Бережливость, скупость, жадность — что общего и какая разница между этими понятиями?
Сегодня снова в моде разумная бережливость, а также умение экономить. Но все же стереотипы прошлых поколений, словно цепи оковывают людей, наталкивая на расточительную, не созидательную жизнь. В этой статье мы расскажем, какая разница между скупостью, жадностью и бережливостью, а также разберем каждое из понятий в отдельности. Вы узнаете, что разумное потребление — путь к счастью и новым высотам.
Определение в словаре
В словаре мы видим два толкования слова «корысть».
- Первое из них – современное – это жажда наживы.
- Второе значение «корысти» – устаревшее – прибыль, доход, выгода.
То есть раньше у слова не наблюдалось негативного оттенка, оно было нейтральным, отражало лишь одну из сторон деловых отношений. Теперь оно относится к характеристике качеств отдельных людей и отнюдь не с хорошей стороны.
В словаре конфликтолога дается более развернутое понимание того, что такое корысть. Это страсть человека к приобретению, постоянное стремление наживаться, жадность к богатству, к деньгам, падкость на большие барыши.
Корысть: ударение, подробная характеристика, синонимы
Корысть – это желание получить выгоду лично для себя, даже если при этом возможно нанесение ущерба какому-либо лицу или группе людей, организации.
Из-за этого негативного качества возникает большое количество конфликтов – начиная от семейных и заканчивая политическими. Когда говорят, что человек является корыстным, это значит, что он жаждет богатства, денег и при этом свои материальные интересы ставит выше, чем все остальное.
А теперь поговорим об ударении в слове «корысть». Дело в том, что очень часто его произносят неправильно. Ударение в «корысти» ставится на втором слоге, а не на первом.
Синонимами слов являются: жадность, алчность, меркантильность, любостяжание, сребролюбие. Они помогают лучше разобраться в том, что такое корысть. Поэтому рассмотрим понятия алчности и жадности подробнее, чтобы понять, как они связаны друг с другом, с корыстью и в чем их отличие.
Агрессия
Хотелось бы отметить, что обсуждаемое качество имеет свою классификацию. И первым делом нужно рассказать про агрессивную жадность.
Это качество можно считать родственным честолюбию, эгоизму и тщеславию. Проявляется в хроническом желании достигать лучших результатов во всём. Люди, которым свойственны агрессия и некий азарт, добиваются впечатляющего успеха. Им всегда всего мало, они хотят иметь больше, чем у них уже есть. Такие люди никогда ни перед чем не останавливаются. Или, даже можно сказать, не насыщаются.
Нельзя сказать, что агрессивная жадность человека – плохое качество. Нет ничего зазорного в улучшении собственного положения. Вот только иногда это стремление затуманивает рассудок. И когда человек перестаёт контролировать данное качество, он становится его заложником. Желания становятся выше принципов. И ради достижения цели человек становится способным пойти на всё что угодно.
Алчность
Согласно словарю Ожегова и Шведова, слово «алчный» имеет два значения:
- Корыстолюбивый, жадный.
- Желающий чего-либо с большой страстностью и выражающий данное желание.
Таким образом, мы также наблюдаем два оттенка этого слова. В первом случае оно носит осуждающий характер. А во втором случае важно, чего именно желает человек. Если он тянется не к деньгам, а к знаниям, то заслуживает не порицания, но похвалы.
Так, например, А.С. Грибоедов в «Горе от ума» ведет речь об уме, «алчущем познаний», о возбуждении жара к творческим и прекрасным искусствам. Однако сегодня слова «алчный» и «алчность» в речи встречаются все реже и реже. Чаще говорят «жадность» и «жадный».
Почему люди становится жадными?
Не зря пословицы о жадности и глупости идут рука об руку. Ведь эти две черты очень схожи между собой, и часто переплетаются в одном человеке. Зачастую именно глупость и низкие моральные ценности становятся основой для рождения первой искры жадности.
Просто такие люди не видят ничего прекрасного вокруг. Им не объяснили, что есть вещи куда важнее, чем деньги, одежда или еда. Их внутренний мир очень скуп и мал, что является большой проблемой как для них самих, так и для окружающих.
И если такому человеку не помочь, все станет только хуже. Жадность сожрет его изнутри, и тогда пути назад уже не будет. Ведь он попросту не захочет слушать окружающих, считая их неправыми. Не зря мудрецы сказали: «Жадность разума лишает», и это одна из главных истин, которым нас учат пословицы о жадности и глупости.
Чем отличается жадность от алчности
В словаре Ожегова сказано, что жадность – это:
- Корыстолюбие, скупость.
- Повышенное стремление к удовлетворению тех или иных желаний.
- Настойчивость в удовлетворении желания.
Как видим, в толковых словарях алчность определяется как жадность, а жадность характеризуется как скупость. Поэтому может создаться впечатление, что алчность и скупость – одно и то же. Однако есть принципиальное различие.
Алчностью является желание получить больше, насколько это возможно. Тогда как скупость – это желание, как можно меньше потратить. Алчный человек больше заботится об умножении своих доходов, скупой же – о сокращении расходов. Правда, в конечном итоге результат получается сходным – богатство приумножается, хотя и разными способами.
Таким образом, алчность совпадает с жадностью в той части, в которой они характеризуют корысть. А не совпадают они в части скупости.
Признаки скупого человека
Не существует однозначного определения скупости. Это качество может начать формироваться в детстве, а продолжить своё дальнейшее активное развитие во взрослом состоянии.
Вначале ребёнок может быть бережливым, избегая расходовать собственные ресурсы, делиться ими с окружающими. Впоследствии он приобретает стремление к накоплению, становится корыстолюбивым, на всё смотрит с позиции получения возможной прибыли. Вы читали, что такое алчность?
Одним из отличительных признаков скупого человека является его сознательное лишение себя материальных благ: он может ходить в лохмотьях, питаться объедками, а в шкафах хранить золото и драгоценности, которыми не желает делиться ни с кем. Важно, что такой человек не пользуется ими и сам. Его можно назвать скрягой, над которым материальные ценности одержали верх, они руководят всей его жизнью. Скупые люди могут быть очень состоятельными, но часто это незаметно. Их богатство не приносит пользы ни им, ни другим людям.
Стяжательство
Скупость часто ассоциируется с глупостью, потому что такие люди не понимают всей ущербности своего положения. Выбранная ими тактика поведения — путь в никуда. Они богаты по факту, но бедны душой. Они часто остаются одинокими на всю жизнь, потому что не поняли, что принцип «чем больше отдаёшь, тем больше приобретаешь» актуален всегда. Эти люди — эгоисты, которые думают только о себе. Скупой человек редко обретает счастье, а его богатство часто становится обузой для него или со временем превращается в тлен.
Подробнее о жадности
Эта личностная черта, содержащая одновременно и желание к получению большего количества новых благ, и нежелание делиться накопленными богатствами. В переносном смысле жадность может означать страсть, нестерпимое желание, например, как в выражениях «жадность к жизни», «жадно впитывать».
Однако жадность является не только чертой характера, но и чувством. То есть эмоциональной составляющей, которая носит предметный характер. Как правило, все люди испытывают подобное чувство, кто-то реже, а кто-то чаще. Но не все в этом могут признаться.
Как и другие эмоции, чувство жадности трудно поддается описанию, но важно заметить, что оно нередко сопровождается душевными переживаниями. Также ему сопутствует ряд вегетативных проявлений, таких как сильное сердцебиение, интенсификация дыхания, напряжение мышц, повышение артериального давления. Когда такое чувство повторяется часто, здоровье человека может пострадать.
Как стать щедрым?
Что можно назвать щедростью? Это когда ты можешь что-то потратить, не щадя своих сил, времени, не жалея об этом в будущем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя. Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод.
В первую очередь необходимо вспомнить все имена Всевышнего и осознать, насколько он Щедрый и Богатый, Заботливый и Милостивый; посмотреть на природу, насколько щедро Он одарил нас ею, брать с Него пример и полностью положиться на Него. «… Дарует Аллах ﷻ удел, не считая, кому пожелает» (смысл 212 аята суры «Аль-Бакара»); «Нет на земле ни единого существа живого, коего не обеспечил бы Господь пропитанием…» (смысл 6 аята суры «Худ»).
Не забывать, что владелец всего на Земле – Всевышний, а не люди. Поэтому, делясь с другими чем-то, мы даем не своё имущество, а имущество Всевышнего, которое Он дал нам во временное пользование. В одном из хадисов сказано: «Поистине, вам даются поддержка и пропитание благодаря тому, что среди вас есть слабые (не имеющие родственников, материального достатка или здоровья) люди» (имам Ахмад).
Далее нужно знать, что сначала необходимо позаботиться о своём положении, дабы не оказаться просящим у других. После чего побеспокоиться о родственниках, и только потом о друзьях и знакомых. «Рабы Милостивого те, кто не расточительствует (дабы не оказаться просящим) и не скупится, а тратит умеренно» (смысл 67 аята суры «Аль-Фуркан»). В одном из хадисов сказано: «Воистину, ключи к мирским уделам находятся рядом с Аршем, и Всевышний посылает их Своим рабам по мере их расходов. Насколько ты щедр для своей семьи, настолько Аллах ﷻ посылает тебе ключи от мирского удела».
Также важно помнить, что богатство есть материальное и есть духовное. Порой намного важнее поделиться нематериальным: улыбка, объятия, доброта, внимание, прощение, честность в отношениях с другими, похвала в нужное время, слова утешений и наставлений, когда в них нуждаются, помощь в создании семьи, помощь в трудоустройстве, обучение чему-либо, да и просто готовность провести время с другим человеком – все это виды щедрости, для которых не требуется материальное богатство. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «У кого есть имущество, пусть даёт милостыню (саадака) с имущества. Если нет его, пусть даёт знания. Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой». Абдуллах ибн Мубарак говорил: «Щедрость души, выражающаяся в отказе от чужого имущества, ценнее, чем щедрость, выражающаяся в пожертвованиях собственного имущества».
Помочь очистить сердце от пороков поможет суфизм. Насколько он облагораживает сердца людей, можно увидеть в одной показательной истории.
Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Учёные лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах». Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемов в медресе и велел сказать учёным: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас. Так кто же он?» Один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он обманул, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший. Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», – и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся. Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали учёные. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!» Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю. Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец, так и не сумев определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся. Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоположно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.
Истоки жадности, корысти, алчности
Чтобы лучше разобраться в том, что такое корысть, жадность и алчность, рассмотрим, как они появились. Истоки всех этих черт уходят в далекие времена, когда первобытные люди постоянно ощущали нехватку пищи и других необходимых для жизни ресурсов. Поэтому существует мнение, что в определенной мере элементы жадности могут присутствовать в человеке на генетическом уровне.
По прошествии веков с появлением денег характер жадности несколько изменился. Она сконцентрировалось на денежных средствах, за которые можно получить все, что душа пожелает. И жадность уже становится ближе к корысти и алчности – в плане жажды наживы.
Почему мужчины жадные?
Основа поведения закладывается еще в детстве. Мужчина копирует своего отца, деда, старшего брата, дядю, полностью или частично перенимая их отрицательные и положительные качества. Также маленький мальчик запоминает отношение отца к матери, и в будущем воспользуется той же моделью поведения. Если отец в чем-то обделял мать, то и будущий мужчина будет поступать так же, поскольку такое поведение для него — норма, привитая с детства.
Скупость и жадность, проявляющаяся в старшем возрасте, обуславливаются следующими причинами:
- Нехватка денежных средств в семье. Мужчина, привыкший с детства экономить на всем, постоянно выслушивающий порицания со стороны родителей о его расточительстве, предрасположен к скупости. Причем совсем не обязательно, что из маленького мальчика впоследствии вырастет жадный мужчина. Психология отмечает, что человек, став состоявшимся и достигнув определенных материальных благ, может быть щедрым, но при этом экономным.
- Материальное благополучие в семье. Мальчики, с детства избалованные богатыми родителями и знающие, что «лучший кусок» непременно отдадут им, также предрасположены к скупердяйству. В отношениях с противоположным полом такие жадные мужчины будут эгоистами. На свою возлюбленную они не станут тратить деньги, при этом на собственных увлечениях и желаниях они экономить не будут.
- Жадность отца и матери. Скупые родители с детства прививают жадность будущему мужчине. Здесь скупость рано или поздно проявится, даже если молодой человек ранее не был жадным.
Что думали об этом Пушкин и Гоголь
Все указанные человеческие характеристики очень метко описаны А.С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Высшее наслаждение главного героя состоит в его «счастливом дне», когда он может положить горсть золотых монет в «шестой сундук, еще не полный». Но этим его желания не удовлетворяются, он не пресыщается ими. Пока он живет на свете, скупой рыцарь не может избавиться от желания накапливать все больше золота, наполняя им сундуки.
Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» вывел такие яркие образы, как несусветный скряга Плюшкин и алчный корыстолюбец Чичиков. Писатели продемонстрировали, каким образом стремление жить богато из нормального человеческого желания может превратиться в весьма навязчивую, сверхценную идею, стать своего рода манией, которая заменяет человеческий разум на слепую страсть.
Скупость достойна порицания [↑]
Скупость — дайканут
— есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений. О скупости сказал царь Шломо: «Не вкушай хлеба недоброжелателя и не возжелай яств его,[…] “Ешь и пей!” — скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (
Мишлей 23; 6-7
).
Вот свойства скупца: копит деньги и не дает милостыню, и не пожалеет бедных. А когда ведет дела свои с другим, считает каждый грош и не уступит ничего. Не кормит и не одевает, и не даст никому никакой выгоды от себя. И не уповает на Того, Кто дает ему деньги, и он всем ненавистен. Не старается исполнять заповеди и не приобретает себе наставника и друга, а потому остается пустым в смысле Учения и заповедей.
Если он телом скупой, — это весьма дурно: он не оказывает добро — хесед — людям. Но хуже всего, если он скуп на свою мудрость или на свои книги, — ведь он ничего не теряет при этом. Ибо мудрость подобна огню, который ничего не утратит, если от него зажгут свечу или другой огонь. И о нем сказано: «Удерживающего у себя хлеб проклинает народ» (Мишлей 11; 26
). А о щедром сказано: «Но благословение на челе кормильца» (там же). Простой смысл этого стиха о хлебе и милостыне, а мораль (
машаль
) выводится о мудрости.