План урока:
Место человека в обществе
Предписанный и достигаемый социальный статус
Многообразие социальных ролей
Социальные роли и возраст
Причины разрыва между поколениями
Общество возлагает разные ожидания на учителей, врачей, родителей и детей, политологов и экономистов, девушек и юношей. Все эти перечисленные позиции представляют собой многообразные социальные статусы.
Место человека в обществе
Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.
Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.
Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.
Пример.
- Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
- Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
- Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.
У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.
Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.
Примеры из жизни
Люди обладают разными статусами – это легко проиллюстрировать простыми примерами.
Пример 1
Когда ребёнок рождается, у него появляется национальность, гражданство, присваивается неизменный статус сына, дочери, девочки, мальчика. В школьном классе он приобретает положение ученика, в университете — студента. Получив профессию, становится учёным, юристом, экономистом, строителем. Количество достигаемых позиций постоянно увеличивается. Задействовав политические ресурсы, силу воли, опыт человек может взойти наверх социальной лестницы или наоборот, скатиться вниз, снизив уровень приобретённого статуса.
Пример 2
Положение человека определяет его статусный набор. Например, мужчина русской национальности, сорока лет, работающий преподавателем в университете, имеет жену, мать и сына. Кроме этого он является православным христианином и членом редколлегии. Каждый день он вступает в разные связи, выполняет обязанности и защищает права, сохраняющие его положение.
Отношение к нему строится из того, как он играет свою социальную роль и отражается в характеристиках:
- хороший родитель;
- отличный семьянин;
- преданный друг;
- любящий сын;
- строгий преподаватель.
От этих показателей зависит престиж и авторитет человека, но решающее значение для определения места в социуме, чаще всего имеет главный статус — должность.
Предписанный и достигаемый социальный статус
Существует несколько видов социальных статусов:
- Предписанный;
- Обретенный;
- Достигаемый.
Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.
Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.
Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.
Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.
Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.
Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.
Многообразие социальных ролей
Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:
- Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
- Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
- Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
- Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
- Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.
В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.
Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.
Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.
Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.
Статусная иерархия
Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):
- горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
- вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.
Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.
Замечание 2
Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.
Путаница статусов — это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.
Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):
- на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
- неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.
Социальные роли и возраст
Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:
- Младенчество;
- Дошкольный возраст;
- Младший школьный возраст;
- Подростковый возраст;
- Юношество;
- Зрелость;
- Средний возраст;
- Пожилой возраст;
- Старость.
В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.
Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:
- Сын/дочь;
- Лидер/изгой;
- Брат/сестра;
- Домохозяйка/хозяин;
- Ученик/ученица;
- Спортсмен/спортсменка;
- Друг/подруга;
- Читатель/писатель;
- Видеоблоггер;
- Отличник/хорошист/троечник;
- Юноша/девушка;
- Призывник (для военкомата);
- Художник;
- Музыкант;
- Танцор.
За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.
Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.
Причины разрыва между поколениями
Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.
Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.
Призываем к действию
Нужно просто написать «пишите ваши комментарии и ставьте лайки» – что здесь сложного? Призыв к действию – одна из важнейших частей поста, и подходить к ней настолько формально нельзя. Даже если ваш пост будет интересным, без правильного призыва читатель пройдет мимо.
Наша цель – получить как можно больше комментариев. Давайте разберем ошибки, которые чаще всего допускают при призыве к этому действию.
- Призыв в отрыве от темы. Пост про маркетинг, а в конце вы просите подписчиков описать их первое свидание. Только они настроились и вникли в одну тему, как их сразу, без прелюдий, переключают на другую. Не надо так.
- Закрытые вопросы. «А вы читали эту книгу?», «А вы носите колготки зимой?», «А вы ездили этим летом в отпуск?». Вроде как и можно на это ответить, но зачем? Умом блеснуть не получится, мнение выразить, похвалиться – тоже. Тогда зачем людям это комментировать?
- Сложные открытые вопросы. Люди не хотят тратить много времени на комментарии. Подготовка ответа на вопрос «Почему ежедневно Земля прибавляет в весе 400 тонн?» займет больше времени, чем они готовы потратить. Поэтому такой вопрос останется без ответа.
- Слишком много вопросов. Два вопроса – уже много. Это значительно усложнит задачу подписчиков. И, скорее всего, они не ответят ни на один.
- Как написать правильный призыв к действию?
- Определитесь с целевым действием. В нашем случае это комментарии. Конечно, одном посте может быть несколько действий. Например, комментарий, лайк и сохранение. Тогда лучше писать призыв к ним в разных местах. К лайкам и сохранениям – всегда в начале или в середине поста, к комментариям – всегда в конце.
- Проанализируйте сам пост. Какое желание он должен вызвать у читателя? На какие мысли навести? Чем бы вы захотели поделиться после прочтения своего поста?
- Сформулируйте призыв к действию. Он должен звучать естественно, и выглядеть как продолжение поста. Этим единственным предложением вы должны показать, что вам не безразлично мнение подписчика, что вам будет очень интересно побольше о нем узнать. «Пишите ваши комментарии», «жду ваших комментариев», «высказывайте свои мнения» – такие призывы точно не подходят.
Текст написан, картинка выбрана. Пора публиковать пост и отвечать на комментарии.