Одним из важнейших разделов философии является гносеология – дисциплина, изучающая познание, его методы, возможности и теоретические пределы. В ней существует такое направление как гносеологический пессимизм – концепция, согласно которой познавательные возможности человека ограничены и никогда не позволят нам в полной мере понять истинную природу реальности.
Пессимистический подход включает 2 ветви:
- Агностицизм. В рамках данной концепции мир считается непознаваемым для человека. Иными словами, всегда будут существовать вопросы, достоверные ответы на которые невозможно получить имеющимися в распоряжении средствами и методами.
- Скептицизм. Эта концепция подвергает сомнению саму возможность достоверного понимания того, насколько верны наши представления о мире и объектах в нём.
Сегодня мы подробно поговорим о скептицизме, рассмотрим его основные идеи, перечислим наиболее известных сторонников, выясним, за что его критикуют, и разберём, чем он отличается от агностицизма.
Что такое скептицизм?
Если говорить простыми словами, скептицизм – это направление в философии, считающее сомнение главным принципом мышления. В частности, скептицизм подвергает сомнению надёжность истины (то есть, отрицает возможность уверенно утверждать, что имеющиеся у нас знания об окружающем мире соответствуют объективной реальности).
Скептицизм возник в IV веке до нашей эры. Его основателем считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 годы до н. э.), идеи которого позже развил Секст Эмпирик (годы жизни неизвестны, ориентировочно – II-III век нашей эры).
Интересной особенностью скептицизма является его толерантность по отношению к любым религиозно-философским концепциям и воззрениям. Сторонники данного направления исходят из того, что никакое утверждение не может претендовать на роль единственной и непоколебимой истины. При этом нельзя как утверждать что-либо с абсолютной уверенностью, так и отрицать.
Ссылки
Скептические организации Австралийские скептики • Комиссия по борьбе с лженаукой (Россия) • Комитет скептических расследований (США) • Общество скептиков (США) • Фонд Джеймса Рэнди (США) • Премия имени Гарри Гудини (Россия) Скептические издания В защиту науки (русск.) • Скепсис (русск.) • Энциклопедия заблуждений (англ.) • Общество скептиков (Россия) (русск.) • Cults of Unreason (англ.) • The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark (англ.) • Encyclopedia of Pseudoscience (англ.) • Fads and Fallacies in the Name of Science (англ.) • Free Inquiry (англ.) • Quackdown (англ.) • Skeptic (США, англ.) • The Skeptic (Великобритания, англ.) • The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience (англ.) • Skeptical Inquirer (англ.) • Skepticality (англ.) • What’s The Harm? (англ.) • Snopes.com (англ.)
Основные идеи скептицизма
К числу основных идей скептицизма относятся следующие тезисы:
- даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым;
- человеку недоступно как абсолютное знание, так и любое достоверное знание вообще (поскольку оно получено посредством эмпирического познания, которое не может считаться абсолютно надёжным источником);
- человеку недоступно достоверное знание о каких-либо метафизических явлениях и объектах (Боге, мире, причинности и т.п.);
- любая гипотеза нуждается в проверке, при этом ни одна проверка не может считаться достаточной или окончательной;
- никакой из методов научного познания не может дать достоверных знаний об объективной реальности;
- все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать;
- философ должен воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.
Скептицизм считает все наши знания относительными и требует их критического переосмысления. В этом смысле он противопоставляется догматизму – некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы. Несмотря на то, что догматизм свойственен прежде всего религиям, античные скептики называли догматиками всех философов, которые выдвигали и отстаивали какие-либо утверждения.
Обыденное понятие
В повседневной жизни мы часто используем слова «скептик» и «скептический», говоря о человеке, который не склонен верить другим людям на слово, иными словами, о человеке, которого нельзя убедить в чём-то, не предоставив подтверждений и доказательств.
Отчасти на скептицизме основывается познание мира детьми – они не могут верить всему на слово, ведь нужно на деле убедиться, что вода мокрая, снег холодный, огонь обжигает, а если ходить без шапки в холодную погоду, то можно простудиться.
Так называемый «здоровый скептицизм» — основа безопасного взаимодействия с окружающим миром. Здравое сомнение способно уберечь человека от мошенников, необдуманных поступков, чрезмерного доверия и так далее: прежде, чем дать своё согласие на участие в каком-либо предприятии, разумно будет попросить доказательства того, что затеваемое не принесёт никому вреда. С одной стороны, такой подход может тормозить продвижение вперёд, но с другой стороны, он работает на надёжность результата.
Скептицизмом также называют принцип, который заставляет людей воздерживаться от категоричных высказываний, а также общее состояние неуверенности или сомнения в чём-либо. Это понятие могут даже путать с пессимизмом – ведь именно пессимисты не готовы слепо верить в хороший исход любой затеи.
Скептицизм Пиррона
Создателем данного философского направления считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 до н. э.). Он примечателен тем, что принципиально не писал книг и трактатов, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. В частности, его идеи развивали такие мыслители как Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик.
Античные скептики отождествляли учение Пиррона и скептицизм, и в их трудах слова «скептический» и «пирроновский» часто использовались как синонимы. В некоторых случаях это создавало путаницу, поскольку не все идеи Пиррона были связаны исключительно со скептицизмом.
Сегодня мы имеем представление об античном скептицизме преимущественно благодаря трудам Секста Эмпирика. Он подробно описал идеи Пиррона, Тимона, Карнеада, Энесидема и других сторонников данного учения.
Пиррон считал, что философ – это человек, стремящийся к счастью, для достижения которого необходимо невозмутимое спокойствие, отсутствие всяческой тревожности и страдания. Чтобы достичь этого состояния, необходимо найти ответы на 3 вопроса:
- Что представляют собой вещи и какими свойствами обладают?
- Как мы должны к ним относиться?
- Что нам даст такое отношение?
Сам Пиррон полагал, что попытки найти достоверные ответы на эти вопросы никогда не увенчаются успехом, а значит, не могут привести к счастью. Поэтому он предлагал отвечать на них следующим образом:
- Мы не можем этого знать.
- Мы должны воздерживаться от суждений о вещах.
- Намеренно воздерживаясь от суждений, можно избежать тревоги.
Таким образом, он считал, что достичь философского счастья можно, отрицая саму возможность знания и понимания природы вещей. Состояние умиротворения, возникающее благодаря отказу от знаний, Пиррон позиционировал как высшую степень блаженства и называл «атараксией«. Он сам, а вслед за ним и другие скептики порицали стремление к достоверному знанию, считая его источником тревог и страданий.
Источники
- Греко-английский лексикон
, Генри Джордж Лидделл и Роберт Скотт, исправлено и дополнено сэром Генри Стюарт Джонсс помощью Родерика Маккензи, Clarendon Press, Оксфорд, Великобритания, 1940 год. В сети, perseus.tufts.edu. - Бучваров Панайот, Скептицизм по поводу внешнего мира
(Oxford University Press, 1998). - Daniels, M.D., D .; Прайс, к.б.н. (2000), Основная эннеаграмма
, Нью-Йорк: ХарперКоллинз - Ричард Хенигсвальд, Die Skepsis in Philosophie und Wissenschaft
, 1914, новое издание (ред. И введение Кристиана Бенне и Томаса Ширрена), Göttingen: Edition Ruprecht, 2008, ISBN 978-3-7675-3056-0 - Китон, Моррис Т., «Скептицизм», стр. 277–278 в Dagobert D. Runes (ed.), Философский словарь
, Литтлфилд, Адамс и компания, Тотова, Нью-Джерси, 1962. - Ле Морван, П. (март 2011 г.). «Здоровый скептицизм и практическая мудрость» (PDF). Логотипы и эпистема
. Институт экономических и социальных исследований.
2
(1): 87–102. Дои:10.5840 / logos-epsteme20112151. ISSN 2069-0533. В архиве (PDF) из оригинала от 4 сентября 2021 г. - Новый международный словарь английского языка Вебстера, второе издание, без сокращений
, W.A. Neilson, T.A. Knott, P.W. Кархарт (ред.), G. & C. Merriam Company, Спрингфилд, Массачусетс, 1950.
Скептицизм Секста Эмпирика
Секст Эмпирик – древнегреческий врач и философ, живший во 2-3 веках нашей эры (достоверных данных о месте рождения и годах жизни нет). Это самый известный из последователей Пиррона, прославившийся, в частности, книгой «Пирроновы положения», которая и сегодня остаётся важным трудом для людей, изучающих философию.
В своих работах он изложил методологию скептического сомнения, которая основывалась на критическом осмыслении накопленных знаний в области философии и других естественных наук того времени. Кроме того, Секст Эмпирик коснулся и вопроса существования богов. Сопоставив религию с атеизмом, он пришёл к выводу, что нейтральный скептицизм является наиболее разумной позицией.
Стоит отметить, что атеизм, как и любая религия, противоречит основной идее скептицизма (ничто не может быть доказано или опровергнуто однозначно). Но советский философ Вениамин Богуславский, изучая работы Эмпирика, отмечал, что тот явно склоняется к атеизму, поскольку критикует религиозные взгляды вдвое чаще, чем атеистические.
В своих работах Секст Эмпирик показывает, что скептицизм является самостоятельным направлением в философии и его нельзя смешивать с другими. Причина в том, что любое другое направление одни сущности признаёт, а другие – отрицает. Скептицизм же одновременно и допускает, и подвергает сомнению все сущности.
Примечания
- ↑ 12345Hansen, G. P.
[www.tricksterbook.com/ArticlesOnline/CSICOPoverview.htm CSICOP and the Skeptics: An Overview] : [англ.] // The Journal of the American Society for Psychical Research. — January 1992. — Vol. 86, No. 1. — P. 19−63. - ↑ 12Grothe, D. J.
[www.csicop.org/si/show/skepticism_2.0/ Skepticism 2.0] // Skeptical Inquirer. — November/December 2009. — Vol. 33.6. - Скептицизм
— статья из Большой советской энциклопедии. - Саган К.
Контакт (англ.
Contact
). Simon and Schuster, 1985; Переиздано в августе 1997 издательством Doubleday Books, ISBN 1-56865-424-3, 352 стр. - Саган К., Друян Э.
Миллиарды и миллиарды: Мысли о жизни и смерти на краю тысячелетия (англ.
Billions and Billions : Thoughts on Life and Death at the Brink of the Millennium
). Ballantine Books, 1998, ISBN 0-345-37918-7, 320 стр. - Kurtz, P.
The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. — Prometheus Books. — 371 p. — ISBN 978-0-87975-766-3. - [www.skeptic.com/the_magazine/archives/vol12n01.html Skeptic Magazine, Volume 12 Number 1]
- См. [www.ras.ru/win/db/show_org.asp?P=.oi-2096.vi-.fi-.oi-2096 Организационная структура Российской Академии Наук], раздел Научно-координационные организации
- Например, такими как Committee for Skeptical Inquiry и GWUP
- [plato.stanford.edu/entries/pseudo-science/#SciPse «Science and Pseudoscience»] in. Stanford Encyclopedia of Philosophy; Laudan, Larry (1983). «The demise of the demarcation problem», in R.S. Cohan and L. Laudan (eds.), Physics, Philosophy, and Psychoanalysiss: Essays in Honor of Adolf Grünbaum, Boston Studies in the Philosophy of Science , 76, Dordrecht: D. Reidel, pp. 111—127. ISBN 90-277-1533-5
- Langmuir I.
Pathological science. Physics Today 42 (Oct. 1989): 36-48. / transcribed and ed., Robert N. Hall. - Storms Edmund.
The science of low energy nuclear reaction: a comprehensive compilation of evidence and explanations about cold fusion. — World Scientific. — P. 49-50. — ISBN 9789812706201. - Leiter L. D.
[www.scientificexploration.org/journal/jse_16_1_leiter.pdf#search=pathological%20pseudo%20pseudoskepticism The Pathology of Organized Skepticism] // Journal of Scientific Exploration, 2002. Vol. 16, No. 1, pp. 125—128. «…PhACT members and, I suspect, members of all skeptical organizations, have an obvious and well-known bias toward disbelief. … Each one who has disclosed personal details of their formative years, say up until their early 20’s, has had an unfortunate experience with a
faith-based
philosophy, most often a conventional major religion. … Thus, they gravitate to what appears to them to be the ultimate
non-faith-based philosophy
, Science. Unfortunately, while they loudly proclaim their righteousness, based on their professed adherence to „hard science“, they do so with the one thing no true scientist can afford to possess, a closed mind. Instead of becoming scientifically minded, they become adherents of
scientism
, the belief system in which science and only science has all the answers to everything». - Wunder E.
[www.skeptizismus.de/syndrom.html Das Skeptiker-Syndrom] - Wunder E.
[www.skeptizismus.de/skepreview.pdf Die «Skeptiker»-Bewegung in der kritischen Diskussion]
История развития скептицизма
Как было отмечено выше, скептицизм зародился в Древней Греции и его основателем считается Пиррон. Позже его идеи развивали такие мыслители как Гераклит, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и другие известные античные философы. Со многими идеями скептицизма, в частности, был солидарен и Сократ, хоть он и не был скептиком.
Причиной зарождения скептицизма стало то, что античные философы столкнулись с проблемой субъективного познания, которое зависело от индивидуальных особенностей восприятия. При этом существовало большое количество философских течений, основанных на противоречащих друг другу идеях и теориях. Наряду с этим существовала религия, которая исключала сомнения и предлагала принимать на веру ничем не обоснованные догматы.
Все эти противоречия привели мыслителей к проблеме кругового доказательства, которую можно выразить в трёх тезисах:
- Любое утверждение основывается на других утверждениях.
- Ни одно из утверждений не может считаться неопровержимым.
- Выбор исходной точки для построения логического доказательства также требует обоснования.
Эти три тезиса представляют собой замкнутый круг, заставляющий сомневаться в том, что истина вообще может быть установлена. Таким образом у античных мыслителей было два варианта: либо вообще исключить возможность накопления достоверных знаний, либо смягчить требования к истине. Они посчитали, что наиболее разумным подходом будет принятие скептицизма как критерия рациональности, руководствуясь которым, можно принимать оптимальные решения.
К слову, проблема кругового доказательства никуда не исчезла и продолжает существовать в современной философии, являясь её постоянным и неотъемлемым элементом.
Приняв такой подход, античные скептики предлагали соблюдать законы, заботиться о собственном здоровье и наслаждаться жизнью, удовлетворяя свои физические потребности и стремление к знаниям. Особенно полезным данный подход оказался для развития античной медицины, которая благодаря ему приобрела первые черты доказательной науки. Стоит отметить, что аналогичные подходы появились тогда в Индии, Китае и на Среднем Востоке.
Средневековье было не особо благоприятным периодом для скептицизма. Вся Европа находилась под сильным влиянием религии, в связи с чем приветствовалась беспрекословная вера в истинность церковных догматов, а любые сомнения были под запретом. Вновь востребованными идеи скептиков оказались в Эпоху Возрождения, когда на смену авторитету религии пришёл авторитет знаний и разума. Скептицизм снова стал одной из главных движущих сил развития науки.
В философии Нового времени концепция скептицизма была пересмотрена. Теперь его рассматривали как направление, значительно расширяющее возможности познания и способное устранить любые существующие противоречия. Основными представителями скептицизма Нового времени были Франциско Санчес, Мишель де Монтень и Дэвид Юм.
Современные скептики — это хорошо или нет?
Достигнута ли цель? Делает ли нас счастливыми скептическое отношение к чему бы то ни было? Зародившись и получив достаточное развитие в античную эпоху, философия скептицизма к Новому времени разделилась на пять равноценных направлений:
- обыденное;
- философское;
- методологическое;
- научное;
- религиозное.
И хотя они существуют в различных сферах жизни, но объединены общей идеей отсеивания сомнительных тезисов и противоборства с догматизмом. Иногда это приводит к тому, что скептики умудряются начать оспаривать собственную позицию, как это было с Рене Декартом.
Именитый французский математик подверг сомнениям саму концепцию скептической методологии, но построил фундамент новой научной философии, основываясь на принципах радикального сомнения.
Сегодня довольно яростные стычки между научными и религиозными скептиками – отнюдь не редкость, хотя сферы их деятельности практически не пересекаются. При этом большинство представителей научного скептицизма – откровенные сциентисты, то есть люди, относящиеся к научным знаниям как к религии.
Сциентисты, загоняющие науку в рамки догмы, последовательно борются с любыми учениями, действенность которых нельзя продемонстрировать эмпирически или при помощи неоспоримых доказательств. Из-за этого то и дело возникают столкновения с адептами эзотерических учений и псевдонаучных движений.
Однако и внутри религиозных организаций полным-полно сомневающихся. Их задача – не опровергнуть религию как таковую, но акцентировать внимание сообщества на банальных махинациях. В таких случаях скептики задаются вопросами о правомерности определенных догматов, обличают «чудеса» или иные признанные церковью события.
Примечательно, что именно благодаря скептицизму сформировался институт причисления какого-либо человека к лику святых, а также набор критериев для признания чудес.
Критика скептицизма
Исторически основными противниками и критиками скептицизма всегда были стоики. Скептики указывали всем учёным на то, что их знания субъективны и никак не могут быть доказаны. Их основным аргументом в спорах было утверждение «Знание требует уверенности, а ваше учение такой уверенности дать не может».
Этим тезисом и пользовались стоики, найдя в нём логическое противоречие. Они спрашивали: «Если всякое знание требует уверенности, то как вы сами можете знать и утверждать это?». Этот вопрос указывает на реальное логическое противоречие, позволяя критиковать скептицизм даже сейчас.
Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией. Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности. Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.
Как научиться критическому мышлению?
Мыслить критически – значит анализировать информацию, уметь отличать правду высшей пробы от лжи, учитывать все аргументы, бесстрастно рассуждать и выходить из ситуаций с выгодой для себя. С чего начать?
Признать проблемы в своем мышлении.
Начальная точка тренировки – самопознание. Нужно научиться наблюдать за собой со стороны, анализировать свои решения. Для начала можно разобрать неприятные ситуации, которые случаются регулярно: не просто описать ход мыслей, но выявить логику, роль эмоций в принятии решения.
Одновременно понадобится тренировка памяти. Плохая память может искажать события до неузнаваемости, выдавать полученную информацию за событие, пережитое на самом деле. Зато тренированная память дает все материалы для того, чтобы сравнить полученные данные с пережитым опытом.
Обязательно нужно учесть преграды на пути критического мышления. Это страх высказывать собственное суждение, нежелание размышлять над полученной информацией. Это неуверенность в себе, чересчур быстрая критика своих идей. Сюда же относится недостаток знаний, отсутствие нужного опыта.
Пройти тест на уверенность в себе
Применить руководство по критическому мышлению для решения проблем.
Выработайте привычку переосмысливать одну проблему в неделю. Можно использовать примерный формат:
- Проблема. Убедитесь, что она существует.
- Ситуация. Опишите проблему с разных сторон: хронологической, логической, эмоциональной.
- Анализ. Подумайте, что произошло на самом деле, докопайтесь до сути.
- Мозговой штурм. Составьте список возможных решений, пусть самых рискованных и невероятных.
- Решение. Принимайте решение взвешенно, выбирайте то, что сработает в конкретном случае.
- Действие. Действуйте четко по плану, хотя бы ля того, чтобы проверить критическое мышление в действии.
- Оценка. Оцените результат, свои ошибки, приобретенный опыт.
Развивать качества, необходимые для критического мышления.
- Наблюдательность – значит подмечать детали, собирать информацию.
- Скепсис – подвергать здоровому сомнению любую информацию, даже из самого надежного источника.
- Объективность – ограничивать влияние эмоций там, где нужен холодный ум.
- Любопытство – проявлять интерес к миру, к людям.
- Точность – оценивать, насколько точным получился вывод или все же остаются слабые места.
- Аналитическое мышление – принимать решения на основании наблюдений, сборе и оценке доказательств.
- Эмпатия – учитывать человеческий фактор.
- Открытость всему новому – непредвзято относиться к альтернативным трактовкам.
- Беспристрастность – принимать во внимание все доказательства, точки мнения, сведения.
- Коммуникация – следить за ходом мыслей собеседника.
Читать книги, которые помогут развить критическое мышление.
Книги по критическому мышлению пишут лауреаты Нобелевской премии, известные психологи, биологи, научные журналисты, бизнес-тренеры и ученые университетов. Выбор книг тоже впечатляет. Такое чтение – это возможность освоить новый навык и реальный шанс изменить жизнь.
Выводы:
- Скептицизм – искусство сомневаться в недоказанном.
- Скепсис – это не самоцель, а способ обрести душевный покой.
- Последователи учения скептиков призывали следовать утверждениям разума, своим природным инстинктам, читать книги, заниматься наукой и познавать мир.
- Научиться мыслить критически нужно для того, чтобы найти истину.
Пройти тест на эмпатию
Чем скептицизм отличается от агностицизма?
По сути, агностицизм возник из скептицизма, так что между этими двумя направлениями много общего. И всё же их нельзя отождествлять или совмещать, поскольку есть ряд фундаментальных отличий. Агностицизм исходит из того, что человеческие способности познания ограничены, но не отрицает возможность достоверного понимания того, насколько точно имеющиеся знания соответствуют реальности.
Скептицизм исходит из того, что достоверно отличить реальность от вымысла невозможно. Все наши знания получены посредством ненадёжных средств чувственного познания, а значит, могут быть недостоверными, и проверить это никак нельзя. Если агностицизм считает наши познавательные способности ограниченными, то скептицизм вообще исключает возможность сколь-нибудь точно оценивать достоверность знаний, полученных эмпирически.
дальнейшее чтение
- Уилсон, Ричард (2009). Не дайте себя обмануть снова: Справочник скептика
. Значок. ISBN 9781848310520 . - Попкин, Ричард Х. (2003). История скептицизма: от Савонаролы до Бейля
. Oxford University Press, США. ISBN 9780198026716 . - Бери, Роберт Грегг (1933). Секст Эмпирик: Очертания пирронизма
. Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674993013 . - Эмпирик, Секст; Анна, Юлия; Барнс, Джонатан (20 июля 2000 г.). Секст Эмпирик: очертания скептицизма
. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521778091 . - Burnyeat, Майлз (1983). Скептическая традиция
. Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520037472 . - Rosa L; Rosa E; Sarner L; Барретт С. (1 апреля 1998 г.). «Внимательный взгляд на терапевтическое прикосновение». JAMA
.
279
(13): 1005–1010. Дои:10.1001 / jama.279.13.1005. ISSN 0098-7484. PMID 9533499. - Новелла, Стивен (2018). Путеводитель скептиков по Вселенной: как узнать, что действительно реально в мире, который все больше и больше полон фейков
. Ходдер и Стоутон. ISBN 9781473696419 .