- 15 Сентября, 2018
- Психология общения
- Светлана Сажина
Некоторые люди склонны фантазировать и преувеличивать любые события. Приукрашивание ситуации может свидетельствовать как о бурной фантазии, так и о болезненном состоянии. Особенно это касается разнообразных симптомов какого-либо недуга. В специализированной литературе для описания подобного явления существует термин «аггравация». Это, как свидетельствуют психиатры, склонность к надуманному преувеличению проявлений имеющегося недуга.
Что такое аггравация
Данное явление обусловлено реальным существованием описанных симптомов болезни. Понятие встречается в двух направлениях – клинической психологии и психиатрии. В целом аггравация – это преувеличение личностью серьезности симптомов, которое может иметь как осознанный, так и надуманный характер.
Поведение человека, проявляющего аггравацию, отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Часто такое расстройство может выступать свидетельством развития психопатологической личности.
Определение стрессоустойчивости по уровням (тест от психолога)
Для того чтобы определить стрессоустойчивость человека, существует немало тестов, отвечая на вопросы, которых вы сможете не только выявить в себе стрессоустойчивость, но и определить уровень владения собой в сложных ситуациях, которые спровоцировал стресс. Пройдя тесты, вы сможете подобрать для себя рекомендации по повышению стрессоустойчивости.
Прежде всего, не забываем, что стрессоустойчивость — это определение эмоционального уровня возбудимости человека. Именно поэтому большинство вопросов направленно на выяснения того, как вы себя проявляете в стандартных ситуациях — будь это ваша работа, дом, быт или даже отдых.
Очень важно держать ситуацию под контролем. Высокий уровень стрессоустоичивости, позволяет человеку справляться с самыми трудными ситуациями, которые возникают на жизненном пути
Для определения уровня устойчивости к стрессовым событиям есть специальные методики и тесты
Ниже мы предлагаем вам пройти тест психолога-консультанта Оксаны Истратовой для выявления уровня вашей стрессоустойчивости, отвечая «да» (+ 1 бал) или «нет» (0 баллов) на вопросы:
- Вы всегда стараетесь довести начатое дело до конца, но обычно не успеваете, а потом пытаетесь догнать упущенное.
- Вы замечаете следы усталости и хронического переутомления на лице.
- В вашей жизни наступила черная полоса.
- Вредные привычки никак не хотят подчиниться вашей борьбе сними.
- Будущее вызывает у вас волну беспокойства
- Для того чтобы почувствовать расслабление после насыщенного трудового дня, вам нужен допинг (алкоголь, сигарета, успокоительное, еда).
- Перемены слишком быстро наступают. Вы не успеваете следовать в этом темпе.
- Вы любите своих близких, но чувствуете с ними пустоту и непонимание с их стороны.
- Ваши юные годы прошли впустую. Это вас угнетает.
0-4 балла — высокий уровень самообладания в стрессовых ситуациях. Вы управляете собой, не проявляя лишних эмоций. Вашей сдержанности можно позавидовать. Стресс — это обычный спутник вашей жизни.
5-7 баллов — средний уровень самообладания. Сдерживать себя и переживать стресс вам дается большими усилиями. Никогда не знаешь, сможешь ли остаться хладнокровным.
8-9 баллов — низкий уровень самообладания. Ваша нервная система истощена
Обратите внимание на свое противостояние стрессу. Определенно, повышение стрессоустойчивости должно стоять в ваших приоритетах
Для чего же нужно выявление уровней противостояния стресса?
Зная реальное положение вещей, вы сможете уделить внимание развитию стрессоустойчивости, распланировать правильное его формирование. Умение контролировать уровень стресса в любой ситуации положительно скажется на здоровье человека и отношениях, как в социуме, так и к нему непосредственно
Причины аггравации
Причинами данного явления, в частности, могут выступать следующие факторы:
- Истероидные и ипохонрические акцентуации, которые сопровождаются психическими нарушениями и отклонениями.
- Пожилой возраст, характеризующийся старческим слабоумием.
- Хроническая психологическая травма.
- Физический дефект, который становится объектом внимания окружающих.
- Сверхзабота, исходящая от другого человека.
- Неврозы разной этимологии.
- Чрезвычайное увлечение изучением медицинской литературой и приписывание себе всевозможных заболеваний.
- Неосторожное высказывание врачей и медперсонала.
Состояние аггравации может сопровождаться недоверием к методам лечения. Количество жалоб увеличивается, а все рекомендации поддаются остракизму. Одновременно человек просит о помощи и ждет от окружающих понимания.
Агрессия у мужчин
Мужская агрессия разительно отличается от женской своими установками. Мужчины прибегают в основном к открытой форме агрессии. Они зачастую испытывают гораздо меньшую тревогу, а также чувство вины в период агрессивности. Агрессия для них это средство достижения своих целей или своеобразная модель поведения.
Большинство ученых, которые исследовали социальное поведение людей, предположили, что агрессия у мужчин обуславливается генетическими причинами. Такое поведение позволяло из поколения в поколение передавать свои гены, побеждать соперников и находить партнершу для продолжения рода. Ученые Кенрик, Садалла, Вершур в результате исследований выяснили, что женщины относят лидерство и доминирование мужчин к привлекательным качествам для себя.
Повышенная агрессия у мужчин возникает по причине социального, а также культурного фактора, а точнее при отсутствии культуры поведения и необходимости демонстрации уверенности, силы и независимости.
Симптомы заболевания
Основными признаками аггравации являются следующие отклонения в поведении:
- Количество жалоб на плохое самочувствие постепенно увеличивается, а обращения к врачу учащаются. Одновременно рекомендации по лечению часто не берутся во внимание. Больной может затягивать время выздоровления, умышленно нанося себе увечья.
- Поведение при аггравации характеризуется наличием реальных переживаний человеком тех или иных симптомов заболевания. Субъект не придумывает себе болезнь. Он просто гиперболизирует тяжесть того или иного недуга.
- Проявление болезни на самом деле не настолько серьезно и неизлечимо, как его преподносит пациент. Аггравация всегда не до конца осознана.
- Хотя внешне человек и желает излечиться, однако подсознательно он опасается полного выздоровления. Стать здоровым для него означает лишиться повышенного внимания и заботы со стороны окружающих. Для человека, особенно того, кому характерен демонстративно-истерический тип личности, это смерти подобно.
- С другой стороны, повышенное внимание может породить усиление аггравационного поведения.
- Характерными высказываниями людей, склонных к подобному явлению, являются, например, такие: «Вот умру, тогда вы пожалеете…», «Недолго мне осталось жить…», «Эти болезни меня доконают…» и т.д.
Типичный портрет агграванта
Чего же хочет аггравант-взрослый? Примерно того же. Ведь чаще всего на прием к врачу с такими сильно преувеличенными жалобами обращаются люди одинокие и беспомощные в жизни, которым не на кого опереться. Либо имеющие семью, но не находящие в ней поддержки.
Портрет типичной представительницы данной категории в обыденной жизни таков. Это немолодая уже женщина с не сложившейся судьбой, обычно бездетная. Она обременена многочисленными проблемами с работой и готова «плакаться в жилетку» первому, с кем удалось разговориться.
Отделаться от такой личности, не торопящейся замолчать и находящей все новые поводы, чтобы задержать чужое внимание еще хотя бы на несколько минут, крайне затруднительно.
Весьма характерным является лицо. Это заострившиеся черты, скорбно поджатые губы с опущенными уголками рта и столь же скорбные, умоляюще-ждущие и одновременно пустые глаза, словно для нее всё давно уже решено и закончено. Причем, не в ее пользу.
Движения рук выражают бессилие, часто они словно бы безвольно и беспомощно падают, хотя внешне их развитие выглядит вполне нормальным.
Проявление эмоций в ходе изложения бесконечных жалоб либо детализации одной из них выглядит одновременно как тщательно сдерживаемое, скупо-стыдливое, но одновременно методичное и неспешное. Даже сами паузы между фразами выглядят как продолжение жалоб.
Поведение в кабинете психоневролога не сильно отличается от поведения в повседневной жизни и оставляет впечатление, что пациентке больше некуда идти, и что остаток своей жизни она готова аггравировать в кабинете врача.
Мужчины-агграванты выглядят примерно также и придерживаются примерно такой же линии поведения. Поведения, продиктованного особенностями определенного склада психики.
Отличие аггравации и симуляции
Человеку свойственно не только культивировать реальные симптомы болезни, но и придумывать несуществующие признаки того или иного недуга. Явление, при котором личность изображает придуманное заболевание, называется симуляцией.
Подобное поведение может возникать вследствие разных причин. Основным мотивом симуляции является избегание от наказания за какие-либо прегрешения или уклонение от ответственности. Примером подобного изображения болезни может быть поведение школьника, не желающего посещать учебное заведение. Также к симуляции часто прибегают криминальные личности, стремящиеся обмануть следствие. Чтобы отличить данное явление от аггравации, необходимо провести судебно-психиатрическую экспертизу.
Главным отличием симуляции от аггравации является наличие или отсутствие симптомов заболевания в реальности. В первом случае признаков болезни не существует. Они являются плодом фантазии личности. Аггравация — это когда существующие симптомы преувеличиваются умышленно или подсознательно. Больной не просто изображает страдания, а и реально их переживает. И симулянтам, и аггравантам свойственна полная сохранность личности и осознание своего поведения. В то же время, второе состояние, в отличие от первого, является болезненным расстройством.
Подходы к агрессии
Психологи, социологи, философы выделяют различные подходы к агрессии.
Нормативный подход это дефиниция агрессии, делающая акцент на её противоречивости, противоправности общественным нормам.
О. Мартынова дает определение агрессии как деструктивному целенаправленному поведению, противоречащему правилам и нормам сосуществования людей в социуме.
Криминальная агрессия определяется также в рамках нормативного подхода, что означает поведение, нацеленное на причинение умышленного морального и физического вреда живому существу. В результате, действия агрессора рассматриваются как противоречие с нормами уголовного права.
Глубинно-психологический подход отмечает инстинктивную природу данного состояния. В этом случае агрессивное состояние предстает неотъемлемым и врожденным свойством любого человека. Яркими представителями глубинно-психологического подхода являются этологическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Моррис и др.) и психоаналитическая школа.
Целевой подход заключается в проявление агрессивного состояния с точки зрения её функциональности и само поведение рассматривается как инструмент для успешной эволюции, доминирования, самоутверждения, присвоения жизненно важных ресурсов, адаптации.
Коэроглоу, Шваб видят в агрессивном поведении специфически ориентированное поведение, которое направленно на устранение всего и преодоление того, что угрожает психической и физической целостности организма.
Х. Кауфма относит агрессию к средству, которое позволяет индивидуумам получать долю ресурсов, что обеспечивает успех в условиях естественного отбора.
Э.Фромм считает злокачественную агрессию инструментом доминирования, выражающую стремление индивида к господству над живыми существами.
Агрессия у человека зачастую представляет инструмент психической саморегуляции. Подходы, которые акцентируют внимание на последствиях агрессии, дают описание её результатов.
Уилсон относит агрессию к физическому действию, а также угрозе со стороны одного индивида, уменьшающие свободу и генетическую приспособленность другого индивида.
Мацумото отмечает, что агрессия — это поступок или поведение, причиняющее боль другому индивиду психически или физически.
А. Басс дает такое определение агрессии — реакция, при которой другой индивид получает болевые стимулы. Агрессия — это явление, проявляющееся в специфическом поведении, а также в конкретном действии — угрозе, нанесении ущерба другим.
Зильман дает похожее определение и считает, что агрессия — попытка или нанесение физических или телесных повреждений.
Трифонов Е. В. понимает под агрессией проявление в действиях и чувствах индивида враждебность — антагонизм, ненависть, недружелюбие, неприязненное отношение.
Виды аггравации
Данное поведенческое расстройство, в зависимости от осознанности, может проявляться в нескольких формах:
- Активная аггравация – это умышленное затягивание болезни и принятие всевозможных мер по ухудшению здоровья.
- Пассивная форма проявляется в преувеличении симптомов недуга. Однако, никаких мер по вмешательству в ход лечения больной не предпринимает.
- Патологический вид расстройства сопровождает соматические заболевания при психопатии, истерии и других подобных отклонениях.
- Если говорить о том, что это такое аггравация подсознательная, то данное поведение обусловлено не совсем ясным желанием для человека вызвать сочувствие, жалость и поддержку окружающих. В основном эти действия направлены на медицинский персонал, поскольку больной часто является постоянным пациентом стационаров и поликлиник.
- Сознательная (умышленная) аггравация – преувеличение болезненных страданий во имя личной выгоды (получения каких-либо льгот или преференций). Также подобное поведение может использоваться в случае нарушения закона, и вследствие этого карается правоохранительными органами.
Вербальная агрессия
Этот вид агрессии представляет символическую форму с причинением психологического вреда и переходом на вокальные данные (изменение тона, крик), а также вербальных компонентов речи (оскорбления, инвектива).
Э. Басс предложил классификацию, выстроенную на основе многоосевого принципа. Его рамка состоит из трех осей: вербальная — физическая, пассивная — активная, непрямая — прямая. Э. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная — активная — прямая, вербальная — активная – непрямая, вербальная — пассивная — прямая, а также вербальная — пассивная — непрямая.
Г.Э. Бреслав дополнил эту классификацию, поскольку индивид зачастую проявляет несколько видов агрессивного поведения, которые постоянно меняются и переходят друг в друга.
Вербальная-активная-прямая — это словесное унижение, оскорбление другого человека.
Вербальная-активная-непрямая — это распространение сплетен, злостной клеветы о другой личности.
Вербальная-пассивная-прямая — это личный отказ в общении с другим человеком, игнорирование вопросов.
Вербальная-пассивная-непрямая — отмечается отказом давать словесные определенные объяснения или пояснения в защиту критикуемого незаслуженно человека.
Остается спорным вопрос относительно того, способна ли вербальная агрессия у человека выражаться посредством молчания, а также отказом разговаривать. Эти действия больше напоминают описание психологической агрессии, в редких случаях употребляемой как синоним вербальной.
Шкала Юдовского (OASCL) включает в описание следующие формы данного состояния: сердитая речь, громкий шум, оскорбления, угрозы физической расправы, употребления нецензурных выражений. Отмечают, что громкий шум, а также сердитая речь это следствие агрессивных намерений личности и ситуативной раздраженности.
Вербальная агрессия у человека способна быть скрытой и открытой.
Открытая вербальная агрессия у человека выражается намерением нанести коммуникативный урон адресату и проявляется в унизительных формах (крики, ругательства). Подобное поведение зачастую переходит в физическую агрессию, при которой агрессор вторгается в личное пространство адресата.
Скрытая вербальная агрессия — это уничижительное и систематическое давление на адресата, однако без открытого проявления враждебных эмоций. Отдельные исследователи считают, что вербальная агрессия у человека выступает имитацией подлинной агрессии. Другие отмечают, что вербальная агрессия у человека — это лишь иллюзия разрядки враждебности, которая приводит к накоплению деструктивных импульсов.
Аггравация при эпилепсии: основные симптомы
При таком данное недуге расстройство может проявляться в любом возрасте и при разных формах заболевания. В 1998 году доктором Е. Perucca было предложено разделение аггравации при эпилепсии на две группы.
К первой категории относится парадоксальная интоксикация. Данный тип аггравации связан с использованием больших доз антиэпилептических препаратов при политерапии. При передозировке лекарств против судорог может развиться приступ даже у людей, не страдающих эпилепсией. Вместе с тем могут наблюдаться и другие симптомы интоксикации, например, гиперкинезы, галлюцинации, нарушение сердечного ритма, потеря сознания и т.д. Таким образом, применение препаратов имеет двухфазный характер: при средней терапевтической дозе приступы становятся реже, а ее увеличение может привести к учащению эпилептических атак.
Вторая категория аггравации при эпилепсии – селективная форма. Еще ее называют фармакодинамической или лекарственно зависимой. Это расстройство поведения, которое вызывается негативным влиянием определенных антиэпилептических препаратов (АЭП) на конкретные типы атак.
Природа селективной аггравации лежит в назначении терапии против судорог без учета фармакологической специфики препарата. Расстройство может наступить вследствие приема любого противоэлептического средства в зависимости от типа приступа. Таким образом, с целью лечения при эпилепсии аггравации врачу следует тщательно подбирать методы терапии. Их важно сопоставлять с индивидуальными особенностями пациента.
Речевая агрессия
Одним из способов проявления негативных эмоций выступает речевая агрессия, она же словесная или вербальная.
Речевая агрессия или грубость по отношению к собеседнику проявляется в применении оскорбительных, резких слов, в отрицательных оценках собеседника, насмешливых интонациях, нецензурных ругательствах, повышенной громкости голоса, неприятных намеках, грубой иронии.
Речевая агрессия субъекта провоцируется раздражающими, или возмущающими замечаниями собеседника (чрезмерное жеманство, болтливость, проявление недоброжелательства, неприятное замечание, огульное обвинение).
Отрицательная эмоция способна привести к речевой агрессии у человека как сразу, так и позже. Агрессивное речевое поведение способно быть спровоцировано и прошлыми впечатлениями от данного собеседника, когда он вызывал отрицательную эмоцию.
Речевая агрессия может также быть спровоцирована социальным статусом собеседника или принадлежностью к той категории лиц, к которым ощущают и испытывают негативное отношение. Гораздо реже речевая агрессия объясняется другими причинами: срыв негатива, психические особенности субъекта, низкий уровень воспитания.
Устраняя возможность, а также, избегая возникновение речевой агрессии, способствует налаживанию и успеху общения, однако не решает всех вопросов и сложностей при общении для достижения взаимопонимания, договоренности, согласия. В каких-то случаях эффективны грубости для достижения необходимого результата в общении, однако это не может выступать универсальным правилом.
В качестве гашения речевой агрессии можно воспользоваться следующей фразой: «Вы слишком себе много позволяете!» и прекратить разговор. Помните, что лучшее лекарство против гнева – это его отсрочка.
Аггравация психических расстройств
В большинстве случаев больной выбирает наиболее легкие проявления недуга для симуляции. Аггравация касается реально существующих заболеваний. При этом воспроизводятся усугубленные, красочные стороны недуга.
Самыми распространенными формами аггравации являются преувеличения психических расстройств – шизофрении, реактивного психоза, нарушения памяти, внимания и т.д. Более того, в порыве такого состояния больной может искусственно вызвать приступ разного характера.
Данное патологическое поведение разделяется на три основных категории:
- Метаагравация – больной умышлено продлевает самую обостренную фазу заболевания (например, депрессия, раскачка аффективного возбуждения, эпилептический припадок и т.д.).
- Сверхаггравация – приписывание признаков, не свойственных диагностируемому недугу (например, нарушение интеллекта при шизофрении).
- Диссимуляция – аггравация симптомов, при которой основные проявления болезни тщательно скрываются.
Характер отклонений
Характер и форма проявлений аггравации, т.е. выбор преувеличенных симптомов и их соотношение с психопатологической структурой и течением заболевания, могут служить одним из показателей характера и тяжести болезненных нарушений.
Иногда сам факт утрирования есть проявление болезни, частично зависящий от формы болезни (напр., при истерии), а частично – от индивидуальности больного. Такова, например, аггравация, наблюдающаяся у больных с выраженным слабоумием, которая, отличаясь непостоянством и бросающейся в глаза нелепой утрировкой симптомов, сама по себе указывает на явное расстройство критического мышления у этих больных.
Аггравируемые произвольно симптомы необходимо отличать от психогенно обусловленного усиления болезненных состояний, нередко наблюдающихся у больных в трудной ситуации, в условиях психиатрической экспертизы.
Подобное разграничение бывает подчас весьма затруднительным. Отличием его может служить совокупность клинических проявлений в случае психогенных обострений, соответствующие эмоциональные изменения при них.
Диагностика аггравации
Для правильного определения специфики заболевания врачу необходимо тщательно изучить анамнез расстройства. Дополнительные исследования только помогут прояснить имеющуюся картину. Иногда потребуется длительный период, чтобы понять, что пациент преувеличивает свои ощущения.
В большинстве случаев человеку свойственно спекулировать своим состоянием с целью личной выгоды. Чем больше окружающие проявляют внимание и сочувствие к страждущему, тем активнее становится тактика подобного поведения.
Довольно трудно определить аггравацию в психологии. Это можно сделать, предельно внимательно наблюдая за поведением человека. Реакция окружающих на отношение к заболеванию агграванта позволит выявить спекулянта симптомами. Подтвердить или опровергнуть диагноз может психолого-психиатрический консилиум.
Агрессия подростков
Подростковая агрессия – это осознанные действия, причиняющие или намерения причинить ущерб другому индивиду, группе людей, а также животному. Внутривидовая агрессия подростков включает причинение ущерба группе людей или другому человеку.
Понятие подростковой агрессии включает агрессивное поведение, выражающееся во взаимодействии, в ходе которого одним подростком (агрессором) наносится умышленно вред (жертве) другому подростку.
Агрессия подростков может включать любую форму поведения, направленную на причинение вреда или оскорбление живому существу, а также явно злонамеренное поведение, которое предполагает действия, с помощью которых намеренно агрессор причиняет ущерб своей жертве. Агрессия выражается в агрессивности, которую относят как к генетической предрасположенности, так и к влиянию среды.
Агрессор — это умышленно наносящий вред другому человеку индивид, который может насмехаться, драться, портить вещи.
Жертва — это человек, которому наносит умышленно вред агрессор.
Зрители — это группа свидетелей, учеников, которые не выступают инициаторами агрессивных действий, однако, наблюдая за агрессором и его действиями, не принимают сторону жертвы, редко косвенно или прямо помогают агрессору.
Исследователь Лагерспетц, проводя исследование среди детей 8-15 лет установил, что мальчики прибегают к агрессивному поведению, когда сердятся, в виде пинков, погони, подножек, дразнений, а девочки бойкотируют обидчика, сплетничают за спиной, демонстративно обижаются.
Повышенная агрессия подростков в 9-15 лет проявляется на улице, в школе, дома в отношении лиц находящихся рядом. Это выражается в физическом агрессивном поведении, в вербальном выражении (грубые выражения, слова), незначительная степень агрессивности выражается в отношении неодушевленных предметов, а также в скрытой форме – аутоагрессии, направленной против себя.
Проблема агрессии подростков связана с периодом полового созревания и переходом к этапу взрослой жизни. Дети зачастую неготовы к изменениям привычного уклада, боятся самостоятельной жизни, страшатся будущей неизвестности, неготовы к ответственности, их одолевают психоэмоциональные сдвиги.
Лечение недуга
Поведение при аггравации характеризуется полным отсутствием восприятия мнения окружающих. Для аггранавта прежде всего важна его собственная персона. Вследствие этого, для излечения заболевания необходимо привести больного к специалисту-психиатру.
В зависимости от тяжести проявлений аггравационного поведения лечение может иметь разные формы:
- Медикаментозная терапия.
- Консультация психиатра.
- Психотерапия с целью выявить скрытые мотивы подобного поведения.
Особенно пристальное внимание необходимо уделить аггравации пожилых пациентов. Это обусловлено тем, что, вследствие возрастных изменений развивается потребность к повышенному вниманию со стороны окружающих. В таком случае выход из создавшегося положения носит социальный характер: приглашения сиделок, компаньонов, которые готовы выслушивать аггранавтов и поддерживать беседы на любые темы.
О последствиях
Учитывая тонкую грань, отделяющую невротическое расстройство от серьезной психической патологии, зачастую перетекающей в психиатрическую, родственникам и близким следует привлечь внимание больного к факту все более участившихся случаев аггравации. А затем мягко побудить его к принятию мер по устранению причин, её вызывающих. Мер, принимаемых совместно с больным.
Мер, не позволяющих узлу страхов и жизненных проблем передавить с каждым днем всё более истончающуюся нематериальную структуру, именуемую волей к жизни.
В когнитивизме: патологическое состояние — преувеличение нормальной эмоции.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4
По мнению Бэка индивидуальная уязвимость определяется следующими причинами:
1. биологическая предрасположенность
2. индивидуальный биографический опыт.
Социально зависимый человек наиболее чувствителен к разрыву в межличностных отношениях. Печаль — это нормальная эмоция, но в патологии трансформируется во всеобъемлющее чувство одиночества, тотальной потери, бессмысленного существования. На уровне поведения — уход от активности, уход в себя.
Когнитивная психотерапия — последовательное размыкание порочного круга неадаптивных мыслей, негативных эмоций, дисфункционального поведения. Когнитивная терапия манипулятивна, убирает состояния, а не причину, следовательно — это возвращается в другом виде.
Это краткосрочная терапия, легка в реализации (упражнения для пациента), эффективна на поведенческом уровне.
Когнитивная модель тревожности. Человек воспринимает опасность не конкретно, а размыто, опирается на ложные предпосылки. У нормального человека ошибки при восприятии опасности могут быть исправлены реальной проверкой. В тревожности содержание когнитивных процессов связано с ощущением своей уязвимости, предвосхищением опасности, неспособность справиться с угрозой, страх потерять опору в людях, способных ему помочь. Результат таких мыслей: страх быть отвергнутым, осмеянным, презираемым окружающими.
Когнитивная оценка опасности влияет на другие системы (нервная система, мышечная, учащенное дыхание, потливость…), человек концентрирует свое внимание на этом.
Когнитивная модель фобии. Когнитивная содержательная психотерапии — жестко связана с провоцирующей ситуацией. Рассматривая, как пациент предполагает, что с ним может случиться в ситуации фобии. Это позволяет выявить маркеры, значимые моменты. Нужно объяснить человеку, что не ситуация пугает, а ее предвосхищение. У пациента не всегда четко оформлены опасения. Например, страх перед толпой. Человек боялся не справиться с собой. Почему так страшна потеря контроля?
Когнитивный подход хорош тем, что человек видит, что с ним работают.
Когнитивная модель агрофобии. Уязвимость, возникшая в результате перехода от переживания внешней или внутренней опасности к потере эффективности в ситуации межличностного общения. Пациент панически боится оказаться в ситуации психологической или физической катастрофы, когда нет доступа к так называемому «сигналу безопасности». Один на один с враждебным миром. Важно понимать, что человек страдает, ему сложно. Человек, который оказался в одиночестве ожидает смерти или сумасшествия. Выбирает ограничительное, избегающее поведение.
Депрессия. Достаточно успешное излечение депрессий. Депрессия характеризуется когнитивной триадой.
Три основные негативные оценки:
1. Оценка себя. Человек считает себя неполноценным, беззащитным, неэффективным. «Я самый плохой»
2. Оценка окружения. Жизнь слишком требовательна к нему, существуют непреодолимые препятствия для достижения важных целей, мир лишен радостей и удовольствий, а в общении с окружающими только плохое. Не только человек плох, но и мир плох.
3. Оценка будущего. Текущие неприятности не кончаются, будущее не сулит радостей, намеченные цели не реализуются. Все это приводит к мысли о бессмысленности существования. Это может привести к суициду. Центральный фактор: негативно ориентированное мышление. Это центр процесса при депрессии. Преимущественная концентрация на негативный аспект. Это результат раннего детского негативного опыта (например: через отождествление себя со значимым другим). Либо ребенок видит особенности отношения к нему.
Особенности когнитивного стиля, влияющие на систематические когнитивные искажения.
1. производные умозаключения — извлечение выводв в отсутствии подтверждения фактов или даже при их наличии
2. сверхобобщение — выведение общих принципов на основании одного или нескольких случаев и широкое применение этих принципов как соответствующих, так и не соответствующих ситуации
3. понимание происходящего на основании отдельных деталей без учитывания контекста.
4. видение событий как результата собственных усилий при отсутствии их на самом деле. Склонность соотносить с собой события, которые реально не связаны
Обессивно-компульсивные расстройства.
Обессии — навязчивые мысли. Компульсии — навязчивые действия. Когнитивная организация характеризуется симметричным видением себя и других. «Я — другие» является номерной системой, где один номос хороший, другой — плохой (чаще «Я» — плохой, «другие» — хорошие).
Всегда идет сравнивание себя с другими. Причины: могли быть ригидные эмоционально-холодные и правдолюбивые родители, придерживающиеся строгого нравственного и физического воспитания ребенка. При этом они не могут удовлетворить потребности ребенка в игре и любви. Ребенок имеет возможность для предположений, что такие родители хорошие. Он может считать себя плохим. Либо ребенок считает, что родители плохие (отчуждение). Себя я воспринимает плохим, так как избегает хороших родителей. Либо отдаляется от плохих родителей. Состояние неопределенности. Нормальный ребенок воспринимает родителей как в целом хороших, но иногда они могут быть недостаточно хорошими.
Линия развития невроза по Фрейду.
Во внутреннем мире индивидуума возникает несовместимое представление импульсов, аффектов, что является противостоящими друг другу тенденциями. В результате формируется напряжение, которое не может быть разрешено, так как связано с каким-то непереносимым неудовольствием (например: желание быть автономным и страх быть одному).
Для невротиков — нерешенная проблема вызывает внутреннее напряжение, которое неразрешимо. Для устранения неудовлетворения человек исключает из сознания переживания. Конфликт вытеснен или используются защитные механизмы и его носитель может чувствовать себя освобожденным. Для психики это не проходит бесследно. Непережитое чувство стремится вырваться наружу в виде симптома.
Гештальт-терапия.
Гештальт-терапия не занимается тяжелыми расстройствами. Фредерик Перлз. 5 уровней неврозов.
1. Уровень фальши — установки как будто жизненные. Люди играют различные роли (роли определяются в жизнедеятельности). Требуется, чтобы люди жили в согласии с ожиданиями других. Невротики актуализируют некоторые отвлеченные представления и идеи, а не собственное «Я — реальное». Демонстрируется слон, который стремится быть розовым кустом.
2. Фобический уровень. Переживания страха и боли, ожидаемые от соприкосновения с неудовлетворенностью, чертами собственного «Я».
3. Тупиковый. Переживания безнадежны, отсутствие смысла жизни внутри нас или отсутствие поддержки извне.
4. Переживание смерти, умирания, отчуждения части «Я». Человек должен отказаться от привычных ролей.
5. Позволяются переживания ярких эмоций. Это помогает сдвинуться с мертвой точки и продолжить развитие.
Психопатия
Психопатия — в переводе — психические страдания. Это особая группа психических больных, относится к малой психиатрии (как и невроз)
Состояние стабильное, сопровождает всю жизнь, проявляется в дисгармоничной личности. Это особенности личности человека.
Корсаков, Ганнушкин занимаются психопатией. Психопаты — 5-15% всего населения. Это заболевание проявляется у мужчин в 2 раза чаще, чем у женщин. Психопатии характерны для юношеского возраста.
Причины: биологические, социальные.
Биологические причины психопатии — наследственность, алкоголизация родителей, патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма.
Социальные причины психопатии — дефекты воспитания в раннем возрасте, влияние социума.
Ганнушкин — психопатия проявляется с юности, представляет собой ряд особенностей, отличающих их от так называемых нормальных людей и мешающих им безболезненно для себя и других приспособиться к окружающей среде. Речь идет о таких чертах и особенностях, которые проявляются во всем. Психопатия тотальна, захватывает всю личность.
⇐ Предыдущая1234
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Диференціальна діагностика
Для диференціальної діагностики чинники ГНЕ поділяють на чотири основні підгрупи: інфекційні (трапляються найчастіше), злоякісні, аутоімунні та інші фактори (таблиця 2).
Таблиця 2. Найчастіші етіологічні чинники гарячки невідомої етіології
Інфекційні захворювання
Злоякісні захворювання
| Аутоімунні захворювання
Інші захворювання
|