Что такое субличности в психологии: как с ними работать, и для чего это нужно

Каждый человек – многогранная личность, в которой живут разные её части. В психологии эти части принято называть субличностями. Это психологические образования, которые включают в себя ощущения, убеждения и модели поведения человека.


Фото автора cottonbro: Pexels

Если говорить простыми словами, субличность – это второе Я человека, или его альтернативная личность. Иногда таких Я может быть несколько. Они создаются подсознанием для выполнения определённых задач или выполнение какой-то конкретной роли в обществе.

Ты наверняка хоть раз становилась свидетелем внутреннего конфликта. Спорила сама с собой? Принимала сначала одно решение, а потом меняла его? Чувствовала, что тебя бросает из стороны в сторону?

Это и подтверждает наличие субличностей.

Важно помнить, что субличности – это норма, а не патология. Множество Я составляют внутренний мир человека. Эти Я помогают защищать главное я, удовлетворяют желания и потребности. Но над субличностями важно работать, чтобы не дать им полностью захватить контроль.

В этой статье:

Чем опасны субличности человекаКак возникают субличностиВиды субличностейПроявления субличностей в жизниРабота с субличностями

Чем опасны субличности человека

Возможно, ты уже успела заволноваться, не понимая, где грань между нормой и расстройством личности. Да, опасность психического расстройства есть, но это уже самый крайний вариант осложнения.

Существует и ещё одна опасность. Человек при этом не теряет связь с реальностью, но других Я становится так много, что они начинают мешать, сбивать с истинного пути, уводить основное Я от самого себя. Человек начинает жить по чужому сценарию и теряет возможность реализоваться полноценно.


Что такое субличности?

Поэтому и важно сохранять осознанность, контролировать весь процесс, понимать, зачем нужнка каждая личность, контролировать их, и знать, когда они могут пригодиться.

Что это дает?

Для участников тренинга есть хорошая новость: любую субличность, любое качество в себе можно развить. И более того – создавать из субличностей гармоничный ансамбль, такое сочетание качеств, которое будет будоражить умы, восхищать, волновать, вдохновлять и окрылять мужчин, которые окажутся рядом с вами. Причем не только ваших мужей и возлюбленных, но и тех мужчин, которые являются вашими друзьями, партнерами по бизнесу, вашими руководителями и подчиненными.

Для диагностики и коррекции ситуации мы будем использовать метод структурных расстановок. В расстановке мы посмотрим, как субличности взаимодействуют друг с другом. Может оказаться так, что некоторые из них выглядят слабыми и неразвитыми. Другие – наоборот – занимают все пространство. Тут же можно выяснить причины такого состояния. Например, в родительской семье женщины, не принято было проявлять сексуальность, а разговоры о сексе осуждались. И поэтому в сегодняшней ситуации у женщины находятся взаперти не только сексуальные энергии, необходимые для общения с мужчиной, но и творческие энергии, необходимые для карьеры и развития. После выявления причин проблемы, негативные установки и убеждения можно вернуть туда, откуда они пришли, навести порядок, расставить все по своим местам. И освободить себя для новой творческой и успешной жизни.

Конечно, мы не сможем сделать расстановки всем участникам. Записываться на свою расстановку нужно заранее. Но все остальные получат не меньшее удовольствие: смогут задать вопросы, поучаствовать в обсуждении, посмотреть, как образуются ограничивающие убеждения.

Как возникают субличности

У всех альтернативных личностей одна главная задача – защитить, так называемого, внутреннего ребёнка. Так эти личности и возникают. Они помогают внутреннему ребёнку развиваться и защищают от враждебности окружающей среды.

Итак, вот механизм возникновения субличностей:

  • Человек получает психологическую травму, появляются субличности для того, чтобы защитить человека от стыда, вины, боли и страха. Называют эти личности изгнанниками.
  • Для того, чтобы проконтролировать изгнанника, активизируется менеджер. Всеми силами он стремится защитить от негатива. Часто он делает это путём отстранённости от людей, эмоциональной холодности и недоверчивости.
  • Но когда и менеджеры перестают справляться, человек снова попадает в неприятности, тогда и появляются пожарные (ещё одна группа альтернативных личностей), призванные потушить все эти чувства. Но они выбирают наиболее агрессивные способы. Так, чтобы заглушить в боль, в человеческой жизни и появляются ярость, алкоголь, беспорядочные сексуальные контакты и т.п.

Развитие других субличностей зависит от фантазии и особенностей личности человека. У каждого человека индивидуальный набор альтернативных Я, их количество и специфика могут меняться от случая к случаю.

Меню

Начало
  • Эзотерические центры Русская школа Рейки
  • Центр духовного роста «Познай себя»
  • Школа становления
  • Обучение Кундалини Рейки в он-лайн группах
  • Nimratraining
  • Лагуз
  • Московский Эзотерический клуб Подвальчик
  • Все центры

Мероприятия эзотерические

Настройки статьи

Добавить статью
Добавить информацию о своём центре
@

Виды субличностей

  • Явные

Это те качества, роли, статусы и программы, с которыми сам человек идентифицирует себя: «Я – очень грамотный человек», «Я – счастливая жена и мать».


Фото Clark Van Der Beken on Unsplash

  • Теневые

Сценарии, не осознаваемые человеком, но постоянно ведущие его по жизни: «Иногда я злюсь без всякого повода», «Что-то бес попутал».

Кроме того, можно выделить вспомогательные и основные (с одной доминирующей) субличности. Те, что называют основными, относятся к явным и проявляются чаще других. А вспомогательные включаются лишь периодически, и чаще всего не осознаются человеком. Реже всего выходят наружу субличности, называемые случайными. У них есть шанс закрепиться и стать основными или вспомогательными.

Внутренний ребенок

Многим людям знаком внутренний критик, но порой они мало знакомы со своим внутренним ребенком.

Если в вас живет внутренний критик, который непрестанно распекает вас, то именно та часть в вас, которая подвергается критике и испытывает боль, и есть ваш внутренний ребенок.

Наш внутренний ребенок хранит наши воспоминания и эмоциональную боль так же, как это делает ребенок.

Большинство из нас может вспомнить лишь какие-то важные события своего детства.

По мере взросления мы обычно задвигаем своего внутреннего ребенка на второй план, развивая свою субличность взрослого человека.

Однако наши неразрешенные внутренние болезненные чувства, которые мы пронесли сквозь детство, остаются в наших воспоминаниях и памяти тела, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Вспомните какой-нибудь недавний эпизод, когда чьи-то слова вызвали в вас эмоциональную реакцию.

Вы могли расстроиться или разозлиться по этому поводу, или у вас появился какой-то телесный дискомфорт. Спросите себя: «Почему я так убежден, что они правы?» Если с рациональной точки зрения вы понимаете, что другой человек не прав, почему вы все же отреагировали? Это потому, что часть вас (ваш внутренний ребенок) убежден, что этот человек прав.

В ранние годы нашей жизни наш мозг формирует убеждения о нас самих, а взрослыми мы продолжаем хранить в себе наши болезненные переживания.

Как человек взрослый, вы можете понимать, что критика несправедлива. Но с точки зрения вашего внутреннего ребенка этот человек прав. Спросите себя: «Как я себя чувствовал, будучи ребенком, когда кто-то из ближайших членов семьи называл меня ленивым, глупым и бесполезным? Как я воспринимал то, что мои родители были постоянно заняты своей работой и не давали мне того внимания, в котором я нуждался?»

Когда мы были детьми, мы не понимали, почему наши родители относились к нам так или иначе, и мы брали вину на себя.

Если рядом не было никого, кто мог бы помочь нам разобраться с нашими эмоциями, то мы и не могли научиться справляться с чувством вины, гневом, страхом.

Поэтому мы продолжали нести эти не нашедшие правильного выхода эмоции в нашу взрослую жизнь, забывая, что однажды, будучи детьми, мы страдали.

Если прямо сейчас вам трудно почувствовать в себе своего внутреннего ребенка — это нормально.

Проявления субличностей в жизни

По ведущим качествам и специфике поведения в жизни можно встретить следующий список субличностей:

  • волк – проявляется в виде агрессии и злости;
  • заяц – характерен большим количеством страхов во всех сферах жизни, трусостью (иногда человек даже понимает, что нужно уже давно что-то менять, но никак не решается);
  • лиса – выражается в лести, лукавстве и хитрости;
  • баран – проявляется в глупости, упрямстве и абсолютной неспособности слышать других, и воспринимать аргументы и доводы;
  • поросёнок – заметен через жадность, которая может перерасти в тягу к чрезмерному накопительству;
  • обжора – характеризуется непрекращающимся чувством голода, перееданием, и отсутствием способности контролировать свои действия;
  • алкоголик – очевидно, что проявляется в разгульном образе жизни и пьянстве;
  • курильщик – выражается в постоянной потребности курить, и вечном придумывании причин не отказываться от привычки.

Общей классификации субличностей по названиям в психологии просто нет. Их тысячи. Например, помимо тех, что уже перечислены, есть ещё следующие:

  • терпила;
  • эгоист;
  • маленький человек;
  • нахал;
  • добряк;
  • святоша;
  • фантазёр;
  • ханжа;


Фото автора cottonbro: Pexels

  • неудачник;
  • и другие.

Человек сам называет свои субличности, иногда в этом ему помогает его собственное окружение. В каждом человеке есть, как минимум, три альтернативных личности: дитя, родитель, взрослый.

Работа с субличностями

Если субличность начинает мешать, современная психология предлагает несколько упражнений для контроля над альтернативными Я.

  • Если случилась ситуация, которая задела, то: займи позицию наблюдателя, выяви те Я, которые активны сейчас и запиши их, а затем каждой «что ты хочешь?». Так ты сможешь потушить конфликт своих субличностей.
  • Понаблюдай за собой и пойми, легко ли ты определяешь конкретное Я в разных ситуациях. И если они меняются местами, то что при этом чувствуешь ты? Какие изменения? Постарайся определить, какие смены происходят легко, а какие не оченью Работая над собой таким образом, можно научиться управлять своими субличностями и отслеживать все реакции.
  • Проведи работу по выявлению именно тех частей, которые чаще всего показываешь или наоборот скрываешь. И подумай, насколько такое поведение является правильным для тебя.

Существует множество техник для работы с субличностями. Это лишь некоторые из них. Но если попробовать их применить, можно достичь внутренней гармонии.


Фото автора cottonbro: Pexels

Очень важно проводить работу над выявлением субличностей и их принятием, а не отталкиванием. А если возникнет необходимость, то и работать над трансформацией.

Существуют три уровня в структуре психики:

  • Наблюдения
  • Субличности
  • Эго (баланс между первым и вторым).

Не менее важно выводить свои субличности на осознанный уровень, разговаривать с ними. В худшем случае, они могут начать доминировать над основной личностью, управлять ею. А это грозит проблемами во всех сферах жизни, внутренними конфликтами, и конфликтами с обществом. Поэтому, держи себя и все альтернативные Я под контролем.

LiveInternetLiveInternet

Итак, что такое субличности (subpersonalities)? В некотором упрощенном понимании — это «a person’s inner community of selves», что можно перевести так: «множество внутренних «Я» человека». В себе мне пока их трудно обнаруживать, зато (как обычно) легко в других. Вообще, снаружи все видится явнее. Можно заметить резкие перемены, происходящие с человеком. Только что был Скромнягой, а вот уже и Эксгибиционист, субличности стремительно сменяют одна другую. Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), которую разработал психиатр Р. Ассаджиоли. В соответствии с его теорией, субличность представляет собой подструктуру личности, обладающую независимым существованием. Вот пример, как проявляются разные субличности: когда я просыпаюсь, я думаю о том, как хорошо было бы вставать пораньше. Но на другой день звонит будильник, и я понимаю, что человек, который сейчас решает, вставать ему или не вставать, относится к этому иначе. У него другая жизнь. Если пользоваться теорией субличностей, к окружающим можно найти свой подход. Грубо говоря, вместо «он хам» — «он в данный момент ведет себя со мной как хам». Один психолог объясняет феномен субличностей так: «Согласен, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. На самом деле все эти субличности – нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой». Вообще, у каждого человека свой набор субличностей, которые отличаются от субличностей других людей. Важно проименовать каждую субличность, например: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная девочка, Умник, Одинокий волк, «Что подумают люди», Критик, Саботажник, Бухгалтер и так далее. Пример внутреннего разброда и несогласия субличностей во внутреннем диалоге: ГОЛОС ПЕРВЫЙ: — Саша, ты должен сегодня поработать. Ты же хочешь получить премию? ГОЛОС ВТОРОЙ: — Потратить весь вечер на работу?! Да я лучше позвоню Ленке, поболтаем или потусим! Я так давно не веселился. ГОЛОС ТРЕТИЙ: — Не хочу видеть эту Ленку! Она все время меня подкалывает и «изящно» унижает. Я себя чувствую униженым рядом с ней. Поскольку психика себе не враг (в большинстве случаев), то можно предположить, что у каждой субличности есть свои желания, свои цели, даже своя миссия. Например — оградить человека от чего-нибудь, что субличность считает опасным. Можно провести такой диалог с субличностями (предварительно найдя их и дав имена).

Родитель, Взрослый или Ребенок Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом. Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя. Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком. В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится. В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей». Между Персоной и Тенью Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы. Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины. Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины. Побег от самого себя: что такое диссоциативная фуга? В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений. Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам. Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья. Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ. Как договориться с внутренним критиком? Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать. Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю. Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально. Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью. Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутреннего героя» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]