Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения, остается одной из главных причин смертности. Практика показывает, что в 60% случаев очаг поражения локализуется в левых мозговых структурах, которые контролируют деятельность правой половины тела, где и происходит паралич. Всего нескольких минут остановки кровотока достаточно для гибели миллионов нейронов и образования мертвой зоны в нервной ткани. В патологический процесс вовлекаются проводящие пути сигналов ЦНС к системам и органам справа.

Виды

Неврология определяет два вида инсульта с парализацией правой стороны:

  • Ишемический инсульт. Возникает из-за закупорки церебральных сосудов атеросклеротическими бляшками и тромбами. В зоне остановки кровообращения возникает очаг некроза мозговой ткани. От его расположения и размера зависит тяжесть последующей парализации, способность ЦНС компенсировать утраченные функции. Недуг чаще всего угрожает гипертоникам, диабетикам, курильщикам и всем, у кого высокий холестерин, тромбофлебит, загущение крови, проблемы с сердечным ритмом. Приступы тахикардии или мерцательной аритмии могут провоцировать образование в полости сердца тромбов, которые с током крови попадают в сосуды мозга. Этот вид инсульта развивается 2-3 дня и дольше, поэтому имеет особенности в диагностике.
  • Геморрагический инсульт. Характеризуется разрывом сосудистой стенки и прорывом крови в мозговую ткань, которая погибает от ишемии. Провоцируется гипертоническим кризом, специфическими агрегатными состояниями крови, заболеваниями, вызывающими патологические изменения структуры сосудов. Геморрагический инсульт развивается стремительно, быстро вызывая у больного состояние комы. Этот диагноз влечет наиболее тяжелые последствия.

Практика неврологии показывает, что инсульты с парализацией правой стороны протекают легче, последствия устраняются быстрее. Это объясняется тем, что ишемический инсульт ярче манифестирует начало болезни характерными признаками.

Записаться на приём

Виды паралича правой стороны

По характеру, локализации сосудистых катастроф классифицируют виды и подвиды параличей:

  • Центральный паралич. Развивается при повреждении зон головного и спинного мозга, ответственных за функцию движения и состояния нервно-мышечного комплекса. Характеризуется специфическими спастическими реакциями. При центральной форме паралича поражаются все мышцы, которые пребывают в постоянном напряжении, а в спокойном демонстрируют клонусы — ритмичные подергивания, в основном в области коленей и стоп. На многих участках отсутствуют или ослабляются диагностические рефлексы.
  • Периферический паралич. При этом виде инсульта развивается снижение или отсутствие неврологических рефлексов. В мышцах не определяется тонус, они атрофируются, уменьшаются по массе, пациенты теряют способность к передвижению, самообслуживанию и вообще какой-либо деятельности. Главной задачей становится восстановление путей проводимости импульсов головного и спинного мозга к нервно-мышечному аппарату. По характеру патологических симптомов и зон их расположения можно определить, какие именно сегменты центральной нервной системы вышли из строя.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Причины

Основная причина правостороннего паралича — инсульты, хронические, а затем острые нарушения кровоснабжения в структурах левого полушария.

Инсульт — не та болезнь, которая случается вдруг. Ее причины скапливаются годами, десятилетиями, чтобы при достижении критической отметки, однажды развернуть сценарий «сосудистой катастрофы». К этому приводят:

  • Гиподинамия;
  • Питание с преобладанием животных жиров и белков;
  • Нарушения метаболизма, углеводного и холестеринового статуса;
  • Ограниченный или неполноценный сон;
  • Злоупотребление табаком, алкоголем, наркотическими веществами;
  • Хронический или сильный одномоментный стресс.

Устранение хотя бы половины этих причин позволит вычеркнуть инсульт из списка основных заболеваний, от которых чаще всего страдают в наше время.

Мнение эксперта

Автор: Екатерина Дмитриевна Абрамова

Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли

По данным Федеральной службы государственной статистики инсульт занимает второе место в структуре смертности. Это опасное неврологическое заболевание, частота возникновения которого увеличивается с каждым годом. Статистика свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения возникает у каждого третьего человека на 1000 населения. Инсульт в 60% случаев приводит к инвалидизации. Из-за тяжелых осложнений 10% пациентов полностью теряют способность к самообслуживанию. Появление стойкого паралича связано с обширным поражением головного мозга.

Инсульт требует немедленной диагностики и проведения корректного лечения. В Юсуповской больнице обследование проводится с использованием новейшего медицинского оборудования: КТ, МРТ. Благодаря им удается точно определить локализацию патологического очага. Врачи Юсуповской больницы для каждого пациента разрабатывают индивидуальный план терапии и реабилитации. Препараты подбираются в соответствии с последними европейскими рекомендациями по лечению инсультов. Консервативное лечение может быть дополнено оперативным вмешательством при наличии показаний. Помимо этого, для ускорения восстановления назначается физиотерапия и курс лечебной физкультуры.

Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

  1. Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
  2. Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
  3. Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
  4. Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.

Симптомы

Признаки начавшегося недуга не вызывают сомнений, их должны знать не только медики, но и обычные люди, чтобы вовремя помочь своим близким, знакомым, просто человеку на улице, которому стало плохо. Немедленно следует вызвать неотложку при следующих симптомах:

  • Внезапная потеря речи (либо когда она становится невнятной);
  • Невозможность пошевелить рукой или ногой;
  • Невозможность улыбнуться (провисает сторона рта справа);
  • Опущение века;
  • Состояние оглушенности, пространственной и временной дезориентации, больной жалуется на «кашу в голове»;
  • Сильная головная боль с рвотой, головокружением;
  • Вытянутая правая нога разворачивается стопой внутрь;
  • Правая рука сгибается и прижимается к туловищу.

Постинсультная речевая дисфункция

Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Человек, у которого случился инсульт:

  • расставляет слова в неправильном порядке;
  • не может вспомнить названия предметов;
  • не понимает людей, которые к нему обратились;
  • не может выговорить некоторые звуки;
  • теряет способность ясно выражать свои мысли.

Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

Почему нарушается речевая функция

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Разновидности речевых расстройств

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

  • дизартрия;
  • диспраксия.

Как восстановить речевые способности после инсульта

Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.

Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

  • непонимание обращенной речи;
  • непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
  • жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
  • забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.

Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.

Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия. Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Лечение

Усилиями организаторов здравоохранения система лечения инсультов в России претерпела положительные изменения. Стало нормой доставлять пациентов с подозрениями на расстройство церебрального кровообращения в течение трех часов на реанимационную койку или на стол нейрохирурга.

Лечение инсульта, когда правая сторона парализована, начинается в реанимационном отделении, куда пациенты госпитализируются в срочном порядке. Схема терапии предусматривает нормализацию кровообращения мозга, восстановление дыхательных, глотательных функций, устранение угрозы судорожных явлений.

Несколько отличается схема терапии при геморрагическом инсульте с парализацией правой стороны. На первый план в данном случае выдвигаются препараты, устраняющие тромбоэмболию. Если лечение начато вовремя, тромб уничтожается, восстанавливается нарушенный кровоток. Благодаря современным лекарственным препаратам нередко удается полностью избежать последствий инсульта.

Состояние пациентов требует нормализации гомеостаза, снижения степени проницаемости стенок сосудов и образования плазмина. В ряде случаев тромбы из сосудов мозга удаляются оперативным путем в отделениях нейрохирургии.

Образ жизни

Инсульт — заболевание, при котором человек должен начать жизнь в новых условиях. Большинству трудно принять свое состояние, поэтому глубокая депрессия — такое же опасное осложнение, как и физические проявления. Уже на первых этапах восстановления этому аспекту уделяется большое внимание.

Научная и материально-техническая база Юсуповской больницы позволяет пациентам пройти реабилитационные процедуры с использованием современного оборудования, соответствующего европейским стандартам.

Афазия. Пропала речь после инсульта или травмы.

Речь при афазии восстанавливается достаточно долго – на это может уйти до двух – трех лет реабилитационных процедур. Моторная или сенсорная афазия – это системное нарушение речи, которое способствует развитию у страдающего афазией, аффективных, психических состояний, агрессии, эмоциональной лабильности и депрессий. Для устранения нарушения речи всегда лучше привлекать различных специалистов – логопеда, психолога, нейропсихолога, реабилитолога . При коррекции афазии восстановительное лечение нужно начинать как можно раньше, когда состояние больного позволяет приступить к различного рода процедурам. Мировой опыт свидетельствует, что реабилитация, начатая в первые три месяца после купирования процесса, вызвавшего нарушение речи, дает самый высокий процент восстановления и социализации пациента.

Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio – восстановление) – это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей. Из этого следует, что лица с отклонениями в состоянии здоровья интегрируются в социальную среду. Адаптивная реабилитация тесно связана с проблемой адаптации (лат. adaptio – приспособление) всей системы восстановления (реабилитации) по обеспечению двигательной активности и восстановлению речи лиц, имеющих афазию, которую следует отнести к одной из актуальных проблем. Одной из основных задач адаптивной реабилитации является восстановление утраченных функций и систем организма, поддержание естественного стремления человека к возвращению в социум, его физическому и духовному статусу. В понятии адаптивной реабилитации раскрывается такая возможность помочь достигнуть оптимального уровня развития утраченных функций организма человека в соответствии с его потенциальными возможностями.

Для реализации этого процесса необходимо соблюдать

следующие условия:

  • создание условий для удовлетворения реабилитационных потребностей каждого человека на основе корректировки педагогического процесса запросам пациента;
  • предоставление пациенту реальных возможностей самоутверждения, где в максимальной степени раскрываются его способности, и ориентация на резервные возможности организма;
  • формирование в стационаре и дома эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности больного на уровнях связи пациента с врачом, инструктором, педагогом, родственником, другим пациентом;
  • обеспечение высокого уровня непрерывного реабилитационного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого пациента и взаимосвязи всех используемых средств реабилитации.

Организация домашней реабилитации – довольно сложный процесс, требующий дисциплинированности, ответственности и упорства в преодолении всех трудностей на пути восстановления пострадавших органов и систем организма человека, перенёсшего инсульт (травму головного мозга или операцию на головном мозге) и имеющего распад речи. При организации реабилитации на дому можно ориентироваться на следующие варианты её применения:

— посещение на дому реабилитологом, инструктором лечебной физической культуры, неврологом, психологом, логопедом и другими специалистами восстановительного лечения;

— обучение приёмам реабилитации родных, близких, друзей;

— элементарная помощь сиделки, медсестры;

— совмещённая организация работы специалиста и родных при домашней реабилитации;

— использование консультативной помощи различных специалистов по реабилитации;

— использование средств информации: компьютерной помощи, специальной литературы, методических и учебных пособий;

— дистанционное обучение (логопедом) самого больного и его родственников приёмам восстановления речи.

Восстановление речи у страдающих афазией – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. С данной категорией людей занимается логопед, а также логопед-афазиолог. Восстановление речи при афазии в первые три месяца значительно повышают шансы на её восстановление. Существуют разработанные методики работы с афазиями. Методическая программа восстановительной работы индивидуальна для каждого больного и зависит от особенностей расстройства его речи, личности, интересов, потребностей и др.

Основные принципы в работе с имеющими афазию:

— при любой форме нарушения речи надо заниматься с логопедом как можно раньше;

— работу надо начинать с преодоления расстройств понимания обращённой речи, а если эта сторона сохранена, то с восстановления смысловой структуры речи, нарушение которой имеется практически при всех формах афазии;

— работу следует проводить над всеми сторонами речи, учитывает специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии;

— необходимо включить в восстановительный период чтение и письмо или работу над их восстановлением, если они так же грубо нарушены, как и речь;

— следует подключить к восстановительной работе всех, кто окружает больного: родственников, знакомых, соседей, медперсонал, предварительно их проконсультировав.

Занятия проводятся не реже двух-трёх раз в неделю, а лучше ежедневно на протяжении нескольких месяцев. Работа проводится в двух режимах: со специалистом-логопедом и самостоятельно. Если логопедом не была оказана помощь в первые недели, речевые нарушения приобретают стойкий характер.

Основные усилия при восстановлении речевой функции у безречевых пациентов – при афазии – направлено на расторможение речи. Это проводится на основе былых речевых стереотипов, на получение хоть каких-нибудь звуков и слов. Для расторможения речи подбирается материал, который имеет большое значение по смысловому и эмоциональному содержанию. Берут простые речевые образы, которые легко оживают в памяти и приводят в движение язык как бы автоматически. Это может быть счёт до десяти, дни недели, месяцы и т.п. Расторможению речи способствуют автоматизированные речевые ряды, эмоциональные слова, обиходные выражения, восклицания. Иногда такие выражения «открывают путь» для других слов, и речь начинает восстанавливаться. Сначала пациент повторяет слова вместе с обучающим, затем повторяет за ним, и далее уже говорит самостоятельно. Хорошим средством будут пословицы, поговорки, где необходимо договаривать слова, пение знакомых песен, проговаривание знакомых стихов.

Наибольшую сложность в реабилитации больных с афазиями представляет группа пациентов, у которых доминируют импрессивные речевые нарушения. В данном случае тяжесть протекания и трудности восстановления обусловлены тем, что больные не способны осознать наличие у себя речевого дефекта. Нарушается слуховой контроль воспринимаемой речи, поэтому положительный прогноз восстановления затруднен. Работа начинается не с отдельных звуков, а со слов. В момент рассматривания пациентом предмета и написанного слова, обучающий несколько раз произносит это слово вслух. Отрабатываемый звук произносится с утрированием звучания и артикуляции. Научившись различать звуки, больные, как правило, начинают понимать те слова, которые раньше не понимали. Кроме того, слово совмещается с предметом. Так, восстановление фонематического слуха обеспечивает основу для восстановления понимания речи в целом.

При работе с больными, имеющими грубую степень тяжести, граничащую с тотальной, задачей методик восстановления является стимуляция компенсаторных возможностей субдоминантного (полушарие, противоположное доминантному (у правшей доминатным является левое полушарие)) полушария. На данном этапе восстановление психической функции в прежнем виде оказывается невозможным, необходима перестройка для радикального изменения ее психофизиологической структуры. Существует определенная закономерность восстановления функции у больных после перенесенного ими инфаркта мозга. Рядом с очагом поражения мозга формируются зоны пластичности (способны к восстановлению) и вторичной замены утраченных функций, при этом аналогичные зоны гиперметаболизма формируются в симметричных областях противоположного полушария мозга. Целый ряд ученых считают, что благоприятный прогноз восстановления речевого мышления у больных с афазиями напрямую зависит от того, способно ли правое полушарие на начальных этапах временно взять на себя функцию левого. Поэтому на первом этапе восстановления больным с акустико-гностической афазией предлагается прием глобального чтения текста, а с акустико-мнестической – работа по нормализации зрительно-предметного гнозиса. Так, например, пациент должен рассмотреть недорисованные предметные картинки и назвать их. С больными с семантической афазией проводится работа над восстановлением зрительно-пространственного восприятия и преодолением акалькулии. На следующем этапе при работе с больными, имеющими среднюю степень тяжести, стимулируется активность угнетенного доминантного полушария (полушарие, которое пострадало). При этом в методиках учитывается необходимость дальнейшего участия субдоминантного полушария для повышения эффективности восстановления. У больных с акустико-гностической афазией фонематическое восприятие и семантика речи восстанавливаются при помощи введения слова в контекст. Больным с акустико-мнестической афазией для расширения объема слухо-речевой памяти предлагается запоминать адреса и номера телефонов. С больными с семантической афазией проводится работа над восстановлением глубинного значения слова при помощи интерпретации пословиц. На третьем, заключительном этапе, при восстановлении легкой степени выраженности речевых нарушений в каждом отдельном случае учитывается не только очаг поражения, но и его связи с другими, более сложными по организации отделами коры головного мозга, которыми являются третичные отделы второго функционального блока (при синдромах акустико-гностической и акустико-мнестической афазии) и префронтальная корапередних отделов головного мозга, соответствующая третичным полям третьего функционального блока (при синдроме семантической афазии). Это отражается в следующих видах заданий: при акустико-гностической афазии предлагается разгадывать кроссворды, а также объяснять логико-грамматические обороты; при акустико-мнестической – пересказывать тексты и объяснять переносные значения слов; при семантической – выявлять логические и стилистические ошибки, допущенные в тексте. В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции. Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но, как показывает опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логопедической восстановительной работы.

Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента.

Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества невролога, нейропсихолога, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне.

Массаж правой стороны

Восстановление после инсульта с парализацией правой стороны с помощью массажа начинается на 20-ый день болезни. Это усредненная дата, учитываются тяжесть состояния больного, возраст, сопутствующие заболевания и т.д.

Первые сеансы массажа начинают с осторожного поглаживания конечностей, области мышц спины и шеи. Интенсивность воздействия наращивается от сеанса к сеансу, действия массажиста направлены на восстановление нормального кровообращения и чувствительности в пораженной части тела.

Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Борьба с пролежнями

Пролежни — опасный враг лежачих больных, которым приходится соблюдать длительный постельный режим. Пролежни появляются на участках, которые подвергаются наибольшему давлению, — копчике, лопатках, ягодицах, голенях, предплечьях.

Пролежни в запущенных стадиях требуют хирургического лечения. Известны случаи, когда больного спасали в реанимации, но затем при плохом уходе он погибал от сепсиса, развившегося от банальных пролежней. Выхаживание после инсульта — это именно тот случай, когда опытная и добросовестная сиделка так же важна, как и врач. А иногда еще важнее.

Через сколько восстанавливается речь

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Как лечить афазию

Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.

Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Медикаментозное лечение

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

Смотрите также:

  • Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение
  • Стадии деменции и прогноз заболевания: проблемы и решения вдоль траектории развития болезни
  • Микроинсульт: первые признаки и симптомы, последствия, лечение
  • «Церебролизин» («Семакс»);
  • «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
  • «Сомазина» («Цераксон»);
  • препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
  • витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.

Физиотерапия

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Занятия с логопедом

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.

Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

Примеры упражнений:

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.

При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».

Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Занятия с психотерапевтом

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.

Альтернативные методы лечения

В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

  1. Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
  2. Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.

Что делать в домашних условиях

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

Осложнения

Неврологам приходится сталкиваться с многочисленными осложнениями физического и психологического состояния при инсульте, которые представляют:

  • Грубые нарушения мыслительной, когнитивной, речевой деятельности;
  • Заторможенность восприятия;
  • Воспалительные явления бронхо-легочной, мочеполовой системы из-за застойных явлений обездвиженного больного;
  • Депрессивные состояния с суицидальными высказываниями.

Эти проявления требуют самого пристального внимания и активной терапии специалистов разного профиля.

Юсуповская больница располагает всем комплексом реабилитационного оборудования, в том числе и инновационного, штатом высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методиками и видами массажа и лечебной физкультуры. Их усилия под руководством лучших неврологов страны помогают восстановиться после парализации при инсульте.

Центр неврологии в Москве

Под афазией подразумевается частичная или полная утрата речевой функции. Связано это нарушение с органическим повреждением головного мозга. Может явиться следствием острого нарушения мозгового кровообращения, опухоли мозга или черепно-мозговой травмы. Развитие и степень афазии зависит от локализации мозгового поражения.

Афазия варьируется от легких до тяжелых форм. Тотальная афазия подразумевает полное отсутствие речи и ее понимания. Потом возможен переход тотальной афазии в моторную или сенсорную форму.

Моторная афазия

При моторной афазии человек понимает обращенную к нему речь. Однако общаться с окружающими он может только с помощью одного слова или звукосочетания. Итак, моторная афазия представляет собой состояние, при котором человек не может говорить, но может понимать обращенную к нему речь. Связана моторная афазия с повреждением лобных долей коры головного мозга.

Иногда больной все-таки может с большим трудом произносить слова (слова он порой говорит по слогам). Человек пытается избегать в словах сложных слов, ограничиваясь простыми. Речь больного довольно трудно различить. Тем не менее, в большинстве случаев речь понятна. При моторной афазии речь всегда является осмысленной – в этом отличие от сенсорной афазии. Речь сопровождается красноречивой жестикуляцией, так больной помогает себе изъясняться.

Каждый год острое нарушение мозгового кровообращения поражает большое количество людей. Афферентная моторная афазия развивается, если патологический очаг располагается в теменной доле головного мозга. Характерным признаком этого расстройства является путаница близких по произношению звуков. Также для данной разновидности моторной афазии характерно нарушение чтения. Моторная афазия имеет лучший прогноз, чем сенсорная. Лечение данных видов заболеваний у больных инсультом проводится высококвалифицированными логопедами Юсуповской больницы.

Сенсорная афазия

Афазия — это нарушение речи, влияющее на экспрессивную и импрессивную речь и на умение читать и писать.

Афазия может быть настолько серьезной, что общение с пациентом практически невозможно, или расстройство может быть очень мягким. Это может повлиять на возможность подбора слов, на возможность сочетания слов в предложениях, на умение читать. Как правило, несколько аспектов коммуникации нарушаются, в то время как некоторые каналы остаются доступными для ограниченного обмена информацией.

При сенсорной афазии происходит нарушения понимания речи. Человек не понимает ни свою речь, ни чужую – а способность говорить при этом часто сохраняется. Связано состояние с повреждением левой височной доли головного мозга. Как правильно, больной словоохотлив и говорит много. Тем не менее, он не понимает ни себя ни окружающих. Речь пациента является непонятной. Смысл в словах пациента отсутствует – ввиду отсутствия понимания своей и чужой речи происходит потеря контроля над речью. Больной может изобретать новые слова, менять слова местами, переставлять местами буквы и слоги, произносить несвязанные по смыслу вереницы предложений и слов. Так как нарушено восприятие звуков речь окружающих становится больному непонятной.

Сенсорная афазия иначе называется акустико-гностической. Поражается слуховая зона коры больших полушарий. Это так называемое поражение зоны Вернике. Происходит повреждение слухового анализатора – первичного слухового поля.

Под афазией подразумевается разрушение уже сложившейся речи. Обычно происходит это в результате повреждения головного мозга. Человек больше не может нормально говорить, перестает понимать чужую речь, читать и писать. Нейролингвистика занимается проблемой нарушения речи после поражения мозга. В изучении данной проблемы участвуют афазиологи и нейропсихологи.

Причины афазии

Афазия часто развивается из-за травмы головного мозга или из-за инсульта, особенно у пожилых людей. К афазии могут также приводить опухоли головного мозга или инфекции.

Самой частой причиной афазии является инсульт. Иногда тяжелые больные после инсульта сталкиваются с афазией, но это временное явление, и потом речь восстанавливается. Менее распространенными причинами афазии являются черепно-мозговая травма, нейроинфекция, нейрохирургическое вмешательство.

Афазия проявляется затруднением вспоминания слов. Иногда нарушается беглость речевого высказывания. У таких пациентов ограничен словарный запас, они говорят мало. В речи присутствуют постоянные запинки. Речь является искаженной и неправильной. Тяжелые ситуации афазии проявляются употреблением всего одного слова или слога в любых ситуациях общения. Афазия поражает взрослых с уже сформированными речевыми навыками — в этом ее отличие от алалии.

Следствием афазии являются проблемы с восприятием окружающего мира. Заболевший человек неспособен узнавать звуки, голоса, предметы. Предложения – исковерканные и короткие. Больной затрудняется в выполнении простых языковых жестов: он не может сложить язык трубочкой, поцокать языком, положить язык между зубами и верхней губой.

Динамическая моторная афазия характерна для поражения передних и средних отделов нижней лобной извилины. Это зона, расположенная рядом с зоной Брока. Отмечается снижение речевой инициативы. Количество спонтанной речи уменьшается. При афазии от речи могут остаться лишь «остатки» — усеченные слова и слоги. Данное нарушение эффективно лечится в Юсуповской больнице. Коррекционную работу проводят высококвалифицированные логопеды.

Афазия после инсульта

Афазия после инсульта — это заболевание, которое требует помощи высококвалифицированного логопеда. Афазия представляет собой состояние, когда человек больше не может связно говорить. Нарушения речи значительно влияют на уверенность в себе, на социальный статус.

В Юсуповской больнице работают специалисты по восстановлению речи. В клинике используются специальные методы реабилитации, такие как лечебный массаж, физиотерапия и электростимуляция. Восстановление речи после инсульта не является пассивным процессом. Пациент должен быть готов заниматься, он должен верить в свои силы, быть терпеливым. При афазии в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь, отмирают клетки. Это следствие инсульта. В результате речь больного становится невнятной, сильно усеченной. Иногда больной говорит слогами или пользуется одним словом. Ежедневная терапия должна проходить в посильном для больного объеме.

Одним из методов лечения афазии является физиотерапия. После инсульта для лечения афазии проводятся физиотерапевтические процедуры, которые улучшают мозговое кровообращение. Что входит в задачи врача, который занимается лечением речевых расстройств после инсульта? В первую очередь, нужна ежедневная деятельность, за действующая участки мозга, которые расположены рядом с погибшей зоной.

Медикаментозно надо постараться обеспечить достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области. Головной мозг должен быть обеспечен необходимым поступлением кислорода. Это принципы лечения афазии после инсульта. Начинать терапию нужно как можно раньше, сразу после того, как будет купирован отек головного мозга – он проявляется судорогами, галлюцинациями, угнетенностью сознания (вплоть до комы). Необходимо как можно более раннее начало терапии. Лечение афазии после инсульта является одной из очень важной задач ранней реабилитации больных инсультом.

Записаться в Центр неврологии:

  • по телефону: +7 925 191 50 55
  • заполнить форму: ЗАЯВКА НА ЛЕЧЕНИЕ
  • получить консультацию по электронной почте [email protected]
  • адрес клиники: Москва, Нагорная ул., 17 к 6

+7 (495) 506 61 01 –

ЗАПРОС в КЛИНИКУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]