Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.
С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.
Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.
В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.
Понятие сензитивности в психологии
Сензитивность – это в психологии широкий спектр ментальных процессов, связанных с повышенным восприятием человеком событий. В переводе с латинского языка «сензитивность» означает чувство или ощущение, которое в психологии имеет как негативную, так и положительную характеристику отношения к различным ситуациям.
Самые яркие примеры сензитивности:
- страх перед новым;
- низкий болевой барьер;
- самокритика и повышенная саморефлексия;
- застенчивость, страх критики и закрытость;
- низкая самооценка, ощущение недостойности и завышенная требовательность к себе;
- впечатлительность и сильные переживания даже незначительных событий (положительных и отрицательных);
- умение налаживать отношение с другими;
- застраивание в прошлом из-за неудачного опыта.
Такой чувствительный человек может быть, как робким и неуверенным, так и уверенным в себе лидером. Все зависит от того, о какой сензитивности идет речь и как человек осознает свои сильные и слабые стороны.
Так, например, самыми яркими плюсами контролируемой сензитивности являются такие черты характера:
- высокие моральные стандарты и социальная ответственность человека;
- доброта и мягкосердечность;
- эмпатия, то есть готовность к сопереживанию;
- умение вылавливать тонкие аспекты в межличностной коммуникации, и в невербальном выражении;
- умение строить командную работу и устранять быстро конфликты.
Таким образом, сензитивность может иметь положительные стороны – если уметь их проявлять. Именно поэтому существуют тренинги и упражнения для повышения сензитивности и эмпатии. Но также нужно учитывать, что с возрастом сензитивность может как уменьшаться, так и повышаться, поэтому все зависит по большому счету от самосознания и самоконтроля человека.
Почему развивается сенситивная акцентуация характера
Причин развития несколько. В подавляющем большинстве случаев имеет место социальная составляющая. Биологический фактор имеет второстепенное значение. Что касается непосредственных триггеров.
Доминантная мать
Одна из основных причин, почему формируется сенситивный тип характера. Мать-тиран пытается контролировать действия своего ребенка. Не важно, дочери или сына. В результате развивается неуверенность в себе, страх. Человек старается угодить матери, чтобы не стать жертвой насилия – вербального, а часто и физического в ранние годы. Сенситивность, чувствительность становятся защитной реакцией, одним из вариантов. Ребенку приходится очень тонко чувствовать настрой матери, поскольку тираничная женщина зависит от настроения. Все ее действия импульсивны. Часто, особенно, если мать нарциссичная, эпилептоидная, сенситивность доходит до пограничного расстройства личности. До настоящей психопатологии. В таком случае нужно специализированное лечение.
Императивный тип воспитания вообще
Не только мать может быть тираном. Столь же негативное, разрушительное влияние оказывает и отец или отчим. При условии, что он проявляет открытую агрессию – бьет ребенка, ругает его по поводу и без. Опасна и скрытая агрессия. По типу — «ты меня расстроил, попробуй догадайся почему». Часто к такому стилю поведения прибегает нарциссичная мать. Подобные манипуляции не заканчиваются ничем хорошим, особенно для молодых людей. В будущем побороть свои негативные установки, привычки и черты характера становится трудно. А в некоторых случаях почти невозможно, если речь идет о полноценной психопатии. При работе с психологом удается добиться результатов в 95% случаев.
Вседозволенность
Следующий тип негативной модели воспитания. В этом случае происходит диаметрально противоположное. Родители вообще не обращают внимания на ребенка, делают из него взрослого. Он вынужден решать свои проблемы сам. В этом случае возможны варианты. Либо человек становится подобием самостоятельного взрослого и взваливает на себя роль не по силам. Либо же пытается попасть в милость родителей, почувствовать их настроение и подстроиться под ситуацию. Оба случая приводят к разрушительным последствиям для психики и развитию негативной модели поведения в будущем. Единственный способ избежать развития отрицательных черт — уделять ребенку достаточно внимания.
Негативный опыт в прошлом
Относится скорее к подросткам. Дети в возрасте от 9 до 18 лет проявляют агрессию гораздо чаще. Непримиримы и нетерпимы. Поэтому у сенситивов и тех, кто склонен к повышенной чувствительности, часто возникают проблемы. Особенно это касается мужской части населения, поскольку именно в таких коллективах происходят ранговые войны. Слабый или тот, кто кажется таковым, обязательно оказывается на обочине, под насмешками. И это в лучшем случае. Часто случается и физическое насилие вплоть до серьезных повреждений.
Справиться с этим человек не в силах, потому замыкается и становится закрытым сенситивом, которого очень трудно вытянуть из скорлупы. Негативное окружение вызывает у мужчины с сенситивной акцентуацией еще большее отторжение социума. Черты личности обостряются сильнее. Возможна выраженная психопатология на уровне пограничного развития, психопатия.
Врожденные наследственные особенности. Генетика
Часто причиной акцентуации характера, причем любой, становится врожденная обусловленность. Хотя личность напрямую не передается от родителей, бабушек и дедушек к детям, определенные склонности все же переходят по наследству. Это нужно иметь в виду, во время самостоятельно оценки или диагностики у профессионального психолога.
Психопатологические состояния
В некоторых случаях сенситивность могут путать с заболеваниями психической сферы. Например, повышенная чувствительность возможна у некоторых психопатов, пациентов с шизофренией на ранней стадии расстройства. Невротики также часто оказываются в одной лодке с прочими сенситивами. Это также нужно учитывать. Для начала проводится серия тестов, чтобы исключить психопатологию. Только потом можно говорить о варианте нормы и происхождении состояния.
Низкая самооценка
В некоторых случаях причина и следствие меняются местами. Не всегда сенситивный тип личности обуславливает недостаточную самооценку. Бывает и наоборот. В такой ситуации человек ощущает себя ущербным, недостойным внимания окружающих или каких-то благ. Соответственно, обостряются негативные ощущения, развивается отрицательное мировоззрение. Пациент склонен к повышенной чувствительности. Хотя случается подобное не всегда. Возможна маскировка собственной личности, ее черт мнимой агрессией, напускной мужественностью, маскулинностью. Сенситив — это человек-противоречие. Часто он становится актером, чтобы не быть жертвой, вписаться в социум хотя бы частично.
Классический пример сенситивного человека из психологической литературы — это меланхолик по темпераменту. Постоянно находится в подавленном состоянии, большую часть времени мечтает. Отзывчив и добр ко всему миру. При этом в некоторых случаях склонен к чинопочитанию и раболепству.
Причины появления
Сензитивность – это в психологии частое описание человеческих качеств, причин возникновения которых может быть несколько.
Самые распространенные из них идут из семьи и особенностей воспитания:
- эмоциональная сухость родителей, необходимость в ласке и заботе;
- насилие в семье;
- категоричность и строгие правила воспитания;
- чрезмерная дисциплина.
Не меньшую роль также имеют генетические предрасположенные склонности, такие как:
- неврозы, депрессия;
- наследственность;
- травмы мозга перинатального периода или при рождении;
- психические заболевания;
- тревожные расстройства.
Также причиной, повышенной сензитивности может быть круг общения, особенно в критически важный период взросления, когда авторитет и подражание ему является важной частью поведения:
- невозможность удовлетворить стремление быть одобренным (родителями, учителем);
- конфликты среди детей и отторжение коллективом.
Все это развивает комплекс неполноценности и сверхчувствительного восприятия действительности, то есть сензитивности.
Детство
Сенситивных детей называют обычно «домашними», а всё потому, что они не стремятся проводить свободное время с шумными и активными одногодками. Тем более, не играют в подвижные игры, во время которых можно пораниться, устать.
Они послушны, так как очень впечатлительны и ранимы, отчего тяжело переживают любую критику и неодобрение со стороны взрослых. Поэтому, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, подстраиваются под любые правила и требования тех, с кем приходится взаимодействовать.
Понять, что ребёнок принадлежит к данной акцентуации характера несложно – он боится всего на свете. Начиная с темноты, одиночества и заканчивая боязнью разных животных, насекомых. У некоторых даже развивается кинофобия, то есть иррациональный неконтролируемый страх собак.
Они робкие и застенчивые, обычно прячутся за маму или папу при встрече с другими людьми. Если те к ним обращаются, то молчат и не смотрят в глаза.
Так происходит не потому, что им не интересно общаться, просто им в этот момент настолько непросто совладать со своими чувствами, что даже пары слов выдавить из себя не в состоянии.
Свободное время проводят за чтением, лепкой, рисованием. Любят возиться с малышами, учить их чему-то, переодевать, кормить и так далее.
На первый взгляд кажется, что они совершенно необщительны, но это не так. Люди, к которым они привыкли и могут доверять, имеют возможность познать всю глубину их внутреннего мира.
Сензитивность как качество личности и свойство темперамента. Признаки и примеры
Сензитивность – это в психологии важная характеристика восприятия мира человеком, а также набор устойчивых свойств человека, которые влияют на формирование темперамента, быстроты реакций и стрессоустойчивости.
Поэтому влияние легких раздражителей и бурная на них реакция человеком, является примерами высокой сензитивности. С другой стороны, сензитивность – это яркое выражение меланхоличной личности, ранимой и долго переживающей, даже по пустякам и вымыслам. Самый яркий пример сензитивного человека – это Пьеро из мультика о Мальвине: он все время страдает и чрезмерно переживает.
Сензитивность в психологии
С противоположной стороны, человек, у которого низкая сензитивность, то есть хорошая стрессоустойчивость и адекватные реакции на события, имеет хороший уровень резистентности – повышенной эмоциональной устойчивости. Такие черты характера свойственны больше флегматикам и сангвиникам, то есть спокойным и уравновешенным людям. С другой стороны, флегматики и сангвиники могут казаться твердолобыми, и им развить сензитивность как раз было бы хорошо.
Сензитивность – это в психологии личности описание двух совершенно разных категорий восприятия информации, таких как чувствительность эмоций и сенсорное восприятие. Это понятия, которые во многом влияют на характер и профессиональные качества каждого человека.
Чувствительность эмоциональной сферы
Один из самых ярких признаков чрезмерной сензитивности человека – повышенная чувствительность, эмоциональные переживания, которые часто могут быть вызваны незначительными событиями, страхами или тревогой.
Чувствительность эмоциональной сферы в психологии сензитивности – это вид устойчивого чрезмерного проявления реакций на различные ситуации, у которого могут быть разной формы, такие как:
- перепады настроения;
- низкая самооценка;
- влюбчивость;
- тревожность, фобии;
- длительное переживание собственных неудач;
- самокопание и чрезмерная самокритика;
- эмпатия и сопереживание проблемам другим.
Сензитивные люди не только склонны к меланхоличным периодам и депрессивным состояниям, они также люди с высокой эмпатической составной, иногда очень чрезмерной. Психологи считают, что любые неуравновешенные сильные переживания, свойственны сензитивным людям, не проходят бесследно и со временем проявляются в развитии фобий, фрустраций, нервозов, депрессий и эмоциональным выгоранием.
Чувствительность сенсорной сферы
Если чувствительность эмоциональной сферы в сензитивности обозначает интенсивность реакции человека на события, тогда чувствительность сенсорной сферы употребляется для описания 5 способов восприятия информации и их интенсивности, а именно: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.
Даже без активной когнитивной реакции, то есть преувеличения человеком событий, сензитивность этих 5 чувствительных сенсоров может рассматриваться как отдельный вид чувствительности и описываться понятием «порог чувствительности».
Например, повышенная чувствительность, или низкий порог чувствительности, к звуку обычно наблюдается у музыкантов и слепых людей, также существует повышенная чувствительность к запахам из-за аллергии или беременности, чувствительность к свету может быть особенностью глазного яблока, а художники имеют хорошо развитую чувствительность к оттенкам цвета и особенностям формы.
Таким образом, чувствительность сенсорной сферы является большим преимуществом для развития профессиональных навыков или адаптации к внешним обстоятельствам в сравнении с эмоциональной сензитивностью, а еще – ее можно развивать.
Возможность коммуникации
Если нет психической травмы, усугубляющей акцентуации характера, то в общении человек подобного типа может реализоваться полностью. Особенно если это касается личных или интимных отношений. Если ты общаешься с излишне чувствительным человеком, то помни:
- он не изменится даже при наличии большой любви.
Черты его характера слишком сильны;
- но он останется верным тебе (будь-то муж, или подруга), даже в ущерб себе.
Поэтому, общаясь с чувствительным типом, постарайся не злоупотреблять его отношением. Терпение у таких людей крепкое, но не бесконечное: они уходят раз и навсегда;
- он может жертвовать своими интересами ради других и просто ради общего дела.
Если ты хочешь быть ближе к этому человеку, то старайся не злоупотреблять его жертвенностью;
- он не конфликтует.
От слова «совсем». Люди с таким психотипом всеми силами стараются предотвратить любой спор. Однако, из-за невысказанных эмоций со временем могут развиваться психосоматические заболевания – астма, диабет, онкология. По этой причине, общаясь с таким человеком, старайся не оставлять недосказанности, а решай все вопросы прямо и честно;
- создавай уют дома, если твой муж – чувствительный тип.
Спокойная, уютная атмосфера способствует восстановлению жизненных сил сенситивных людей, благодаря которым они могут эффективно работать, заниматься творчеством, строить отношения.
- В целом, люди с сенситивным типом личности могут стать отличными друзьями и спутниками жизни.
У них есть отрицательные черты – постоянная тревога, склонность к апатии и скуке, но они нивелируются постоянным желанием помочь, добротой. Такие люди по своей природе не способны на подлость.
Виды сензитивности
В зависимости от направления в психологии сензитивность воспринимается по-разному: как умение воспринимать информацию (эмоциональная и сенсорная сензитивность), так и как особенность темперамента, где выделяют социальную сензитивность, состоящую из 4 видов:
Вид сензитивности | Описание |
Наблюдательская или классическая | Это умение человека наблюдать все и сразу, до мельчайших деталей в текущей ситуации, в поведении собеседника или в себе самом (самонаблюдение). Классическая сентизивность проявляется, например, во время разговора, когда человек умеет наблюдать и оценивать вербальные и невербальные характеристики своего собеседника (речь, мимику, интонацию и позу), создавая этим более полную и удовлетворительную картину о человеке и его состоянии. |
Теоретическая | Этот тип сентизивности предусматривает умение человека использовать свои знания о человеческой природе и поведении в общении с другими. Теоретическая чувствительность является умением налаживать хорошие отношения на основании имеющего знания, объяснять на необходимом уровне собственные мысли, решать конфликты и находить объяснения поступкам других людей. |
Номотетическая | Вид социальной чувствительности, который помогает выявлять черты поведения, свойственные некой группе или возрасту. На основании полученных знаний человек более продуктивно налаживает контакты, строит взаимоотношения с людьми или же прогнозирует их поведение в той или иной ситуации. |
Идеографическая | В отличие от номотетической, идеографическая сензитивность является умением понимать индивидуальные черты любого человека. На основании общения формируется собственное представление о психологическом портрете собеседника, его чертах характера и предпочтениях. На основании таких предположений обычно успешно выстраивается стратегия последующего общения. |
Таким образом, хотя сбалансированная эмоциональная сензитивность помогает справляться с собственными переживаниями, именно эти 4 вида социальной сензитивности являются залогом успеха в профессиональном росте. Важное свойство социальной сензитивности – это преодоление чувства страха перед социумом, общением с другими людьми, преодоление комплекса неполноценности, свойственного многим людям.
В психологии считается, что именно с осознанием своей неполноценности начинает развиваться социальная сензитивность – это готовность преодолеть страх публичности, желание решить конфликтные ситуации или найти способ наладить отношения с новыми знакомыми.
Как использовать сенситивность себе во благо
Гиперчувствительность не должна восприниматься человеком как отрицательная черта характера. Чтобы использовать ее себе во благо, сензитив должен помнить о своих преимуществах:
- он тонко чувствует настроение окружающих ,что помогает ему подстроиться под них для эффективного взаимодействия;
- он умеет замечать прекрасное, что является для него ресурсом, помогает восстановить душевное равновесие;
- он знает о своих недостатках, поэтому может спланировать работу по саморазвитию и самосовершенствованию;
- в общении с окружающими он осторожен в выборе слов, тщательно следит за интонациями своего голоса, опасаясь обидеть собеседника, это позволяет сохранить дружеские отношения;
- склонность перепроверять свою работу сводит к нулю вероятность ошибки, что делает сензитива мастером своего дела.
Польза чувствительности
Классификация смежных типов личности
Кроме эмоциональной и социальной сензитивности, психологи выделяют смежные типы поведения, которая относится к личностным особенностям темперамента.
Сензитивность темперамента обосновывает личностные качества человека, вне спектра его эмоционального реагирования на события и поведения в социальной среде. Сензетивность темперамента описывает определенные свойства характера, которые в психологии более известны как меланхолические, а также депрессивные состояния разной сложности. С другой стороны, такая сверхчувствительность мало свойственна другим видам темперамента, то есть холерика, флегматикам и сангвиникам.
Самыми распространенными качествами темперамента, которые описываются в характеристиках сензитивности, являются такие черты человека:
- сильная впечатлительность;
- ранимость;
- тревожность;
- мнительность;
- обидчивость;
- самокритика;
- комплекс неполноценности.
Нужно ли специальное лечение? Особенности коррекции поведения и личности сенситива
Если верить рекомендациям психологов, корректировать ситуацию нужно только когда состояние создает проблемы для человека, мешает жить. Важно устранить несколько негативных черт. Например, тревожность, склонность жалеть себя, ипохондрию, конформность. Тут на помощь приходят несколько способов терапии.
- Когнитивно-поведенческая. Задача в том, чтобы найти негативные паттерны, модели поведения и устранить их. Это работа не на один день. Возможно и не на месяц. В основном проводится она под контролем психотерапевта, а не психолога. Так эффективность куда выше.
- Личностная терапия. Выявляют те самые причины, которые стали тормозом для развития позитивных качеств личности. Например, детские травмы, неудачи. Прорабатывают именно их, прицельно.
В некоторых случаях показаны методы психоанализа, арт-терапии. По усмотрению лечащего специалиста. Важную роль играет семья, если она есть. Знакомые и друзья. Это дополнительная мотивация для личностного роста и развития.
Что такое сензитивные периоды?
Сензитивности как понятию в психологии также свойственны возрастные характеристики. Идея сензитивности в возрастной психологии описывает пиковые и важные моменты развития психических функций личности в тот или иной период. Наиболее ярко сензитивные периоды представлены в детском и подростковом возрасте.
Детские психологи утверждают, что психика ребенка более чувствительная к восприятию внешнего мира, обладает меньшей резистентностью и из-за этого – не только более впечатлительная, но и более способна к обучению базовым навыкам жизни в обществе. Само развитие ребенка является поступательным и неравномерным, поэтому сензитивные периоды бывают не всегда, но они критически влияют на формирование той или иной функции и навыка человека.
Так, например, сензитивным периодом для формирования речи является возраст от 0 до 6 лет, когда ребенок активно учится речевому навыку. За это время он неосознанно перенимает речевые привычки своей среды – словарный запас, грамматику и диалектизмы, начинает осваивать письменную речь.
С 6 до 10 лет сензитивность проявляется в процессе обучения и в развитии дисциплины. Этот период является критическим для формирования типа мышления и развития базовых когнитивных функций – письма, чтения, абстрактных понятий, математики и рефлексии.
С 10 лет начинается подростковый период, сензитивность которого направлена на развитие самопознания и самооценки, отделению себя от коллективного восприятия. Критическими навыками в этот период является развитие коммуникации, формирование собственного мировоззрения и системы ценностей.
Симптомы
Сенситивного человека можно узнать еще в детстве: расстройство чувствительности может проявляться либо в виде ее обострения, либо отсутствием чувствительности. На формирование сенситивности может повлиять что угодно или даже целый комплекс факторов, таких как наследственность, возможные органические поражения структур головного мозга, воспитательные меры, которыми пользовались родители, а также определенные возрастные этапы жизни. Нарушения могут происходить и на уровне темперамента, который, по сути, является лишь скоростью реакций на мир вокруг, на нервные возбудители. Отсюда следует, что сенситивность нельзя считать болезнью. Меланхолики чаще других являются сенситивными личностями. Их мнительность и тревожность бывают крайне высоки.
Очень тяжело переносят обиды, даже незначительные, мелкие.
У сенситивного человека уже в детстве наблюдается склонность к заниженной самооценке, позднее она может перерасти к высоким самотребованиям (требования к себе самому) на фоне пониженного уровня притязаний. В большинстве случаев дети перерастают это состояние без существенных последствий. В крайне выраженной форме сенситивность становится психопатией.
Возрастная сензитивность
Важность развития того или иного личностного навыка в сензитивный период обосновывается максимально приемлемой биологической и социальной потребностью. В случае неудовлетворительного формирования навыков в сензитивный период (коммуникации, дисциплины, речи или письма), развить их в более позднем возрасте будет возможно, но сложнее.
Также неудовлетворительное развитие психических навыков в тот или иной сензитивный период может способствовать развитию психических проблем: если ребенок не заговорит вовремя, у него могут быть проблемы с коммуникацией с другими детьми, которое перерастет в чувство неполноценности.
Возрастная сензитивность и ее своевременное использование считается психологами залогом гармоничного развития ребенка, его поведения, психики, навыков и талантов. Более подробно возрастную сензитивность в процессе обучения развивала итальянская учительница и педагог Мария Монтессори, которая выделяла 7 критических периодов возрастного развития детей:
- развитие речи (до 6 лет);
- развитие восприятия к порядку (до 3 лет);
- сенсорное восприятие (до 5 лет);
- развитие двигательных навыков и пластики (от 1 до 4 лет);
- распознание и изучение мелких предметов (от 1 до 7 лет);
- фонематическая чувствительность (от 4 до 5 лет);
- сензитивный период развития навыков письма (от 6 до 8 лет).
Таким образом, возрастная сензитивность является важным фактором, который стоит учитывать в период детского взросления и социализации.
Поведение в обществе
Самооценка сенситивных людей часто неадекватна. Они обидчивы и очень чувствительны, что мешает им становиться вожаками, лидерами в обществе. Их восприятие реальности не подразумевает авантюр и смелости, острых ощущений, почти всегда они не любят алкоголь, а также довольно робки с противоположным полом. Довольно часто такие люди не могут сами определиться с собственным отношением к тому или иному человеку, поскольку имеют массу собственных затаенных переживаний, которые занимают все его мысли. Им не нравится притворство и ложь, поэтому им бывает проще держаться в стороне от больших компаний, чем подстраиваться под правила коллектива, льстить, угождать и стараться казаться «душечкой».
Они очень болезненно воспринимают насмешки со стороны окружающих в свой адрес, а также беспочвенные обвинения.
Однако выяснять отношения с обидчиком они не пойдут, предпочтут обиженно «забиться» в дальний угол собственной квартиры, чтобы «хорошо все обдумать». При этом они склонны впадать в депрессию. Для них невыносима одна мысль о том, что кто-то что-то мог о них плохо подумать. Не стоит полагать, что можно легко развеселить сенситивного человека. Он может вам вежливо улыбнуться, но на искреннюю радость он не решится, точнее, будет стесняться ее проявлений.
Личные отношения сенситива
Сензитивноть также является важным фактором совместимости в паре: люди с разным уровнем восприятия и эмоционального переживания редко могут ужиться и учитывать границы друг друга.
Часто бывает, что человек с повышенной эмоциональной сензитивностью еще больше закроется в себе и его тревожность возрастет из-за страха разрыва отношений. С другой стороны, если у человека низкая социальная сензитивность, он будет бояться нарушить границы партнера и этим самым ставить в неловкое положение недосказанности обоих.
Таким образом, учитывать чувствительность на бытовом и эмоциональном уровне пары – важный аспект построения гармоничных взаимоотношений.
Плюсы и минусы
Специалисты в области психологии и педагогики полагают, что рассматривать сензитивность как положительную или как отрицательную черту характера индивида нельзя. У этого качества есть свои плюсы и минусы.
Сензитивный период помогает человеку сформировать те или другие навыки.
Если удалось с помощью специальных тестов узнать, что данный возрастной период сензитивен для развития определенных навыков, можно достичь максимальных результатов в обучении этому навыку.
Благодаря сенситивности люди выражают сочувствие и сопереживание друг другу.
Сенситивность является необходимым качеством для специалистов помогающих профессий.
Обостренная чувствительность заставляет человека бережно относиться к близким, соблюдать в общении личные границы человека.
По причине повышенной чувствительности и склонности переживать из-за пустяков, у человека возникают трудности социализации.
В ситуациях межличностного взаимодействия тревожные люди испытывают страх.
Сенситивам трудно устанавливать контакты с коллегами, заводить новые знакомства.
Социальная активность гражданина с повышенной чувствительностью крайне низкая.
Высокая тревожность не позволяет человеку комфортно себя чувствовать при выступлении перед аудиторией.
При неблагоприятном раскладе повышенная впечатлительность может перерасти в психопатию.
Чтобы нейтрализовать отрицательные последствия сензитивности, человеку необходима психологическая помощь.
Карьера и профессиональная деятельность
Фактор сензитивности также можно применять для правильного развития карьерного роста. С одной стороны, понимание собственной эмоциональной сензитивности позволяет улучшить стрессоустойчивость, не поддаваться чрезмерной самокритике и влиянию негативного мышления.
С другой стороны, развитие социальной сензитивности является ключевым навыком современной профессиональной деятельности, обеспечивающим успешную коммуникацию с другими, умение строить отношения и находить общий язык с коллегами.
Рекомендации
- Чтобы повысить свою самооценку, следует заниматься теми делами, которые доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обычно сенситивы стараются развить свои слабые места, отчего уходят в агрессивный спорт, пытаются построить карьеру, часто выступая перед публикой и так далее. Это называется гиперкомпенсация, то есть, человек словно пытается себе доказать, что он в силах справиться со своими слабостями, что он не трус. Если вам нравится читать книги, вышивать крестиком и играть на гитаре – уделяйте время этим занятиям, вместо прыжков с ненавистным парашютом, соревнований по боксу, борьбе и прочее.
- Если ваш ребёнок обладает столь чувствительным характером, обращайтесь с ним аккуратно, закаливание и подготовка к суровой социальной жизни могут обернуться крахом, только усилив развитие фобических расстройств.
- Работайте над своей самооценкой, её обязательно следует повышать. Тогда вы сможете достичь ощущения внутренней гармонии, уйдут терзания и тревога. Завышенные требования к себе не помогут стать лучше, а лишь приблизят появление невроза и других психических расстройств.
- Учитесь опираться на свои чувства и желания, не подстраиваясь под чужие. Всем на свете не угодишь, а вот жизнь себе подпортить можно, задвигая собственные амбиции на задний план.
- Дозируйте нагрузки такого ребёнка, иначе, совершив ошибку от усталости, он решит, что является неудачником. Избегайте чрезмерной опеки по отношению к нему, оставляйте возможность ему получать опыт, учиться чему-то. Так как, выполняя его работу, вы только подтвердите его идеи о ничтожности и неспособности самостоятельно справляться с трудностями.
Сензитивность: лечить или развивать?
Сензитивность в психологии является неоднозначным понятием, оно может быть как полезным качеством характера человека, так и негативным свойством психики. С одной стороны, сензитивность помогает развивать важные навыки и личностные свойства, а с другой стороны – оно может способствовать психическим расстройствам (неврозами, депрессиями и паническими атаками).
Несмотря на свою неоднозначность, сензитивность – часть полноценной жизни человека. Поэтому, если относится к нему позитивно, и уметь балансировать уровень чувствительности – это станет важным аспектом жизненного опыта. Именно поэтому сегодня существует много разных курсов и тренингов, которые помогают развить навыки восприятия, улучшить умения эмпатии, коммуникации, наблюдения и сформировать адекватную самокритику – важные аспекты профессиональной деятельности.
Поэтому, если отнестись к собственной сензитивности ответственно и вовремя проанализировать, какие тенденции присущи человеку больше, позитивные или деструктивные, — это станет важным фактором улучшения жизни.
Обучение
Учатся старательно, чтобы не пришлось при всём классе испытывать стыд за свою неуспеваемость. Если одноклассники обижают, и не удаётся наладить с ними контакт, всё равно отказываются переходить в другую школу.
Адаптация проходит непросто, отчего им проще терпеть издевательства, чем снова приспосабливаться к новым условиям, привыкать к другим совершенно незнакомым людям.
Когда вызывают к доске и что-то спрашивают, они готовы получить низкую оценку, несмотря на то, что знают ответ, лишь бы не пришлось выдавливать его из себя перед всеми. Поэтому письменные работы обычно у них на отлично, а устные не совсем.
Им кажется, что стоит произнести хоть одно слово публично, как их засмеют одноклассники и вообще, вся школа впоследствии будет дразнить.
Либо же расскажут всё, что знают, получат хорошую оценку, а другие посчитают данный поступок за попытку выделиться и начнут преследовать, издеваться.
Тренинг сензитивности
Таким образом, сохранить сензитивность в разумном диапазоне могут помочь простые упражнения когнитивно-поведенческой терапии. Более того, эти упражнения способствуют сохранить осознанность в сложных ситуациях и в случае любых психоэмоциональных отклонениях, а не скатываться в эмоциональное выгорание или депрессию.
Самые популярные упражнения для групповой тренировки сензитивности следующие:
Упражнение | Описание |
Развитие наблюдательности | Один участник группы должен распознать максимальное количество изменений между двумя ситуациями: сначала он запоминает, как сидят все участники группы, выходит за дверь. В это время участники меняют позы и местоположение. По возвращению в комнату он должен в течение 1-2 мин понять, что поменялось. |
Повышение эмоционального восприятия | Участникам тренинга раздают карточки с надписями той или иной эмоции. Цель задания – не вербально показать чувство, эмоцию или состояние из карточки. |
Развитие наблюдательной сензитивности | Цель упражнения – почувствовать и понять эмоциональное состояние соседа. Участники группы садятся в круг, выбрав партнера. Один участник пары должен пытаться показать какую-то эмоцию (мимикой и невербальными выражениями), а другой – ее угадать. |
Таким образом, тренинг на повышение сензитивности может помочь улучшить внимание, память и восприятие каждого человека. С другой стороны, также существуют тренинги, помогающие уменьшить чрезмерную эмоциональную сензитивность, которая также мешает продуктивно работать и строить отношения.
Подходящие профессии
Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.
Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:
- Психотерапевт или психолог. Эта черта личности обеспечивает психотерапевту умение замечать и своевременно корректировать процессы в группе, анализировать установки и ценностные ориентации клиентов, оказывать клиентам помощь в решении внутриличностных конфликтов.
- Дизайнер. Повышенная чувствительность помогает человеку подбирать удачные цветовые решения, составлять композиции.
- Флорист. Умение считывать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам поможет сензитиву составлять такие букеты, которые будут нравиться заказчику.
- Инженер. Склонность обдумывать мельчайшие детали поможет сензитиву учесть все нюансы при разработке сложного чертежа или проекта. Аналитический ум и обостренное чувство ответственности помогут человеку стать мастером своего дела.
- Фотограф. Умение видеть то, чего не видят другие, поможет сензитиву делать атмосферные фотографии. Его услуги будут пользоваться спросом.
- Художник, музыкант или писатель. Тонкая душевная организация впечатлительного человека станет источником вдохновения для создания шедевров живописи, музыки или литературы.
- Ветеринар, биолог или зоолог. Развитая интуиция и природная чуткость помогут сензитиву не только успешно лечить животных, но и получать удовольствие от своей работы.
- Бухгалтер, переводчик или финансист. Такие профессии требуют внимательности и сосредоточенности при работе со знаками. Эти качества у сенситивов хорошо развиты.
Важно! При выборе профессии сенситиву нужно исходить из условий труда. Необходимость активного взаимодействия с людьми, работа в большом коллективе, работа в экстремальных условиях быстро приведут к эмоциональному выгоранию.
Медикаментозная терапия
Сензитивность – это естественное свойство каждого человека, разной степени интенсивности. В психологии также предусмотрены разные способы проработки индивидуальной сензитивности – от ее уменьшения, до повышения. Вместе с тем, также существует крайняя форма терапии – медикаментозная.
Это специализированная помощь, которая используется только в случае с сильным эмоциональным и психологическим расстройством нервной системы. Обычно лечение нацелено на восстановление гормонального фона и проводится под наблюдением специалиста.
Профилактика сенситивности у детей и взрослых
Ребенок сенситив требует дополнительного внимания. Чтобы не допустить усугубления патологических черт, достаточно придерживаться умеренного, демократичного стиля воспитания. Если говорить о конкретных мерах профилактики:
- Достаточное количество любви и внимания.
- Открытое проявление собственных чувств к ребенку. Это важная составляющая успешного развития молодого представителя психотипа.
- Минимум наказаний. Строгая рациональность в выборе методов и поводов. Никакого физического и психологического насилия.
- Привлечение ребенка к труду. Также достаточная мотивация.
Обязательное привлечение к деятельности в области искусства.
Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.
Начало пубертатного периода обычно происходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выявляются две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Источником тяжких угрызений совести у мальчиков может служить обычный для подросткового возраста онанизм. Боятся, что окружающие узнают о нем, обвинят их в «гнусности» и «распутстве». К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких обычно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны более вызывают слезы и отчаяние, чем протест.
Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.
Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут самоутверждения себе не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочувствие может вменить браваду на бурно хлынувшие слезы.
От сверстников не отгораживаются, даже стремятся к ним, но в выборе приятелей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерскую роль, чувствуя себя за его спиной увереннее.
Увлечения сенситивных подростков, по наблюдениям Ю. А. Скроцкого [Патологические нарушения…, 1973], бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, лепка, домашние цветы, певчие птицы и т.п.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий — к каким-либо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Об этом роде увлечений часто стесняются говорить с другими. Другой род увлечений обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важны достигаемый результат и признание со стороны, иногда занимаются «пересиливая себя». Мальчики пытаются преодолеть «слабоволие» занятиями силовыми видами спорта (борьба, гантельная гимнастика и т.п.). Подростки обоего пола свою робость и застенчивость надеются побороть, устремляясь на общественные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть поручений, но фактическое лидерство негласно достается другим.
Сексуальное влечение усиливает застенчивость и чувство собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь неожиданными и решительными, что пугают и отталкивают того, кому адресованы. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей никчемности, при этом могут возникнуть суицидные намерения.
Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. К спиртным напиткам нередко имеется крайне отрицательное отношение. В алкогольном опьянении вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания. Сенситивные юноши обычно не курят.
Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Предпочитают отмалчиваться, чем сказать неправду.
Ударом по слабому звену обычно служит ситуация, когда сенситивный подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию подростка падает тень или он подвергается несправедливым публичным обвинениям.
Особенности динамики при сенситивной ситуации состоят в том, что этот тип относительно устойчив к трансформациям. С возрастом, в благоприятных условиях, особенно при хорошей семейной обстановке, сенситивные черты могут сгладиться. В других случаях они способны, наоборот, заостриться (особенно у одиноких «старых дев»). При смешанных типах акцентуации черты другого типа (шизоидного, психастенического, астено-невротического) могут выступить на первый план.
Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий, а также эндореактивных психозов — пубертатной анорексии и подростковой дисморфомании. По-видимому, именно сенситивная акцентуация сопряжена с повышенным риском заболевания прогредиентной шизофренией.
Вячеслав В., 17 лет. С детства рос тихим, робким, застенчивым, сторонился мальчиков, охотнее играл с девочками. Однажды на улице был избит хулиганами. С тех пор боится незнакомых подростков — обходит их стороной. Учился старательно, но с трудом, боялся контрольных и экзаменов. Единственный сын. Два года назад родители развелись (отец пьянствовал), но продолжали жить в одной квартире. Тяжело переживал развод — стал хуже учиться, хотя подолгу сидел над домашними заданиями. Перед выпускными экзаменами «запаниковал»: казалось, что не сможет их сдать. Заявил матери, что ему жить не хочется. Был психоневрологическим диспансером освобожден от экзаменов. Обрадовался, успокоился. Получив аттестат, сразу поступил учеником на фабрику, где работала мать. Работой доволен, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. Новых друзей не завел — ездил на другой конец города к товарищу детских лет. Недавно на работе его сверстница сама проявила к нему интерес — этому очень обрадовался, быстро к ней привязался.
Во время беседы на лице смущенная улыбка. При расспросе о конфликтах матери с отцом — разрыдался, долго не мог успокоиться. При упоминании о его подруге — просветлел, говорил о встречах с нею как о самом радостном событии в его жизни. Сказал, что себя считает очень застенчивым и впечатлительным, особенно стесняется незнакомых людей («кого знаю — с теми как-то легче»). Товарищи всегда ужасали его желанием выпить, курением и сквернословием. Сам не курит и вина не пьет. Когда на него смотрят чужие люди, легко краснеет и смущается.
В физическом развитии признаки нерезкого гипогенитального инфантилизма.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с чертами эмоциональной лабильности. Склонности к алкоголизации и делинквентности не установлено, реакция эмансипации не выражена. Самооценка — удовлетворительная: по шкале субъективной оценки отмечены сенситивные, лабильные и конформные черты, отвергаются черты неустойчивые.
Заключение. Психически здоров. Явная акцентуация по сенситивному типу.
Катамнез. Собран через год. Продолжает работу. Намерен жениться на девушке, к которой остается очень привязан.
Формы проявлений
Важнейшая функция нервной системы – это сенситивность. Головной мозг не только получает рецепторные импульсы из внешнего мира, но и сам посылает сигналы на периферию. Сенситивные сигналы могут быть сознательные и подсознательные. К первой группе относятся восприятия, получаемые ежедневно: ощущение боли, чувство прикосновения к предмету, ощущения света.
Исследователи различных дисциплин (психологии, социологии, человеческого развития, биологии) давно признали разные уровни сенситивности. Доктор Элейн Арон, психолог, занимающаяся клиническими исследованиями, разработала широко используемую ныне шкалу для измерения реакции на различные стимулы.
Согласно шкале, некоторые маркеры высокочувствительных людей включают:
- Отход и уединение от стимуляции.
- Подавленность под влиянием яркого света, резкого запаха, громких звуков и других раздражителей.
- Попадание под влияние настроения других людей.
- Чувство раздражения или подавленности, когда просят сделать слишком много дел одновременно.
Психологами также используется и шкала поведения. Например, дискомфорт от громкого шума связан с низким порогом чувствительности. Нервозность при выполнении нескольких задач за короткий промежуток времени связана с легкостью возбуждения. Реагирование на приятные раздражители, такие как музыка, запахи, связано с эстетической чувствительностью.
Пороги
Восприятие реальности, которым обладает каждый человек, создается посредством информации, получаемой сенсорными рецепторами, присутствующими в человеческом теле. Эта информация передается в мозг в виде электрических сигналов, которые он получает и интерпретирует как переживания.
Чувствительность – это в психологии или психофизике величина, в которой изучают степень восприятие к раздражителям вокруг человека. При этом психофизики часто используют термин «порог». Он означает предельные значения, при которых человек что-то воспринимает или интерпретирует. Например, существует минимальное значение, при котором кто-то может воспринимать определенный стимул. Это значение является пороговым. Порог — это самая минимальная интенсивность стимула, которая вызывает реакцию.
Психологами выделено 2 типа порогов чувствительности:
- абсолютный – это минимальное количество стимуляции, которое человек может интерпретировать или воспринимать;
- порог различия или дифференциальный — это минимальная разница в интенсивности стимула.
Психофизика как наука, сосредоточилась в первую очередь на изучении абсолютного порога.
Изначально, согласно исследованиям в области нейробиологии и психофизики, абсолютный порог относился к минимальному уровню интенсивности стимула, при котором чувственные рецепторы человека могли его воспринимать.
Например:
- наименьшая громкость, которую можно слышать;
- кратчайшее расстояние, до которого можно ясно видеть;
- наименьшая концентрация запаха, который можно почувствовать.
Однако позже было замечено, что внутренние или внешние факторы могут влиять на абсолютный порог. Например, человек может легко пробовать пищу при хорошем состоянии здоровья. Но при простуде интенсивность вкуса во время еды уменьшалась. Это затрудняло определение абсолютного порогового значения, поскольку состояние здоровья может меняться в разное время.
Чтобы противостоять этой проблеме, было решено изменить метод определения абсолютного порога. Теперь психологи предлагают испытуемым пройти несколько тестов за определенный период. Значение, которое оказывалось истинным в 50% случаев, называется абсолютным порогом личности.
В настоящее время абсолютный порог — это наименьшая величина интенсивности, при которой человек может воспринимать стимул в 50% случаев. Идея, которая повлияла на эту модификацию, известна как теория единственного обнаружения. В ней говорится, что не существует единого абсолютного порога из-за других влияющих факторов.
Слух | Для слуха абсолютный порог относится к наименьшему уровню тона, который может быть обнаружен обычным слухом при отсутствии других мешающих звуков. Примером этого может быть измерение, на каком уровне участники могут улавливать тиканье часов. У маленьких детей обычно более низкий абсолютный порог звуков, поскольку способность обнаруживать звуки в самом низком и высоком диапазонах имеет тенденцию к снижению с возрастом. |
Зрение | Определение абсолютного порога зрения может включать измерение расстояния, на котором участник может обнаружить присутствие пламени свечи в темноте. В классическом эксперименте исследователи обнаружили, что после контроля адаптации к темноте, длины волны, местоположения и размера стимула человеческий глаз смог обнаружить стимул в диапазоне от 54 до 148 фотонов. |
Обоняние | Для запахов абсолютный порог включает наименьшую концентрацию, которую участник может почувствовать. Примером этого может быть измерение наименьшего количества духов, которое человек может почувствовать в большой комнате. Факторы окружающей среды, такие как давление и влажность, также могут влиять на то, насколько хорошо участники могут улавливать запахи. |
Тактильность | Величина силы, необходимая для того, чтобы ощутить легкое касание руки пером, является примером абсолютного порога прикосновения. Когда дело доходит до прикосновения, уровень стимуляции, необходимый для обнаружения стимула, может резко варьироваться в зависимости от части тела, к которой прикасаются. Например, абсолютный порог обнаружения прикосновения может быть намного ниже на кончиках пальцев, чем на задней части шеи. |
Чувствительность – это в психологии характерная особенность человека, и женщины, по наблюдениям психологов, как правило, имеют более низкий абсолютный порог, чем мужчины. При исследованиях выяснилось, что интроверты показывают пониженные уровни стимулов.
Абсолютные пороги подвержены изменению по мере взросления. Когда люди моложе, они могут определять уровни энергии на более низких уровнях. Но человеку требуется большая стимуляция, чтобы обнаруживать те же стимулы, когда они становятся старше.
Дифференциальный порог также известный как порог различия – это минимальная разница в интенсивности стимула, необходимая для того, чтобы человек мог воспринять или обнаружить изменение. Это также называется «просто заметным изменением» Как и в случае с абсолютным порогом, человек должен уметь определять одно и то же значение не менее 50% времени.
В данном случае используется закон Вебера, действие которого можно представить на примере:
- Звук из телевизора идет на громкости 5. Если громкость изменится на 10 (увеличение на 100%), разница в звуке будет заметна. Изменение громкости между 50 и 55 % не будет одинаковым. Чтобы человек мог это заметить, необходимо изменить громкость 50 на громкость 100 (увеличение на 100%).
Основные различия между абсолютным и разностным порогом:
Абсолютный порог | Дифференциальный порог |
Минимальная величина интенсивности, необходимая для того, чтобы человек мог обнаружить стимул. | Минимальная величина разницы в интенсивности, необходимая для того, чтобы человек мог обнаружить изменение. |
Не предполагает изменения интенсивности стимула. | Предполагает изменения интенсивности стимула |
Определяет минимальное значение интенсивности. | Определяет значение изменения интенсивности. |
Порог в значительной степени варьируется от человека к человеку. | У разных людей есть лишь небольшие отклонения в пороге различия. |
Это минимальная громкость, при которой человек может уловить звук. | это минимальная величина изменения громкости, которую может обнаружить человек. |
Абсолютный порог и порог различия — важные понятия смысла и восприятия. В отличие от абсолютного порога, порог различия изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера можно представить человека в очень темном кинотеатре.
Если бы член аудитории получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся ее экран, велика вероятность, что многие люди заметят изменение освещённости в зале. Однако если то же самое произошло на яркой арене во время баскетбольного матча, мало кто заметил бы его. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживать изменение освещенности сильно различается между двумя контекстами.
Ощущения — это первый шаг в процессе, позволяющем мозгу ощутить особенности и изменения окружающей среды. Чувствительность в психологии – это характеристика человека, проявляющаяся в реакции на происходящие с ним события. В классической сенсорной психофизике понятие чувствительности определяется на основе понятия сенсорного порога: чем выше порог, тем ниже чувствительность и наоборот.
Автор: Беляева Анна