Кратковременная память — это особый вид запоминания информации. Он включает операции, происходящие с начальной стадии запоминания до фиксации следов внешнего воздействия. Субъективно кратковременную память можно рассматривать, как отражение только что случившегося события — еще какое-то мгновение человек продолжает видеть и слышать то, что уже не происходит в реальном времени. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы, действуют около 20 секунд, затем исчезают.
Что такое кратковременная память
Кратковременной памятью называют способность удерживать информацию в течение короткого срока (от 20 до 30 секунд). Затухание точного образа начинается уже на 15-18 секундах, а к 30 он уже полностью забывается.
Забывание за такой короткий временной промежуток происходит в случае, когда не ставится цель сохранить информацию надолго. Если же человек намерен запомнить что-либо, он переводит полученную информацию на уровень долговременной памяти.
Краткосрочная память позволяет сохранять информацию, полученную из практического опыта и используемую для выполнения привычных рутинных действий. Так, человек в течение некоторого времени может повторить новый номер телефона, перечислить только что выполненные действия.
Краткосрочные воспоминания играют очень важную роль. Если человек не помнит те действия, которые выполнил только что, он повторяет их снова и снова. Самым ярким примером нарушения краткосрочной памяти считается забывание при болезни Альцгеймера.
Кратковременная память — это целый комплекс когнитивных способностей, который поддается тренировке. Основные характеристики этого вида памяти:
- Объем — для взрослого человека минимальный объем 7 (+/-2) элементов. Способность удерживать более 7 элементов — благоприятный признак. Если человек удерживает менее 5 элементов, это расценивается, как нарушение — требуется диагностика и работа по устранению (если возможно) проблемы, лечение.
- Фильтрация — способность отбрасывать информацию, которая не представляет ценности, и удерживать важную. Например, чтобы хорошо запомнить лекционный материал, излагаемый преподавателем, студент не отвлекается на посторонние раздражители — цвет одежды одногруппников, шум из-за двери.
- Способность перехода в долгосрочную — точность долгосрочной памяти непосредственно зависит от объема кратковременной.
Плохо закодированная и сохраненная краткосрочной памятью информация переходит в долговременную в искаженном виде, а сам носитель (человек) этого не осознает. Этим объясняется то, что участники одних событий, часто описывают их по-разному и считают именно свое изложение истинным.
Если к кратковременной памяти подключается интеллект, то содержание информации приобретает большее значение. Например, подкрепление информации визуальными стимулами (фотографиями, картинами, таблицами, схемами) позволяет лучше запомнить ее, сделать более структурированной, воспроизвести спустя некоторое время.
Способы улучшения памяти
Чтобы натренировать память и начать мыслить продуктивно, сделать результаты всех процессов памяти совершенными, можно воспользоваться одним из представленных далее способов.
Впечатление
Любая ситуация оставляет свои впечатления, любое представление о чем-либо основано на них. Уделяя внимание впечатлениям и проявляя бдительность в отношении отдельных событий, их «послевкусия», можно натренировать память.
Прокручивая в голове впечатления и проводя связи между опытом и полученными эмоциями, переживаниями, можно получить хорошие результаты.
Ассоциация
Это еще один хороший способ. Запоминая что-либо, заучивая материалы, совершая другую интеллектуальную работу, требующую запоминания, можно использовать ассоциации. Это секрет хорошей памяти. В контексте ее тренировки стоит рассматривать ассоциативный способ как замену сложных форм чего-либо на простые понятные компоненты, связанные между собой.
Повторение
Мать учения. Психологи считают повторение базисом запоминания. Это как изучение алфавита в детском саду или начальной школе: только регулярное его повторение позволяет детям запомнить последовательность букв, их количество и произношение.
Очевидно, к примеру, что любой специалист, регулярно работающий в одном из направлений профессиональной деятельности, вынужденный повторять определенные материалы или обращаться к ним вновь и вновь, со временем осознает, что вся необходимая информация хранится в его голове. Ему перестает требоваться обращение к источникам, раньше казавшимся необходимыми.
Специальные системы запоминания
Это о мнемотехнике. Если точнее, то о мнемотехниках. Развитие памяти с их помощью может осуществляться в рамках нескольких сценариев.
Запоминание лиц и имен
Суть в следующем: нужно, общаясь с людьми, проявляя к ним интерес, чаще называть их по имени, выстраивать ассоциации с уже знакомыми личностями, перебирать в голове все вариации имен (пример: Наташа, Наталья, Натали, Таня). То же с лицами: достаточно чаще смотреть на человека при общении, сравнивать его внешность со внешностью других. Заметить, выделить и запомнить характерные черты – это просто. Так же просто, как и запомнить лицо.
Следуя приведенному условному алгоритму действий, можно научиться запоминать лица и имена, натренировать память. Это не только интересно, но и полезно.
Запоминание необходимых дел
Чтобы не забывать, кому нужно было позвонить или написать, зачем и почему, что нужно было купить в магазине, следует научиться запоминать дела. Нужно переводить их в образы, мысленно накладывать на привычные маршруты.
Пример: здание, в котором есть 9 комнат. Первые семь – это дни недели с делами в них. Комната №8 – это дела на неделю (самоконтроль), №9 – дела на месяц (самоконтроль на дистанции). Простая и действенная техника.
Запоминание иностранных слов
Здесь лучше всего срабатывают ассоциации. Без углубления в теорию стоит перейти к примерам.
Есть английское слово «look» (смотреть). Запомнить его можно посредством ассоциации с русскоязычным словом «лук». «Смотреть» на «лук» почти невозможно: глаза начинают слезиться.
Еще один пример, основанный на ассоциациях – запоминание иностранных слов не в виде переводов на родной язык, а как определений тех или иных понятий, описаний объектов, явлений или процессов. «Cup» –чашка с ручкой. Зафиксировав в сознании образ, можно без труда запомнить это и любое другое слово.
Виды краткосрочной памяти
Кратковременную память подразделяют на несколько видов, ориентируясь на то, как она кодируется.
Звуковая (аудиальная)
Информация поступает через орган слуха. Чтобы она зафиксировалась, недостаточно только услышать. Важно проговорить информацию вслух или повторить молча. В противном случае поступившая информация исчезнет спустя 30 секунд.
Зрительная (визуальная)
Информация поступает через орган зрения. Для переведения картинки с уровня кратковременной памяти в длительную необходимо провести фонологическое кодирование — проговорить несколько раз то, что человек видит (вслух или про себя), подобрать ассоциации к увиденному.
Кинестетическая (тактильная)
Процесс запоминания через тактильные ощущения. Этот вид памяти активно работает не у всех людей. Кинестетики должны прикоснуться к вещи, подержать ее в руках, почувствовать ее тепло или холод, текстуру поверхности, вес, чтобы усвоить и закрепить информацию о ней.
Люди с хорошо развитой аудиальной памятью легко воспроизводят услышанную информацию. Визуалы для интеграции новой информации в память должны увидеть ее в виде рисунков, схем, конспекта. Запомнить информацию кинестетикам помогают практические работы и эксперименты.
Основные процессы памяти
В составе рассматриваемого комплекса способностей принято выделять несколько основных процессов. Далее они рассмотрены подробно.
Запоминание
Это запечатление воспринятой информации, какого-либо полученного знания. Запомнить что-то человек становится способным после получения опыта взаимодействия с определенными предметами, явлениями посредством ощущений, восприятия. Как процесс запоминание может быть произвольным и непроизвольным (аналогия – произвольный и непроизвольный компоненты памяти).
Сохранение
Это удержание чего-либо в памяти. Пример – обучение, когда ученик перенимает манеры речи и мышления преподавателя, усваивает предлагаемую им информацию. В результате реализации данной операции формируются нервные связи между клетками, которыми буквально выстилаются нервные пути – сохраненные блоки данных.
Воспроизведение
Это воссоздание образов, которые были усвоены и стали устойчивыми, обрели форму шаблонов благодаря запоминанию и сохранению сведений о конкретных событиях. В результате данного процесса осуществляется активизация сформировавшихся ранее нервных связей.
Забывание
Это частичное или полное стирание конкретных фрагментов из памяти. Стиранию подвергаются воспоминания, связанные с определенными временными отрезками, даже с длительными и важными для субъекта.
Некоторые исследователи связывают забывание с качеством сохранения знаний или шаблонов опыта.
Перед походом в магазин Вы обычно составляете список продуктов?
Да, так как иначе могу попросту забыть, что мне необходимо купить
25%
Только в случае большого закупа могу составить список
25%
Никогда не составляю список, всегда ориентируюсь на месте
50%
Проголосовало: 4
Стадии
Когда перед человеком не стоит задача запомнить информацию, работает кратковременная память. След о произошедшем событии или информации исчезает уже через 30-40 секунд. В ситуации, когда есть необходимость удерживать информацию более долгий срок, запоминание происходит за 3 стадии.
Стадия 1 — кодирование
Для удерживания образа в пределах кратковременной памяти необходимо сконцентрировать внимание на нем — заметить самое главное, а все второстепенное игнорировать. Неактуальная информация забудется спустя 30 секунд.
Например, если необходимо запомнить потраченную на покупки сумму, то спустя некоторое время человек легко воспроизводит точную цифру. Но он не способен вспомнить, как звали кассира, сколько людей стояло в очереди перед ним — эта маловажная информация была вытеснена почти сразу же.
У людей кодирование информации в структуре кратковременной памяти происходит по-разному, с применением аудиального, кинестетического или зрительного типа восприятия.
- при акустическом кодировании для запоминания информации необходимо повторить ее вслух или молча;
- зрительное кодирование предполагает создание мощной ассоциации с увиденным. Этот вид кодирования — основной у людей с фотографической памятью;
- кинестетическое — запоминание происходит через тактильные ощущения.
Кратковременная память состоит из двух компонентов-буферов (хранилищ). За каждый из них ответственны разные структуры головного мозга. В первом буфере (он расположен в левом полушарии мозга) сохраняется информация, полученная через слуховой орган. Второй буфер (в правом полушарии) отвечает за хранение информации, поступившей через орган зрения
Стадия 2 — хранение
В долгосрочной памяти хранятся картинки из прошлого — детства, школьных лет, яркие события, произошедшие не так давно. Иногда кажется, что хранилище памяти не имеет границ, в нем можно найти любые воспоминания. В отношении кратковременной памяти дело обстоит иначе. Ее объем минимальный.
Американский психолог Джордж Миллер определил формулу (7+/-2), которая наиболее точно отражает способность среднестатистического взрослого человека удерживать информацию. Кратковременная память длится не дольше 30-40 секунд. Но из-за разных причин длительность и количество удерживаемых элементов может колебаться в обе стороны.
Формулу краткосрочной памяти легко проверить самостоятельно. Для этого нужно быстро просмотреть небольшой список (фильмов, имен, товаров), отвернуться и попытаться воспроизвести его, а затем посчитать количество элементов.
Удерживание информации кратковременной памятью происходит через укрупнение и забывание. Тем, кто хочет увеличить свою способность к удержанию информации, необходимо понимать, что представляют собой эти два процесса.
Пример укрупнения
Поставлена задача — за короткий временной промежуток воспроизвести буквы в заданной последовательности — Sruoyylerecnis. Для человека, ранее не изучавшего английский язык, легко будет повторить 5-7 букв. Владеющий английским сможет извлечь из долговременной памяти заученную ранее фразу Sincerely Yours ( в перевод — искренне ваш). В итоге он укрупняет заданное сочетание 14 букв до двух слов, которые очень легко запомнить.
Метод укрупнения и извлечения из памяти ассоциаций позволяет уменьшить количество информации, которая подлежит хранению.
Забывание
Кратковременные воспоминания очень быстро стираются из памяти из-за угасания и замещения новыми. Угасание обусловлено тем, что внимание не акцентировано на полученной информации. Даже, если человек сразу же закодировал ее (произнес вслух), то как только он сообщил ее кому-либо другому или записал на бумаге, информация исчезает из памяти, как потерявшая актуальность.
Образ стирается и по другой причине. Если приходится запоминать новую информацию ежедневно, то она “перекрывается” более свежей. Например, достаточно легко назвать потраченную в магазине сумму сегодня и вчера, но непросто воспроизвести сумму в чеке двухнедельной давности.
Стадия 3 — воспроизведение
Кажется, что процесс воспроизведения только что полученной информации более легкий, чем восстановление той, которая была получена ранее. Причина такой иллюзии — убеждение в том, что для воспроизведения полученной ранее информации нужно ее найти в хранилище, а только потом выдать, а в кратковременной памяти образ “лежит на поверхности”.
Но чем больше элементов содержится в хранилищах, том более медленно и менее точно воспроизводится информация. Так, телефонный номер из 10 цифр, крайне сложно повторить, не ошибившись хотя бы в одной. Если номер содержит всего 6-7 цифр, вероятность точного воспроизведения намного выше (формула Миллера).
При тренировке кратковременной памяти это необходимо учитывать. Важно не стараться запоминать большое количество элементов (слов, цифр) за один раз, а постепенно увеличивать их объем.
По характеру психической активности
В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.
Двигательная
Другие названия: моторная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.
Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
Примеры:
- простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
- игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
- вязание, вышивание;
- нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
- рисование, лепка, резьба по дереву;
- танцы;
- игра на музыкальных инструментах.
У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.
Методы развития:
- Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
- Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
- Заниматься танцами. Учить новые направления.
- Развивать кисти рук.
- Обучаться игре на музыкальных инструментах.
- Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
- Научиться пользоваться китайскими палочками.
- Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).
Эмоциональная
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.
Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.
Примеры:
- эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
- любовь;
- комплексы;
- фобии;
- выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).
У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.
Методы развития:
- Ведение дневника.
- Медитация.
- «Якорение» положительных чувств и эмоций.
- Библиотерапия.
- Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
- Делать то, что нравится.
- Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.
Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
Примеры:
- пересказ;
- заучивание стихотворений;
- подготовка к экзаменам.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
Методы развития:
- Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
- Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
- Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).
Образная
Другие названия: наглядно-образная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
Подтипы:
У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
Методы развития:
- Освойте метод ассоциаций.
- Занимайтесь нейробикой.
- Учите иностранные языки.
Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.
Статья по теме: Как развить память
Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения
Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.
В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.
Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.
Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:
- депрессия — при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
- ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
- психологические травмы — психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
- черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
- вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.
Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).
Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение — мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:
- подавленное состояние, повышенная тревожность;
- ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
- возникает спазм мышц, нарушается координация движений.
Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.
Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:
- определение объема и длительности хранения полученной информации;
- исследование основных процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения.
Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:
- метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
- тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
- тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
- метод Эббингауза (сохранение);
- процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.
Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов. Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз.
В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.
Как развивается кратковременная память
Улучшить когнитивные способности и сделать кратковременную память лучше можно при помощи регулярных тренировок. Неврологи и нейропсихологи рекомендуют:
- онлайн-тренажеры для мозга;
- метод многократного повторения (воспроизводить одну и ту же информацию с интервалом в несколько часов, дней);
- упрощать (укрупнять) материал так, чтобы его было легче запомнить;
- использовать образное и ассоциативное мышление;
- добавлять эмоциональный компонент, делая информацию более яркой.
Большую пользу приносят интеллектуальные игры, заучивание стихов, изучение иностранных языков.
Принцип улучшения памяти | Способ улучшения памяти |
интерес | интересное легко запоминается |
осмысление | глубоко осознанная информация хорошо запоминается |
установка | если человек настроен запомнить информацию, то она хорошо усваивается |
действие | информация, которую можно применить на практике, усваивается очень хорошо |
контекст | ассоциативное связывание помогает запомнить информацию |
торможение | при изучении новой информации старая “перекрывается” |
повторение | повторение помогает хорошо усвоить информацию |
оптимальная длина ряда | информация, которую необходимо усвоить, не должна быть намного длиннее объема кратковременной памяти |
Образ жизни человека тоже отражается на способности к запоминанию. Поэтому специалисты рекомендуют:
- отказаться от вредных привычек — курения, алкоголизма, наркомании;
- спать не менее 7-8 часов в сутки;
- гулять на свежем воздухе не менее 1 часа в день;
- избегать стрессовых ситуаций;
- чередовать умственные и физические нагрузки;
- питаться сбалансировано.
Неврологи пациентам с начинающимися когнитивными проблемами назначают курс лечения препаратами для улучшения мозгового кровообращения. При наличии опухоли рассматривается вопрос об операции. В большинстве случаев комплексный подход дает возможность восстановить кратковременную память или замедлить ее снижение.
Ирина Шербул