Интернет-зависимость: виды, признаки, пути решения!

Интернет-зависимость – глобальная проблема нашего времени, с которой лицом к лицу столкнулись миллионы людей. Официально зависимость от интернета психическим расстройством не признана, но это лишь вопрос времени, прогнозируют некоторые эксперты. Интернет не дает полноценного общения, не удовлетворяет фундаментальные потребности личности в самоутверждении и самовыражении. Он предлагает суррогаты, которые кажутся очень привлекательными и безобидными. Но цена за их использование высока: у зависимого от интернета человека не остается сил и времени на реальную жизнь. А это значит, что он упускает возможности изменить ее к лучшему. О том, почему формируется интернет-зависимость, кто чаще всего становится ее жертвой и какие шаги необходимы для освобождения от нее, порталу sb.by рассказал психолог, автор книг по психологии, создатель системы «Либертоника» Алексей Тукмаков.

Признаки интернет-зависимости

Главный признак интернет-зависимости состоит в том, что интернет становится источником эмоций. «В норме стимулы, вызывающие эмоции, человек получает во взаимодействии с настоящими живыми людьми, а интернет использует как техническое средство коммуникации: для обмена сообщениями, поиска информации, в том числе оперативной»,
– объясняет психолог.

К признакам интернет-зависимости также относятся:
субъективное ощущение тяги к интернету.

Тот, кто свободен от интернет-зависимости, действует по схеме: «есть информационный запрос – открыл нужный ресурс – получил нужную информацию – закрыл». У жертвы зависимости есть внутреннее побуждение открыть, посмотреть, прочитать, причем сам процесс затягивает.

виртуальное общение превышает реальное.

Человек с зависимостью общается преимущественно в интернете. Допустим, ежедневно не менее часа он чатится с виртуальными собеседниками и в общей сложности только полтора часа в неделю разговаривает с реальными людьми.

значительные затраты времени на интернет, не связанные с работой и поиском действительно необходимой информации.

Получив ответ на актуальный вопрос (прогноз синоптиков на ближайшие дни), человек продолжает зависать в интернете, поглощая абсолютно бесполезную информацию (скандалы в шоу-бизнесе).


aqua-rmnt.com

Причины интернет-зависимости

Интернет-зависимость формируется у тех, кто не может удовлетворить важные психологические потребности в реальном мире. По словам психолога, в интернет люди идут преимущественно за:
общением

(болтовня в соцсетях, сайты знакомств);

самоутверждением

(многопользовательские игры);

самовыражением

(ведение блога «ни о чем», выкладывание в своем аккаунте фотографий посредственного качества и пр.).

В интернете себя можно выдать за кого угодно, а в реальном общении человек проявляет себя таким, каков он есть. «Если неуверенный в себе, недалекий и неинтересный, инфантильный и с претензиями – все это обнаружится. А в интернете свои недостатки и темные стороны легко скрыть – если не полностью, то во многом. Человека настоящего никто не видит. Такое общение не удовлетворяет, потому что не дает полноты признания»,

– говорит Алексей Тукмаков.

Самоутверждаться в интернете – тоже никудышная идея. В реальном мире самоутверждение связано с трудностями. Например, пошел в секцию бокса – получил перчаткой в лицо и улетел в нокаут. Неприятно. Подумываешь покорить Эверест, да ведь можно руки-ноги поломать, а то и вообще погибнуть. А в интернете завоевываешь галактики как семечки грызешь, расправляешься с виртуальными врагами с помощью виртуального оружия – и чувствуешь себя крутым. Без усилий, трудностей и риска.


pexels.com

В реальном мире успех в самовыражении требует немалых усилий. «Чтобы нарисовать картину, написать книгу, реализовать социальный проект, надо стараться. Придумывать, делать что-то реально ценное, показывать результат. И не факт, что получишь признание. А в интернете как? Запостил фотку в инстаграме, собрал лайки – и доволен. Только фотка эта никакой ценности не имеет, френды забудут ее сразу же, как поставят лайк (за то, что вы лайкаете их посты). Лайки не значат ничего и не дают настоящего удовлетворения. Их не сравнить, например, с аплодисментами, которые слышит солист после выступления на сцене»,

– рассуждает психолог.

Профилактика

Профилактика интернет-зависимости у детей

Зачастую мы сами виноваты в формировании зависимости у маленького ребенка. Как только ребенок начинает сидеть, в руки ему дают телефон или планшет. Это приводит к сбою программы развития личности, нарушению методов познания окружающего мира и формирует интернет-зависимость.

В младшем дошкольном возрасте лучшей профилактикой будет полное исключение электронных гаджетов из жизни ребенка. В этом возрасте дети испытывают огромную зависимость и потребность в общении с родителями. Общение ни в коем случае нельзя заменять просмотром мультиков или играми на компьютере.

Если же вы включили развивающий мультфильм ребенку, смотрите вместе и комментируйте происходящее, задавайте вопросы. Такой осознанный просмотр материала несколько раз в неделю даст намного больше, чем постоянное зависание в развивающих игрушках на планшете, но в полном одиночестве.

В начальной школе, когда ребенок частично обретает свободу и выходит из-под полного контроля родителей, стоит ограничить использование компьютера.

Однако полностью исключать его нельзя. Интернет — кладезь информации. Необходимо научить ребенка использовать сеть для получения знаний и умений. Родители должны следить за контентом, который просматривает ребенок, а также установить родительский контроль на компьютере.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Главная опасность для подростков заключена в социальных сетях. В подростковом возрасте возникает огромная тяга к общению. Главное, чтобы приоритеты подростка остались в реальном мире и общение не перешло только в виртуальную плоскость.

Девочки в этом возрасте менее подвержены развитию зависимости, чем мальчики. Их мало интересуют он-лайн игры. Мальчишки же могут с головой погрузиться в «танчики» и другие стрелялки, забывая обо всем на свете.

Рекомендуем ознакомиться со статьёй: Как перестать откладывать важные дела на потом и всё успевать

Социальные сети могут развить самовлюбленность в подростке. Его личная страничка, на которой информация только о нем может привести к мысли, что весь мир крутится вокруг него. Постоянное сравнивание своей жизни и жизни знакомых может развить чувство зависти, неуверенности в себе.

Подростковый возраст очень специфичен и простыми запретами тут не обойтись.

Во-первых, проанализируйте свое поведение. Дети зачастую копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях или он-лайн играм, то что вы хотите от своего ребенка?

Во-вторых, компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростка и лишая его доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз.

И наконец, необходимо научить подростка занимать себя, помочь ему открыть новые горизонты и увлечения.

В чем неполноценность виртуального общения

Многие любители виртуального общения заявляют: «В моем окружении нет интересных людей, а в интернете таких полно. Читаю их посты, оставляю комментарии, знакомлюсь с чужими мнениями и высказываю свое, получаю обратную связь и поддержку от тех, с кем никогда не пересекусь в реальной жизни. Короче говоря, и ума-разума набираюсь, и душу отвожу. Какой вред?! Одна сплошная польза!»


sonar2050.org

Психолог Алексей Тукмаков указывает на слабые места данной позиции: «Интернетное общение – это фикция, насытиться им невозможно. Когда люди общаются непосредственно, они ощущают запах друг друга. Для мозга именно запах – сигнал и показатель того, что общение реально. Реальность пахнет, а картинка (на экране монитора, телевизора, в кинотеатре) – нет. Человек может десятки часов «общаться» по интернету, но все равно не почувствует насыщения, потому что запаха нет. А когда человек в реальности встретится с собеседником и проведет в разговоре пару часов, ему этого общения хватит на неделю».

При этом эксперт обращает внимание, что сторонники интернетного общения обычно твердо отстаивают свою точку зрения: «Если человек говорит себе, что ему «интересно» и он «отводит душу», он и дальше будет это делать. Ему незачем пробовать другие варианты. Алкоголик расслабляется с помощью алкоголя и других способов не ищет. С виртуальным общением то же самое: хочет человек засесть в интернете – что ж, пускай сидит, это его жизнь и его судьба».

Пришли к выводу, что в вашей жизни слишком много виртуального общения? Тогда хотя бы на месяц откажитесь от интернета и взаимодействуйте с людьми в физической реальности. «Встречайтесь с теми же интернет-знакомыми, если живете в одном городе. Общайтесь пару раз в неделю по полтора-два часа – и непременно почувствуете, что реальное общение насыщает. А вот интернет-общение утратит привлекательность процентов на девяносто»,

– утверждает Алексей Тукмаков.


pexels.com

Последствия интернет-зависимости

«Человек с интернет-зависимостью, образно говоря, переселяется из физической реальности в иллюзорный виртуальный мир. В мир, которого нет, который существует только в воображении. В результате человек взаимодействует не с физической реальностью (другие люди, природа, живой музыкальный звук или картина), а с информационной машиной (компьютер или смартфон), которая, по сути, управляет его восприятием и чувствами»,
– объясняет Алексей Тукмаков.

Распространение зависимости от интернета способствует разобщению людей, т.н. атомизации. Энергия, которая могла бы пойти на общественно полезные цели, расходуется в никуда. Например, в городе есть старинный парк, красивый, но заброшенный. Бюджетные средства на него не выделяют. Люди могут организоваться и своими силами привести парк в порядок. Того, кто приложит руку к благоустройству парка, будет согревать ощущение того, что он причастен к хорошему делу. Другой пример – волонтерство. Когда человек помогает тем, кто нуждается, он чувствует себя более сильным и значимым. А если вместо этого он будет играть в компьютерные танчики, то свое время и энергию потратит зря.

Таким образом, интернет-зависимость негативно влияет и на отдельного человека, и на общество в целом. «Люди страдают от одиночества. Кто-то спивается, кто-то совершает самоубийство. Энергия массы интернет-зависимых личностей идет на достижение фиктивных виртуальных целей. Разумеется, общество на этом теряет»,

– говорит эксперт. И добавляет:
«Однако с точки зрения социального контроля интернет-зависимость хороша тем, что человек, с головой погрузившийся в виртуальный мир, не создает никаких проблем в физической реальности».


pexels.com

Введение

Состояние проблемы интернет-зависимости сегодня носит противоречивый характер. Часто возникает вопрос, можно ли говорить о подобном феномене в рамках клинических категорий? Является ли интернет-аддикция самостоятельным феноменом, или это форма реализации уже известных форм зависимости, например гэмблинга [3; 21; 24].

Сам термин «интернет-зависимость» ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг (1996) для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию интернета. Под интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.

Отечественные исследователи интернет-зависимости [5] предлагают рассматривать зависимость от интернета в трех вариантах:

  1. патологическая увлеченность интернетом как одна из форм зависимого поведения в понимании его как расстройства в рамках девиантного поведения (актуально для подростков);
  2. синдром интернет-зависимости, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств, имеющих определенную нозологическую принадлежность;
  3. интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды, имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств.

Многие исследователи (Короленко В.Ц., Малыгин В.Л., Войскунский А.Е., Лоскутова В.А., Кулаков С.А. и другие) отмечают, что интернет-зависимость наиболее часто проявляется в юном возрасте — в среде подростков и юношей, что затрудняет их социализацию, препятствует способности сделать карьеру, создать семью [4; 5; 6; 7; 8; 9].

Согласно комплексному исследованию медиапредпочтений молодежи в городах-миллионниках России [1], проведенному Институтом современных медиа (MOMRI) в декабре 2015 — январе 2021 г.1, в компьютерные игры играет каждый второй юноша и каждая пятая девушка в возрасте 14—25 лет. В среднем, в возрастной группе 14—25 лет играют в компьютерные игры 39% молодых людей. Отметим, что чем старше респонденты, тем реже они играют. Пик увлечения играми приходится на подростков 14—17 лет — в этом возрасте играющих 55%. Молодежь, начиная с 18 лет, играет на 30% меньше.

Играть молодые люди в возрасте 14—25 лет больше предпочитают онлайн, чем оффлайн — 41% и 17% соответственно.

Согласно исследованию:

  • имеют собственный смартфон 90% девушек и 85% юношей;
  • пользуются смартфоном более 3-х часов в день 63% девушек и 48% юношей;
  • имеют собственный планшет 54% девушек и 40% юношей;
  • пользуются мобильным интернетом 92% девушек и 86% юношей;
  • общаются в мессенджерах на смартфонах 72% девушек и 60% юношей;
  • играют в компьютерные игры каждый день 32% девушек и 42% юношей.

Общепризнанные критерии аддиктивного поведения, которые вполне актуальны и для квалификации интернет-аддикции [8; 12]:

  • злоупотребление определенным видом деятельности;
  • невозможность субъективного контроля за деятельностью;
  • наличие дезадаптации вследствие злоупотребления деятельностью, влияющей на учебу, работу, межличностные отношения;
  • повышение толерантности к количеству времени, проводимому за деятельностью;
  • состояние отмены: появление психологического дискомфорта (раздражительность, снижение настроения, депрессия, повышение агрессивности и пр.);
  • объективная сверхпоглощенность деятельностью, вытеснение других сторон социальной жизни.

Однако интернет-аддикция качественно отличается от других форм нехимических аддикций выходом на безграничные возможности виртуального мира.

Выделяют ряд особенностей интернета как потенциального аддиктивного агента [7]:

  • возможность многочисленных анонимных социальных интеракций;
  • виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи;
  • нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям;
  • возможность установления контакта и его прерывания в любой момент;
  • неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений, к играм.

Виртуальный мир динамичен, в нем можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, преодолевать трудности, чувствовать себя героем, испытывать весь спектр эмоций. При этом происходит образование двусторонних связей и взаимодействие, что формирует иллюзию общения с реальным миром. Одновременно реальный мир воспринимается неинтересным, скучным, а часто и враждебным. Эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое распространяет свое влияние на оценку внешних событий. Связи с реальностью ослабевают. Ни при одной из других аддикций не достигается такой интеграции психических функций, как при интернет-аддикции. Неадекватная убежденность в своей неуязвимости, сверхзащищенности, переоценка своих интеллектуальных, волевых, физических и других возможностей делают зависимого человека беспомощным в контактах с реальной действительностью [7; 17; 18].

Риск формирования интернет-зависимого поведения в последнее время рассматривается в рамках многофакторной биопсихосоциальной модели динамического взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов [5].

Многие исследователи одним из основных источников развития аддикций считают семью. Большая часть исследований посвящена химической зависимости: ряд исследователей (Г.В. Морозов, Н.Н. Боголепов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) считает зависимость от ПАВ «симптомом семьи» [14; 15; 20]. Имеются единичные работы, посвященные влиянию семейных факторов на формирование интернет-зависимости, — С. Чен [22]. Также выявлено, что низкий уровень функционирования семьи положительно коррелирует с интернет-аддикцией в подростковом возрасте — С. Ко и др. [23]. Обнаружено, что в семьях с большим количеством конфликтов наблюдается пониженный уровень детско-родительской вовлеченности, что приводит к неадекватному уровню контроля со стороны родителей. Это, в свою очередь, является предиктором возникновения интернет-зависимости у подростка — Д. Ари и др. [25].

Целью нашего исследования было установление связи интернет-зависимого поведения подростков с характером детско-родительских отношений в семье и некоторыми личностными особенностями.

Задачи исследования:

  1. Выявление уровня интернет-зависимого поведения у подростков и выделение соответствующих групп подростков.
  2. Исследование связи стиля семейного воспитания и уровня интернет-зависимого поведения подростков.
  3. Исследование связи характера взаимоотношений между родителями и детьми и уровня интернет-зависимого поведения подростков.
  4. Исследование связи уровня тревожности, психического напряжения и невротических тенденций у подростка и уровня его интернет-зависимого поведения.

Гипотеза исследования: уровень интернет-зависимого поведения подростков связан с:

а) нарушениями процесса семейного воспитания; б) характером взаимоотношений родителей и ребенка; в) повышенным уровнем тревожности, психического напряжения и невротических тенденций у подростков.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие подростки 11—15 лет и один из родителей (мать или отец). Всего в исследовании приняли участие 22 пары. Участие в исследовании было добровольным, участников ознакомили с целью исследования, процедурой его проведения и они дали информированное согласие на участие в нем.

Половозрастные характеристики выборки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Половозрастные характеристики выборки

Социальные характеристики выборки

Все дети, принимавшие участие в исследовании, обучались в общеобразовательной школе, не имели психиатрического или хронического соматического диагноза. В анамнезе некоторых детей были обращения к невропатологу по различным основаниям. Все подростки — из социально благополучных семей со средним, либо выше среднего уровнем дохода. Родители всех обследуемых детей имели высшее либо средне-специальное образование. Все семьи проживают в Москве или Московской области.

Исследование проводилось методом опроса детей и одного из родителей. Для выполнения задач исследования использовались следующие методики:

  1. Скрининг-тест интернет-зависимости Кимберли Янг, модифицированный для опроса родителей относительно детей и для самодиагностики подростков. Адаптация опросника для русского языка была произведена В.А. Лоскутовой [13].
  2. Тест на детскую интернет-зависимость С.А. Кулакова, позволяющий определить наличие интернет-зависимости у ребенка или подростка [10].
  3. Методика «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. [11].
  4. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» [2].
  5. Методика многомерной оценки детской тревожности [16].
  6. Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков [19].
  7. Опрос родителей в форме структурированной беседы.

Программа исследования

Исследование проводилось в 2 этапа. Первый этап — скрининг-опрос интернет-зависимости участников исследования. Опрашивались дети и их родители по параметру отношения к интернету. На данном этапе выяснялась способность подростков к самодиагностике интернет-зависимого поведения, так как почти все тесты на интернет-зависимость построены таким образом. Для этого и подростку, и родителю отдельно друг от друга были даны одинаковые опросники. Далее было проведено сравнение полученных результатов и выявление степени расхождения между ответами детей и родителей. Для этой цели использовался скрининг-тест интернет-зависимости Кимберли Янг.

На основании скрининг-опроса был сделан вывод, что подростки данного возраста, проявляющие чрезмерное увлечение интернетом или с высокой вероятностью интернет-зависимые, не могут объективно оценить свое реальное поведение в отношении интернета. То есть в полной мере проявляется один из признаков аддиктивного поведения, а именно снижение контроля за временем и частотой пребывания в интернете. В связи с этим дальнейшее исследование было основано на обратной связи родителей о поведении ребенка в отношении интернета.

На втором этапе исследования был выбран тест интернет-зависимости, позволяющий, по мнению автора исследования, провести наиболее корректный анализ интернет-зависимого поведения подростков младшего возраста (Тест на детскую интернет-зависимость С.А. Кулакова, 2004) [10]. На этом же этапе достигались основные цели исследования.

Результаты исследования

Согласно опросу родителей, в исследуемой выборке были выделены следующие группы подростков:

Таблица 2. Группы детей по уровню интернет-зависимости

Исследование связи интернет-зависимого поведения с особенностями семейного воспитания показало, что высокие значения данного показателя у подростков положительно коррелируют с нарушениями процесса семейного воспитания (таблица 3).

Таблица 3. Корреляции типа нарушения процесса воспитания с уровнем интернет-зависимости подростков

Из таблицы 3 видно, что наиболее сильная связь наблюдается в области эмоционального принятия-отвержения ребенка родителем и в сфере автономии и контроля за поведением ребенка.

Гипопротекция отражает недостаточный уровень поддержки ребенка в семье. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. В данном случае наблюдается ситуация, при которой подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». Ребенок часто «выпадает из виду». За него «берутся» лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворство отражает чрезмерную степень удовлетворения потребностей ребенка. В этом случае родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Любое желание подростка — для них закон. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка — данный тип нарушения воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем, принятии и любви. Часто сочетается с гипопротекцией.

Недостаточность требований-обязанностей — форма нарушения системы требований, предъявляемых к подростку. Требования-обязанности — это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и другим членам семьи. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Часто сочетается с потворствованием.

Чрезмерность требований-запретов. Требования-запреты — указания на то, что подростку нельзя делать — определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. В этой ситуации ребенку «все нельзя». К нему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Неустойчивость стиля воспитания. Данное нарушение характеризует резкую смену стилей воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному, а затем — наоборот: от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка его родителями [20].

Также по результатам этой части исследования можно выделить причины отклонений в семейном воспитании, выраженность которых положительно коррелирует с повышением вероятности интернет-зависимости у подростков (таблица 4).

Таблица 4. Корреляции причин отклонений в семейном воспитании с уровнем интернет-зависимости подростков

Так, мы видим сильную связь уровня интернет-зависимости ребенка с конфликтностью супругов, проекцией своих негативных качеств на него, с одной стороны, и недостаточным принятием его как взрослого субъекта, нестабильностью во взаимоотношениях с ним, с другой стороны.

Высокий уровень положительной корреляции также показали уровень интернет-зависимости и «фактор враждебности» в отношении родителя к подростку (r(s) = 0,733; p

Таблица 5. Корреляции факторов родительского отношения с уровнем интернет-зависимости подростков

Понятие «враждебность» в данном случае описывает эмоциональное отвержение родителем ребенка и требует расшифровки. «Враждебность» матери в отношениях с подростком характеризуется, с его точки зрения, ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, свое самолюбие и самоутверждение исключает принятие ребенка. Последний воспринимается, прежде всего, как «соперник», которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции: так, эмоциональная холодность к подростку зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже «подчиненность» ему. В то же время, при враждебном отношении матери к подростку могут наблюдаться выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в его адрес. Наряду с этим на вербальном уровне демонстрируется позитивная активность и ответственность за судьбу ребенка [2, с. 60–70].

«Враждебный» отец, по мнению подростков, всегда соглашается с общепринятым мнением, проявляя при этом излишнюю конвенциальность. Он пытается «вымуштровать» своего ребенка в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями об «идеальном сыне». В глазах ребенка отец видится суровым и педантичным. Подросток все время находится в тревожном ожидании низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением. Выражается постоянное недовольство ребенком и скептическое отношение к его достижениям [Там же].

Следующий фактор, имеющий статистически значимую связь с уровнем интернет-зависимости подростка, — «фактор близости». Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия ребенка родителем при высоких значениях и преимущественное его отвержение — при низких стандартных оценках. Данный фактор связан с уровнем интернет-зависимости отрицательной корреляцией (rs = −0,617; p Следующая статистически значимая связь выявилась между уровнем интернет-зависимости подростка и «фактором непоследовательности» в воспитании (rs = 0,573; p Корреляционный анализ показал, что повышение вероятности интернет-зависимого поведения подростка положительно связано с высокими показателями тревоги в сфере оценки окружающих, тревоги в ситуациях самовыражения и тревоги во взаимоотношениях с родителями (таблица 6).

Таблица 6. Корреляция уровня тревожности с уровнем интернет-зависимости подростков

Прослеживается положительная корреляция наличия различных невротических тенденций у подростков с повышением показателя интернет-зависимого поведения (таблица 7).

Таблица 7. Корреляция уровня невротических тенденций с уровнем интернет-зависимости подростков

Обсуждение

Таким образом, в исследуемых семьях выявилась следующая картина, описывающая отношения между родителями, подростками и интернетом: при очень высоких значениях факторов враждебного, непоследовательного, автономного (отгороженного или дистанцированного) поведения родителей и очень низком значении фактора близости мы наблюдаем высокий уровень интернет-зависимости подростков. При значениях факторов враждебности и непоследовательности выше среднего, факторе автономности и близости, близком к среднему, мы наблюдаем чрезмерное увлечение подростков интернетом (риск интернет-зависимости).

В семьях с низким уровнем факторов враждебности и непоследовательности и нормативным значением по факторам близости и автономности мы наблюдаем обычное отношение подростков к интернету.

Интересно проявили себя факторы «директивности» и «критики» в поведении родителей (эти факторы связаны с воспитанием, контролем, запретами и поощрениями). Наиболее высокие показатели этих факторов — в группе подростков, чрезмерно увлеченных интернетом (но не интернет-зависимых). Крайнее низкое значение этих факторов в группе интернет-зависимых подростков, что, вероятно, обусловлено дистанцированием родителей и безнадзорностью (гипоопекой). В группе обычных пользователей интернета эти факторы набирают близкие к средним значения и обусловлены предоставлением подросткам самостоятельности при сохранении некоторых элементов родительского контроля.

Корреляционный анализ показал связь тревоги (в основном, в сфере социальных отношений) и невротических тенденций (в основном, эмоционального спектра) с предрасположенностью к интернет-зависимому поведению, так как опосредованное общение в виртуальной реальности, видимо, позволяет снижать эмоциональное напряжение, выражающееся в депрессивно-тревожных, фобических и агрессивных состояниях.

Заключение

Рассмотренные аспекты детско-родительских отношений, а именно стиль семейного воспитания, особенности детско-родительского взаимодействия и эмоциональный климат в доме, являются устойчивыми образованиями и формируются с момента появления ребенка в семье, сопровождают отношения детей и родителей на протяжении всей совместной жизни, если не была проведена их осознанная коррекция.

Подросток оказывается уязвим перед различными формами аддикции как реализации форм избегающего поведения. Он может выбрать одну из социально-приемлемых аддикций, например, интернет-аддикцию.

При коррекционной работе с интернет-зависимым человеком особое внимание необходимо уделять формированию источников эмоционального тепла и принятия, чувства безопасности, повышению самооценки и самоуважения, а также стимулированию постепенной гармоничной сепарации от родителей.

Особое значение представляет психокоррекционная работа с родителями (при ее возможности), направленная на коррекцию стиля семейного воспитания, а также разрешение внутриличностных и межличностных проблем взрослых членов семьи.

Исследование также показало необходимость коррекции в направлении:

a) снижения уровня тревожности и повышения эффективности совладающего поведения;

б) привлечения специалистов смежных специальностей (неврологи, психоневрологи) для коррекции психо-физиологического состояния зависимого человека.

Данное исследование выявило необходимость комплексного подхода к решению проблемы интернет-аддикции. Можно предложить следующий комплекс психокорреционной помощи семье подростка, обратившейся за психологической помощью по проблеме интернет-зависимого поведения (таблица 8).

Таблица 8. Комплексная психокоррекционная программа при выявлении рисков интернет-зависимого поведения у подростков

Предлагаемый комплексный подход к работе с интернет-зависимыми подростками основывается на проведенном исследовании и на современной биопсихосоциальной модели здоровья с учетом биологических, психологических и социальных факторов риска.

___

1 Телефонный опрос аудитории 14—25 лет. Выборка репрезентирует жителей России в возрасте 14—25 лет, проживающих в городах с численностью населения свыше 1 млн человек. Общее число опрошенных — 1000 человек. ↑

Литература

1. Аудитория 10–25 лет. Медийное поведение: специфика и особенности [Электронный ресурс]. – URL: https://momri.org/wp-content/uploads/2016/12/Auditoriya-10-25-let-2.0.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

3. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. Конференция на портале «Аудиториум». Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Секция 6. Интернет-зависимость: домыслы и правда [Электронный ресурс]. – URL: https://banderus2.narod.ru/80266.html (дата обращения: 17.12.2017).

4. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств / А.Е. Войскунский, О.В. Митина, А.А. Гусейнова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(33). – C. 11 [Электронный ресурс]. – URL: https://mprj.ru (дата обращения: 17.12.2017).

5. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / под. общ. ред. В.Л. Малыгина. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.

6. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.

7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. – 251 с.

8. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2004. – № 3(113). – С. 45–51.

9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.-метод. пособие. – М.; СПб.: Фолиум, 1998. – 70 с.

10. Кулаков С.А. Тест на детскую компьютерную интернет-зависимость. – 2004 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psypodderjka.ru/content/view/86/ (дата обращения: 17.12.2017).

11. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Издательский , 2006. – 432 с.

12. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.

13. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Новосибирск, 2004.

14. Морозов Г.В., Боголепов Н.Н. Морфинизм. – М.: Медицина, 1984. – 176 с.

15. Петракова Т.И. Предикторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков // Вопросы наркологии. – 1995. – № 2. – С. 79–82.

16. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности. Пособие для врачей и психологов. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – 2007. – 35 с.

17. Ханзян Эдвард Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая , 2000. – С. 28–55.

18. Херст Дэвид М. «Переходные» и «аутистические» феномены при аддиктивном поведении» // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая , 2000. – С. 183–196.

19. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников / под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М., «Антидор», 2002. – 440 с.

20. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

21. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

22. Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.-H. Chen, L.-J. Weng, Y.-J Su // Chinese Journal of Psychology. – 2003. – Vol. 45, № 3. – P. 279–294.

23. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y Yen, C.C. Chen // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193, № 4. – P. 273–277.

24. Griffiths M.D. Internet addiction – Time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. – Vol. 8, № 5. – P. 413–418.

25. The influence of parent, sibling, and peer modeling and attitudes on adolescent use of alcohol / D.V. Ary, E. Tildesley, H. Hops // International Journal of Addictions. – 1993. – Vol. 28, № 9. – P. 853–880.

Ссылка для цитирования:

Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2021. – T. 10, № 2(49) [Электронный ресурс]. – URL: https://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник

Как избегать негативного влияния интернета

Вычеркивать интернет из своей жизни совершенно ни к чему – у него много полезных возможностей. Только важно знать, как не поддаваться негативному влиянию и обходить опасности современных технологий. По мнению Алексея Тукмакова, для этого необходимо соблюдать два условия:
• «Во-первых, обеспечьте себе поводы для переживаний в физической реальности: приобщайтесь к живому искусству (посещайте концерты, музеи, театры), занимайтесь творчеством (рисуйте, музицируйте), уделяйте время спорту, найдите реальное дело, которое ощущается важным (для некоторых это регулярное волонтерство), наслаждайтесь интересным общением с людьми и контактом с природой.


pexels.com

• Во-вторых, используйте интернет только тогда, когда без него не обойтись (электронная почта, оперативная информация о погоде, бронирование билетов и отелей). Новости можно узнавать из бумажных газет, выпишите две – проправительственную и оппозиционную, читайте и сопоставляйте. Любимую музыку слушайте без захода в соцсети – скачайте на компьютер и смартфон. Одним словом, если есть опасение впасть в зависимость, принцип один – поменьше интернета».

Как преодолеть интернет-зависимость

Психолог Алексей Тукмаков утверждает, что для преодоления интернет-зависимости важно следовать следующим рекомендациям:
1. Полностью отказаться от интернета на 3-6 недель.
«Первый шаг – «завязка». Это как с алкоголем и никотином – необходимо полностью прекратить делать то, что вызывает зависимость: пить, курить, пользоваться интернетом»,
– поясняет специалист.

По одним данным, устойчивая привычка формируется за 21 день, по другим – за 42 дня. «Отвычка» занимает столько же времени – от 3 до 6 недель. Если есть возможность, возьмите на этот период отпуск, чтобы не было необходимости использовать интернет для работы. Для звонков приобретите кнопочный телефон.


i2.wp.com

2. Обеспечить поводы для переживаний в физической реальности

(см. пункт «Как пользоваться преимуществами интернета и избегать негативного влияния»).
«Это ключевой момент,
– говорит психолог. –
Если проигнорировать его, человек обязательно вернется к интернет-зависимости. Он привык удовлетворять важные потребности с помощью интернета и, если не найдет другие способы, будет испытывать сильный дискомфорт – фрустрацию».
3. Найти вторичные выгоды от использования интернета.

Вторичная выгода – это какая-то неявная (не осознаваемая человеком), но значимая потребность. Привычка, позволяющая ее удовлетворять, становится крайне устойчивой. Выявить вторичные выгоды самостоятельно трудно – желательно обратиться к специалисту. Он поможет осознать эти выгоды и научит удовлетворять психологические потребности адекватными способами.


pexels.com

«Для наглядности приведу пример из другой области: курение. Вроде бы курящий человек удовлетворяет потребность в никотине, к которому привык его организм, верно? Однако при этом курение – повод для общения в курилке, помогает регулировать эмоции, позволяет чувствовать себя взрослым (актуально для подростков). Если эти три потребности не осознаются курильщиком, то являются для него вторичными выгодами. И способствуют сохранению привычки к курению. Чтобы избавиться от нее, прежде всего нужно научиться названные потребности удовлетворять другими способами. Затем завязать с курением – физиологическая зависимость от никотина пройдет примерно за месяц. Поскольку прочие потребности будут удовлетворены, человек сможет обходиться без сигарет»,

– говорит Алексей Тукмаков.

Что касается интернет-зависимости, первичными выгодами, как было отмечено выше, являются общение, самоутверждение, самовыражение. Эти моменты человек может осознавать.


pexels.com

Вторичные выгоды интернет-зависимости

чаще всего следующие:

• интернет дает стимулы для переживаний (т.е. интернет – источник эмоций);
• можно избежать усилий, которых требуют самоутверждение и самовыражение в реальности;

• можно скрыть себя настоящего, создав виртуальную личину (актуально для неуверенных в себе людей без увлечений и интересов);

• можно избежать контакта с реальными людьми (актуально для тех, кто боится людей).

После осознания вторичных выгод легко понять, что требуется для их проработки:

• создать стимулы для переживаний в реальной жизни (искусство, природа, спорт);
• привыкнуть к усилиям, просто что-то делая в реальности;

• раскрыть в себе интересы, чем-то увлечься (любой человек, отучившийся в школе, знаком со многими сферами науки, искусства, творчества – что-то обязательно вызывает отклик);

• общаться с реальными людьми, изживая свой страх перед ними.


pexels.com

Как перестать быть зависимым от телефона? Номофобия — болезнь 21 века

В современном мире большое количество вещей создано для облегчения нашей жизни. Однако их наличие становится для многих проблемой. Одним из таких предметов сегодня стал смартфон. Это не просто средство связи, но и гаджет, который используется для развлечения.

Смартфон позволяет быть в курсе событий, следить за тем, что происходит в мире, общаться с друзьями, быть в курсе того, что у них происходит. Столь плотное взаимодействие с мобильным телефоном приводит к развитию болезни – номофобии.

Номофобия: понятие, признаки и причины

Понятие «номофобия» было введено относительно недавно. Психологи обозначают данным термином беспокойное, а иногда и паническое состояние человека, которое возникает у него в результате того, что он не может поддерживать связь через мобильный телефон. Согласно статистическим данным около 53% людей зависимы от своих гаджетов.

Проявления номофобии

  1. Возникновение паники, чувства дискомфорта, раздражительности при отсутствии гаджета рядом.
  2. Внешний вид смартфона становится для вас очень важен. Человек стремится украсить свой телефон, сделать его особенным, приобрести самую новую модель.
  3. Зависимость от информации. Индивид страдает от того, что может пропустить какую-нибудь новость. И чтобы этого не случилось, готов перевернуть все вверх дном.
  4. Возникают звуковые галлюцинации: кажется, что на смартфон поступают звонки.

Признаки

  1. Вы постоянно носите с собой телефон. Он должен быть рядом даже ночью. Наличие телефона дает вам уверенность и спокойствие.
  2. Вы постоянно держите смартфон в руках, тратите много средств для покупки обновлений и разнообразных программ.
  3. Вы предпочитаете общаться именно по телефону, а не встречаться с людьми лично.
  4. Вы много времени проводите в социальных сетях, постоянно делаете селфи и размещаете их сети, для вас становится очень важным, что подумают люди, рассматривая ваши фото.
  5. Вы боитесь потерять телефон, все время проверяете его наличие.

Причины

  1. Боязнь остаться в одиночестве: телефон создает иллюзию нужности, придает уверенности.
  2. Возможность связаться с людьми в любой момент, где бы они не находились.
  3. Реклама, которая красочно рассказывает о новинках, отмечая их важность в жизни. Это приводит к тому, что человек начинает воспринимать телефон как крайне необходимую для жизни вещь. Особенно этому подвержены дети, которые не умеют должным образом отсеивать ненужную информацию.
  4. Режим работы. Отдельные профессии сегодня лишают человека личной жизни. В этом случае телефон выступает в качестве компенсатора.

Негативное влияние смартфона — как избавится от зависимости?

Гаджеты оказывают большое влияние на человека. Постоянное взаимодействие с ними приводит к тому, что теряются навыки коммуникации, нарушается сон, человек выпадет из реальности, не замечает, что происходит вокруг, т.к. его взор прикован к экрану.

Чтобы избавиться от телефонной зависимости, нужно

  1. Положить гаджет в малодоступное место, чтобы он не находился постоянно под руками. Это снизит потребность заглянуть в него.
  2. Использовать для выхода в интернет компьютер. Его включение занимает больше времени, а потому вы не будете этим заниматься постоянно, чтобы читать сообщения в соцсетях.
  3. Установить сложный пароль для входа в соцсети через мобильный телефон.
  4. Заходить в интернет в строго определенное время, например по 30 минут утром или днем и на столько же вечером.
  5. Оставлять смартфон дома, когда уходите, стараться избегать мест, где имеется свободный доступ к Wi-fi.
  6. Устанавливать таймер, когда заходите в социальные сети, чтобы контролировать время, проведенное там.
  7. Устанавливать на телефоне беззвучный режим, что позволит не отвлекаться постоянно на приходящие оповещения.
  8. Воспользоваться будильником, а не такой же функцией телефона. Это уменьшит соблазн просмотра новостей в лентах соцсетей.

Выполняя эти нехитрые рекомендации, можно побороть желание не расставаться с мобильным телефоном.

Как помочь другому человеку избавиться от интернет-зависимости

Все, что можно сделать – постараться пробудить у близкого человека интерес к чему-то другому помимо интернета, деятельно в этом помочь. Например, заинтересовать спортом – вместе бегать по утрам, ходить в походы, что-то еще. «Обратите внимание: делать вместе, а не просто дать указание: «Брось интернет и по утрам бегай». Зависимому человеку важно ощущать поддержку, чувствовать, что он действительно кому-то нужен и ему уделяют время и внимание»,
– акцентирует психолог.


PEXELS.COM

Еще один вариант – помочь человеку втянуться в увлекающий процесс. «Знаете, что он подумывает заняться рисованием? Подарите ему абонемент на курс живописи, месяца на два. Но именно на тот курс, где будет реальное общение с увлеченными людьми, которые, возможно, окажут на него влияние. Просто вручить крутой набор дорогих красок – плохая идея. Он их положит на полочку и снова уткнется в интернет. Для преодоления зависимости важен живой контакт с живыми людьми»,

– подчеркивает Алексей Тукмаков.

Если ваши усилия ни к чему не привели, оставьте человека в покое. Невозможно избавить от зависимости того, кто сам этого не хочет. Алкоголика при всем желании не вылечишь насильно, с интернет-зависимостью та же история. Разве что она менее опасна: от нее печенка не отваливается. Помочь удастся только при условии, что изначальное побуждение возникло в самом зависимом человеке. А попытки пресечь зависимое поведение бессмысленны: человек к нему вернется, как только внешнее ограничение перестанет его удерживать. Поэтому пусть ваш близкий как хочет, так и живет. А вы занимайтесь своей жизнью.

Какие преимущества у человека, свободного от интернет-зависимости

«Преимущество, по большому счету, одно. Такой человек живет в реальности и перед ним открываются реальные возможности. Например, заработать деньги, встретить любимого человека, реализовать творческий проект, укрепить свое тело. В интернете ничего этого не сделаешь»,
– говорит Алексей Тукмаков.

Для зависимого человека интернет – это тюрьма, в которую он себя добровольно заточил. И преимущество у того, кто не страдает интернет-зависимостью, такое же, как у человека, который не сидит в тюрьме. Он просто свободен.

Литература:

  1. Интернет-зависимость / Гребенщикова В. Л. / 2010 / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
  2. Интернет-аддикция одна из актуальных проблем современности / Завалишина Ольга Валентиновна, Загуменных Нина Александровна, Постоева Елена Станиславовна/ 2015 / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.
  3. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета / Короленко Ц. П., Лоскутова В. А. / 2004 / Сибирский научный медицинский журнал
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]