Ощущения. Основные виды, свойства и характеристики ощущений

Что же такое ощущения? Говорить об ощущениях — значит относиться к человеческому телу и всем его нервным окончаниям, которые помогают нам войти в контакт с миром внутри нас и с миром вне нас.

Различные виды ощущений относятся к основным непосредственным переживаниям, вызванным простыми изолированными стимулами. Ощущение также определяется как реакция органов чувств на раздражитель. Это сознательные захваты свойств предметов, вещей и явлений.

Ощущение — это только первая стадия познания, которое посредством мысли преобразует данные в представления, концепции, законы и т. д. А те, в свою очередь, уже более глубоко отражают объективный мир и точность которых проверяется практикой. Ощущение возникает тогда, когда стимул воздействует на рецептор.

Хотя понятия ощущения и восприятие часто используются как синонимы, они различаются во многих деталях.

Ощущение — это опыт, переживаемый стимулом в форме реакции на сенсорный эксперимент, в то время как восприятие — это интерпретация ощущения, которая придает значение и порядок.

Определение

Ощущение – это стихийное психическое явление, возникающее в результате прямого воздействия вещей объективного мира на органы чувств (анализаторов) животных и человека, влияние, которое субъективно ощущается как качество самих вещей (красный, холодный, колючий и т.д.). Ощущение вторично по отношению к материальной реальности.

Термин «ощущение» имеет несколько значений, например, он может относиться к впечатлению, которое объект производит посредством органов чувств, то есть становится непосредственной реакцией органов ощущения, когда они получают стимул.

Это также намекает на эффект удивления, который возникает у людей, когда они чему-то или кому-то удивлены. Другое определение относится к интуиции или ощущению того, что у человека может произойти какое-то событие или проблема.

Ощущение включает в себя оптимальное функционирование органов чувств и нервной системы, и в нормальных условиях оно приводит к тому, что мы можем видеть, например, красный, когда он красный, и зеленый, когда он зеленый.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Характеристики и свойства ощущений

  • Характеристики:
  • Ощущение — это врожденное явление. Оно до конца не изучено. Вы рождены со способностью получать ощущения.
  • Потребность в интенсивности или силе ощущения, чтобы стимул улавливался и можно было оценить его вариации. Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула. Существует различная интенсивность, которая необходима стимулу для того, чтобы субъект узнал о нем. Это называется – порогом.
  • Продолжительность: время постоянства ощущения, то есть раздражения рецепторов. Например, слуховые и зрительные ощущения недолговечны, а болезненные ощущения — продолжительны.
  • Аффективный тон или состояние ума субъекта, определяемое мотивами, ожиданиями и переживаниями, которые он переживает и которые влияют как на предрасположенности, так и на способность восприятия, а также на интенсивность стимулов, которые должны быть захвачены и интерпретированы в психологическом поле и они индивидуальны.
  • Содержание ощущений: содержание влияет на улавливание стимулов в соответствии с отношениями, которые оно имеет с мотивами, интересами, ожиданиями и аффективным тоном. Обычно мы схватываем с большей скоростью и интенсивностью то, что нас интересует. И иногда то же самое происходит с тем, что, как мы думаем, идет против нас.

Свойства ощущений:

Абсолютный и относительный порог чувствительности

Рефлексия — что это в психологии, определение

Для многих наук важны количественные показатели выраженности впечатлений. Измеряя их, определяют чувствительность личности и пороговые значения действия раздражителя.

Порог – это значение силы действия раздражителя, при котором человек начинает чувствовать его. Пороги бывают абсолютные и относительные.

Нижний абсолютный порог – это способность рецепторов реагировать на слабое раздражение. Чтобы человек мог почувствовать признаки действия раздражителя, он должен иметь определенную силу.

Верхний абсолютный порог – это максимальные значения выраженности раздражителя, которые человек способен ощущать. Это болевой порог. Его примерами могут служить боль в ушах, которая появляется от очень громкого звука, или режущая боль в глазах от ослепительного света.


Верхний порог воздействия света

Относительный порог – это способность замечать изменение силы действия раздражителя.

Внимание! Абсолютные пороги определяют диапазон того, что доступно для восприятия человеку в окружающей действительности.

Функции и роль

«Наш мозг эволюционировал не для того, чтобы реагировать на окружающий мир, а для того, чтобы предсказывать, что с нами будет дальше».

Лиза Фельдман Барретт

Ученые и исследователи в области психологии последнего столетия относятся с должным вниманием к роли и функциям ощущений, так как через них мы познаем мир внутри и вокруг нас:

  • Обнаружение: элемент обнаружения в каждом смысле известен как рецептор, который представляет собой клетку или группу клеток, которые, в частности, чувствительны к определенному типу энергии или более чем к одной форме энергии.
  • Преобразование и передача: рецепторы преобразуют или преобразуют энергию из одной формы в другую. Чувственные рецепторы преобразуют поступающую энергию в электрохимические сигналы, которые нервная система использует для общения.
  • Передача: если эта энергия достаточно сильна, она запускает нервные импульсы, которые передают закодированную информацию о различных характеристиках стимула. Импульсы проходят по определенным нервным волокнам в определенные области мозга.
  • Стимулирование и регулировка обработки информации: как мозг, так и рецепторы обрабатывают сенсорную информацию: у организмов относительной простоты, таких как лягушки, рецепторы делают большую часть работы. У более сложных животных, таких как люди, мозг имеет гораздо большую нагрузку.

Классификация ощущений

Типы ощущений разделяются на 3 основных вида:

Но в разное время, разные ученые предлагали свои классификации ощущений.

Классификация Вундта

Классификация Шеррингтона

Шеррингтон, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов выделил три основных класса ощущений:

Классификация Хэда

Г. Хэд считал, что правильное деление ощущений должно происходить по их происхождению:

Классификация по контакту с раздражителем

По контакту с раздражителем, ощущения подразделяются на два вида:

Эти ощущения интермодальны, а, следовательно, можно считать их мультисенсорными.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения — это раздражители исходящие от внутренних органов.

Это представления мозгом собственных ощущений тела, это сенсорное следствие этой активности, и оно является фундаментальным для всего — от мыслей, эмоций, принятия

решений и нашего самоощущения, до обеспечения регулирования элементарных потребностей.

Проще говоря, интероцептивные ощущения (интероцепция) — это внутреннее ощущение тела. У нас есть рецепторы в органах, мышцах и на коже, которые предоставляют нам различные типы информации, которую наш мозг затем должен интегрировать, чтобы иметь адекватную производительность (например, во время игры, одевания, в школе и т.д.).

Интероцепция позволяет нам чувствовать наши внутренние органы и дает нам информацию о внутреннем состоянии нашего тела, то есть информирует нас о боли, температуре тела, зуде, сексуальном возбуждении, голоде, жажде, частоте сердечных сокращений, частоте дыхания, чувство сонливости или желание пойти в ванную. Но, кроме того, интероцепция является основой для идентификации различных эмоциональных состояний, таким образом, что он позволяет нам знать, спокойны мы или нервничаем, если нам стыдно, нам грустно, мы боимся и т.д.

Экстероцептивные ощущения

Экстероцептивные ощущения информируют нас о внешней среде. Это так называемые поверхностные ощущения. Рецепторы расположены на коже и слизистых оболочках. Это всевозможные ощущения, связанные не только с осязанием, зрением, обонянием, вкусом и слухом, но и с движением. Экстероцептивные ощущения вызваны внешними раздражителями. Внешние раздражители могут действовать при прямом контакте или на расстоянии.

Зрительные ощущения

Речь идет об ощущениях, которые возникают, когда субъект наблюдает за чем-то или кем-то. Эти ощущения обычно различаются по своей чистоте и яркости. Среди них есть цвета, которые становятся более яркими, чем другие.

К зрительным ощущениям также относятся:

Обонятельные ощущения:

Запах — обонятельные ощущения производятся летучими частицами, производимыми телами, из которых они высвобождаются. Между обонянием и вкусом существует тесная связь. Нос — орган обоняния. Иногда мы плохо воспринимаем вкус еды из-за простуды.

Слуховые ощущения

Это ощущения, создаваемые звуком, поэтому они подразделяются на звуки и шумы. Эти ощущения обычно различаются в зависимости от роста и тона. А также они меняются в зависимости от тембра.

Осязательные ощущения

Эти ощущения создаются непосредственно через кожу человека, который может чувствовать любой элемент или предмет, который его касается. Через кожу можно почувствовать, когда объект грубый, гладкий, шершавый, независимо от того, имеет ли он тепловые характеристики, то есть горячий, холодный, теплый и т. д.

Эти ощущения также могут быть вызваны внутренним процессом.

Ощущения, воспринимаемые прикосновением, бывают трех типов и передаются в мозг по-разному:

  • Протопатические ощущения. Самые примитивные и мало дифференцированные, они реагируют на самые сильные и обширные факторы, такие как боль, сильный холод или жара. Они первыми появляются после нервных травм.
  • Эпикритические ощущения. Самые тонкие, локализованные и точно позволяют нам распознавать стимулы низкой интенсивности, позволяя нам распознавать формы и размеры.
  • Термоальгетические ощущения. Те, которые связаны с температурой и болью.

Вкусовые ощущения

Через вкусовые ощущения мы улавливаем различные ароматы вещей. Они сообщают о вкусе, химической ценности материала (сладкий, кислый, горький). Их орган расположен в полости рта, а их рецепторы — вкусовые рецепторы языка.

Стимулами для этих ощущений являются вещества жидкого состояния. Функция слюны состоит в том, чтобы растворять твердые вещества, чтобы можно было проверить вкус. По этой причине вкус считается химическим смыслом, поскольку для его стимуляции требуется жидкий раствор. Твердые вещества не вызывают ощущения вкуса до тех пор, пока они не растворятся в жидкостях во рту.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Что такое ощущения.

Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств — рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела — глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо — на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств — рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Виды ощущений.

Все ощущения можно разделить на две группы: 1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней. 2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей).

К первой группе относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

1.Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки — днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

2. Слуховые ощущения.Они возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

3. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие — зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.

4. Вкусовые ощущения. Возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.

5. Кожные-ощущения — тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота — как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

Ко второй группе относятся двигательные ощущения,ощущения равновесия и органические ощущения.

1. Двигательные ощущения. Рецепторы их находятся в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях. Двигательные ощущения доставляют сигналы о степени сокращения мышц и о положении наших членов, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом или луче-запястном суставе. Сочетание кожных и двигательных ощущений, получающихся при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука со всеми её кожными, мышечными и суставными рецепторами. Рука как орган осязания впервые появляется у обезьян, но полного развития достигает лишь у человека, став у него орудием труда. Кожные ощущения сами по себе сигнализируют только о факте прикосновения предмета к телу и о месте этого прикосновения. Когда муха садится нам на лоб, мы легко замечаем это, но так же легко можем быть введены в заблуждение и принять за муху прикосновение соломинкой, кисточкой, травинкой или бумажкой. Чтобы точнее определить свойства прикасающегося к коже предмета, его твёрдость, мягкость, шероховатость, гладкость, форму, очертания и т. д., нужно его ощупать. Например, ощущения твёрдости и мягкости зависят главным образом от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него; поэтому нельзя определить степень твёрдости или мягкости предметов без участия двигательных ощущений.

2. Ощущения равновесия. Отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное — удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

3. Органические ощущения. Рецепторы их находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, лёгких и т. д. К числу органических относятся ощущения, которые мы имеем при голоде, жажде, насыщении, тошноте, внутренних болях и т. п. Пока мы вполне здоровы, сыты, вообще когда работа внутренних органов происходит нормально, мы не замечаем почти никаких органических ощущений; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов. Импульсы, направленные в кору от внутренних органов, не осознаваясь отчётливо, лежат в основе общего «самочувствия» человека. Внутренние анализаторы контролируют, проверяют химический состав и давление крови, состояние органов и их работу; при этом они могут вступать во временную связь с анализаторами, приносящими сведения о внешних предметах.

Свойства ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность,длительность, пространственную локализацию, порог ощущений.

Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый .патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Порог ощущений. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).

Развитие ощущений.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощущать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же — у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфмана).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека развивается музыкальный слух. Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Методы измерения ощущений.

Методы измерения ощущений: 1)прямой 2)косвенный

В психологии конца 19 – начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органы чувств(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и соответственно ощущения, с этой точки зрения являются пассивным процессом.

Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс – основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с закрытыми глазами.

Список использованной литературы.

1.Б. М. Теплов. «Психология» Учпедгиз, Москва, 1953 г.

2. «Психология» Дубровина И.

3. Аткинсон Р. Л., Агкинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. «Введение в психологию: Учебник для университетов» /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — Москва: Тривола, 1999.

4.Дмитриева «Общая психология.» (Конспект лекций)

Контрольная работа Галиуллиной Е.А.

Ментальная карта — ощущения

Закономерности

Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и важность анализирующих систем в их работе под действием раздражителей.

Ощущения возникают только в момент изменения рецепторов под влиянием движений окружающего мира или самих органов чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

  • Пороги чувствительности
  • Приспособление
  • Взаимодействие.
  • Сенсибилизация.
  • Контраст
  • Синестезия

Пороги

Хотя сенсорные стимулы могут быть одинаковыми, для всех людей каждый из них будет воспринимать разные вещи. С другой стороны, чувствительность определяется порогами ощущения, то есть от того, с какой интенсивности стимулов мы начинаем что-то воспринимать. В этом смысле можно выделить три порога:

  • Минимальный порог. Это минимальный или максимальный уровень, от которого человек может испытать ощущение. Это барьер, отделяющий стимулы, которые обнаруживаются, от тех которые не обнаруживаются.
  • Максимальный порог. Когда ощущение, которое испытывает человек, настолько сильное, что не воспринимается полностью.
  • Дифференциальный порог. Этот порог представляет собой минимальную разницу, которую можно обнаружить между двумя стимулами.

Адаптация

Адаптация — это регулировка сенсорных способностей после длительного воздействия раздражителей. Стимулы окружающей среды вызывают изменение чувствительности сенсорных рецепторов в зависимости от типа стимула окружающей среды, таким образом, стимулируется конкретный рецептор. Адаптация происходит, когда человек привыкает к стимулу и меняет систему координат. Следовательно, он не реагирует на раздражитель так, как раньше.

Взаимодействие

Наши ощущения взаимодействуют друг с другом. С самого начала восприятия они отвечают за усиление, расширение возможностей других ощущений, даже соревнование друг с другом и удивительные изменения друг друга. Чувствительные свойства организма постоянно изменяются. Поэтому изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений. Такое сочетание сенсорной информации необходимо мозгу для построения картины внешнего мира.

Контраст

Контраст ощущений – это восприятие усиленного или повышенного различия между двумя стимулами или ощущениями (за счет изменения качества и интенсивности ощущений, которые происходят под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя) , когда они сопоставляются или когда один следует сразу за другим. В качестве примера можно привести эффект, возникающий, когда тромбон следует за скрипкой или при одновременном восприятии ярко-желтого и красного цветов.

Или, если спящего человека уколоть иглой достаточно легко, он не проснется. Он рефлекторно оттянет ногу от иглы, потому что его ощущения все еще сохранены, и сработают спинномозговые рефлексы, несмотря на то, что он не воспринимает это ощущение.

Все дело в том, что мгновенная отмена действия стимулирующего фактора не вызывает такой же мгновенной отмены процессов стимуляции в рецепторах. Это процесс постепенный и для этого нужно не только некоторое время, но и для этого должно произойти несколько фаз возбуждения и торможения возбужденных нейронов. Только тогда произойдет восстановление исходного порога чувствительности.

Синестезия

Люди с синестезией обладают особенно любопытной перекрестной связью чувств и ощущений, при которой активация одного чувства спонтанно запускает другое. Они могут видеть цвета, когда слышат шум, ассоциировать определенные личности с днями недели или слышать звуки, когда видят движущиеся точки.

Это только доказывает нам взаимосвязь всех аналитических систем человеческого тела.

Считается, что синестезия является генетической, и недавние исследования даже предполагают, что она может дать эволюционное преимущество.

Большинство синестетов не замечают ничего странного в том, как они воспринимают окружающую среду, пока на это не обращают их внимание.

Реакция на определенные ощущения иногда зависит не только оттого, чувствуем ли мы, например, апельсин очень кислым или насыщенным и сладким, что может быть физическими характеристиками стимула, но и в других случаях мы можем испытывать определенные ощущения из предыдущего опыта.

Именно поэтому через ощущения мы можем точно чувствовать окружающий нас мир во всем его великолепии и во всех его аспектах.

Наталья Шахова

§ 14. Изменение чувствительности под влиянием требований жизни и деятельности

Мы видели, как велика может быть чувствительность органов чувств человека. Однако на деле у большинства людей развитие ощущений далеко отстаёт от тех возможностей, которые даются устройством органов чувств.

От чего же зависит развитие ощущений? — Главным образом от того, какие требования предъявляет к ощущениям жизнь и, в первую очередь, деятельность, которой человек занимается.

1) Слуховая чувствительность

Самая важная функция слуха для всех людей — это восприятие речи. Глухота тяжела главным образом потому, что она лишает возможности слышать речь. Неудивительно, что у всех нас слуховые ощущения развиваются в первую очередь по отношению к звукам речи, и притом не ко всяким звукам речи, а именно к звукам родного языка. Различение этих звуков, начиная с ранних детских лет, составляет для нас самую важную необходимость. Поэтому нам кажется непонятным, как можно не различать их. Однако на самом деле различие между многими звуками речи крайне незначительно и требует очень тонкой слуховой чувствительности. В этом приходится убеждаться каждому, кто хочет как следует овладеть правильным произношением на любом иностранном языке.

В русском языке, например, для понимания смысля слов необходимо отличать твёрдые согласные от мягких. Такие слова, как «мел» и «мель» или «мол» и «моль», имеют совсем разное значение, но по слуху они отличаются друг от друга только тем, что в одном случае последняя согласная твёрдая, а в другом — мягкая. Ни во французском, ни в английском, ни в немецком языке такого различия между твёрдыми и мягкими согласными нет. В этих языках значение слова никогда не может измениться от замены твёрдой согласной мягкой. Эти языки не требуют, чтобы человек различал твёрдость и мягкость согласных. Вследствие этого французу, немцу или англичанину очень трудно услышать различие между твёрдой и мягкой согласной; оно кажется им чрезвычайно тонким, почти неуловимым. И они, обучаясь русскому языку, постоянно делают ошибки, произнося вместо твёрдой согласной мягкую или наоборот.

С аналогичными трудностями, но по отношению к другим звукам, встречается и русский, обучаясь любому из иностранных языков. Во французском языке, например, смысл слова может зависеть от того, какое произносится е: закрытое или открытое (например, nez — нос и net — чистый). Для француза различие между этими звуками представляется огромным, тогда как русскому нужно много времени и старания, чтобы научиться «слышать» это различие. В немецком и английском языках такое же значение имеет различие между долгими и краткими гласными, которого в русском языке нет.

Таким образом, у каждого человека с детства необходимо вырабатывается специальный слух к звукам своего родного языка, предполагающий очень тонкую дифференцировку близких друг к другу звуков. Хорошее овладение иностранным языком требует, чтобы был выработан аналогичный слух к звукам этого языка, а это может быть достигнуто только в процессе пользования этим языком.

В другом направлении развиваются слуховые ощущения при занятии музыкой, которая требует прежде всего очень тонкого различения отношений между звуками по высоте. В процессе занятия музыкой вырабатывается музыкальный слух.

Некоторые профессии развивают очень тонкую чувствительность к разного рода специальным звукам. Так, например, опытный лётчик слышит в звуке мотора тончайшие оттенки, по которым он судит о работе его, тогда как постороннему человеку кажется, что мотор шумит всегда одинаково.

Замечательная тонкость слуха наблюдается нередко у слепых. Многие из них могут определять размеры комнаты по тому, как раздаются в ней звуки шагов или голоса; по этим же звукам они судят о том, обставлена ли комната мебелью или пуста, имеются ли ковры на стенах или нет. Слепые хорошо узнают людей не только по голосу, но иногда и по звуку их шагов. Отмечены случаи, когда слепые различали виды деревьев (тополь, акация, масличное дерево) по шуму листьев.

Конечно, природные свойства слухового аппарата у слепых такие же, как и у зрячих, но жизнь требует от них более совершенного дифференцирования слуховых раздражителей. По слуху они судят о том, что зрячие могут гораздо легче увидеть глазами, и поэтому они научаются различать некоторые тончайшие оттенки звуков.

2) Зрительная и осязательная чувствительность

В большинстве видов человеческой деятельности особенно большую роль играет зрение, и поэтому именно зрительные ощущения являются у большинства людей наиболее высоко развитыми. Недаром человека иногда называют «зрительным животным». Но и в области зрения наши ощущения, как правило, бывают развиты очень мало по сравнению с имеющимися у нас возможностями. Известно, например, что некоторые работники текстильной промышленности, специализировавшиеся на выработке чёрных тканей, различают до сорока оттенков чёрного цвета там, где большинство людей видит всего лишь два-три оттенка.

В некоторых видах деятельности вырабатывается не менее тонкая осязательная чувствительность. Опытные мельники могут при помощи осязаний точно определять качество муки и даже узнавать, в какой местности выросла пшеница, из которой сделана мука.

3) Обонятельная чувствительность

У огромного большинства людей обонятельные ощущения играют в жизни незначительную роль. Поэтому они остаются мало развитыми. Однако возможности развития обонятельных ощущений у человека очень велики. Это обнаруживается всякий раз, как деятельность человека начинает требовать, чтобы он руководствовался обонятельными ощущениями.

Чрезвычайное значение приобретают обонятельные ощущения у слепоглухих, т. е. у людей, ещё в раннем детстве лишившихся и зрения, и слуха. Обоняние является для них главным средством, чтобы распознавать людей и предметы на расстоянии. По запаху они узнают человека, вошедшего в комнату, определяют, не был ли некоторое время назад в комнате интересующий их человек: идя по знакомой улице, они по запаху судят о том, мимо какого дома они сейчас проходят.

4) Вибрационная чувствительность у глухих и слепо-глухих

Вибрационными ощущениями называются ощущения, которые мы получаем со всей поверхности нашего тела от колебаний воздуха, производимых движущимися телами Эти ощущения не играют в нашей жизни почти никакой роли, так как гораздо тоньше мы воспринимаем воздушные колебания при помощи слуха. Поэтому в обычных условиях мы даже и не замечаем этих ощущений. Но если человек теряет слух, вибрационные ощущения приобретают для него большое значение. Известны случаи, когда люди совершенно глухие обнаруживают большую любовь к музыке, хотя они не могут слышать ни одного звука. Некоторые из них предпочитают игру на рояле и, чтобы воспринимать музыку, кладут руку на крышку инструмента. Другие охотнее «слушают» оркестр и, посещая концерты, садятся спиной к эстраде, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Такие люди могут неплохо разбираться в музыке, безошибочно узнавая хорошо знакомые им произведения.

Ещё большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих, в особенности у тех из них, которые лишены и обоняния. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей; на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля. С некоторыми из слепоглухих удаётся разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой по полу; они ощущают вибрации и понимают всё, что им передают.

Такие же возможности развития вибрационных ощущений имеются и у всех нас, но они остаются обычно неиспользованными, так как мы в аналогичных случаях пользуемся другими, более совершенными органами чувств.

5) Развитие ощущений

Итак, при здоровом состоянии органов чувств возможно добиться чрезвычайной тонкости ощущений. Для этого надо ставить перед собой такие задачи, которые с необходимостью требуют высокой чувствительности в каком-либо виде ощущений. Упражняясь в такой деятельности, мы можем в сравнительно короткое время достичь значительных результатов.

Особенно большое значение имеет с этой точки зрения занятие искусством. Живопись, рисование, выполнение всякого рода художественных работ являются самым мощным средством для всестороннего развития функций зрения. Скульптурные работы развивают наряду со зрительными и осязательные ощущения. Занятия музыкой ведут к тонкому развитию музыкального слуха, а занятия художественной литературой, поэзией, театральным искусством поднимают на большую высоту «речевой слух». Человек с высокой культурой в области искусства обычно имеет и хорошо развитые ощущения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]