Заикание
Инсульт
Энцефалит
5308 30 Марта
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Устная речь представляет собой сложный многокомпонентный процесс, в котором принимают участие не только структуры челюстно-лицевого аппарата, но и центры головного мозга, расположенные в коре больших полушарий. Именно в этих структурах в большинстве случаев локализованы те или иные патологические процессы, приводящие к развитию заикания.
Под заиканием (запинанием) понимают особенность речи, для которой характерно частое повторение или пролонгирование звуков, слогов или даже слов в сочетании с частыми паузами, что нарушает плавность устной речи.
Сегодня приводятся разные цифры, характеризующие количество заикающихся людей, — от 1 до 5%. Однако все специалисты единодушны в том, что среди лиц мужского пола заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди лиц женского пола, а также в том, что в 90-95% случаев заикания возникает в возрасте от 2 до 7 лет.
Данный дефект речи зачастую приводит к проблемам в общении, которые заключаются не только в затруднении восприятия такой речи со сторону слушающего, но также связаны с внутренними эмоциональными переживаниями заикающегося человека.
Разновидности заикания
Различают следующие виды заикания:
- Невротическое заикание, в основе развития которого лежит, как правило, какой-либо психотравмирующий фактор. Этот вид заикания является психогенным и не имеет в своей основе структурных повреждений головного мозга или периферических отделов речевого аппарата.
- Неврозоподобное заикание — в отличие от невротического, оно развивается на фоне органического поражения нервной системы.
- Смешанное заикание — развивается на фоне как психогенного фактора, так и истинного поражения нервной системы.
Возможные причины заикания
В основе заикания лежат различные судороги мышц речевого аппарата. Они развиваются по причине аномальных импульсов, исходящих из двигательных речевых центров головного мозга. Причиной патологической работы этих отделов центральной нервной системы могут быть как структурные, так и функциональные нарушения. Последние характеризуются наличием в каком-либо отделе головного мозга очага возбуждения, который активирует двигательный речевой центр и приводит к развитию судорожной готовности мышц, принимающих участие в артикуляции и голосообразовании.
В случае развития тонических судорог происходит длительный спазм мышц, в результате чего возникает задержка речи. В отличие от тонических, клонические судороги представляют собой череду кратковременных судорог, приводящих к непроизвольному повторению звуков или слогов.
И тот, и другой вид судорог ведут к нарушению плавности речи и заиканию.
Заболевания, вызывающие заикание
Среди факторов, влияющих на развитие заикания, врачи выделяют следующие заболевания и состояния:
- эмоциональная лабильность и дисфункция вегетативной нервной системы;
- психическая травма;
- черепно-мозговые травмы;
- инфекционное поражение головного мозга;
- инсульт;
- перинатальное поражение центральной нервной системы ребенка, связанное, как правило, с нарушением обеспечения кислородом структур головного мозга во внутриутробном периоде развития, во время родов и в первые часы-дни жизни.
К каким врачам обращаться при заикании
Традиционно первичное обследование пациента с заиканием проводится . После подробного опроса пациента, целью которого является выяснение обстоятельств появления заикания, возможных провоцирующих факторов, врач прицельно исследует нервную систему на предмет наличия других признаков неврологических отклонений. В лечении заикания врачи прибегают к помощи логопеда, психолога. Зачастую для лечения заикания, особенно в отсутствие органического поражения нервной системы, невролог направляет пациента на консультацию психиатра с целью выявления некоторые психических отклонений, приводящих к развитию заикания.
Диагностика и обследования при заикании
Диагностика заикания начинается с неврологического осмотра, в ходе которого невролог может заподозрить наличие структурного поражения головного мозга или, наоборот, не получить никаких данных о наличии органических повреждений. В этом случае врач прибегает к методам дополнительной лабораторно-инструментальной диагностики с целью подтверждения или исключения различных органических поражений. На первый план выходят методы ЭЭГ и нейровизуализации.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) является одним из неотъемлемых методов дополнительного исследования пациента, страдающего заиканием. ЭЭГ помогает дифференцировать невротические и неврозоподобные заикания, выявляя признаки судорожной активности отдельных участков головного мозга.
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется. Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Как снизить риск возникновения и избавить ребёнка от заикания ранней стадии
- Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы, а не просите ребёнка говорить помедленнее. Этими действиями вы поспособствуете более плавной речи ребёнка, так как подадите ему пример.
- Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.
- Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.
- Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: «Давай ”», «Как насчет…», «Что ты думаешь?»
- Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.
- Слушайте ребенка, не перебивайте, дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент. Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
- Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.
- Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: «я не могу этого сказать», «никак не получается». В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: «это было трудно произнести», «это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
- Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!
- Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.
- Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!
Таким образом вы создадите положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!
Какой должна быть речь взрослых
Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:
- Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
- Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
- Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
- Различные «страшные» темы разговоров — табу.
- Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.
Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.
Лечение и прогноз
На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.
- Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
- 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
- 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
- 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
Один из методов лечения — занятия с логопедом.
Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.
Как понять, что у малыша речевые нарушения?
Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
- при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
- запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
- перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
- вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
- становится замкнутым.
Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.
Что делать родителям дома?
Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.
Режим
Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.
Сон
Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.
Интонации
Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.
Похвала
Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.
Обстановка
В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.
Досуг
Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.
Общение
Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.
Активность
Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.
Ограничения
Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.
Степени тяжести
При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.
Выделяют:
- легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
- среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
- тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.
Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.