе «боюсь летать» по определенным причинам. Развитие такого состояния провоцируют как внешние, так и внутренние факторы.
Внешними факторами, способствующими развитию такой фобии, являются:
- Отсутствие доставочной информации о безопасности полетов.
- Влияние на человека увиденных в новостях картин авиакатастроф.
- Собственный опыт «сложного» полета, когда возникают технические сложности, наблюдаются плохие погодные условия и т. п.
- Впечатления от рассказов близких или друзей о проблемах в полетах.
Внутренними факторами, увеличивающими вероятность развития такой фобии, являются:
- Физическое и психическое истощение или переутомление.
- Соматические заболевания: сердечно-сосудистые болезни, повышенная восприимчивость к резким перепадам давления.
- Депрессивное состояние, неврозы, снижающие устойчивость к стрессу.
Помощь специалистов
У некоторых людей аэрофобия укореняется настолько глубоко, что облегчение наступает только после психотерапевтического сеанса. В наиболее тяжелых случаях курс лечения этой фобии составляет 3 – 10 сеансов.
Схема лечения фобии
Современные психотерапевты утверждают, что лечение аэрофобии будет успешным только в том случае, если оно построится по четкой схеме. Страх высоты обычно складывается из следующих расстройств:
- Аэрофобия.
- Клаустрофобия.
- Потребность в осуществлении контроля за ситуацией.
- Панические атаки.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Лечение аэрофобии, когда заболевание находится на начальной стадии, предполагает своевременное устранение сопутствующих патологий. К сожалению, некоторые из психических расстройств, такие как ОКР, можно только временно заглушить.
Вторым этапом лечения этой фобии является «ликбез». Человек, страдающий аэрофобией, узнает интересные подробности об авиации, системах обеспечения безопасности и аэродинамике. Главная задача специалиста заключается в том, чтобы обучить пациента контролю за своими эмоциями – физиологией страха, а не за тем, что он априори контролировать не может.
На третьем этапе лечения человеку, страдающему аэрофобией, предлагается совершить виртуальный полет в специальном кабинете.
Медикаменты в лечении этой фобии используются, но основной роли не играют. Если ситуация того требует, специалист может назначить пациенту прием бета-блокаторов и антидепрессантов.
Если лечение было своевременным и верным, то выздоровление наступает в 85 – 90 процентах случаев. Некоторые медики уверены, что если аэрофобии не сопутствуют тяжелые психические отклонения, то преодоление страха наступает в 100 процентах случаев.
Новые методики лечения
Некоторым людям, задающимся вопросом, как избавиться от аэрофобии, может помочь только аппаратное лечение. Процесс лечения осуществляется в формате очного курса. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Круг лечебных мероприятий, позволяющих навсегда распрощаться с аэрофобией, достаточно обширен. Людям, страдающим аэрофобией, предлагаются:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- тренировки на специальных тренажерах;
- осуществление виртуальных полетов.
Помимо общего курса людям, страдающим аэрофобией, предоставляется отдельная возможность «совершить полет» на двух авиатренажерах.
Первый тренажер представлен в виде современного 3D-стимулятора. При помощи этого приспособления человек, страдающий аэрофобией, сможет лучше понять принципы поведения авиатранспорта в период полета. По сути, человек учится самостоятельно управлять авиатранспортом и контролировать полет. После этого симптомы фобии обычно сходят на «нет».
Одно из помещений для работы на тренажере виртуальной реальности
Второй авиатренажер представляет собой специальный комплекс. Этот комплекс эффективно использует современные технологии виртуальной реальности. Оказавшись в кабинете уникального тренажера, человек сможет примерить на себя обязанность пилота. При этом оператор создает самые разные условия.
После таких занятий человек обычно может лучше оценивать сложившуюся ситуацию. У аппаратного лечения есть и существенный минус – высокая стоимость. Также считается, что такой тренинг больше подходит не «простым смертным», а страдающим аэрофобией гражданским и военным пилотам.
Тому, кто не может присутствовать на очных занятиях, предоставляется альтернатива в виде интерактивного видео-курса. При помощи этого видео-курса человек узнает все о работе пилота и функционировании авиатранспорта.
Лечение аэрофобии предполагает индивидуальный подход. Успех лечения аэрофобии зависит от того, насколько верно будет установлена первопричина страха перед авиатранспортом.