Индивиду достаточно интересно заниматься исследованием специфичности собственной личности – это и темперамент, и самооценка, и эмоциональное состояние, и интеллект и многое другое. Именно в связи с этим возникли достаточно большое количество методик исследования личности, самооценки в частности. Среди данных методик можно рассмотреть и эффективные, то есть это такие методики, которые являются пригодными для практического применения, и методики, в надежности и валидности можно усомниться.
Можно сказать, что всем вышесказанным и обуславливается актуальность данной работы.
Цель исследования такова: изучить сущность и возможность исследования самооценки личности
Задачи данного исследования:
- выявить методики исследования самооценки личности;
- изучить методики исследования самооценки личности;
- рассмотреть виды самооценки личности, ее понятие, ее уровни, а так же общественно – психологическую сущность;
- изучить формирование самооценки личности;
- рассмотреть структуру Я – концепции.
Структура данной работы: работа состоит из восьми глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), а пять глав (теоритические) – это основная часть. Общий объем курсовой работы составляет двадцать шесть страниц.
Во введении обосновывается актуальность данной темы.
В первой главе дается определение теоритическим граням самооценки личности. Во второй главе основные аспекты изучения самооценки личности. В третьей главе рассматривается формирование личности. В четвертой главе рассматриваются методики исследования самооценки личности. В пятой – структура Я – концепции.
В заключении подводятся итоги данного исследования.
Шкала самоутверждения Розенберга
Самооценка личности может меняться под влиянием различных факторов. Проверить уровень самоуважения можно с помощью техники Розенберга. Показатели по опроснику определяют наличие у индивида депрессии, чрезмерной тревожности, признаков лидера, активности в общении.
Испытуемый должен указать свое отношение к приведенным утверждениям по шкале:
- полностью согласен;
- согласен;
- не согласен;
- абсолютно не согласен.
Тест состоит из таких утверждений:
- Я считаю себя достойным человеком, не хуже других.
- Постоянно ощущают себя неудачником.
- Обладаю хорошими качествами.
- Способен что-то делать не хуже других.
- Мне нечем гордиться.
- Хорошо к себе отношусь.
- Удовлетворен собственной личностью.
- Хотелось бы иметь больше уважения к себе.
- Иногда ощущаю бесполезность.
- Часто думаю, что во всем плохой.
За каждый ответ начисляются баллы. Отношение к себе тест на самооценку Розенберга покажет в виде суммы баллов, полученных испытуемым.
Тест Дембо-Рубинштейна
На листе рисуют вертикальную черту, обозначающую чувство, например, счастья. Верх линии соответствует самому счастливому человеку, а низ – несчастному.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Испытуемый должен провести черту на линии, которая обозначит его текущий уровень. Удовлетворительный уровень развития помечают кружком, а место, соответствующее объективной оценке возможностей, крестиком.
Методика содержит шкалу здоровья, умственного развития, характера и счастья.
Чтобы проводить тест было удобнее, высота линии должна составлять 100 мм, за каждый мм начисляют балл. Сначала нужно выполнить тест, а уже потом читать интерпретацию результатов, иначе это отразится на честности ответов.
В итоге можно выяснить основные параметры самооценки:
- Высоту. Если результат составляет 75-100 баллов, то самооценка завышена, а человек закрыт к получению нового опыта, не воспринимает свои ошибки и замечания других людей. Показатели ниже 50 получают личности с низким самоуважением.
- Уровень притязаний. На шкале он помечается крестиком. Реальные результаты составляют 60-90 баллов. Если получена более высокая оценка, то человек нереалистично и не критично оценивает свои возможности. Показатели ниже 60 баллов говорят о заниженных притязаниях и неблагоприятном развитии личности.
Нормальная самооценка на шкале находится выше середины. Идеальным показателем считается кружок немного ниже верхнего плюса, а (х) между ними.
Тест Сонерсон
Этот метод выявления пониженной самооценки предложен психологом Мэрилин Сонерсон.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Пройти тест можно онлайн, чем балл выше, тем самооценка ниже:
- 0-7 баллов свидетельствует об идеальном состоянии, самостоятельности и независимости;
- 8-15 баллов обозначают среднюю самооценку. В этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих;
- 16-25 – самооценка низкая;
- 26-50 баллов сигнализируют о чрезмерно заниженном самоуважении, доставляющем психически и физический дискомфорт.
Тест Сонерсон поможет определить проблемы с уверенностью в себе и узнать, на каком этапе нужна помощь психолога.
Тест Пономаренко
Диагностика личностных проблем проводится с использованием специального бланка. На нем указаны свойства характера, всего 15 положительных и такое же количество противоположных.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
В середине бланка находятся колонки, пронумерованные от 1 до 7, выбор нужно сделать в зависимости от того, насколько выражена пара качеств:
- Столбец с цифрой 1 говорит, что личность не имеет ни капли злости.
- Седьмой столбец показывает на 100% злого человека.
- Четвертый выбирают люди со средней позицией доброты и злости.
- Третий говорит, что испытуемый скорее добрый, чем злой, а второй – наоборот.
Чем ближе столбец к правой или левой стороне свойств, тем более они выражены.
Тестирование состоит из нескольких этапов:
- Сначала выбирают номер колонки, обозначая его крестиком.
- Возвращаются к первой паре характеристик и указывают кружком желаемые свойства.
- В конце выполняют обработку результатов. В каждой паре считают позицию реального состояния и желаемого.
На заключительном этапе суммируют разницу позиций всех 15 цифр и сравнивают результаты с ключом.
Если обнаружена проблема, человек считает себя никчемным, незначимым, часто самоуничижительно высказывается. Также ему трудно воспринимать комплименты, отказать другому человеку, отстоять свое мнение. Это состояние присуще астеникам.
Причины низкой самооценки скрываются еще в детстве, когда ребенка ругают за малейшую провинность, реагируют на него агрессивно и раздраженно, не поддерживают. Появиться проблема может и у взрослого в связи с неприятными событиями в жизни, например, увольнением с работы или финансовой несостоятельностью.
На отношение к себе влияет и тип темперамента. Сангвиники и флегматики обычно имеют стабильное психологическое состояние, тогда как у холериков оно постоянно скачет. Меланхолики всегда имеют низкую самооценку. Поэтому им нужно воспитывать уверенность.
Для чего она нужна
Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.
Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной. Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев. Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.
Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал. Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы. Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.
Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь. А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным. Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.
Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком. Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия. Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.
Тест Горбатова
Заниженная самооценка женщины или мужчины требует лечения. Повышать уверенность пытаются с помощью тренингов, занятий с психологом.
Распознать нарушения можно с помощью теста Горбатова. Он основан на представлениях о свойствах личности. Эти качества учитывают во время воспитания.
Разобраться в собственных представлениях об идеале поможет задание, состоящее из нескольких этапов:
- Лист делят на 4 части и подписывают каждую римскими цифрами. Испытуемый получает 4 набора положительных черт характера и в каждом наборе он должен выделить наиболее ценные и значимые. Их выписывают в столбик вместе с номером. Таким образом, обрабатывают все качества.
- На втором этапе внимательно рассматривают выписанные качества и находят те, которыми обладают в реальности. Их обводят кружком.
После этого рассчитывают результат: реальные качества делят на количество идеальных и умножают на 100%. Если в итоге получилось 0-10 баллов у мужчин и 0-15 у женщин, то самооценка неадекватно низкая. Чем выше результат, тем неуверенность в себе меньше.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Проблемные состояния
Существует несколько видов самооценки, которые вызывают опасения у психологов.
Завышенная самооценка
Она проявляется в пренебрежительном отношении к сверстникам и неуважении к старшим. Достижения окружающих высмеиваются.
Ребенок стремится управлять другими во время игр, игнорируя собственные слабые качества. Если коллектив не признает в нем предводителя, начинаются проблемы, вплоть до истерик.
Заниженная самооценка
Низкая самооценка – также неадекватное положение вещей. В таком случае ребенок не верит себя, постоянно испытывает тревогу.
Он изначально настраивает себя всегда на негативный результат. Он боится людей и не верит им. Это может выливаться в оскорбления окружающих.
Формированию такого уровня самооценки способствует, когда родители или учителя начинают сами настраивать ребенка на то, что он ни на что не способен, у него ничего не выйдет. Начинается все с мелочей. Например, ему не позволяют самостоятельно заправлять кровать, утверждая, что у него все равно не выйдет сделать это хорошо. Выливается это в серьезные психологические проблемы в будущем.
Тест Казанцевой
Испытуемому зачитывают положения, и он должен записать три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Выбирают вариант, наиболее соответствующий поведению. Ответы дают быстро, без раздумий.
Примеры:
- Я всегда рассчитываю на успех.
- Нет уверенности в себе.
- По способностям и находчивости не отстаю от окружающих.
- Периодически ощущают ненужность.
- Кажется, что я не смогу ничего достичь.
- Часто совершаю поступки, о которых жалею.
- Не беспокоюсь о возможных неудачах.
- Различные препятствия всегда мешают мне успешно выполнить поручения.
- Думаю, что во мне постоянно кто-то нуждается.
- Считаю, что занимаюсь хуже остальных.
- Обычно мне везет.
Узнать собственный уровень самооценки можно после подсчета результатов. Сначала считают, сколько утвердительных ответов с нечетными номера, а после этого – с четными. От первого числа отнимают второе. Результат может быть в пределах от -10 до +10. Если набрано от -10 до -4, то самооценка низкая, а от -3 до +3 – средняя. Значения больше получают личности с высоким уровнем уверенности в себе.
Почему каждому человеку стоит пройти тестирование?
Методика разработана известным советским психологом Сергеем Андреевичем Будасси в 1970-х. Тест Будасси даже в наши дни успешно применяют психологи во всем мире.
Анализ помогает определить «Я-концепцию», среднее значение «Я-реального» и «Я-идеального». Именно «Я-концепция» влияет на выбор типа поведения человека, который, в свою очередь, и определяет направление деятельности, поступки и коммуникации.
Почему важно понимать свою «Я-концепцию»? Не все, что мы думаем о самих себе, есть на 100% реальным. Некоторые аспекты нашей личности не воспринимаются сознанием и реализуются нами неосознанно. Тест Будасси позволяет определить уровень нашей самооценки, и на основе этих знаний корректировать свои поступки и решения.
Адаптированный вариант методики Айзенка
Для выявления отклонений в восприятии собственной личности используют методику, содержащую описание разных психических состояний. Если человек ощущает это часто, ставит 2 балла, изредка – 1, никогда – 0.
Первая группа:
- Ощущаю неуверенность.
- Краснею по пустякам.
- Беспокойно сплю.
- Легко поддаюсь унынию.
- Беспокоюсь о возможных неприятностях.
- Боюсь трудностей.
- Постоянно копаюсь в недостатках.
- Легко убеждаюсь.
- Мнительный.
- Тяжело переношу ожидание.
Вторая группа:
- Часто даже нетрудное положение кажется безвыходным.
- Падаю духом из-за неприятностей.
- В больших неудачах виню себя.
- Не учусь на несчастьях.
- Отказываюсь бороться, считая это бесполезным.
- Испытываю беззащитность.
- Часто отчаиваюсь.
- Растерян перед трудностями.
- В тяжелые моменты веду себя, как ребенок, чтобы добиться жалости.
- Считаю, что с моими недостатками справиться нельзя.
Третья группа:
- Последнее слово всегда за мной.
- Часто перебиваю собеседников.
- Легко сержусь.
- Делаю замечания другим.
- Пытаюсь быть авторитетом.
- Не довольствуюсь малым.
- Плохо сдерживаю гнев.
- Предпочитаю управление подчинению.
- Резко и грубо жестикулирую.
- Мстительный.
Четвертая группа:
- Тяжело меняю привычки.
- Сложно переключать внимание.
- Настороженно отношусь к новшествам.
- Трудно переубедить.
- Страдаю навязчивыми мыслями.
- Трудно сближаться с людьми.
- Расстраиваюсь, даже если планы нарушены незначительно.
- Часто упрям.
- Редко рискую.
- Часто отклоняюсь от режима дня.
Определить результаты можно после подсчета суммы баллов.
Подобные методики часто применяют для изучения самооценки учащихся. Это позволяет им сформировать представление о себе, скорректировать неуверенность, научиться правильно оценивать собственную личность.
Искажение самооценки возникает в результате расхождений между притязаниями и реальными достижениями. Чем притязания больше, тем большего успеха должен достичь человек, чтобы их удовлетворить.
Тест Лири
Метод позволяет исследовать представление человека о собственной личности. Каждое из них нужно оценивать так: если определение соответствует представлениям о себе, напротив него ставят плюс, а если нет – минус. Отвечать на вопросы нужно искренне.
По завершении подсчитывают баллы с помощью ключа к опроснику (важна разница между представлениями о человеке и желаемом образе). Максимальный результат – 16 баллов.
Типы личностных характеристик, выявляемых во время тестирования:
- Авторитарный. Если человек набрал от 13 до 16 баллов, то он отличается властностью, повышенной деспотичностью, лидирует во всех видах деятельности. Они любят поучать других и не воспринимают советы окружающих. От 9 до 12 баллов набирают энергичные, компетентные люди, которые требуют уважения к себе. 0-8 баллов выдают уверенного в себе человека, но он не обязательно будет лидером.
- Эгоистичный. 13-16 показывает стремление быть выше других, расчетливость и независимость. Такой человек любит перекладывать ответственность на других, отличается хвастливостью и заносчивостью. От 0 до 12 у людей с эгоистическими чертами, склонных к соперничеству.
- Агрессивный. 13-16 баллов говорят о жесткости и враждебности человека к окружающим. Это часто приводит к асоциальному поведению. 9-12 значит, что человек откровенный и строго оценивает окружающих, часто насмехается и критикует. 0-8 баллов свидетельствует об упрямстве, упорстве, настойчивости и энергичности.
- Подозрительный. 13-16 баллов набирают личности с шизоидным типом характера, которые отчужденно относятся к миру, во всем сомневаются и всегда недовольны. 9-12 баллов говорят о трудностях в контактах с людьми из-за неуверенности, страха перед плохим отношением других, скрытности и замкнутости. 0-8 говорит о критичности к себе и всему окружающему миру.
- Подчиняемый. 13-16 баллов набирают люди покорные и склонные к занижению самооценки. Они всегда уступают другим, а себя ставят на последнее место, ощущают вину по любому поводу, пассивные и пытаются найти опору для себя. 9-12 – испытуемый застенчивый и робкий, имеет предрасположенность к подчинению, всегда выполняет распоряжения других и не имеет своего мнения.
- Зависимый. 13-16 свидетельствует о неуверенности в себе, тревожности, зависимости от чужого мнения. 9-12 баллов набирают послушные, боязливые и беспомощные личности, неспособные сопротивляться. 0-8 – человек отличается мягкостью характера и доверчивостью, часто восхищается другими.
- Дружелюбный. 9-16 – личность стремится получить социальное одобрение и быть хорошим для всех. 0-8 – часто идет на компромисс в конфликтных ситуациях, соблюдает все правила и условности, хочет быть в центре внимания. В отношениях с другими теплый и дружелюбный.
- Альтруистический. 9-16 баллов набирают гиперответственные люди. Они всегда жертвуют своими интересами, навязывают помощь и проявляют чрезмерную активность. Но это только маска, скрывающая противоположный тип. 0-8 баллов говорит о бескорыстности и эмоциональном отношении к другим. Это добрый человек, который всегда подбадривает и успокаивает в трудной ситуации.
Первые четыре результата получают люди, привыкшие отстаивать свое мнение, занимать лидирующие позиции. Другие четыре варианта вырисовывают противоположную картину.
Тесты для определения самооценки проводят и подросткам. Именно этот период считается оптимальной фазой для работы с самооценкой. Это связано с формированием полноценного самосознания. Родители должны обеспечить возможность открыто разговаривать на волнующие темы и вести диалог на равных, поддерживая подростка в решении проблем.
В возрасте 9-12 лет агрессия и отторжение родителей в сочетании с заниженной самооценкой может привести к серьезным нарушениям в формировании личности.
В младшем возрасте самооценка основывается на мнении других. Она устанавливается без критического анализа. Это влияние очень существенно.
Изучение самооценки личности
Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции12:
- развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
- защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
- регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.
Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план.13 А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.
Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.
Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. 14Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.
При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях.15 Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.
В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:16
- эмоциональный элемент;
- когнитивный элемент.
Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.
Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:
- привычки;
- характер;
- черты;
- поведение.