Что такое самооценка и уровень притязаний
Самооценка — комплекс компонентов, в который входят опыт, умения, возможности, субъекта, представление о значимости собственной персоны.
Уровень притязаний — степень выбора целей и задач, достичь которые планирует конкретный субъект.
Оба термина — взаимосвязанные понятия, которые влияют друг на друга.
Проходя жизненный путь, каждый начинает оценивать свои умения и возможности, сравнивать себя с окружающими людьми, пытаться реализовать собственные планы. Способность реально оценивать собственные силы позволяет субъекту совершенствоваться, стремиться к выполнению поставленной задачи, удовлетворять свое любопытство, выбирать подходящее поведение для конкретной ситуации.
Уровень самооценки влияет на самоуважение, помогает найти свое место в социуме.
Существует два ее типа:
- Адекватная — реальное отношение к собственным качествам, основанное на реальном положении дел.
- Неадекватная, которая делится на заниженную (переживания по любому поводу) и завышенную (желание доминировать во всем).
Уровень притязаний психологи тоже подразделяют на два типа: адекватный и неадекватный. Неудивительно, что высоким уровнем притязаний зачастую обладают субъекты, имеющие неадекватную оценку собственной значимости.
Слишком низкая самооценка
Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:
Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.- Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
- Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
- В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
- Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
- Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
- Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.
Классификация
В психологии выделены 2 вида уровня притязаний (УП), которые подразделяют по 2 типам.
Виды:
- Частный — относится к желанию быть успешным в конкретной сфере жизнедеятельности (профессиональная деятельность, спортивная карьера, личная жизнь).
- Общественный — относится ко всем сферам жизнедеятельности.
Типы:
- Адекватный — когда цели соответствуют возможностям.
- Неадекватный, который подразделен на 2 подтипа:
- Заниженный. Пример: блестящий ученик не подает документы в престижный ВУЗ, боясь неудачи при поступлении.
- Завышенный. Пример: ребенок, плохо знающий предмет, уверен, что заслуживает высокую оценку, не предпринимая каких-либо действий для ее получения.
Что характеризует понятие
По мнению ряда известных психологов, изучающих понятие как психологическую категорию, УП характеризуется стремлением личности добиться успеха во всех сторонах собственной жизни (личностных отношениях, значимости в глазах окружающих, профессиональной деятельности, материальном благополучии).
Основа адекватного уровня притязаний — постановка достижимых целей и задач, способность трезво оценивать собственные возможности.
УП характеризуют следующие понятия:
- степень трудности поставленной цели;
- определение дальнейших задач;
- ощущение собственной значимости.
К чему может привести низкий уровень притязаний или постоянные провалы
Человеческая психика устроена таким образом, что для полноценной работы ей нужно систематическое развитие. Необходимо двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Именно этого требует от человека и современное общество. Нужно всегда быть успешным, подниматься вверх.
Стоит отметить, что когда человек терпит неудачу, урон его самооценке всегда наносится гораздо больший, чем при сравнимом успехе. А уже от самооценки и уровня притязаний личности зависит общий настрой и эмоции. При частых неудачах возможно появление фрустрации. Выражаться она может в угрожающем поведении в отношении себя, либо окружающих людей.
Впадение во фрустрацию часто становится причиной изменения характера, способствует проявлениям вялости, безынициативности и комплексу неполноценности. Если это состояние длится долго, то это может вызвать невроз, а также различные психологические проблемы.
Фактически, уровень притязаний зависит от самооценки весьма косвенно. Однако они все же взаимосвязаны. Так, при постоянном снижении самооценки уровень притязаний может неожиданно увеличиться. Как правило, это происходит при переходе от высокой самооценки к адекватной. В данном случае человек, скорее всего, хочет отыграться за свои неудачи, либо снизить разочарование от вероятных потерь.
Связь между самооценкой и уровнем притязаний личности
Оба компонента имеют огромное влияние друг на друга. Завышенное или заниженное мнение о собственной значимости может привести к постановке неадекватных целей в будущем.
Реальная оценка собственных сил и возможностей способствует развитию адекватного УП.
Зависимость понятий имеет достаточно сложный механизм: постепенное снижение самооценки может сначала уменьшить притязания, но достигнув предела, резко пойти на повышение. Человек, устав от постоянного неуспеха в своей деятельности, неуверенности в собственных силах, неожиданно ставит себе высокие цели.
Завышенная самооценка
Человек с завышенной самооценкой:
- чувствует собственную значимость, превосходство над остальными;
- идеализирует собственные внешние черты и характер;
- игнорирует провалы;
- выдает неудачу за успех;
- обвиняет окружающих в собственной несостоятельности;
- не выносит критику.
Особенности фрустрации
Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.
В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.
Частный и общий уровень
Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.
Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.
Как определить собственный УП?
Для определения собственного уровня притязаний можно воспользоваться методикой психолога Шварцландера.
Тестирование на основе методики часто применяют при приеме на службу. Человеку дается таблица размерностью 10х3. По горизонтали 10 ячеек и в 3 ячейки по высоте.
Испытуемый должен назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить плюсиками за 10 секунд. Свой ответ он записывает в правую верхнюю ячейку первой таблицы.
Например, испытуемый планирует поставить 20 плюсиков.
Засекается время, человек выполняет задание. После остановки секундомера подсчитывается количество реально поставленных плюсиков. Это значение вносится в правую-нижнюю ячейку таблицы.
Испытуемому дается 3 попытки, с каждой попыткой сокращается время тестирования.
Оценка результатов тестирования
Для начала вычислим итоговый уровень по формуле:
УП = [ УП (2) – УД (1) ] + [УП (3) – УД (2) ] + [УП (4) – УД (3) ]
Где УП — Уровни притязания в пробах 1,2,3, а УД соответственно уровни достижения в этих пробах.
Результат сравните с этими данными
≥ 5 – нереально высокий уровень притязаний; 3–4,99 – высокий уровень притязаний (внутри нормы); 1–2,99 – умеренный уровень притязаний (внутри нормы); -1,49–0,99 – низкий уровень притязаний; ≤ -1,50 – нереально низкий уровень притязаний
И помните самооценка не равна уровню притязаний, но чем адекватнее будет самооценка, тем адекватнее будет уровень притязаний. Иначе говоря человек с нереально завышенным УП будет браться за самые амбициозные проекты и дела и чаще всего терпеть в них провал и неудачу.
Самооценка личностных качеств
То, как субъект относится к себе и собственному месту среди других индивидов, имеет огромное влияние на поведение и настроение. Не существует строгих критериев для оценки личностных качеств, следовательно, определение уровня личностной самооценки является произвольным, творческим процессом.
Изучение самооценки личности
Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:
— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,
— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,
— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.
Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.
Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.
Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.
Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.
Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.
Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.
Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).