Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.
Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
- чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
- кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
- улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
- улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
- улыбка без подъема нижних век — неискренность;
- улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
- радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
- отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
- гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
Взгляд и глаза
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.
Людей обычно выдают:
- какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
- непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
- блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
- остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
- увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
- сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
- сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
- усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.
В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.
Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.
Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:
- отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
- переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
- настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
- настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
- отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
- взгляд сбоку — недоверие;
- взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.
Роль невербальной коммуникации
Слова хороши для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не в устной форме.
По оценкам исследователей, 93% информации, передаваемой в эмоциональной коммуникации, поступает по невербальным коммуникационным каналам.
Невербальную коммуникацию трудно контролировать даже для профессиональных художников. Они должны взаимодействовать с изображением, что является сложным творческим процессом, который не всегда возможен и требует репетиций. Поэтому невербальное общение намного надежнее вербального. Мы можем контролировать некоторые параметры невербальной связи. Но мы никогда не сможем контролировать все параметры, так как человек не может иметь в виду более 5-7 факторов одновременно.
Невербальное общение обычно происходит спонтанно и непреднамеренно. Он был подарен нам природой как продукт многотысячелетнего естественного отбора. Поэтому невербальная коммуникация очень обширна и компактна. Осваивая язык невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Подмигивая, кивая головой, движением руки, мы передаем наши чувства быстрее и лучше, чем слова.
Поза и ее детали
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:
- руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
- корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
- стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
- руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
- закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
- высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
- скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
- не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
- наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
- наклон головы вниз — отрицательное отношение;
- легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
- сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
- закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
- забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
- скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
- положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
- частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
- вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
- сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
- кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
- руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
- поддерживание головы ладонью — скука;
- пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
- подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
- обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
- выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
- выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.
Важность сенсомоторных сигналов
Умение правильно толковать невербальные сигналы имеет большую важность в современной жизни человека. Ведь именно подобные жесты наиболее полно выражают человеческие чувства и переживания. В некоторых случаях, эмоциональные переживания могут быть настолько сильны, что без вербальных сигналов передать всю гамму переполняющих эмоций практически невозможно. К тому же, данные жесты позволяют установить более глубокий коммуникационный контакт между собеседниками.
Нередко подобные знания позволяют достичь определенных результатов в предпринимательской деятельности. Главная особенность невербальных сигналов заключается в том, что человек не в силах управлять ими. Примеры использования подобных средств общения позволяют научиться улавливать лживые нотки в словах собеседника и избежать попыток манипулирования вашим поведением.
Человек, знающий основы невербального общения, лучше понимает собеседника, что позволяет ему отличить ложь от правды.
Жесты и телодвижения
«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:
- активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
- чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:
- демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
- сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
- прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
- прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
- потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
- потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
- поглаживание подбородка — момент принятия решения;
- суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
- пощипывание ладони — готовность к агрессии;
- покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
- всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
- собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
- оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
- протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
- снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
- гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
- слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
- наклон головы набок — пробуждение интереса;
- быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
- постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
- явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
- Длительность 120 часов за 1 месяц
- Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
- Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
- Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Виды невербальной коммуникации
Невербальное общение — это вид общения без использования слов.
Невербальная коммуникация играет важную роль в обмене информацией и эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между людьми и дрессированными животными.
Наблюдения показали, что в процессах коммуникации от 60% до 95% информации передается через невербальную коммуникацию.
Компонентами невербальной коммуникации являются:
- Голос,
- внешний вид, одежда, осанка,
- мимика, улыбки, взгляды,
- Перемещения,
- походка,
- жесты,
- прикосновение, рукопожатие, объятия.
Общение без слов является наиболее полным и аутентичным.
Во время общения мы не только прислушиваемся к словесной информации, но и смотрим другому человеку в глаза, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику и жесты.
Слова дают нам логическую информацию, а жесты, мимика и голос дополняют эту информацию.
Невербальное общение — общение без слов часто происходит бессознательно. Они могут либо дополнять и усиливать вербальную коммуникацию, либо противоречить ей и ослаблять ее. Хотя невербальная коммуникация часто является бессознательным процессом, в настоящее время она достаточно хорошо понимается и может успешно управляться для достижения желаемого эффекта.
Невербальная коммуникация является старейшей и основной формой общения. Наши предки общались друг с другом посредством наклона тела, мимики, тона и интонации голоса, частоты дыхания, взглядов. Даже сегодня мы часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько силен и распространен, что мы часто можем легко понять, чего хочет собака. Собака, с другой стороны, предвосхищает многие наши действия, заранее зная, например, когда мы возьмем ее на прогулку и когда мы выйдем без нее.
Некоторые животные живут одни, как медведи. Поэтому они имеют неразвитый невербальный язык (например, мимика, положение уха, улыбки морды). В результате, кажущийся добродушным медведь может поразить дрессировщика. Вы должны быть особенно осторожны при дрессировке животных с плохо развитым невербальным языком.
Невербальная коммуникация не так хорошо структурирована, как вербальная коммуникация. Но существуют общие правила лексики и композиции (грамматики) жестов, мимики, интонации, с помощью которых мы можем четко передать свои чувства.
Такая передача зависит от многих факторов и часто носит двусмысленный характер. Сознательный перенос — это творческий процесс, которым профессионально занимаются художники кино и театра. В то же время каждый художник по-своему передает одну и ту же роль. Неоднократно мы видели одни и те же роли разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.
Намеренная передача чувств, которых у нас нет, является трудным, если не невозможным, процессом. Поэтому во время съемок художники стараются войти в образ и испытать те же чувства, которые они пытаются передать. Мы часто замечаем такого рода провалы и говорим, что фильм — это провал: актеры, например, действуют неестественно, перегибают палку. И все же мы используем невербальный язык, чтобы выразить свои чувства: Любовь и ненависть, превосходство и зависимость, уважение и презрение.
Какой-то невербальный язык универсален: все дети плачут и смеются одинаково. Другая часть, например, жесты, отличается от культуры к культуре. Невербальная коммуникация, в основном, спонтанная. Обычно мы формулируем свои мысли словами; поза нашего тела, мимика и жесты происходят невольно, оторванными от сознания.