Что такое фетишизм, и каковы его современные проявления?

К религиозным фетишам относятся предметы, имеющие какие-то мистические свойства. Уходя корнями в глубокую древность, фетишизм известен практически всем народам мира. Личные амулеты, призванные оберегать своего владельца носили на шее, веря в его магические свойства. Поклонялись всему, что как казалось людям, обладало некой мистической силой. Это мог быть и кусочек от чего то большого, например маленькая часть магического дерева, кусок камня, рисунок животного или фигурка птицы. Также фетишом могла стать статуя, изображавшая особо почитаемого предка, сделанная из глины, камня и дерева. Любая вещь, найденная людьми и поразившая их воображение могла стать фетишом, которому впоследствии все поклонялись.

У фетишей было свое место действия. Например, какому-то предмету приписывали защищать дом, другому — управлять погодой, третьему — вызывать дождь.

В Узбекистане в почете была змея. Она считалась началом добра и зла. Также известен культ поклонения быкам, олицетворяющим мужское начало, лошади, верблюду и льву. Предметы поклонения пытались задобрить молитвами и отблагодарить, ибо от них зависело благополучие целых поселений.

Одним из ярчайших предметов фетиша является деревянная кукла — алэла енисейских кетов. Алэла была сделана из дерева и наряжена в традиционную одежду кетов. Кукла была изображена в виде старухи, которая оберегала дом и домочадцев. Кукла передавалась от родителей детям, ее всегда брали с собой во время переездов и свято оберегали.

Фетишизм, как религия

Фетишизм – влечение, почитание неодушевленного объекта. Предмет поклонения наделяют сверхъестественными и даже магическими свойствами. Сейчас фетишизм больше ассоциируется с сексуальными девиациями.

Понятие слова «фетиш» изначально обозначало идол или талисман. Современные психологи дают определение – это предмет, вызывающий сильное эмоциональное или сексуальное возбуждение у человека.


Хенд-фетишисты испытывают возбуждение от красивого маникюра и других украшений на руках.

Изучением фетишизма в начале XX века занялся Зигмунд Фрейд. Он выделил несколько форм явления, описал их природу.

По представлениям австрийского психоаналитика, фетишизм – отклонение от естественной сексуальной ориентации. Их причина – детские психотравмы, вызванные обидами, непониманием или эмоционально окрашенными событиями.

Чаще всего фетишизм развивается у людей с размытой половой идентификацией. С помощью фетиша происходит зарождение сексуальных отношений, часто искаженных.

По мнению Фрейда, фетишизм не всегда связан с расстройствами психики. Только в совокупности с другими отклонениями требует коррекции. Избавиться от них не так просто.

В научный оборот термин был введён Шарлем де Бросом в работе «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта и современной религии Нигерии».

В данной статье

  • не будут рассматриваться разнообразные фетишистские представления.
  • не будет ставиться вопроса – фетишизм это термин или понятие, а такая проблема существует.
  • не будут массово использованы работы современных авторов по археологии, лишь одна статья.

Работа призвана показать и осветить следующие актуальные проблемы:

  • многозначность понятия фетишизм;
  • возникновение фетишизма;
  • считать ли фетишизм религией;
  • выявления фетишизма из общий массы культов личных покровителей.

Уже много раз в литературе указывалось на неясность термина или понятия «фетишизм», которым придают то одно, то другое значение.

Перечислять имена и труды всех исследователей, которые писали о фетишизме, автор настоящего доклада полагает, что это не имеет никакого смысла, так как они всем хорошо известны.

Озвучим основные определения:

1 – Фетишизмом называют почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных);

2 – Фетишизмом называют почитание только неодушевленных и только земных предметов;

В этом определении выделяют 3 положения;

A – Фетишем называют сам материальный предмет, которому воздаётся почитание;

Б – Фетишем называют не сам предмет, а духа пребывающего в нём;

В – Фетишем называют неотделимость предмета от обитающего в нём духа;

3 – Фетиш и фетишизм означает не какой-либо вид почитаемых предметов, а определённое отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность принудить сверхъестественные существа служить себе.

Понятно, что при такой неопределенности и многозначности термина «фетишизм» некоторые исследователи предпочитали вообще не пользоваться этим термином. Такой позиции придерживались Богараз В.Г., Люсьен Леви-Брюль используя термин «амулеты» однако смысловое значение «амулетов» осталось тоже, что и «фетишей».

4 – Фетишем называют любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, дерево, искусно сделанная фигурка. Этим предметам приписывались свойства, выражавшиеся в способности помогать в промысловой деятельности, исцелять, охранять от врагов и т.д.;

5 – Токарев С.А. даёт следующее определение, Фетишем называют религиозное почитание неодушевлённого материального предмета, которому приписываются сверхъестественные свойства.

Однако такое определение не совсем согласовывается с позицией самого автора, так как сам Токарев С.А., указывая в своём определение на «религиозное почитание неодушевлённого материального предмета» не считает фетишизм религией, а указывает на то, что фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. И если принимать за аксиому, а отчего-то нам нужно отталкиваться утверждения Токарева С.А., что фетишизм является постоянным элементом любой религии «который распределяется в религиях не неравномерно» (комментарий мой Владимир О.) то, следовательно, фетишизм немок возникнуть раньше, чем сами религии.

И здесь закономерно встаёт вопрос о возникновении фетишизма.

Советские религиоведы Францев Ю.П. и Токарев С.А. относят возникновение фетишизма к процессу разложения общинно-родового строя (здесь правильнее было бы сказать процесс возникновения родоплеменных религий или племенных культов и появлением такой формы религии как нагуализм (культ личных духов покровителей)). Свою позицию они аргументировали следующим фактом: фетиш предмет сугубо личный для каждого человека. И при чистом первобытнообщинном строе, где личность целиком поглощена коллективом, появление такого элемента религии как фетишизм невозможна. И с этим аргументом трудно не согласится так как, мы находим культы личных покровителей только у народов антропосоциогенез которых вышел за рамки первобытнообщинного строя, а их верования представлены племенными культами (религиями) и культами личных покровителей – (очень осторожно можно предположить, что с культом личных покровителе связаны пекторали, сделанные из целого клыка кабана которые происходят из энеолитических погребений).

И так подводя черту в этой части доклада скажем, что возникновение такого элемента религий как фетишизм является результатом развитости религий. Степень их развитости зависит не от них самих, а от той ступени антропосоциогенеза на которой каждая из них вырастает. Таким образом, по поводу появления фетишизма приходится видимо сделать два вывода несогласующихся с привычными представлениями о нём:

  • во-первых, эта вовсе не форма религии, а сравнительно поздней элемент религий;
  • во-вторых, фетишизм это элемент, культа личных покровителей.

И здесь сразу встаёт вопрос о выявлении фетишизма из общий массы культов личных покровителей.

Фетишизм как элемент культа личных покровителей тесно переплетается с ним, а культ личных покровителей тесно связан с нагуализмам и переплетается с ним, то, как нам выявить фетишизм и не перепутать его с индивидуальным тотемизмом как распутать этот клубок?

Основными критериями для выявления фетишизма являются:

  • во-первых, наличие любого неодушевленного материального предмета;
  • во-вторых, наличие индивида «человека», который наделяет любой неодушевленный материальный предмет сакрально-магическим смыслом;
  • в-третьих, это чисто личное отношения, человека к фетишу которое он противопоставляет основным общеплеменным, месно-общинным, семейно-родовым, божествам-покравителям.

Однако под указанные выше критерии попадает индивидуальный тотемизм «чуринги» племени Аранда. И действительно выставить чёткие и ёмкие критерии для определения фетишизма задача очень сложная ведь культы личных покровителей встречаются в разных частях света и у разных народов и там они имеют в разных условиях весьма различный вид и смысл. И в самом деле, достаточно окинуть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедится в том, что фетишистские представления образуют неотъемлемою часть любой религии. Едва ли есть хоть одна из них, в которой фетишистские верования не занимали бы более или менее заметного места. При этом как было показано выше, вряд ли возможно приурочить наибольшую выраженность фетишизма, к раним стадиям истории религии: ещё вопрос, где его больше – у Аранда ли с их священными «чурингами» и подобными предметами или в христианстве с его бесчисленными изображениями святых, распятиями, мощами и шарлатанскими реликвиями. Словом фетишизм составляет один из наиболее постоянных и сравнительно поздних элементов всякой религии, и рассматривать фетишизм как форму религии нельзя, ибо обозначаемые этим словом явления известны во всех религиях без исключения.

Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Энеолитическое погребение из курганного могильника Айгурский 2 (Ставропольский край) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. Вып. VII М., 2007. С. 48.

* современной автору Ш де Броссу.

Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. М., 2011.

Богараз В.Г. Чукчи Религия. М., 2011. С. 46-52.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении. М., 2012. С. 27-32.

Религиоведение. Под ред., Яблокова И.Н. М., 2013. С. 217.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 33,34.

Францев Ю.П. Фетишизм и проблема происхождения религии. М., 1940. С. 85-93., Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 50, 292-302.

Первобытнообщинный строй в чистом виде не зафиксирован неводном из тех источников, с которыми знакам автор доклада.

Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Энеолитическое погребение из курганного могильника Айгурский 2 (Ставропольский край). // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа; Археология, Палеоантропология, Краеведение, Музееведение. Вып. VII М., С. 50,51,52,53,54,55,56.

 Как отмечают Коренский С.Н. и Калмыков А.А. пекторали сделанные из целого клыка кабана встречаются редко. Из 6-ти могильников: Айгурский 2, курган 17, погребение 6, Весёлая Роща 2, 15/1, Нальчикский погребение 36 и 35, Мариупольский, Хвалынсский, Петрово-Смирново только из 7-ми погребений происходят подобные пекторали кол. 7 шт. Кореневский С.Н. и Калмыков А.А. полагают, что пектораль являлась ранговой вещью, которую не всегда клали в могилу. Но если пектораль ранговая вещь, которая определяла статус человека при жизни то, как без этой вещи умерший человек на том свети, подтвердит свой высокий статус? Авторы статьи указывают, что погребённый юноша в могиле 17/6 получил пектораль, пройдя обряд инициации. Но прохождение инициации не исключает приобретение личного покровителя.

 термин Сакрально-магический употребляется мною, так как фетишизм в дальнейший период своего исторического развития очень тесно будет связан магией и получит своё новое выражение в виде амулетов.

Леви-Брюль Л. Первобытная мифология Мифический мир австралийцев и папуасов. М. 2012. С. 113,114.

Леви-Брюль Л. Первобытная мифология Мифический мир австралийцев и папуасов. М. 2012. С.113,114.

Поделись статьёй в социальной сети, чтобы не потерять

Первобытные религии древнего мира и фетишизм


Первобытные люди наделяли тотемы магическими свойствами.
Древние культы первобытных людей основываются на вере в духов-покровителей и наделении магическими свойствами материальных объектов и природных явлений. Ранние религии делятся на:

  1. Анимизм – веру в нематериальных духов. Древние люди наделяли магической силой стихии, предметы, объекты неживой природы, видели в них покровителей. Понятие подходит для описания всех первобытных культов.
  2. Фетишизм– вера в магические свойства, приписываемые какому-либо предмету. Это и камни, кости животных, статуэтки и даже природные объекты. Все необычное и непонятное становилось фетишем в древних племенах. Ему поклонялись, задабривали, просили о помощи.
  3. Тотемизм – вера, основанная на поклонении покровителю рода. Его роль играли животные, птицы, растения. Человек не просто поклонялся им, но и ассоциировал себя с покровителями, развивая определенные качества (ловкость, силу, выносливость). Для поклонения духу рода использовали тотемы.

Более поздние первобытные верования базируются на магии и шаманизме. Магия – вера в сверхъестественные силы, возможность управлять ими с помощью ритуалов. Шаманизм же – поклонение духам предков и богам, взаимодействовать с которыми может только шаман.

Общенародные фетиши

  1. Маскуи, статуэтки, тамтамы призваны были обеспечивать связь между духовным и материальным миром. Сегодня их используют многие народы во время торжественных церемоний и обрядов.
  2. К барабанам относятся с особым трепетом и уважением. Их считают одухотворенными существами. Для того чтоб сила барабана возросла, в него вливают новую силу, делая подношения. У каждого священного барабана есть личный исполнитель, которому разрешается дотронутся до него только после особого посвящения.

Современные проявления фетишизма

Фетишизм разделяют на следующие виды:

  1. Товарный. Подразумевает овеществление производственных отношений между членами общества. В результате человек зависит от товаров.
  2. Правовой. Фетишист доводит до абсолюта веру в правовые нормы, лишь с помощью них он способен решать любые вопросы.
  3. Сексуальный. Человек испытывает сексуальное возбуждение при виде определенных вещей или типажа внешности. Это и кружевное белье, и обувь на шпильке, форма школьницы или любая другая вещь вплоть до украшений. Часто без фетиша человек не может достигнуть сексуальной разрядки.


Одна из самых популярных разновидностей фетиша связана с ногами.
Отдельно выделяют разновидности сексуального фетишизма: хенд- и фут-фетиш. Хенд-фетишизм – сексуальное влечение к рукам. Человек испытывает возбуждение при виде запястья или пальцев, ладоней, ногтей с определенным маникюром. Его будоражат лишенные сексуального подтекста действия, например, мытье посуды. Фут-фетишизм – сексуальное влечение к ступням.

Фетишизм – это болезнь или нет?

Медицинские специалисты считают современный фетишизм патологическим, если он мешает способности вести полноценную жизнь или личным отношениям. Если зависимый человек живет и получает удовольствие от отсутствия объекта желания, это не считается отклонением.

Фетишисты часто не опасны для окружающих, но из каждого правила есть исключения. Фетишистские расстройства опасны, если:

  1. Фетишизм принял форму патологического психического расстройства.
  2. Существуют и другие психические заболевания: шизофрения, депрессия, садизм.

Эти люди иногда совершают самые безумные поступки, чтобы получить объект желания, но зачастую они не представляют угрозы для общества. Фетишизм иногда становится большой проблемой в жизни пары, потому что иногда влечение к определенным вещам становится приоритетом фетишиста, а сексуальное удовлетворение он может испытывать и без присутствия партнера. Женщины шокированы странностями своих половинок, например, тем, что их муж хочет понюхать неэпилированное женское белье.

Если вторую половинку не беспокоит поведение фетишиста, она может не обращать на него особого внимания. Иногда подобное влечение встречается у людей и считается нормальным. Но если есть серьезные проблемы, немедленно обратитесь к психиатру или сексологу.

Фетишисты, симптомы странных влечений

Фетишизм становится проблемой, если без него невозможна нормальная сексуальная жизнь человека.

К сексологу или психотерапевту обращаются если:

  • Сексуальное возбуждение и сам секс возможны только при наличии фетиша рядом.
  • Без мыслей о нем человек не может возбудиться или получить оргазм.
  • Фетишизм заменяет реальные отношения.

Для лечения патологических влечений используют различные психотерапевтические практики, психоанализ или аверсивный метод.

Осложнения

Тяжелые формы фетишизма нарушают нормальную сексуальную активность пациентов — роль партнера во время полового акта упрощается, а удовлетворение чаще всего бывает односторонним. Некоторые формы расстройства могут быть опасны для психики, жизни и здоровья пациента и окружающих. Это может произойти, например, когда возникает компульсия к детской одежде, игрушкам, и ребенок может вести себя фетишистским образом в присутствии детей. В другом случае ребенка могут привлекать к инвалидам и заставлять вступать с ними в сексуальные отношения. В этих случаях фетишизм может привести к социальному неодобрению, социальной дезадаптации и судебному преследованию.

Происхождениеi

Изначально термин употреблялся по отношению к древним народам и их поклонению идолам. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков термин подвергается расширению в сторону сексуального домена. Фетишизм приобретает свое эротическое значение в 1887 году в публикации Альфреда Бине «Фетишизм в любви», в которой психолог описывает его как «интенсивное возбуждение гениталий при созерцании неодушевленных предметов».

Термин фетишизм хорошо подходит для такого рода сексуальных извращений». Фетишист становится по существу адептом сексуальной активности, более или менее терпимой в соответствии с различными культурами.

Жить или не жить с фетишистом

Фетишизм может стать серьезной проблемой в супружеской жизни, поскольку любовь и влечение к определенным объектам иногда становятся для аддикта первостепенными, а удовлетворение физиологических потребностей часто происходит без участия супруга.

Женщины могут быть шокированы странными фетишами своих мужей, которые могут включать нестиранное нижнее белье или влечение к определенной части тела.

Если человек, живущий с фетишистом, не слишком обеспокоен этим влечением, это не может быть слишком большой проблемой: иногда такие проявления свойственны всем и не считаются странными. Но в случае серьезных проблем в паре всегда следует обращаться за помощью к психотерапевту и сексологу.


Если ваши фетиши имеют негативный подтекст для вас или вашего партнера, то стоит обратиться к психологу или сексологу

История3

Альфред Бине впервые использует этот термин в сексологическом смысле в статье в 1887 году. Его теория основана на замечаниях Жана-Мартина Шарко и Валентина Магнана о случае фетиша ночного колпака, девушки чьи первые сексуальные эмоции были связаны с видением ее матери ночного колпака в возрасте пяти лет. Бине строит теорию, в которой детский сексуальный опыт определяет фиксацию фетишизма. Он резюмирует это в формуле: «Мы всегда возвращаемся к нашей первой любви».

Зигмунд Фрейд опирается на работу Бине и определяет как фетишизм сексуальную практику поиска оргазма через предметы или части тела, независимо от полового акта. Следовательно, существует сексуальный фетишизм, когда часть тела или предмет приходит на место полового органа партнера и полностью заменяет его. Теория Фрейда развивается во время его размышлений.

Первоначально сфокусированный на понятии либидо, фетишизм представляется как извращение. Объяснение происхождения сексуального фетишизма связано с детской травмой, символизируемой кастрационной тревогой. Согласно теории Фрейда, мальчик, впервые обнаружив, что у женщины нет полового члена, совершает смещение на неодушевленном предмете, который он увидит одновременно.

Таким образом, фетиш заменяет недостающий фаллос женщины. Затем этот объект понадобится в будущем для сексуального удовлетворения. По его словам, фетишист прибегнет к расщеплению эго, то есть одна часть личности распознает тревогу кастрации через объект фетиша, другая — нет и подавляет ее, особенность Расщепление остается в связи с отсутствием связи между этими двумя полюсами.

Эта теория, однако, выходит за пределы в случаях женского фетишизма, когда кастрационная тревога не выражена таким же образом; на самом деле, Фрейд, по сути, вызывает фетишиста и ограничивает женщину фетишизмом одежды, которую он считает «нормальной».

Первые клинические наблюдения за фетишизмом одежды или страстью тканей появляются в 1908 году в статье Эротическая страсть тканей у женщины Гаэтана Гатиана де Клерамбо. После Фрейда теория фетишизма подвергается другим влияниям. В 30-е годы Мелани Кляйн взяла на вооружение концепцию «частичного объекта» Карла Абрахама и сосредоточилась больше на представлении фетишизма со стороны материнского объекта в его измерении привязанности/разлуки, чем в его фаллическом измерении.

В 1950-х годах Дональд Винникотт внес свою теорию в «переходный объект», который он отличил от «фетишизма» — даже если он признал предшественника фетишизма в этом процессе.

По его словам, «переходный объект» — это иллюзия материнского фаллоса, относящаяся к «нормальному» эмоциональному развитию ребенка; и наоборот, фетишизм — это галлюцинация, связанная с материнскими отношениями. В 1954 году Жак Лакан выбрал фетишизм, чтобы проиллюстрировать свою теорию трилогии «Воображаемый» — «Символический» — «Реальный». Тревога кастрации представлена как доля клинической истории.

Подробнее о разновидностях и тонкостях сексуальных фетишей читайте в нашей статье.

Возможные причины возникновения фетишизма

Если речь идет о сексуальном фетишизме:

  1. Детская психологическая травма: ребенок по каким-то причинам прекращает доверять родителям, а также всем взрослым. Позже возникают трудности с построением доверительных отношений со взрослыми и сверстниками, в том числе, с представителями противоположного пола; взрослеющий человек находит сексуальную разрядку, используя неодушевленные вещи;
  2. Какая-то история, которая произошла в период полового созревания и сформировала в головном мозге определенные ассоциации, например, ассоциация полового возбуждения с бюстгальтером, неосторожно оставленным матерью или старшей сестрой в ванной;
  3. Травмирующий сексуальный опыт в прошлом, после которого человек подсознательно боится вступать в контакт с живыми партнерами, отдавая предпочтение вещам;

Если говорить о религиозном фетишизме, то здесь причиной являются сформированные годами в сознании человека традиции. Приверженность этим традициям или определенной вере формируется у ребенка в семье, в которой он растет. Возможно, человек испытывает страх или одиночество, поэтому излишне концентрируется на объекте веры.

Поклонение той или иной вещи может быть связано с травмой после потери близкого человека: несчастный бережет вещи погибшего как память.

Причиной товарного фетишизма может стать излишнее акцентирование внимания на приобретенной вещи, особенно если она досталась человеку с большим трудом, он долго копил на эту вещь.

В норме, несмотря на любование теми или иными вещами, у человека в приоритете все-таки остаются люди. Если же вещи занимают главное место в жизни человека, то он, скорее всего, фетишист. Такому человеку желательно обратиться за помощью к психологу или психотрапевту, что фетишизм не ухудшал качество его жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]