Испокон веков в мире существовало разделение людей на мужчин и женщин. Неудивительно, что на этом и основывалось закрепление определенных норм и стандартов в поведении человека. Мужчина — сильный и отважный воин, добытчик и страж. Женщина хранительница очага, заботливая мать и ласковая жена. Недаром даже в современном мире множество мужчин и женщин сравнивают друг друга с инопланетянами — настолько разными и порой чужими они кажутся в процессе общения.
Но время шло, и по мере развития технологий заметно снижалось количество времени, затрачиваемого на удовлетворение базовых потребностей полов. В итоге шаг за шагом человечество пришло к текущей картине мира, где гендерные различия больше не основаны только на половой принадлежности и где вместо двух гендеров буквально за всего лишь несколько лет сформировалось более 60 новых типов.
Что же такое гендерные стереотипы, как они менялись с развитием общества и каким образом влияют на нашу повседневную жизнь, рассказала психолог-сексолог Ирина Александрова.
Из личного архива Ирины Александровой /
Что такое гендер и мужские и женские гендерные стереотипы?
Прежде чем развивать тему гендерных стереотипов, кратко определим понятие самого «гендера». Под этим термином, восходящим к английскому gender и латинскому genus, что означает «род», понимают ряд характеристик, которые имеют отношение к маскулинности и фемининности. При этом гендерная идентичность не находится во взаимосвязи с сексуальной ориентацией человека: понятие гендера касается психических, социальных и культурных отличий, а половая принадлежность определяется лишь физическими различиями (анатомия и физиология человека).
Фемининность, или женственность, — это модель поведения и средоточие психических качеств, составляющих женский гендер — таких как нежность, сострадательность, чувствительность и так далее. Противоположностью фемининности является маскулинность (мужественность) — мужской гендерный стереотип, который характеризуется такими чертами, как независимость, рациональность, смелость, напористость, эмоциональный контроль и другими. Понятие фемининности, равно как и маскулинности, формируется культурно-этнической, возрастной и социальной средой.
Всем мужикам только одного надо!4
Роль секса в отношениях нельзя недооценивать, но в современном обществе она сильно переоценена. И тому есть простое и понятное объяснение, и это снова маркетинг! Механизмы рекламы эксплуатируют простые физиологические потребности, потому девушки в купальниках рекламируют автомобили, мужские дезодоранты, сигареты, алкоголь и множество других вещей, которые никак не связаны с сексуальными инстинктами.
Правда, этот тренд постепенно начинает уходить, ведь многие люди давным давно догадываются, что где-то здесь кроется обман. А самое главное – женщины тоже хотят секса и получают от него удовольствие! Значит ли это, что им тоже только одного надо?
Насколько повседневная жизнь подвержена влиянию гендерных стереотипов?
Безусловно, основные гендерные стереотипы, живущие в общественном сознании, существенно влияют на нашу жизнь. Причем зачастую мы руководствуемся ими даже в отношении самих себя. К примеру, общество определяет женщину как «слабый пол» — нежное, ранимое и слабое, а иногда еще и недалекое, безвольное и бесхарактерное существо.
Если в решающие моменты жизни кто-то пытается напомнить вам, что «ты же женщина», — можно смело утверждать, что речь идет именно о гендерных стереотипах мужчин и женщин. А порой и мы сами рады отказаться от борьбы, конкуренции, сложной и ответственной, но интересной работы, выполнения обещаний и многого другого, «прикрывая» себя именно такими стереотипами.
Защитники прав и интересов работников во всем мире активно выступают против объявлений о приеме на работу, написанных в соответствии с принципом «только для мужчин/женщин», так как это является дискриминацией. Однако в законодательстве четкого запрета на подобные публикации не существует. То же можно сказать и о возможности повышения по службе: многие полагают, что только мужчина достоин карьерного роста, так как именно он может выглядеть в глазах партнеров и конкурентов более солидно, компетентно и так далее. Эти и другие подобные заблуждения также являются следствием гендерных стереотипов у руководства компаний.
Мужчина должен зарабатывать больше женщиныi
Горе всем бизнес-вумен, теперь им никак не выйти замуж по любви, ведь главное для счастливых отношений – это чтобы зарплата мужа была хоть на рубль, но выше, чем у жены. Иначе не мужик, не добытчик и не… Постойте, а с каких это пор отношения превратились в соревнование зарплат? И кому выгодно поддержание этого стереотипа, вам или мамам, которые мечтают продать своих дочерей замуж подороже?
Да, корнями это предубеждение уходит далеко в прошлое, и если разобраться, не имеет к современным реалиям никакого отношения. Муж может работать врачом и спасать жизни людей, к сожалению не получая за это достойной оплаты, когда как ногтевой салон жены, умело раскрученный в инстаграмме приносит стабильную и высокую прибыль. Делает ли это их неполноценной парой? Нет.
Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?
Впрочем, даже если смотреть с точки зрения бинарной гендерной системы, то по мере развития общества можно заметить достаточно сильные и кардинальные изменения в многовековых гендерных стереотипах.
«Например, роль женщины трансформировалась из спутницы и помощницы мужчины, матери его детей в самостоятельную личность, имеющую право голосовать, выучиться на любую профессию, занимать любую должность и так далее, — рассказала Ирина Александрова. — Мужчина также отошел от роли исключительно доминирующего добытчика без права на сантименты и эмоции».
Разумеется, даже в наступившем 2021 году местами все еще можно наблюдать гендерные стереотипы из прошлого. Например: женщина должна заботиться о семье и детях, а строительство карьеры — это удел мужчин. Однако с каждым годом такие стереотипы слабеют, границы исключительно «женских и мужских» качеств постепенно стираются. Мягкость, заботливость и нежность, равно как и решительность, настойчивость и амбициозность, могут присутствовать абсолютно в любом человеке и не зависят от гендера.
Термин «гендер» как социальная категория
Данный термин был впервые внедрен в практику в 1975 году. Он возник в результате дифференциации социальных, культурных и конституциональных моментов, обусловленных половой принадлежностью личности, различием их качеств.
Определение 2
Гендер – это половая, социально-биологическая характеристика, отражающая социально-психологические признаки развития личности, обусловленные ее половой принадлежностью.
Внедрение данного термина отражает наличие психологических различий между полами.
Отличаются ли современные гендерные стереотипы в России?
Безусловно, данные из США отличаются от ситуации в России, где женщины по-прежнему считаются более глупыми. До сих пор женщина — руководитель, политик или даже просто начальник в нашей стране — это, скорее, исключение, а не стопроцентная норма.
Социум, реклама, семья влияют на формирование, закрепление и изменение стереотипов. Однако, благо, существуют и тренды, которые позволяют каждому индивиду, невзирая на гендерные стереотипы в рекламе, обществе, культуре и так далее, сделать свой собственный выбор.
Сегодня в России уже многие женщины хотят построить карьеру, самореализоваться и состояться в качестве профессионала, вместо того, чтобы в угоду гендерным стереотипам оставаться своего рода дополнением к мужчине и его «аксессуаром».
«Впрочем, к сожалению, у нас все еще немало мужчин, которые уверены, что кухня и детская — это исключительно женская территория. И что все решения должен принимать мужчина. А показывать слабость, слезы и переживания неприемлемо для сильного пола, — отметила Ирина Александрова. — Ведь по статистике лишь 4% россиян посещают психолога и больше половины из них скрывают это от окружения. Причем подавляющее большинство людей, пользующихся услугами специалистов, — это именно женщины. Остальные 96% предпочитают пообщаться с друзьями, родственниками или вовсе молчать. Мужчины и не думают посещать специалиста, так как считают, что должны быть сильными и справляться сами со своими внутренними психологическими проблемами. И, как уже известно, это пагубно сказывается на здоровье мужской части населения. В этом отношении очень показательной является статистика инсультов и инфарктов».
pexels.com /
Мужчины не плачут!6
Каждый раз, когда кто-то произносит эту фразу, где-то в мире плачет один Мэттью Макконахи. К внешним проявлениям эмоций по-прежнему относятся предосудительно, вот только иначе, чем лицемерием, это не назвать. Найдётся ли среди вас хотя бы один человек, который никогда не плакал? Если найдётся, то ему стоит обратиться к врачу, так как с его организмом явно что-то не в порядке. Не проявляют эмоций лишь бесчувственные роботы или психопаты.
Каковы гендерные стереотипы современной молодежи?
Впрочем, среди молодежи наблюдаются совсем другие тренды — открытое обращение к психологам, равно как и ломка пресловутых гендерных стереотипов. Молодые люди, в том числе в России, не перенимают устои родителей и ищут новые адекватные решения.
«Нынешняя молодежь вообще вершит сейчас и гендерную, и стереотипную революцию в обществе. Молодые люди поднимают важные вопросы эйджизма, бодипозитива, виктимблейминга и так далее. Ведь все это в целом позитивно влияет на здоровье — как физиологическое, так и ментальное», — заключила наш эксперт.
pexels.com /
Как бороться со стереотипами в обществе в отношении мужских и женских ролей?
К сожалению, никто из нас, включая психологов и сексологов, не способен забраться к чужому человеку в голову без его желания для того, чтобы навести в ней порядок. Вот почему лучшим способом сглаживания гендерных предрассудков служит знание.
Если вы стали жертвой профессиональных, социальных или любых других гендерных стереотипов — например, на работе или в обществе к вам относятся, исходя из усредненных представлений о женском или мужском поле, или даже позволяют себе весьма обидные высказывания, наподобие «курица не птица, женщина не человек» или «мужчина без денег — это не мужчина, а самец», — стоит попробовать спокойно, в вежливой форме объяснить собеседнику его неправоту, поделившись своими знаниями в области исследований стереотипов гендерного поведения, а также личными аргументами. И тут уж, как говорится, вода камень точит.
Виды искажений мышления
Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.
Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.
Вера в справедливый мир
Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.
Обратите внимание
Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.
Иллюзия корреляции
Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.
Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.
Каскад доступной информации
Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.
Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.
Самоисполняющиеся пророчества
Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.
Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.