Диагноз F 80 Специфические расстройства развития речи и языка (лечение заболевания)


Заикание у детей

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Хотите получить больше информации об интенсиве? Нажмите сюда!

Заикание — симптомы и лечение

В каком возрасте лучше начать лечение у детей

Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.

Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.

Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:

  • Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
  • НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
  • Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
  • Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.

Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.

Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.

Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить [18][19][20][21].

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность [13][16].

Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.

Устранение заикания у дошкольников

У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.

Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.

Новые методики для лечения заикания

Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:

  • SpeechEasy — носится в одном ухе и внешне похож на слуховой аппарат. Изменяет звуки, проходящие через устройство так, что пациент слышит свой голос с небольшой задержкой по времени и в другой тональности. В результате заикание резко уменьшается или исчезает.
  • АКР-01 «Монолог» — также воспроизводит речь с задержкой, создающей эффект эха.
  • BreathMaker и Cafet — компьютерные программы-тренажёры для лечения заикания.

Лечение заикания (логоневроза)

Заикание (логоневроз)

Отзывы о лечении логоневроза в Медико-Психологическом Центре Индивидуальности
На лечение в Москву
Логоневроз

– самый частый
вид заикания
. В большинстве случаев он возникает в возрасте от 3 до 5 лет и связан с
психотравмирующей ситуацией
. В дальнейшем, на протяжении жизни, при отсутствии грамотного лечения, логоневроз протекает по-разному, чаще всего волнообразно, то усиливаясь, то ослабляясь. Человеку, который не сталкивался с этим заболеванием у близких людей или не испытал его сам, очень трудно понять всю болезненную остроту этого расстройства. Наиболее
тягостны
и
мучительны
при логоневрозе не страх, обида, досада или смятение от
неудачной устной речи
и негативной реакции окружающих. К этому со временем отчасти привыкают, вырабатывают своего рода защитную анестезию, как к любой другой постоянной физической или душевной боли. Самое острое и гнетущее чувство вызывает невозможность реализовать
свои способности
. Именно то, что больше всего хочется в жизни оказывается недостижимым. Устная речь – основное средство социальной коммуникации и для успешной реализации своих жизненных планов без нормальной устной речи обойтись практически невозможно. А логоневротические запинки, порой доходящие до степени полной невозможности продолжать речь, проявляются именно тогда, когда человеку очень – очень необходима чистая устная речь. И, словно насмехаясь над человеком, логоневротические запинки исчезают в ситуациях, когда значимость его речи ничтожна. Объяснить окружающим это невозможно, не понимают. В лучшем случае начинают жалеть или давать советы, от которых только усиливается раздражение и нарастает душевное смятение от осознания неуправляемости своего поведения. Отчаяние, безысходность, ожесточение, обида, злоба и другие острые негативные чувства бьют человека безжалостно и без меры. А неудачные попытки лечения логоневроза только усугубляют ситуацию и снижают собственную самооценку. Невидимыми оковами логоневроз вынуждает талантливого и ответственного человека занять узкую и тесную для него социальную нишу, вынуждает отказываться от поставленных целей и дамокловым мечом ограничивает все его прямые социальные контакты.
«Сейчас, впервые за более, чем 15 лет, я испытываю удовольствие от своей речи и от общения с людьми. И это потрясающее чувство, которое открыло передо мной совершенно недоступные ранее возможности. Из моей жизни в целом ушел невроз, и теперь я практически всегда чувствую себя спокойно и уверенно. Иногда просто не узнаю нового себя, вспоминая себя прежнего.» Подробнее
Логоневроз занимает особое место среди других расстройств речи. Давно замечено, что логоневроз

возникает у особенно
талантливых
и
одарённых
людей (другие расстройства речи, включая резидуально – органическое заикание, встречается у них гораздо реже). Небольшая часть из этих людей, испытывая большие сложности в социальной адаптации, всё же сумела «заявить» о своих способностях в науке, политике и искусстве. Демосфен, Вергилий, Наполеон, Мольер, Диккенс, Бисмарк, Черчиль, Ньютон, Дарвин … Список этих громких имён можно продолжать и продолжать. Логоневроз – примета высоких
интеллектуальных
способностей. Об этом свидетельствует его большая распространённость именно в развитых странах, особенно в их густонаселённых мегаполисах. В неурбанизированных странах или регионах (даже если они имеют большое количество населения) логоневроз встречается редко. Логоневроз преимущественно возникает у людей, занимающихся
интеллектуальным трудом
, и особенно характерен для людей с
высоким уровнем
абстрактного
мышления
. По данным различных источников логоневрозом страдают в среднем 2,5 % населения. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 4 к 1. Проявления логоневроза особенно сильны и оказывают своё деструктивное влияние в молодом и среднем возрасте, именно тогда, когда человеку необходимо реализовывать свой творческий и научный потенциал, решать профессиональные, социальные и личные вопросы своей жизни. И очень важно, чтобы осуществление этих важнейших задач не было заблокировано каменными тисками логоневроза.

«Я хотел сказать о том, что он мне помог избавиться от страха перед началом речи. У меня пропали мысли о том, что : «вот сейчас мне надо сказать ровно, без запинки». Исчезло само чувство того, что речь представляет проблему и приносит неудобства!
Я очень рад, что эти ощущения исчезли!
«
Подробнее
МБСТ (метод баланса силы и точности) предлагает путь устранения

логоневроза, основанный на глубоком понимании основ человеческого движения вообще и речевого движения в частности. Основы нейромоторики речевых движений могут быть легко поняты на многочисленных повседневных примерах из окружающих нас явлений и событий. Мир полон простых, прямых и понятных аналогий. Зная суть, легко постичь и механизм болезненного расстройства речи. Только основываясь на этом знании можно приступать к устранению логоневроза. Нейромоторные механизмы устной речи восстанавливаются, а не формируются заново, поэтому речевым утраченный ранее баланс. По существу, для повторного обретения сбалансированной устной речи требуется восстановление лишь небольшого числа навыков и знание их роли и места в структуре речи. Человек вновь обретает способность говорить без запинок в любой ситуации, при любой психогенной нагрузке так же, как он говорит наедине с собой, вслух озвучивая свои мысли. А глубокое понимание сути механизма исправления речи даёт непоколебимую убеждённость в необратимости вновь обретённой способности к сбалансированной устной речи.

Приглашаем вас на консультацию к специалисту

нашего
Центра
.

Стоимость консультации – 6000 р. /в час.

Что включает в себя стоимость консультации:

  • Индивидуальный подход к вашей проблеме.
  • Удобное для вас время приема.
  • Соблюдение конфиденциальности.
  • Комфортные условия проведения консультации.
  • Стаж работы специалиста – с 1983 года.
  • По вашей необходимости, предоставление подтверждающих документов (справок, заключений)

Что вы получите на консультации:

  • Объективную оценку вашего состояния со стороны опытного специалиста.
  • Четкий план действий и количество проводимых сеансов.
  • Выбор психотерапевтических методик, в том числе авторские методики
    .
  • Индивидуальные рекомендации специалиста
    .

В нашем Центре

вы находитесь в надежных руках!

Мы с радостью позаботимся о вашем здоровье!

Причины появления дефекта речи

Причины возникновения заикания принято делить на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Первый тип — случайные, являющиеся толчком, события и действия. Второй тип — условия, дающие почву для возникновения недуга.

Производящие причины

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга
  • Органические нарушения мозга
  • Истощение нервной системы
  • Интоксикации
  • Соматические хронические заболевания
  • Болезни носа, глотки, гортани
  • Задержки речевого развития

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
  • Неправильное воспитание в семье
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
  • Перегрузка речевым материалом
  • Полиглоссия
  • Подражание заикающимся
  • Переучивание леворукости

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода)
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре)
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания (например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству)
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы (например, сотрясения мозга, энцефалопатия)

В возникновении заболевания могут оставить свой след и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то следует понаблюдать повнимательнее за его поведением и речью. Также стоит помнить, что мальчики заикаются 4 раза чаще, а более половины заикающихся приобретают недуг между 2 и 5 годами, 90% заболевает раньше 10 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]