Виды общения и ситуации их применения (контакт масок, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское)


Если смотреть на общение с научной точки зрения, то оно представляет собой определённый процесс, который может в разных условиях видоизменяться. В итоге в различных ситуациях мы выбираем удобные для нас на данный момент виды общения. Или не выбираем, но тогда закономерно попадаем в неоднозначные ситуации с не всегда положительным исходом. Как этого не допустить?

Пять главных талантов для успеха: умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение. Гарольд Дженин

Виды общения и подходящие для них ситуации

Общение бывает не только вербальным и невербальным – это только одна, причём далеко не самая глубокая его сторона. Если вы пронаблюдаете за собой хотя бы один день, вы непременно заметите насколько различается ваш стиль взаимодействия с разными людьми. Своё влияние, конечно же, оказывает и ситуация, в которой вы оказались. Вид общения мы, как правило, выбираем несознательно, порой путаемся и нервничаем из-за этого. По этой причине важно чётко понимать различия в видах общения и применять их только в том случае, когда это уместно.

Как противостоять попыткам примитивного общения


Столкнуться с примитивным общением можно не только на улице или в общественном транспорте. Этим грешат продавцы и многочисленные консультанты, представители бюрократической системы.

У этого типа общения есть ряд признаков:

  • небольшой словарный запас;
  • ускоренный темп речи — фразы произносятся очень быстро, сплошным потоком;
  • инициатор пытается подавить любые возражения, не воспринимает сказанное в ответ.

Не стоит даже пытаться что-то объяснить такому человеку, ведь для него главное — выполнить задуманное.

Если избежать контакта не удается, нужно:

  • постараться прервать словесный поток, оборвать речь говорящего;
  • тон голоса повышать нельзя, говорить следует размеренно и четко;
  • выражать свои мысли корректно, не допускать грубых выражений;
  • интонация голоса должна быть уверенной и твердой.


В этом случае не рекомендуют использовать более высокие уровни общения.

Интеллигентный человек с тихим голосом и культурными манерами не сможет достучаться до сознания какого-либо уличного хама и образумить его. Если не получается говорить с такими людьми на одном языке, лучше быстро ретироваться.

За рубежом под термином «примитивное общение» понимают коммуникации между человеческими особями в доисторический период, когда контакты были ограничены, не было развитой речи, использовалась мимика, отношение к собратьям и эмоции выражались криками. К зачаткам общения относят древние наскальные рисунки, язык жестов.

Контакт масок

Это знакомое всем формальное общение, когда собеседники не особо горят желанием понять друг друга и разобраться в особенностях личностей. В такого рода общении мы задействуем привычные маски – вежливость, безразличие, строгость, внимание и прочее. С помощью этих масок мы успешно скрываем свои настоящие эмоции и отношение к собеседнику. Такого рода общение идеально подходит в случае недолгих или поверхностных контактов с другими людьми, также оно актуально в самом начале знакомства. «Контакт масок» порой действительно необходим – ежедневно мы встречаем огромное количество людей и не с каждым из них стоит так уж глубоко общаться.

Примитивное общение в классификации Добровича


Психиатр А.Б. Добрович, автор книг по психологии и психотерапии, составил классификацию уровней общения, в которой подробно описал каждый из них:

Статьи по теме

  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021
  • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
  • примитивный — без соблюдения норм общения;
  • манипулятивный — сознательное или бессознательное управление другим человеком;
  • стандартизированный — формальное общение с использованием ролей и масок;
  • конвенциональный — культурные и вежливые беседы, уважительное отношение;
  • игровой — характерен для людей, испытывающих влюбленность;
  • деловой — отличается взаимопомощью, верностью, единой целью, такой тип общения свойственен старым друзьям или супругам с большим стажем семейной жизни;
  • духовный — максимальное доверие вкупе с искренностью и полным принятием собеседника.

По утверждению А.Б. Добровича уровень общения не стабилен и может изменяться в зависимости от обстоятельств и места. Так общение с начальником на работе можно отнести к стандартизированному или конвенциональному уровню, а в свободное время — возможно к игровому или даже духовному.

Деловое общение

При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо. Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах. Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.

Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела.

Роли

При ролевом виде общения вместо понимания индивидуальности контактного лица обходятся только знанием той роли, которую он играет, а в жизни каждый играет множество ролей.

Роль – это способ поведения, который диктуется обществом, поэтому, например, ученику или кассиру не свойственно вести себя как военному.

Мы все живем в обществе, следовательно, каждый из нас выполняет огромное количество социальных ролей (функций). Например, служебные – подчиненный (начальник), сотрудник, специалист, ученый, ученик; житейские – клиент, квартиросъемщик, сосед, покупатель; семейные – муж (жена), сын (дочь) и так далее.

Социальная роль – это тип поведения человека в системе общественных, социальных и личностных отношений. Проще говоря, это тип поведения человека, занимающего определенный социальный (общественный) статус.

Виды социальных ролей классифицируются по социальным группам, отношениям, видам деятельности, в которых участвует или в которые входит личность.

Духовное, оно же межличностное общение

К такому виду общения мы прибегаем тогда, когда находимся в окружении близких друзей и родственников. Мы можем говорить на совершенно любые темы, более того, иногда не нужны даже слова – то, о чём вы хотели сказать, понимают по выражению лица и движениям. Само собой, понятно, что не стоит переходить на такой уровень общения с обычными знакомыми – они вас не поймут и будут долго удивляться тому, почему же вы решили обсудить с ними сдвиги фундаментальных понятий в мировых системах верований.

Основные характеристики социальной роли

Характеристики социальной роли выделил американский социолог Толкотт Парсонс. Вот основные из них:

  • По масштабу – некоторые роли могут быть строго ограничены, в то время как другие размыты. Масштаб роли зависит от широты межличностных отношений, например, между женой и мужем устанавливается большой масштаб, так как между ними широкий диапазон отношений. Они интересуются всеми сторонами жизни друг друга, следовательно, их отношения не ограничены. Но есть отношения строго ограниченные, например, продавец и покупатель. Взаимодействие между ними осуществляется по конкретному поводу. В этом случае масштаб роли небольшой.
  • По способу получения социальные роли делятся на: предписанные и завоеванные. Способ получения той или иной роли зависит от того, насколько неизбежна она для человека. Например, роли, которые определяются возрастом или полом, не требуют усилий для приобретения. Но есть роли, которые надо завоевывать в процессе жизни, например, студента, профессора, начальника отдела. То есть это роли, которые связаны с профессией или достижениями человека.
  • По степени формализации: деятельность может протекать произвольно или в строго установленных границах. Формализация роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают установление исключительно формальных отношений, другие, наоборот, неформальных, третьи роли могут сочетать в себе как формальные черты, так и неформальные. Например, отношения представителя ГИБДД и нарушителя правил дорожного движения несут в себе формальный характер, а отношения внутри семьи – неформальный. Но бывают случаи, когда из формальных взаимоотношений отношения между людьми перерастают в неформальный вид. Это происходит, когда люди долгое время взаимодействуют друг с другом и в отношениях появляется эмоциональность и чувства.
  • По видам мотивации: личная прибыль, получение каких-либо благ и так далее. Мотивация зависит от мотивов и потребностей человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родитель заботится о своем ребенке, руководствуясь чувством любви, а руководитель трудится во имя предприятия.

Светское общение

Это очень удобный вид общения, который состоит в том, что говорить вы можете о чём угодно, но на самом деле думать о другом. Получается своеобразный разговор ни о чём. Только помните, что ваших собеседников в последнюю очередь интересует ваше личное мнение по какому-либо вопросу, и высказывание его считается просто плохим тоном. Обычно такой вид общения уместен на всевозможных выставках, концертах, на отдыхе или при случайном знакомстве. Тут достаточно был вежливым, тактичным, выражать одобрение и симпатию.

Понятие о ролевом общении: особенности

Ролевой тип общения – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена. Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника. Если проигрывать различные ситуации в сюжетно-ролевой игре, общение в реальной жизни значительно облегчается.

В некоторых случаях общение по установленным социальным ролям невозможно, например, деловые переговоры или совещания подчинены деловому этикету, и общение в этих рамках значительно сложнее, чем в рамках учитель–ученик. В детстве деловой тип общения отрабатывается в ролевых играх, когда дети договариваются, в какую игру будут играть, или, например, существуют специальные игры, в которых дети получают навыки общения в деловых ситуациях.

Благодаря играм происходит сближение детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений, происходит развитие общения. Сюжетно-ролевая игра воспитывает умение и желание совместно играть, умение договариваться, радоваться успехам товарища, делиться игрушками, совместно осуществлять определенные действия, не мешая, а помогая друг другу.

Ролевые конфликты

Они возникают при невыполнении обязанностей роли или когда у одного человека возникает необходимость одновременно выполнять несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Также конфликтная ситуация может возникнуть из-за противоречия между разными ролями некоторых сотрудников организации.

Например, начальник отдела дал задание написать отчет о проделанной работе за час, а руководитель предприятия настаивает на том, чтобы отчет был качественным, и требует от начальника отдела, чтобы он выделил сотруднику больше времени на работу.

Манипулятивный уровень

На этом уровне партнер воспринимается как игрушка или кукла, управление которой нужно взять на себя, чтобы получить личную выгоду. Манипулятор «играет» с жертвой, всегда стремится занять позицию в «сверху». Он заранее к этому готовится: ищет и находит слабые места «куклы», разрабатывает тактику и «расставляет ловушки».

Любая манипулятивная техника неэтична, так как направлена на другого человека против его воли. Ложь, угрозы, обвинения, шантаж, притворная любовь, наигранная слабость и так далее – все это насильственные методы, имеющие целью заставить человека делать то, что нужно манипулятору. Однако манипуляция иногда не осознается как таковая, и «кукловод» не всегда понимает, что вредит своей «кукле».

На этот уровень в общении люди нередко опускаются. А для представителей некоторых профессий (например, в сфере торговли) способность манипулировать людьми – необходимое умение.

Место и характер межличностных отношений

В социально-психологической литературе высказывались различные точки зрения на вопрос о том, где «располагаются» межличностные отношения, прежде всего по отношению к системе социальных отношений. Природу межличностных отношений можно правильно понять, если не ставить их в один ряд с социальными отношениями, а рассматривать их как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа социальных отношений, а не вне их.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы социальных отношений: их важнейшей специфической чертой является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Отечественная школа психологии выделяет три типа, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все типы этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми формируются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе — как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними социальных отношений.

Все это ставит вопрос о методологических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология уделяла внимание в основном межличностным отношениям, поэтому для их изучения гораздо раньше и полнее был разработан арсенал методологических средств. Основным из этих средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого он является приложением к его конкретной теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергается критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась очень популярной.

Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования используется социометрическая методика, основателем которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).
2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.

6. https://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3

Размер: 42.42K

Скачано: 119

11.06.11 в 15:19 Автор:НАГЛОСТЬ

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Язык непринятия

Американский психолог и психотерапевт Томас Гордон говорил о языке непринятия как о причине непонимания и межличностных конфликтов. Он утверждал, что большинство явных сообщений (произнесенных вслух) подкреплены неявным сообщением. Человек говорит, например: «Сделай это прямо сейчас, немедленно, без обсуждения» означает в завуалированном смысле: «Ваше мнение не имеет значения, вы должны выполнять мои приказы». Гордон перечислил типичные двенадцать блокировок в общении:

  • приказывать, командовать;
  • предупреждение, назидание, угроза;
  • убеждение, морализаторство;
  • советовать, диктовать решения;
  • упрекать, читать нотации;
  • судить, критиковать;
  • высмеивать, стыдить, оправдываться;
  • неправильная похвала, незаслуженное одобрение;
  • обнадеживающий, успокаивающий;
  • отвлекает, заставляет смеяться;
  • интерпретация, диагностика;
  • вопросительный, пытливый.

Эти коммуникационные барьеры вызывают у получателя сообщения:

  • гнев
  • бунт
  • разочарование
  • агрессия
  • ощущение вреда
  • неудовлетворенность
  • низкая самооценка
  • изоляция
  • чрезмерная покорность
  • чувство вины, которое во вторую очередь разжигает спираль конфликта.

Как можно противостоять языку непринятия? Через так называемый Сообщения «Я». Это прямые утверждения, выражающие чувство и вызывающие реакцию партнера по взаимодействию, которая привела к возникновению эмоции, напр. «Меня раздражает, когда ты меня перебиваешь» или «Мне жаль, что ты забыл о моем дне рождения».

Рекомендуем: Биохакинг. 5 проверенных приемов, как бегать на высокой скорости

Ролевые позиции

В современной психологии проанализировал ролевые позиции в общении американский психолог Э. Берн. Он за единицу общения принял трансакцию или психологическое состояние внутреннего «Я» человека. Им были выделены состояния, которые проявляются в процессе общения в виде исполнения 3 ролей:

  1. Состояние «Родитель», которое психологически напоминает состояние родителей. Основано на отложившихся в сознании человека формах, стилях и методах обучения и воспитания, которые применяли его родители.
  2. Состояние «Взрослый», основано на объективном отношении к событиям.
  3. Состояние «Ребенок», основано на отношении к действительности, которое сохранилось с раннего детства.

Эти состояния вполне нормальные, они неоднократно проявляются в жизненных ситуациях.

Например, позиция «Родитель» проявляется в ситуациях, требующих приказа, указа, критики, выговора. Или, наоборот, тогда, когда необходима забота, совет, ухаживание, помощь, поддержка, сочувствие.

Позиция «Ребенок» проявляется в обидах, капризах, эмоциональном протесте, при любом поведении, которое можно охарактеризовать как импульсивное, нерациональное. Или наоборот, тогда, когда человек ищет авторитет, защиту, опору.

Позиция в общении «Взрослого» проявляется в виде объективного, разумного подхода к событиям, выражается в спокойном, выдержанном отношении к людям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]