Хорошие манеры в тандеме с вежливостью привлекают намного больше, чем красивая внешность или статус в обществе. Поэтому многие захотят узнать, что значит быть воспитанным человеком на самом деле. Ни уроки этикета, ни тренинги по саморазвитию не превратят невежу в аристократа. Благородное поведение исходит из сердца.
Правильный настрой и отношение к людям формируются в детстве. С течением времени хорошие манеры входят в привычку, отражаясь в каждой сфере жизнь взрослого. Хотя в современном обществе трудно оставаться галантным, но это возможно.
Способен проявлять терпение
Воспитанному человеку хорошо известно, что терпение является добродетелью. Он не стремится получить все прямо сейчас. Он знает, насколько верно высказывание «терпением вашим спасайте души ваши». Взрослые, которых родители не научили этому, публично могут вести себя хуже, чем хорошо воспитанный трехлетний ребенок. Скажем, когда им приходится ждать своей очереди в магазине. Поэтому они пытаются пролезть вперед, не дожидаясь, когда придет их время.
Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, не мертвое, а внимательное, отражающее состояние партнера и вовремя выражающее те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением.
Если же нет необходимости выражать поддержку и нет нужды в оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально доброжелательно.
Воспитанность — это определенная сдержанность в выразительных движениях.
Слишком громкий смех, размахивание руками у воспитанных людей не приветствуется.
Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность — это их тонкость.
Жесты красивые, не лапой, не всей ладонью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Удивление не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Тонкость, красота, эстетика каждого движения — черта воспитанных людей.
Воспитанность и душевное здоровье — взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью.
Автор: Н.И. Козлов
Не забывает говорить «пожалуйста» и «спасибо»
Нет оправдания грубости ребенка в любом возрасте. Эксперты отмечают, что родители должны осознавать разницу между застенчивостью и невоспитанностью. И перестать оправдываться за нахальных детей. Ребенка нужно научить говорить «пожалуйста» и «спасибо» без подсказки со стороны взрослых.
Наверняка вам будет интересно узнать, почему малыши становятся эгоистами, и как эта черта характера растет вместе с ними.
Как стать воспитанным человеком в любом возрасте
На родителях лежит ответственность за воспитание в детях хороших манер поведения. Однако миллионы выросли в неблагополучных семьях. Поэтому они задаются вопросом, как стать воспитанным человеком.
Начать процесс самосовершенствования психологи рекомендуют с простых вещей:
- вникать в обстоятельства других людей и понимать их чувства, поступки, мысли;
- придерживаться общепринятых нормам поведения;
- контролировать свои эмоции;
- не перевоспитывать окружающих.
Умение вести конструктивную беседу является важной особенностью личности воспитанного человека. Всесторонне развитие люди восхищают окружающих своими познаниями в разных жизненных сферах.
Для этого они постоянно интересуются:
- происходящими событиями;
- наукой;
- культурой;
- кино;
- спортом;
- модой;
- политикой;
- социальными вопросами;
- миром природы;
- психологией.
Манера говорить также играет важную роль во взаимоотношениях с другими. Перед тем как что-то сказать или сделать, стоит поразмышлять о последствиях — плохих или хороших. Нужно взять за правило: учитывать чувства посторонних.
Самообладание поможет воспитанному человеку не раздражаться, когда другие ошибаются.
Владеть своими эмоциями нелегко, поэтому нужно практиковаться. Необходимо научиться говорить себе «нет» в том, что дорого сердцу.
Хотя хорошие манеры сейчас не в моде, все же они оказывают «магическое» влияние на окружающих. Своей вежливостью и тактичностью те, кто знают, что значит быть воспитанным человеком, легко завоевывают расположение посторонних людей. Поэтому лидерство в современном обществе им гарантированно.
Умеет признавать свои ошибки
Воспитанный человек всегда знает, когда он не прав. И понимает, что нужно мирно согласиться со своим промахом — не споря, не крича и не вступая в противоборство. Он признает свою ошибку и будет смеяться над ней.
Заниматься воспитанием детей нужно с самого младенчества. Но и взрослому человеку никогда не поздно стать культурным и воспитанным. Напоминаем о том, чему должны учить родители детей до 10-летнего возраста.
Возможно, вас заинтересует, как стать приятным собеседником для всех.
Что значит быть воспитанным человеком на практике
Гармония между людьми достигается тогда, когда все заботятся об интересах друг друга. К сожалению, эгоизм стал неотъемлемой частью социума, поэтому многие забыли, что значит быть воспитанным человеком. Для эпохи поколения «Я» стало нормой хвастаться, заполняя собой все пространство. Вежливость, тактичность и уважение стали «ископаемыми». Но именно эти качества чаще всего бросаются в глаза при знакомстве. Однако не стоит путать хорошие манеры с застенчивостью и стеснительностью.
Статьи по теме
- Плохое воспитание и его влияние на поведение человека 24.08.2021
- Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
- Типы женщин в психологии 24.06.2021
- Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021
Вот каким должен быть воспитанный человек в действительности:
- сразу же приходить на помощь;
- адекватно реагировать на форс-мажорные обстоятельства;
- быть законопослушным гражданином;
- уметь поддержать беседу, когда это нужно;
- уважать мнение других, даже если оно противоречит собственному;
- не перебивать собеседника;
- говорить по делу, но емко;
- избегать оскорбительной речи, неуместных шуток;
- признавать вину, ошибки.
Воспитанный человек известен пунктуальностью, ответственным отношением к работе и стрессоустойчивостью. При этом он умеет владеть собой, сдерживать эмоции.
Во взаимоотношениях с другими воспитанный человек остается искренним до самого конца. Ему чужды ложь, интриги и лицемерие.
Поскольку чувство собственного достоинства у таких личностей на высшем уровне, они никогда не станут:
- взывать к жалости;
- унижаться;
- переживать по пустякам;
- просить о помощи неподобающим образом.
У них хватит моральных сил, чтобы подняться из праха и стать на ноги. Самодостаточность поможет воспитанным людям найти свое призвание в жизни, не прибегая к подлости и низким поступкам. С таким восприятием мира не рождаются, этому учатся.
Деликатность по отношению к другим
Если человек хорошо воспитан, он, как правило, не станет указывать окружающим на их неправильное поведение. Другими словами, он сделает вид, что не обращает внимание на такие вещи, как громкое чихание или неопрятный внешний вид собеседника. Но если речь о мужчине, и кто-то нецензурно бранится при его спутнице, то он просто обязан сделать замечание, иначе это будет неуважением к даме. Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи.
Хорошее воспитание предполагает внимательное отношение к окружающим, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим. Это означает — уступить место в транспорте ребенку или пожилому человеку, сказать «спасибо» за любую, даже пустяковую услугу, предложить людям в очереди пропустить вперед беременную женщину.
С человеком, который хорошо воспитан, всегда приятно находиться рядом, поскольку он старается понимать других и учитывать их интересы. Если к нему пришли гости, а на улице холодно или дождь, то он тут же угостит их чаем. Когда он замечает, что кому-то жарко, то предлагает открыть окно или включить кондиционер.
Нравственный человек — продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог — добрым, человечным, судья — честным, а пожарный — самоотверженным.
Цели и задачи нравственного воспитания
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод — пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка — это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически — отличная основа для нашего «светлого завтра».
Грубость — признак уровня культуры
Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой». Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.
Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!» Чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете — фразы вроде «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете?»
Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, — признак именно вашего культурного уровня.
Избегать обобщений
Табу — на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании. Критикуйте, только если вас попросили.
Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен» или «ты ненормальный». Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины…, все начальники…, все люди старше 50…»).
Нельзя критиковать личные особенности человека. Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.
Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.
Оценки подождут? Психолог — о том, как помочь детям войти в учебный ритм Подробнее
Проявляйте уважение и учтивость
Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.
У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью. В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе.
Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, – великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.
Воспитание «Человека» статья по теме
Выступление на IV Покровских чтениях
Воспитание «Человека»
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Воспитание Человека начинается с первого дня его жизни. Все что он видит, слышит, чувствует, осязает формирует его внутренний мир. Основой всего дальнейшего развития ребенка как личности, в первую очередь, является семья: с ее традициями, укладом, системой воспитания. Домашнее окружение — исток жизни — начало начал. Гармоничное развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими людьми. Особое значение в формировании знаний и жизненного опыта имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими , что становится важнейшим источником его разностороннего развития. Ребенок — это зеркало семейных отношений. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Взаимоотношения взрослых членов семьи накладывают неизгладимый след в сознании ребенка на много раньше, чем он начинают осознавать, что у него уже сложились представления, вкусы, приоритеты, привычки. Воспитание в семейной жизни напрямую зависит от того, как складываются взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Поэтому личный пример родителей — одно из необходимых условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый действенный способ воздействия на ребенка.
Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль.
Родительская семья должна служить для ребенка прообразом будущего жизненного устройства. Семья призвана не только передавать из поколения в поколение духовную, национальную и культурную традиции, а в первую очередь воспринимать их и поддерживать.
Необходимо помнить, что ребенку необходимы реальные примеры и достойные авторитеты, а не формально — абстракционный идеологизм.
В семье ребёнок находится значительную часть своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. И оттого, какие складываются взаимоотношения между взрослыми и ребенком, какие примеры видит он перед собой, какой смысл вкладывают в семье в понятие «что такое хорошо и что такое плохо», таким и будет его мировоззрение на окружающий мир, так же он будет выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни.
Поведение наших детей — это проекция нашего отношения к ним.
Без примера и наставления родителей ребенок теряет способность формироваться как личность.
Вслед за участием родителей и близких в воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей включаются и социальные институты: детский сад, школа, ВУЗ и т.д.
Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих.
Воспитание духовно богатой, нравственной и морально устойчивой личности — это общая задача семьи и школы.
Преемственность традиций формирования мировоззрения ребенка в семье основанных на любви, уважении, доверии, почитании — первоочередная задача школы. Но не всегда, к сожалению, семья является положительным примером. В том случает, когда поведение близких асоциально и не несет в себе здравых ценностей, направлено скорее на разложение личности, нежели на ее формирование, школа должна стать тем определяющим фактором в развитии ребенка, который поможет сформировать иерархию ценностей, восполнит пробелы духовно-нравственного воспитания, привьет любовь к традиционному семейному укладу, поможет социальной адаптации и сформирует устойчивые жизненные ориентиры.
Введение в общеобразовательную программу курса «Основы православной культуры» помогает обратиться к исконно русским традициям воспитания духовно обогащенной и нравственно устойчивой личности. Знакомство с основами православной культуры раскрывает знания о культуре человеческого бытия, исконно русских традициях, формировавшихся под влиянием христианской религии, благотворно воздействовавшими на моральный облик человека. Учитель должен быть знатоком и ценителем русских традиций, передавать не только энциклопедические знания, а нести духовность и культуру таким образом, чтобы ребенок осознанно стремился сохранять и укреплять эти традиции. А значит тогда можно верить, что заложенные в ребенка православные принципы помогут вырасти сильной и духовно здоровой личности.
Т.И. Игольницына (социальный педагог, учитель православной культуры)
Итак, что же такое этикет?
Этикет есть ничто иное, как свод правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.
Вот что говорил епископ Мидлтон: «Изящество и приветливость в обращении являются одними из лучших помощников на пути к успеху, и многим случалось не достигать его, единственно из-за отсутствия хороших манер».
Каждый взрослый человек, даже выросший в среде, где о хорошем тоне и слыхом не слыхивали, может вполне перевоспитать сам себя, усвоив все правила светских приличий.
Давно замечено, что женщина более способна и доступна для внешней полировки, нежели мужчина. Она легко подражает и очень быстро усваивает тон и манеры людей, с которыми знакомится.
Первая и лучшая школа вежливого обращения, равно как и характера, опять-таки семья, в которой учителем является женщина. Женщины одарены большей сдержанностью, чем мужчины, и от природы более приветливы и изящны.
Важность самоконтроля
Жизнь не всегда течет по тому сценарию, который мы рисуем в своем воображении. Подчас она загоняет нас в тупик, вызывает стресс, заставляет покинуть зону комфорта, но даже тогда не стоит терять самообладания, списывая всё на обстоятельства.
Какого человека называют воспитанным? Пожалуй, того, кто, наступив в темном коридоре на кошку, называет ее именно кошкой. То есть хорошие манеры не должны быть для вас маской, с помощью которой вы пытаетесь втереться в доверие к окружающим. Они должны стать нормой, привычкой, единственно допустимым путем общения.
Даже если вы что-то с кем-то не поделили, ваши мнения разошлись с чьими-то в диалоге, вы столкнулись с полным нежеланием принять во внимание ваши аргументы, не стоит терять контроль. В таких ситуациях наилучшим советчиком является голос разума, а также усвоенные ранее этические нормы, которые помогут не завести ситуацию в еще больший тупик.
Правила воспитанного человека исключают проявление недоброжелательности к другим людям. Можно сказать, что у вас иная точка зрения, но ни в коем случае не переходить на личности. Достаточно заключить, что вам не по пути, и разойтись, не вдаваясь в дальнейшие подробности.
Критерии воспитанности: такая разная черта
В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.
Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.
Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность — куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.
Когда в словах и жестах одно, а в сердце — другое, человек буквально разваливается на составные части.
В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.
Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!
Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду
Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.
Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.
То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?
Вторая концепция — это гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогут индивиду развить таланты и проявить свое «Я».
Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.
Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая — индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.