«Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева для многих — настольная книга, и неслучайно: перечитывая письма, которые 80-летний академик адресовал молодым людям 30 лет назад, чувствуешь тепло и поддержку — ты на правильном пути, так держать. Книга недавно переиздана, и мы решили вспомнить письма, которые больше всего откликаются летом, когда мы больше ездим, общаемся с разными людьми — о том, что значит путешествовать и что значит быть интеллигентным.
Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
Определение понятия
Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.
- Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
- Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
- Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
- Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
- Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.
Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:
- позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
- дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
- интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
- награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
- уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
- интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.
Выводы
Таким образом, мы сформировали некий образ понятия «интеллигентность». Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю — все это представить теперь проще.
Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично — вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.
Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность — значит расти прежде всего над самим собой.
Характеристика интеллигента
Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.
- Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
- Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
- Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
- Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
- Тяга ко всему прекрасному.
- Способность прощать людей.
- Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
- Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
- В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.
Ссылки
30px В Викицитатнике есть страница по темеИнтеллигенция
- Иванов-Разумник
. [https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/intell/ivan_chtotak.php Что такое интеллигенция?] // gumer.info - [https://vikent.ru/enc/3557 Возникновение термина «интеллигенция» в русском языке]
- Грамши А. [https://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/levie/gramshi/gr-ogl.htm Формирование интеллигенции]
- Троцкий Л.
[https://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl491.htm Об интеллигенции] - Г.Федотов
[https://gondola.zamok.net/154/154fedotov_1.html Трагедия интеллигенции] - Уваров Павел Борисович
[https://www.cspu.ru/uchenomu/nauchnoe_obshestvo/nauchnie_raboti.html Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции] - Реферат статьи А. Полларда. [https://modernproblems.org.ru/inlellig/pollard Происхождение слова «интеллигенция» и его производных].
- [https://www.ng.ru/ideas/2008-01-22/10_socialism.html Беседа И. Сталина и Л. Фейхтвангера] //НГ
- И. С. Кон.
[https://scepsis.ru/library/id_1199.html Размышления об американской интеллигенции] // «Новый мир», 1968, № 1. — С. 173—197 - [https://ec-dejavu.ru/i/intelligentia_2.html Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский].
- Кормер В.
Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура (, опубл. в под псевдонимом
Алтаев
). — В кн.:
Кормер В.
Крот истории. — М.: Время, 2009. — С. 211−252. — ISBN 978-5-9691-0427-3 ([https://antology.igrunov.ru/70-s/periodicals/rshd/altaev.html эл.вариант]). - Алекс Тарн. [https://www.alekstarn.com/stru.html Портрет П. Б. Струве в сумерках интеллигенции.]
- Померанц Г. [https://www.pomeranz.ru/p/lect_intell.htm Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность] — лекция, 21 июня 2001 г.
- Биткина С.
Дело не только в шляпе. Каким должен быть настоящий интеллигент // Российская газета. 2014. № 58. - Слюсар В. H.
[https://eprints.zu.edu.ua/10452/1/Slyusar_intellig1.pdf Интеллигенция как объект насилия в период трансформации общества] // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. / отв. ред. И. И. Осинский. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. — Т. 1. — С. 181—189. - [https://echo.msk.ru/programs/speakrus/504436-echo Передача-игра о слове «интеллигенция»] в «Говорим по-русски» на Эхо Москвы (30 марта 2008)
- Филатова А.
[https://www.ruthenia.ru/logos/number/51/11.pdf Концепт
интеллигенция
в смысловом пространстве современной русской культуры] // Логос, 2005, № 6. — С. 206—217.
Словари и энциклопедии
- Интеллигенция // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Интеллигенция // Энциклопедия «Кругосвет».
- Интеллигенция // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ГИ «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : ГИНС (т. 2—4), 1935—1940.
- Интеллигенция
— статья из Большой советской энциклопедии. - Меметов В. С., Расторгуев В. Н.
[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2013995 Интеллигенция] // Большая российская энциклопедия. М., 2008. Т. 11. - Интеллигенция // словарь по общественным наукам
- Интеллигенция // энциклопедия социологии
Примеры в современном мире
В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.
Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.
Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.
Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.
Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.
Примечания
- ↑ [https://linguaeterna.com/vocabula/index.php Словарь] И. Х. Дворецкого
- Кисельникова Т. В.
[https://elibrary.ru/item.asp?id=12157895 Из истории социалистической мысли. Социализм и мещанство в дискуссиях российских социалистов рубежа XIX-XX вв] // Вестник Томского государственного университета. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. — № 288. — С. 133. — ISSN [https://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1561-7793&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1561-7793]. - [https://avtonom.org/old/lib/theory/gramshi_ttetradi.html?q=lib/theory/gramshi_ttetradi.html Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции]
- Ленин В. И.
Полное собрание сочинений. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135.
Как стать интеллигентом
- Большое внимание необходимо уделять . Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
- Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
- Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
- Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
- Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.
Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.
Текст из ЕГЭ
(1) Что такое классическая литература? (2) Что такое классическая русская музыка? (3) Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4) А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.
(5) Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6) Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
(7) Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.
(8) Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.
(9) Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10) К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.
(11) Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.
(12) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13) Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.
(По С. Залыгину)
Вступление
Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.
Проблема
Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.
Комментарий
Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.
Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.
Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.
Авторская позиция
С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.
Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.
Своя позиция
Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.
Аргумент 1
Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.
Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.
Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.
Российская интеллигенция.
«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).
В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.
Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.
Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
статья Вячеслава Иванова под названием: «Лик и личины России»
Личины России
Личин у России – две. Я их перечислила выше. Это всё их псевдонимы. А настоящие имена у них – вот какие. Сейчас познакомимся.
Люцифер и Ариман
Вячеслав Иванов сразу говорит, что вводит эти имена не затем, чтобы «убеждать просвещённых современников в их реальном бытии». А потому что эти яркие характеры и их идеи отпечатались в разных обличьях по всей Руси и составляют главную суть нашей национальной пустопорожней дискуссии – кто прав: кто ругает народ или кто ругает интеллигенцию, ругающую народ.
Люцифер и Ариман – это два богоборческих начала, которые оба занимаются борьбой с Богом. Но они – одно целое. Это «два разных лица единой силы, имя которой – Сатана».
Идея эта – есть наследие старинной гностической традиции Запада и Востока, Иванов её не изобрёл сам.
Люцифер – дух возмущения, дух революции, дух самости.
Ариман – дух растления, дух окостенелости, дух «всё равно».
Блаженный Августин ещё называл их обоих:
- «мироправителями тьмы века сего»
- и «военачальниками Земного Града».
Достоевский ещё называл беса Аримана – «бесом пошлости и плоскости», Сологуб – «мелким бесом», «недотыкомкой».
Но лучше всего нам понять, что такое Ариман, поможет сам Вячеслав Иванов. Ариман там, где человек намеренно развращается и распыляется на мелочи, где человека намеренно унижают, «опускают в самую грязь», представляют мелким, незначительным. Где царит беззаконие. Полная программа Аримана (говорит Иванов) – завлечение души в Хаос, в косную материю – грубыми чувственными приманками. И тогда свет будет «объят тьмою», истлеет и угаснет в ней.
Программа и идеология Люцифера как будто – совсем противоположная. Люцифер – там, где человека возвеличивают, где всё рафинированно, где произносится фраза «будете как боги» и «На что вам боги, когда вы сами как боги?»…
Ариман – это заплёванная с рождения душа, грязный кабак, казарма, пьяные хари, убийство за три рубля и сапоги, снятые с покойника, растление малолетних, отсутствие асфальтированных дорог, побои и матерная брань над колыбелью ребёнка. Это отсутствие законов.
Люцифер – это гордость и индивидуализм, это «любовь к себе до ненависти к Богу», это прогресс и наука, устройство общества на «разумных началах», энергичность, воля и самоутверждение, это – жажда бессмертия на земле. Это торжество Закона. (Над Совестью).
Трезвый брат Люцифер традиционно ненавидит своего пьяного брата Аримана, брезгует им, упрекает за грязь и «расхристанный вид», за антисанитарию, за безобразие его грязного лица.
Ариман тоже ненавидит Люцифера, упрекает его за снобизм и гордыню, за стерильность и за безобразие слишком – чистого, слишком отмытого мылом, как полные щёки Чичикова – лица.
Но оба они, повторю – одно. В этом и секрет. Милые бранятся только тешатся.
Нетрудно догадаться, что родоначальником люциферической России является Пётр Первый. Вслед за ним родилась в России и «партия Люцифера».
Их главная заслуга и труд состоят в том, что они неустанно говорили и говорят о проделках Аримана в России, обличают строителей :
- «Руси тления», противоположной «Руси воскресения»,
- высвечивают Русь самоуправства, насильничества и угнетательства,
- не замалчивают Русь зверства, пьянства, нравственного отупения и одичания,
- Русь гнилой пошлости,
- Русь «надругательства над святынею человеческого лика»,
- неистовства и злорадного разрушительства.
Эта часть народа, которая всё это видела, попыталась создать новую Россию, не Ариманову. На люциферических культурных началах.
Закваска люциферической культуры – это идеи французской революции, атеизм, демократия, гражданственность и индивидуализм. Будете как боги.
К людям, остро возненавидевшим «Русь Ариманову» с тараканами в щах, можно предъявить только одну претензию, вот она.
Эти люди видели своими очами только Ариманову Русь. Это хорошо. Но «Руси святой» они уже не видели и более того – в возможность её существования – в прошлом ли, в настоящем ли, в будущем — или же в какой-то параллельной реальности, как у Даниила Андреева – не верили.
И научили своему видению и своей вере (отсутствию веры в возможность святой Руси) других.