Американский композитор Нед Рорем сказал: «Юмор – это способность видеть три стороны одной медали». Психология полностью согласна с этим мнением. Развитое чувство юмора действительно помогает увидеть ситуацию в другом свете, найти больше вариантов решения проблемы.
Юмор помогает предупреждать и разрешать конфликты, налаживать отношения, самовыражаться. Это то качество, которое одинаково привлекает мужчин и женщин. Но это только часть преимуществ. Юмор еще и способен исцелять наши души. В психологии даже есть терапия смехом (юмором).
Чувство юмора в психологии
«Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить», – Эрнест Хемингуэй.
По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.
Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.
Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.
- Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
- Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
- Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью. Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.
Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.
Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.
На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.
Как научиться сарказму и чем он отличается от простой шутки?
Как научиться сарказму? Сарказм отличается от простой шутки или юмористического замечания некоторой колкостью и резкостью. Открытый сарказм может поставить человека «на место», грубо указать на его недостаток или едко отметить поступок.
Это, конечно, крайние выражения. А можно ли научиться сарказму в мягкой форме? Чтобы всем было понятно, но никого не оскорбить? Можно, если придерживаться некоторых общих правил.
- Больше читать. Пусть это будет научная, научно-популярная, аналитическая, художественная литература. Расширять знания и кругозор, учиться сравнению.
- Изучать выступления сатириков, юмористов в стиле стенд-ап, комических актеров. Усваивайте то, как они подмечают, подают материал, на что именно обращают внимание комики и как это воспринимает публика.
- Читайте литературу по психологии: именно на ней базируется саркастическое восприятие мира и социума.
- Тренируйтесь в произношении слов и фраз: чтобы сарказм сработал, он должен быть произнесен четко и хлёстко. Иначе сочтут просто за обозленного неудачника.
- Не перебарщивайте с саркастическими высказываниями. Пусть они будут редкими, но меткими.
Здоровое и нездоровое чувство юмора
Чувство юмора – признак зрелой и здоровой личности. Однако чувство юмора чувству юмора рознь, важно смотреть не только на его наличие, но и на содержание.
- Здоровое чувство юмора позволяет продуктивно взаимодействовать с людьми и предполагает гибкие личностные границы.
- Нездоровый юмор, как правило, имеет разрушающий характер в отношении других или себя, препятствует налаживанию контактов. А вместе с этим отмечается неподвижность личных границ. Часто как раз про таких людей говорят, что у них нет чувства юмора.
Самым опасным считается черный юмор, притом отмечается, что он свойственен людям с психозами.
- Например, юмор шизофреников сложно понимать другим людям.
- А параноики наоборот не понимают шутки здоровых людей. Им мерещатся оскорбления и угрозы.
- Шутки маньяков пугают других людей, но услышать их можно очень часто.
Здоровье/нездоровье юмора можно определить с помощью опросника для оценки стилей юмора (автор – Мартин). Проводились исследования с помощью этого опросника, в ходе которых было выявлено:
- Здоровый адаптационный юмор свойственен оптимистам, людям с адекватной самооценкой и способным строить близкие отношения.
- Агрессивный юмор наблюдается у неудовлетворенных людей.
- Самодеструктивный и самоуничижительный – у людей с психическими нарушениями, сопровождающимися депрессией, тревогой и враждебностью, низкой самооценкой и неудовлетворенностью отношениями с окружающими людьми.
Одинокие шутки
Невозможно не заметить, что за последние годы изменился и вид шутки. Она перевоплотилась из слова в картинку — мем.
Факт
Мем — любой символ или идея, передающиеся от человека к человеку с помощью жестов, речи, письма и т. д. Термин был введен английским эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».
Однако и это безобидное «существо» внесло коррективы в коммуникацию людей.
Шутки в Интернете.
CCO.
Елена Владимирова, семейный психотерапевт:
Понятно, что мы перешли из реальной жизни в виртуальную. На юморе это тоже сказалось. Ведь, например, анекдоты работают в живой беседе за чаем. Читать их обычно не хочется.
А мемы воспринимаются легко и быстро. Отправляются куда угодно за доли секунды. И даже если поделиться не с кем, можно листать в одиночку. Чем реже люди встречаются, тем больше у них появляется новых способов общения. Мемы — один из них.
Типы чувства юмора
Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:
- Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
- Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
- Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
- Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
- Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
- Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
- Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.
Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.
Базовые закономерности построения шуток
Прежде чем приступать к упражнениям по развитию чувства юмора, стоит разобраться в основах построения удачных шуток. Эти пять базовых закономерностей позволят начать подмечать явления и события, которые могут стать уместным поводом для смеха. Изучив их, вы поймете, что развитие чувства юмора – не сложный и интересный процесс!
Механизм построения шутки | Особенности механизма |
Неоднозначный смысл | Используются слова и понятия, которые имеют несколько трактовок. Например, когда говорят «Наша планета на 30% состоит из суши. Остальные 70% — это сакэ». |
Подмена ожидаемого | Работает за счет нарушения логики и неожиданной ироничной развязки. Примером может послужить такое объявление о потере часов: «Тому, кто потерял свои часы в супермаркете, спешим сообщить: сейчас ровно полдень!». |
Сравнение заведомо несравнимых вещей/явлений | Комический эффект достигается за счет абсурдного сравнения. Например: «Жизнь моя дорога мне, как память…» |
Скачок | Используется перечисление родственных понятий, которые неожиданно дополняются чем-то далеким от них. Пример: «На свидании с парнем для меня важно, чтобы было весело и романтично. И чтобы муж не узнал об этом!». |
Ироничное описание | Подразумевает наличие скрытого смысла, который явно противопоставлен происходящему. Например, когда говорят «Это же гениально!» в случае нелепого поступка или глупого решения. |
Функции юмора
Юмор – средство коммуникации, способ игры и флирта. В психологии такое игривое состояние называется парателическим. Какие еще функции несет в себе юмор:
- помогает влиться в компанию;
- может быть вариантом психологической защиты (спасает от расстройств личности и внутренних противоречий);
- выступает способом выражения агрессии или сексуальности (интереса);
- помогает перерабатывать информацию.
Кроме того, среди социальных функций значится:
- социальная активность и возможность выхода за социальные рамки;
- снятие ответственности (если хочешь что-то сказать, но боишься, то скажи это в шутку);
- регуляция отношений;
- защита социального статуса и иерархии;
- идентичность и сплоченность.
Главная психотерапевтическая функция состоит в том, что юмор позволяет человеку посмотреть на свои проблемы, желания, личностные качества со стороны, а после, трансформируя их в приемлемые формы, принять. Это важно для внутренней и внешней интеграции человека.
Кроме того, юмор позволяет позитивно переоценивать стрессовые ситуации, сохранять внутреннюю свободу, преодолевать чувство отчаяния и трудные жизненные ситуации – это еще и средство саморегуляции.
Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)
Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:
- зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
- сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
- сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
- очень хорошо развитое абстрактное мышление.
Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.
Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.
Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.
- В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
- Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
- Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
- Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
- Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
- Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
- Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
- Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
- Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
- Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.
В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.
Как научиться хорошо шутить?
Как же научиться хорошо шутить? Если вы относитесь к тому виду людей, которые «сами себе в зеркале не улыбаются», вам придётся сложнее. Для начала следует пересмотреть собственные взгляды. Ответьте себе на вопросы:
- Какие шутки могут вызвать улыбку?
- Какие юмористические передачи вам нравятся?
- Какие комедийные фильмы могут вас развеселить?
- Есть ли в вашем окружении люди, общение с которыми поднимает вам настроение?
- Как вы реагируете на критику и шутки в ваш адрес?
Упражнения для развития чувства юмора
На каждое упражнение отводите хотя бы по часу в день.
Двусмысленность
Вспоминайте как можно больше слов с двойным значением. Принцип таких шуток: в первом предложении мы думаем об одном смысле, а уже во втором понимаем, что смысл был иной. От того и смешно.
От обратного
Самый простой способ. Научитесь комментировать вещи, представив их в противоположном смысле. Так рождаются выражения а-ля «Ты сегодня нарядный» (когда человек пред нами в явно помятом виде). Главное не уйти в крайность оскорблений и язвительного юмора. Именно с техникой «от обратного» существует такая опасность.
Ассоциации
Выискивайте в своих знакомых какие-то интересные элементы и на бумаге придумывайте к ним ассоциации. Можете придумывать что угодно, но если «подопытному кролику» этого лучше не знать, то бумаги сжигайте и рвите.
Фантазии
Каждый день выбирайте одну букву и старайтесь придумывать предложения, состоящие из слов исключительно на эту букву. Пусть выйдет нереально, абсурдно. Не важно! Вы учитесь креативить, развиваете свое мышление, воображение, пополняете словарный запас.
Развить чувство юмора можно всегда. Да, кто-то от природы в большей мере наделен остроумием, кто-то – в меньшей, но это не так важно. Точнее даже будет сказать, что у кого-то природная эмоциональность и чувствительность выше, а вот острота и гибкость интеллекта, абстрактно-логическое и творческое мышление, как и понимание людей и ситуации – дело наживное. Главное, не лениться и регулярно самосовершенствоваться.
Что делает шутку хорошей шуткой
Юмор следует шаблону. Во многих отношениях он математичен по структуре и ритму. Как научиться юмору и остроумию? Проанализируйте, почему определенные комедийные шоу, сценки или анекдоты развлекают вас больше. Вы начнете понимать, что сможете создать индивидуальный стиль юмора.
Основные правила шутки – распределение по времени, ритм, правило трех и материал.
- Первое связано с моментом, когда рассказываешь шутку. Чтобы рассказать свою миниатюрную историю, каковой является шутка, необходимо безраздельное внимание слушателей. Если она не удалась, это не означает, что она не смешная. Возможно, это было сделано в неблагоприятное время или обстановка неподходящая: анекдот может не иметь смысла в определенных ситуациях. Чем оптимальнее ситуация, тем больше вероятность успеха в кульминации шутки. Кроме того, человек, который только учится шутить, может быть многословным или, наоборот, пропускать важные описательные детали, шутя слишком быстро. Следует избегать обеих крайностей!
- Каждая шутка имеет ритм. Он измеряется не столько словами, сколько временем её рассказывания. Некоторые написанные анекдота могут показаться слишком длинными, но, когда их рассказывают – они ритмически короткие. Это то, как произносишь слова, паузы между строками, физические жесты, позволяющие аудитории визуализировать историю и в итоге посмеяться. Чем больше практикуется в рассказывании анекдотов или шуток и оттачиваешь формулировку, тем утонченнее становится этот ритм.
- Правило трех – ход шутки; необходимое условие. Это завязка, состоящая из двух компонентов, которые необходимы для выстраивания схемы шутки. Кульминация, она же изюминка шутки; находится в третьей строке, когда происходит отклонение от схемы. Кульминация – короткая, иногда одно слово. Если она нарушает границы, то шутка получается многословной, длинной, неинтересной, как обыденный разговор. Подача кульминации влияет на реакцию аудитории, так что лучше делать её масштабной – создать предвкушение.
- Материал – количество шуток в вашем репертуаре имеет принципиальное значение. Это помогает понимать вышеуказанные правила и подходят ли те или иные шутки к определенным тематическим категориям и соответственно ситуациям.
Как научиться шутить в любой ситуации? Начинайте учиться юморить с классификации шуток по ритму и тематике. Произносите шутку вслух (лучше на диктофон), не забывая ориентироваться на ритм. Повторив несколько раз, проделайте упражнение с другой шуткой. Сравните их. Определенно вы заметите разницу между ритмами (быстрый, медленный или промежуточный). Перейдя к тематическим категориям, используйте те же шутки, которые выбрали для анализа ритма, и спросите себя: «О чем эта шутка?», присвойте ей категорию.