Гениальность детей — дар свыше или результат воспитания?

Древняя мудрость гласит: «Гениальность – это один процент терпения и девяносто девять процентов потения». Человек гений, обладающий талантом и удивительными умственными способностями, встречается нечасто. Озарение, как высшая степень гениальности, позволяющее делать уникальные открытия, не является результатом обучения.

Признанный гений – Альберт Эйнштейн

Гениальность и гениальный человек

Гений это человек, который обладает рядом отличительных качеств. К таким индивидуальным чертам относятся:

  • интуиция – способность постижения истины без каких-либо умозаключительных процессов;
  • фантазия – сила воображения;
  • творчество – деятельность, направленная на создание чего-то абсолютно нового.

Важно! Гений, обладая всеми знаниями культурного наследия предков, не боится перешагнуть через старые нормы и открыть неведанные горизонты в своей области творения.

Гениальность есть наибольшая степень дарования личности, которое человек реализует в своей трудовой деятельности.

Девственность и мастурбация

Согласитесь, в конце первой части Американского пирога всем сразу было ясно, кто оказался умнее!

Существует такое мнение, что умный человек меньше времени тратит на секс. Причины в этом показателе могут быть очень глубокими, чем простое объяснение, что никто не хочет обниматься с придурками.

Но ученые недавно провели исследования, в котором определили, что число половых партнеров у более умных студентов значительно ниже, чем у их коллег со средним интеллектом. Также уровень девственности у более умных людей на 45% выше, чем у всего количества учащихся.

Но всему этому существует ряд научных объяснений:

1 Наукой было доказано, что гормон тестостерон способен подавлять интеллект, а это значит, что у более умных людей его значительно меньше, что делает их менее агрессивными и отодвигает девушек на второй план.

2 Умный человек чаще думает о риске беременности или болезней и осознает его последствия.

3 Если человек способен сам себя научить, чаще всего он будет вести затворнический образ жизни и на гулянки и тусовки смотрит, как на ненужный риск. Не стоит также забывать о том, что интровертам также неудобно находиться в большом скоплении людей, а мастурбация или воздержание не представляют риска вообще.

Понятие в психологии

Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.

Холерик — что это за человек

Кстати. Инсайт – это прорыв на интуитивном уровне при решении поставленной интеллектуальной задачи.

С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.

Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.


Гениальность и помешательство

Гении современной России

Россия тоже пока не иссякла талантами. Со времен Советского Союза придавалось огромное значение развитию образования и науки. В XX веке было организовано много самых разных научных школ на базе ВУЗов и НИИ, из которых вышла целая плеяда ученых мирового уровня. Современная РФ серьезно сдала большинство прежних позиций в науке, технике и технологиях. Тем не менее, страну продолжают прославлять имена выдающихся ученых современности, достигших непревзойденных результатов в своих сферах деятельности. Например, такие:

Жорес Алферов. Источник: RG.ru

ЖОРЕС АЛФЕРОВ. Лауреат Нобелевской премии по физике. Ученый, перевернувший своим открытием всю привычную жизнь человечества. Алферов создал прототип лазера, на основе которого были разработаны многие смежные технологии: DVD-устройства, мобильные телефоны, солнечные батареи, лазерные скальпели, оптическое волокно, элементы космического применения. Все это легло в основу привычных нам гаджетов, без которых люди уже не мыслят себя.

Григорий Перельман. Источник: naukatehnika.com

ГРИГОРИЙ ПЕРЕЛЬМАН. Гениальный математик нашего времени прославился доказательством сверхсложной гипотезы Пуанкаре. Суть ее состоит в предположении того, что форма вселенной является трехмерной сферой. Перельман опубликовал свое доказательство в 2002 году, но ученый мир еще десять лет после этого разбирался в ходе его мыслей, поскольку он дал лишь общие положения своей работы, оставив без внимания детали, которые, как он полагал, были «самоочевидны.»

Михаил Лукин. Источник: ria.ru

МИХАИЛ ЛУКИН. Выпускник МФТИ, профессор физики Гарвардского университета. Он смог сделать невозможное – остановить свет. Это открытие позволяет создать фотонный компьютер, который в миллионы раз производительнее обычных. Кроме того, Лукину удалось получить фотонную материю – физическую субстанцию, состоящую не из атомов, а из фотонов. Это открытие также планируется использовать в вычислительных технологиях.

Безусловно, людей, достойных этого списка гораздо больше в российской интеллектуальной среде. Трудности последних десятилетий разбросали и продолжают разбрасывать русских ученых по самым разным странам и континентам в поисках оптимальной среды для их исследований и научного творчества. К сожалению, современное российское государство не дорожит бесценным мозговым содержимым своего народа. Народ платит ему той же монетой – отказывает в доверии и ищет воплощения своего таланта вовне. Вполне вероятно, что такие явления через какое-то время сделают российскую науку банкротом. И государство тоже.

Откуда произошло слово «гений»

Пессимист — что это за человек

По латыни это слово будет писаться как genius, переводиться как «дух». Ещё в мифологии древнего Рима существовали духи – гении (личные для человека). Считалось, что у особо выдающихся людей – сильный личный дух. Поэтому со времён Гая Юлия Цезаря (Октавиана Августа) это слово стало синонимом к словам «вдохновение» и «талант».


Толкование слова

Бледные тени гениальности в каждом из нас

Для начала: как при помощи одного слова, выяснить, имеет ли человек задатки гениальности или нет? Очень просто! Скажите человеку, что тот дурак. Он либо запишет вас в список своих заклятых врагов, либо просто вам не поверит, поскольку точно знает, что это не так. В первом варианте он, видимо, и впрямь недалек, но вот во втором… Он верит в себя, он убежден, что многого достоин, он подходит к самому себе творчески, а творчество – уже один из признаков возможной гениальности.

Вот еще несколько критериев, по которым по которым можно попытаться найти в себе маркеры первичной гениальности. Без лишней скромности согласитесь, практически всё из нижеперечисленного в той или иной мере присутствует в каждом из нас.

  • РАЗГОВОР САМОГО С СОБОЙ. На вопрос: «С кем это ты, дружок, беседуешь?», человек, погруженный в себя, может рефлексивно ответить: «С собой, с умным человеком.» Разговор с самим собой – черта, присущая гениям. В этом случае мозг стремится сильнее артикулировать роящиеся в нем мысли, чтобы лучше отделить одну от другой и выбрать среди них самую яркую. Часто так поступают поэты, оттачивая язык, когда строят фразы своих произведений. Мысли вслух означают попытки мозга найти самое изящное решение проблемы из множества возможных.
  • “ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ” СОЦИОПАТИЯ. В сегодняшней суматошной жизни трудно найти островок тишины и уединения среди хаоса будней. На человеке висит целый сонм функций и социальных обязательств, у него ни на что не хватает времени, чтобы побыть наедине с собой и со своими мыслями. Для людей с предпосылками гениальности характерно периодическое стремление к изоляции, чтобы сосредоточиться на себе и своем творчестве.
  • ХРОНИЧЕСКОЕ БЕСПОКОЙСТВО. Достижения гениев далеко не всегда приходят к ним сами по себе. Весь процесс их творчества сопряжен с чувством тревоги чего-то не учесть, в чем-то ошибиться. Они склонны постоянно сомневаться в себе. Как правило, это случается при сопоставлении масштаба поставленной задачи с имеющимися потенциальными возможностями. У гениальных людей часто не достает внимания, поскольку они постоянно переключают его с одной проблемы на другую, отчего возникает когнитивный сумбур.
  • ГЕНИИ – СОВЫ, И ОЧЕНЬ МАЛО СПЯТ. Если организм не может расслабиться по ночам, если он слишком возбужден и в голове бурлит поток мыслей, то это тоже один из признаков гениальности. Гениальность во всей красе проявляет себя по ночам в сопровождении своей извечной подружки бессонницы. Человек в объятиях этих фей не может ни отключиться, ни заснуть. Беспокойное трио способно из пустоты выстроить самую неожиданную идею. Тем не менее, наутро такие люди бывают бодры, и вновь находят в себе силы творить и рождать новые мысли. Это их загадка.
  • В ДУШЕ ЖИВЕТ МЕЧТА, И РАЗУМ ЕЮ ТОЖЕ ПОЛОН. Такой человек все время о чем-то мечтает, вглядывается в себя, в свои чувства и переживания, пытается расшифровать странности и курьезы собственных снов. Нет, это – не чудак, а вполне возможно – непризнанный гений. Гении обожают мечтать и копаться в себе. Часто это занятие приводит их к поразительным результатам. Мечтательность развивает интуицию, которая ведет к парадоксам. Безусловно, мечтательность – черта гениальности.

Виды гениальности

Идеалист — что это за человек

Кто такой гений понятно, каковы бывают виды этого уникального состояния? Различают следующие формы его проявления:

  • эмоциональная;
  • творческая;
  • научная;
  • спортивная;
  • практическая;
  • бытовая;
  • предпринимательская.

Внимание! Отдельно можно выделить два деления по способу реализации. Первый – когда личность, оставаясь готовой к новому, может легко переключаться из одного вектора поиска открытий на другой. Второй – когда гений работает и совершает изобретения в узком ключе до конца жизни.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют смысл жизни, узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая интуиция;
  • Специфическое чувство юмора;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Основные признаки гения

Если человека зовут гением, что это значит, уже понятно, но как его определить среди других людей?

К сведению. Как утверждает статистика, один признанный гений встречается на 50 млн. человек. К примеру, генетики заявляют, что на сто тысяч новорожденных может родиться всего один потенциальный гений.

Несмотря на маленький процент гениев в обществе, можно определить такого человека по следующим параметрам:

  • особому душевному состоянию в сочетании с врождёнными способностями;
  • использованию интуиции;
  • настойчивости и уверенности в себе;
  • инновационности мышления;
  • пониманию призвания и продуктивной его реализации в определённой области.

Замечено, что некоторые из таких удивительных людей в детском возрасте фокусируются на чём-то одном. Они могут отставать в школе по другим предметам или даже не справляться со школьной программой.

Интересно. Альберта Эйнштейна считали отсталым ребенком, и он не преуспевал в начальных классах. Максим Горький вообще не писал школьных сочинений и закончил только два класса.

Врождённых признаков гениальности недостаточно, необходимо их выявлять и развивать.

Русские гении прошлого

На текущем историческом этапе так сложилось, что последние 500 лет мир находится под влиянием западноцентричной модели цивилизации. Прочие оказались не способны с ней конкурировать. Складывается впечатление, будто все самое значимое, созданное человечеством за его историю, возникло исключительно на Западе. Отсюда и гении, и само понятие гениальности априори ассоциируются исключительно с западным миром. Мировые институты общественного признания, такие как Нобелевский комитет, поддерживают и обслуживают центральную идею западного превосходства. Вполне возможно, именно по этой причине среди нобелевских лауреатов так мало ученых из России, которая воспринимается Западом в качестве глубокой периферии современного мира.

Однако, Россия всегда была полна талантами. В мире широко известны такие имена русских гениев прошлого, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.И. Ленин, К.Э. Циолковский и многие, многие другие. К сожалению, за пределами России большинство из них считаются просто в той или иной степени знаменитыми личностями.

Можно ли развить гениальность

Если гениальность – это высшая степень одарённости и вдохновения, то необходимо знать, как называются все ступени этой лесенки. Она состоит из следующих позиций:

  • задатки – особенности нервной системы человека, на базе которых формируются различные способности личности;
  • способности – психологические качества, позволяющие индивиду легко приобретать навыки, знания и умения в различных областях;
  • одарённость – сочетание разных развитых способностей;
  • талант – выдающиеся способности, которые проявляются и отшлифовываются с приобретением опыта и формируют впоследствии определённые навыки;
  • гениальность – высшая форма функционирования личности в интеллектуальном или творческом плане.

Только бесконечный упорный труд, приложенный для прохождения всех этих уровней, приводит к конечному результату.


Уровни способностей

Как из ребенка воспитать гения

Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.

Важно! Гений определение которого уже понятно, из ребёнка может вырасти. Он будет не тот, каким его желают видеть родители, а тот, который заложен природой.

Говоря простым языком, взрослые обязаны следовать определённой методике, а именно:

  • изначально определить, к какому типу относится мышление малыша, и выявить его способности;
  • не мешать стремлению маленького человека к самостоятельному развитию и воздерживаться от навязывания своего мнения и идей;
  • поддерживать и всячески помогать развитию харизмы и лидерских задатков, они свидетельствуют о высокой самооценке и осознании своих сильных сторон;
  • помогать малышу, развивать уверенность в себе – это фундаментальное ощущение для проявления таланта;
  • формировать креативность мышления и настойчивость в осуществлении намеченных целей;
  • давать ребёнку свободу выбора, быть объективными и прививать умение не останавливаться на достигнутых успехах.

Осторожно. Нельзя направлять деятельность ребёнка туда, куда хочется родителям. Важно позволить ему самостоятельно избрать свой путь и профессию.


Будущий гений

Несбывшиеся профессиональные мечты родителей, боязнь отклониться от общепринятых норм поведения и задачи социальной адаптации – вот только несколько препятствий на пути гениального становления личности. Чтобы стать гением, человек должен мыслить и жить нестандартно. Ненормальность в том понимании, как её трактует общественность, – один из базовых признаков гения.

Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями — не одно и то же. Умных людей пруд пруди, между тем не многие из них могут похвастаться значительными достижениями. Важно здесь именно творчество, способность практически в любой ситуации заставлять работать собственное воображение.


Что делает гения гением?

Взять, к примеру, Бенджамина Франклина. Ему не хватало выдающихся аналитических способностей Гамильтона и философской глубины Мэдисона. Однако недостаток классического образования не помешал самоучке Франклину стать лучшим изобретателем, дипломатом, ученым, писателем и бизнес-стратегом американского Просвещения. Запустив воздушного змея, он доказал электрическую природу молнии и изобрел специальный стержень, чтобы ее приручить. Он соорудил экономичные печи, нанес на карту Гольфстрим, создал бифокальные очки, великолепные музыкальные инструменты и уникальный стиль грубоватого американского юмора.

Альберт Эйнштейн прошел аналогичный путь. В детстве он долго не мог научиться говорить, так что его родителям пришлось обратиться за советом к врачу. Домашняя прислуга называла Альберта «тупицей», а один родственник посчитал его «умственно недоразвитым». Кроме того Эйнштейн открыто не желал подчиняться каким бы то ни было авторитетам, в результате чего один учитель выгнал его из школы, а другой объявил, что из мальчика никогда не выйдет толку — вынесенный им вердикт до сих пор забавляет потомков. Эти черты сделали Эйнштейна святым покровителем рассеянных школьников во всем мире.

Однако презрение Эйнштейна к авторитетам также заставило его подвергнуть сомнению устоявшиеся понятия — да в такой форме, о которой хорошо обученные сотрудники академии даже не помышляли. А медленное речевое развитие позволило ему сохранить свежесть восприятия при наблюдении за теми повседневными явлениями, которые другие люди рассматривали как нечто само собой разумеющееся. «Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени, — однажды объяснил Эйнштейн. — Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым».

Так было в 1905 году, когда он тянул лямку эксперта третьего класса в швейцарском Бюро патентов, выпустившись из Цюрихского Политехникума, где по финальным результатам оказался четвертым в своей группе из пяти выпускников. Эйнштейн произвел революцию в нашем понимании вселенной, предложив два краеугольных камня современной физики: теорию относительности и квантовую теорию. И он сделал это, отказавшись от одного из основных предположений, сделанных Исааком Ньютоном в начале его «Принципов», о том, что время идет параллельно, секунда за секундой, независимо от того, как мы его наблюдаем. Сегодня имя и образ Эйнштейна — нимб из всклокоченных волос, пронзительный взгляд — неотделимы от наших представлений о типичном гении.

Потом есть еще Стив Джобс. Во многом подобно Эйнштейну, который, в ходе мучительных размышлений над своми теориями брал в руки скрипку и играл Моцарта (он говорил, что это помогает ему восстанавливать связь с космической гармонией), Джобс верил в высокое назначение красоты, полагал, что искусство, точные и гуманитарные науки должны быть связаны. Бросив учебу в колледже, Джобс ходил на занятия по каллиграфии и танцам, а потом отправился искать духовное просветление в Индии — в итоге каждый созданный им продукт, начиная с Macintosh и заканчивая iPhone, в отличие от продуктов его конкурентов обладал едва ли не духовной по своей природе красотой.


© ETH Library Альберт Эйнштейн в Лакен, Бельгия

Изучение биографий таких людей привело меня к Леонардо да Винчи, который, на мой взгляд, является величайшим творческим гением в истории. Опять же, это не означает, что он отличался исключительным умом. Да Винчи не мог похвастаться ни сверхчеловеческим интеллектом таких теоретиков, как Ньютон или Эйнштейн, ни математическими способностями своего друга Луки Пачоли.

Но он умел мыслить как художник и ученый, а это давало ему нечто более ценное: способность визуализировать теоретические концепции. Возможно, Пачоли и развил теории Евклида, проведя влиятельные исследования в области математической перспективы и геометрических пропорций. Однако оживили их именно иллюстрации да Винчи — изображения ромбокубооктаэдров и десятков других многогранных геометрических форм — что в конечном счете оказалось важнее. На протяжении многих лет он делал подобного рода иллюстрации для таких наук, как география (трехмерные карты, которые он чертил для военачальника Чезаре Борджиа), анатомия (его знаменитые рисунки «витрувианского человека» и плода в утробе матери), и многих других — и все это одновременно с работой над рядом произведений, ставших шедеврами мирового искусства.

Как и Франклин, да Винчи был главным образом самоучкой. Он родился вне брака, а значит, не мог следовать по стопам своего отца нотариуса и не имел права посещать одну из «латинских школ», где холеным молодым людям раннего Ренессанса преподавали классиков и гуманитарные науки. К тому же, подобно Эйнштейну, да Винчи проявлял исключительную независимость.

Казалось, его часто уязвляла собственная неграмотность, недаром он не без иронии называл себя «необразованным», но вместе с тем да Винчи не выносил «глупых людишек», которые смели относиться к нему без должного уважения. «Они расхаживают, напуская на себя важный вид, исполненные самомнения, разряженные и украшенные результатами не своих, а чужих трудов», — писал он в одной из своих записных книжек.

Таким образом, да Винчи научился бросать вызов общепринятым представлениям, игнорируя пыльную схоластику и средневековые догмы, накопленные на протяжении тысячелетий со времен упадка классической науки. Он был, по его собственным словам, учеником опыта и эксперимента. «Leonardo da Vinci, disscepolo della sperientia», — подписался он однажды. Этот подход к решению задач оказался как минимум революционным, предвосхитившим научный метод, разработанный более чем столетие спустя Фрэнсисом Бэконом и Галилео Галилеем. И он вознес да Винчи даже над самыми величайшими умами того времени. «Талант достигает цель, которую никто не может достичь, — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. — Гений — ту, которую никто не может увидеть».


Die Welt 24.02.2017 Estadão 29.08.2017 Lidovky 30.06.2016 Как и в случае Эйнштейна, самой вдохновляющей чертой да Винчи было любопытство. Тысячи страниц в его сохранившихся записных книжках пестрят заинтересовавшими ученого наблюдениями. Он хотел знать, что вызывает у людей зевоту, каким образом ходят по льду во Фландрии, каковы методы возведения круга в квадрат, что заставляет закрываться аортальный клапан, каким образом глаз воспринимает свет и что это значит для художественной перспективы. Он ставил перед собой задачи разобраться с такими вопросами, как устройство плаценты теленка, челюстей крокодила, мышц лица, понять природу лунного света и краев теней. «Описать, как устроен язык дятла», — отметил он в одной из моих любимых записей. Великое и благородное стремление да Винчи состояло в том, чтобы узнать все неизвестное обо всем, что можно было бы узнать, включая космос и наше место в нем.

Зачастую любопытство у него вызывали такие вещи, о которых большинство из нас в силу возраста даже не задумывается. Взять, к примеру, голубое небо. Мы видим его почти каждый день, однако едва ли многие из нас во взрослом возрасте продолжают задаваться вопросом, почему оно именно такого цвета. А вот интерес да Винчи к этому предмету не ослабевал. Много страниц исписал он в своей записной книжке, исследуя то, как в результате рассеяния света водяным паром появляются разного рода туманные или яркие оттенки голубого. Эйнштейн тоже ломал голову над этим вопросом: опираясь на работу лорда Рэлея, он разработал математическую формулу рассеяния света.

Да Винчи ни на миг не прекращал свои наблюдения окружающего мира. Гуляя по крепостным рвам замка Милана, он обращал внимание на поочередное движение пар крыльев четырехкрылых стрекоз. Проходя по улицам города, он следил за тем, как выражения лиц говоривших друг с другом людей соотносились с их эмоциями. Когда он видел птиц, он отмечал, какие из них совершали более быстрые движения крыльями на подъеме, а какие — на спуске. Наливая воду в миску, он наблюдал за образованием водоворотов.

Как и Франклин — который подростком сбежал на корабле в Англию, а потом измерил температуру океанских течений, став первым человеком, который точно нанес на карту Гольфстрим — да Винчи во время своих поездок неустанно отслеживал и изучал вихревые движения воздуха.

Благодаря этим наблюдениям его картины наполнялись целым рядом ярких художественных деталей, начиная с водной ряби вокруг лодыжек Иисуса, стоящего в реке Иордан, на картине «Крещение Христа» и заканчивая невероятными по силе рисунками Потопа. Он также был первым человеком, объяснившим, каким образом идущие от сердца потоки крови вызывают закрытие аортального клапана. А его рисунок «витрувианского человека» — произведение, в котором анатомическая точность сочетается с потрясающей художественной красотой — стало прославленным символом связи искусства и науки.


© CC0 / Public Domain, Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Бывают гении в определенной области, такие как Леонард Эйлер в математике или Вольфганг Амадей Моцарт в музыке. Но, по-моему, самые интересные гении — те, которые способны различить в бесконечной красоте природы систему. Гений да Винчи охватывал сразу многие дисциплины. Он счищал плоть с лиц умерших людей, вырисовывал мышцы, отвечающие за движение губ, а потом из-под его кисти на свет явилась самая незабываемая улыбка в мире. Он изучал человеческие черепа, делал многослойные рисунки костей и зубов, а потом с невероятной физиологичностью воплотил в живописи агонию святого Иеронима в пустыне. Он исследовал математические законы оптики, показал, как лучи света ударяют по роговице, а потом в «Тайной вечери» создал магическую иллюзию визуального изменения перспективы.

Разумеется, существовало множество других жадных до знаний энциклопедистов, и в эпоху Возрождения появлялись другие люди Возрождения. Но никто из них не написал портрета Моны Лизы, и уж тем более не сделал этого одновременно с созданием непревзойденных анатомических рисунков на основе множественных вскрытий, а также схем для отвода рек, объяснением того, как свет отражается от Земли на Луну, препарацией все еще бьющегося сердца убитой свиньи, дабы разобраться с работой желудочков, проектированием музыкальных инструментов, постановкой театрализованных представлений, использованием окаменелостей, чтобы оспорить библейский рассказ о потопе, а затем созданием рисунков этого потопа. Да Винчи был гением, но не просто потому, что это был человек большого ума. Он был, что важнее, воплощением универсального разума, человеком, который проявлял больший интерес к большему числу вещей, чем кто-либо в истории.

Уолтер Айзексон — бывший главный редактор Time, является автором книг Benjamin Franklin: An American Life; Einstein: His Life and Universe; Steve Jobs and Leonardo Da Vinci, на основе которых была написана данная статья.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Миф №4. Гений — угрюмый одиночка

В массовой культуре множество подобных персонажей. И хотя гении, особенно писатели и художники, более склонны к психическим расстройствам, в частности к депрессии, они редко бывают одиночками. Они хотят быть в обществе единомышленников, которые могут успокоить их и убедить, что они не сошли с ума. Поэтому у гениев всегда появляется «группа поддержки».

У Фрейда было Венское психоаналитическое общество, собиравшееся у него по средам, у Эйнштейна — «Олимпийская академия». Художники-импрессионисты каждую неделю собирались и вместе писали на природе, чтобы поддерживать бодрость духа в ответ на неприятие критиков и публики.

Конечно, гениям необходимо иногда оставаться в одиночестве, но часто они переключаются с уединённой работы на общение с окружающими. Например, шотландский философ Дэвид Юм неделями сидел в кабинете и работал, но потом всегда выходил и отправлялся в местный паб, чтобы жить и общаться, как все остальные люди.

В словаре Д.Н. Ушакова

ГЕ́НИЙ, гения, ·муж. (·лат. genius) (·книж. ). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии — низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности. | В фантастической литературе — сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т.п. | перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-нибудь благодетельное или же дурное влияние, приносящем *****

Миф №1. Гениальность обусловлена генетикой

Эта идея появилась давно. Ещё в 1869 году британский учёный Фрэнсис Гальтон опубликовал книгу «Наследственность таланта», в которой утверждал, что гениальность напрямую зависит от нашей наследственности. Но гениальность вовсе не передаётся генетически как цвет глаз. У гениальных родителей не рождаются гениальные дети. Наследственность — всего лишь один из факторов.

Другой фактор — трудолюбие. Кроме того, влияет и отношение к своему делу. Это подтверждает исследование, проведённое среди детей, занимающихся музыкой Identity and practice: The motivational benefits of a long-term musical identity. . Оно показало, что успех ученика определяет не количество часов, потраченных на репетиции, а отношение к музыке в долгосрочной перспективе.

Иными словами, чтобы быть гением, нужны определённый образ мышления и упорство.

Миф №3. Гении могут появиться в любое время в любом месте

Обычно мы считаем гениев чем-то вроде падающих звёзд — явлением удивительным и крайне редким.

Но если нанести на карту появление гениев во всём мире за всю историю человечества, можно заметить любопытную закономерность. Гении появляются не вразнобой, а группами. В определённых местах в определённое время рождают выдающиеся умы и новые идеи. Вспомните древние Афины, Флоренцию эпохи Возрождения, Париж 1920-х годов и даже сегодняшнюю Силиконовую долину.

Места, где появляются гении, хоть и отличаются друг от друга, имеют общие характеристики. Например, практически всё это города.

Высокая плотность населения и ощущение близости, возникающие в городской обстановке, способствуют развитию творчества.

Для всех этих мест характерна атмосфера терпимости и открытости, а это, по мнению психологов, особенно важно для творчества The relationship between intelligence and creativity: New support for the threshold hypothesis by means of empirical breakpoint detection. . Так что гении больше похожи не на падающие звёзды, а на цветы, естественно появляющиеся в подходящей окружающей среде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]