В последнее время я стал замечать, что вокруг меня становится всё больше людей, у которых всё заметнее разница в развитии между «традиционным» интеллектом и «социальным» (или, если хотите, эмоциональным). Но обо всём по порядку.
В 1920 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк ввёл термин «социальный интеллект», который описывает способность правильно понимать поведение людей. Данная способность, развитая человеком в результате эволюции, необходима для эффективного взаимодействия между представителями нашей расы и успешной социальной адаптации новых её членов.
В 1937 году другой американский психолог, Гордон Олпорт, автор «теории черт личности», связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, «социальный интеллект» — это особый дар, позволяющий нам приспосабливаться к социуму и облегчающий взаимоотношения с людьми.
Да простят меня дотошные психологи, но к социальному интеллекту, в контексте нашей современной жизни, я бы добавил и другой термин — «эмоциональный интеллект». Ведь выражение эмоций в подавляющем большинстве случаев является социальным инструментом.
В подтверждение социальной роли эмоций говорит хотя бы то, что мимика у слепых от рождения людей чрезвычайно бедна.
Термин «эмоциональный интеллект» (EI), введённый в 1990 году Питером Сэловеем и Джеком Майером, описывает способность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.
Коэффициент EI, в отличие от всем понятного IQ, описывает способность человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
Так вот, возвращаясь к началу данной статьи, многие психологи в последнее время приходят к тому, что уровень «общего» интеллекта никак не коррелирует с уровнем социального интеллекта.
Шэлдон Купер, один из главных героев «Теории большого взрыва» — классический пример человека с высоким IQ (в фильме называлось число 187) и низким «социальным интеллектом».
Высокий интеллектуальный уровень является необходимым, однако отнюдь не достаточным условием социального развития личности, то есть он может помогать социальному развитию, но не замещать его.
Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться, в случае, когда его обладатель страдает «социальной слепотой».
Наверняка у многих из вас есть примеры того, как умный парень (или девушка), общаясь, ведёт себя слегка неадекватно (не вписывается в «волну», на которой находятся все остальные) и провоцирует негативное отношение к себе.
Да что там, такие «фэйлы» наверняка были в жизни каждого из нас — неудачная шутка, неуместный смех или любая другая ситуация из нашего неудачного социального опыта.
Человек, настроенный на повышение своего социального интеллекта, постарается в деталях запомнить эту ситуацию, разобрать её «по косточкам» (что было «до», что было «после», почему такое произошло, как мне на самом деле следовало себя вести и так далее), чтобы усвоить опыт и не совершать этих ошибок в дальнейшем.
Результат осознания данного события закрепляется в когнитивных структурах психики в виде навыков, и чем больше у человека этих навыков, тем проще ему быть «своим» в социуме и достигать своих собственных целей, используя окружающих.
Что это такое: определение
Важно. SQ представляет собой совокупность способностей, влияющих на успешность социального взаимодействия.
Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия.
Термин введен для обозначения способности успешно действовать в социуме, вести себя наиболее эффективно в какой-либо ситуации. Это умение понимать настроение других и их черты личности, способность к самопрезентации в обществе и различным взаимодействиям, своего рода талант, позволяющий ладить с людьми, приспосабливаться к поведению других в социуме.
Это глобальная способность, основанная на совокупности других черт личности (интеллектуальных, поведенческих, коммуникативных и т.д.), обуславливает понимание сказанного и сделанного людьми, способность к:
- социальному взаимодействию;
- принятию решений;
- прогнозированию развития событий в межличностном общении.
Личностная составляющая социального интеллекта достаточно велика, однако его можно подкорректировать извне (специальные методики и максимум тренировочного взаимодействия).
О том, в каком году Торндайк ввел термин социальный интеллект и какова история понятия SQ, также определения этого понятия и подходы к его пониманию, актуальность исследования в наши дни, методы изучения и измерения, исследования SQ, вы узнаете тут.
Развитие
Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:
- самопознание;
- саморегуляция;
- социальность;
- эмпатия;
- мотивация.
Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.
Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.
Невербальное взаимодействие
Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев. Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.
Уверенность в себе, общение
Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д. Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.
Если человек не умеет отказывать, то это тоже может стать отличным способом для тренировки. Каждый отказ – вклад в развитие.
Мышление
Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках. Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.
Эмоциональная составляющая
Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.
Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.
Модели его структуры и виды
Существует несколько подходов к трактовке социального интеллекта, что породило несколько моделей его структуры:
- Г. Айзенка.
- Д. Гилфорда.
- Г. Олпорта.
- Ф. Вернона.
- О.Конта.
- Р. Стернбергера.
- Ю. Емельянова.
- В. Куницыной.
- Ф. Южаниновой.
Наиболее распространены несколько моделей, о которых будет подробнее рассказано ниже.
Внимание. Сам SQ, в свою очередь является одним из видов общего интеллекта, это знания и умения, приобретенные в процессе социализации в сочетании с генетически обусловленными способностями. Это личностная черта, от которой зависит успех в межличностном взаимодействии.
По Г. Айзенку
Он считал, что этот вид интеллекта имеет социальную природу. Формируется в ходе социализации человека. По его мнению, социальный интеллект можно выделить как нечто отдельное, что базируется на биологическом и психометрическом интеллекте:
- Первый – это вся совокупность врожденных способностей, позволяющих действовать на основе полученной информации в социуме. Это базовый, аспект социального интеллекта.
- Второй выступает связующим звеном между биологическим и социальным. Главным параметром, влияющим на уровень этого вида интеллекта, является скорость обработки информации.
По Дж. Гилфорду
Д. Гилфорд понимал SQ как совокупность интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. В его модели интеллекта три десятка способностей, относящихся к социальному интеллекту. Это, прежде всего, понимание поведения, продуктивное мышление в данном направлении и оценка. Он особо подчеркивает важность распознавания невербалики.
Важно. Д Гилфорд впервые подошел к проблеме с точки зрения измерения, разработав тест для определения уровня интеллекта.
В отличие от Айзенка он считал, что SQ не слишком зависит от общего интеллекта, но связан со способностью работы с информацией о поведении, которая включает шесть аспектов:
- способность понимать вербалику и невербалику поведения;
- распознавать важное в потоке информации;
- понимать отношения, логику развития ситуаций, смысл поведения людей.
По Г. Гарднеру
Предложил структуру множественных интеллектов, имеющих прямое отношение к интеллекту социальному.
По его мнению, он базируется на разных способностях и умениях, пригодных для выживания в социуме.
У разных людей различные интеллектуальные способности в различных сочетаниях и социальный интеллект выступает как способность к решению задач в социуме.
По Гарднеру существует несколько видов интеллекта, при этом один от другого не зависит, они работают в мозге и как самостоятельные модули:
- лингвистический;
- музыкальный;
- математический;
- вербальный;
- кинестетический;
- пространственный;
- личностный.
Последний, в свою очередь, делится на:
- внутриличностный (способность к распознаванию своих чувств, мотивов и др.);
- межличностный (умение распознавать все, что связано с поведением других людей).
Чем полезен развитый социальный интеллект
Член‑корреспондент РАН, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков пишет Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М. 2004 , что в современном мире всё больше растёт разделение труда, а следовательно, достижения из индивидуальных всё чаще превращаются в коллективные. И чтобы достичь успеха, сегодня уже недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Нужно ещё уметь поддерживать связи с людьми, продвигать свои идеи в социуме, а не только их создавать. Например, не бояться выдвигать смелые предложения и уметь простыми словами объяснить сложные вещи. В этом плане социальный интеллект становится важным элементом самореализации.
Фактически это означает, что неумение поддерживать социальные контакты сводит на нет даже самый острый ум. Прекрасные примеры таких личностей — Шелдон из «Теории большого взрыва» или Шерлок Холмс из «Шерлока».
Также есть Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М. 2004 мнение, что чем выше наш уровень социального интеллекта, тем мы объективнее по отношению к себе и другим.
Таким образом, человек с высоким уровнем социального интеллекта — это тот, кто может Riggo E. R. What Is Social Intelligence? Why Does It Matter? Psychology Today поддержать разговор с любым, тактичен и грамотно подбирает слова, умеет слушать, понимает формальные и неформальные роли. Он также хорошо может обнаруживать реальные мотивы других людей и «подбирать ключи» к разным типам личностей.
Люди со сформированными социальными навыками чувствуют себя увереннее, знают, чего хотят от жизни и легче Иванов А. А. Возрастные аспекты социального интеллекта. Научные исследования в образовании переносят жизненные удары. Во многом этому способствует тот факт, что они не испытывают сложностей в общении и легко устанавливают социальные связи.
Составляющие
Важно. Все люди делают что-то, рассчитывая на успех деятельности, это во многом определяет смысл и количество затрачиваемых сил. Все действия в социуме находятся в зависимости от других людей, с которыми необходимо взаимодействие при движении к достижению цели.
Для этого и нужен SQ, так как решение задач основано на понимании поведения людей и способности влиять на него.
Выделено несколько групп способностей, составляющих социального интеллекта:
- познавательные;
- эмоциональные;
- поведенческие.
Они, в свою очередь, тоже включают в себя несколько компонентов:
- Познавательные. Это знания, память, интуиция, прогнозирование:
- Социальные знания. Знания о людях, правилах общения, эффективном взаимодействии.
- Социальная память. Запоминание имен, событий, лиц, сделанного и сказанного людьми.
- Социальная интуиция. Неосознанное понимание чувств, настроения, мотивов и всех остальных аспектов поведения людей.
- Социальное прогнозирование. Осознанное прогнозирование всего, что связано с поведением людей.
- Эмоциональные. Это выразительность, сопереживание, саморегуляция:
- Социальная выразительность. Речь идет о степени и способах проявления эмоций и чувств, эмоциональной чувствительности.
- Сопереживание. Способность к эмпатии, умение ставить себя на место другого.
- Способность к саморегуляции. Способность к самоконтролю, регуляции эмоций.
- Поведенческие. Это восприятие, взаимодействие, адаптация:
- Социальное восприятие. Умение слышать, видеть чувствовать и распознавать иные проявления поведения.
- Социальное взаимодействие. Различная степень способности коммуницировать с людьми в социуме.
- Социальная адаптация. Навык или дар адаптироваться к обстоятельствам и людям.
Понятие
Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей. Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми. Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.
Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:
- Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
- Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
- Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.
Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.
От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.
Функции
- Коммуникативно-ценностная связана со способностью к коммуникации, пониманию (не только окружающих, но и себя), усваиванием норм взаимоотношений.
- Познавательно-оценочная заключается в умении достигать цели с помощью полученной информации посредством познания и оценки ситуаций и поведения людей.
- Рефлексивно-коррекционная обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия с целью получения желаемого результата, помогает понять восприятие другими.
Возрастные особенности
С возрастом он не претерпевает значительных изменений в отличие от общего, однако на начальном жизненном этапе (детство, юность) они существенны:
- В детском возрасте SQ развивается посредством наблюдения за окружением, за взрослыми людьми с развитым социальным интеллектом, а также в процессе игр, при общении со сверстниками.
- В подростковом возрасте наиболее активно развивается коммуникативный аспект, умение понимать себя и других, прогнозирование и т.д.
- У взрослых развитие социального интеллекта обогащается опытом и приобретает форму мудрости.
О возрастных изменениях, гендерных отличиях, о влиянии на компетентность суждений читайте здесь.
Новый подход к проблеме социального интеллекта
Социальный интеллект и социальная компетентность
История развития представлений о социальном интеллекте
Социальный интеллект – относительно новое понятие для социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения верификации.
Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях.
По Э. Торндайку, существуют три вида интеллекта:
1) абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы. и производить с ними какие- либо действия;
2) конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;
3) социальный интеллект как способность понимать людей и способность взаимодействовать с ними.
В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях.
В 1960-е годы появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности. В эти годы очень большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения. Дж. Гилфорд и М. Салливен разрабатывают тест для исследования социального интеллекта, который широко используется в конкретных исследованиях, несмотря на наличие определенных недостатков. В 1980-е годы Д. Китинг создал тест оценки морального или этического мышления. М.Форд и М. Тисак в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций. Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой чёткую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей , лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического интеллекта».
В 1981 году Р. Штернберг провёл исследование, направленное на изучение представлений обычных людей о социальном интеллекте. Результаты исследования показали, что люди вкладывают в понятие м социального интеллекта следующее:
— способность к решению практических задач(человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т. п );
— вербальная способность (говорит ясно и с чёткой артикуляцией; хорошо принимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; эффективно общается с людьми и т.п.);
— социальная компетентность (принимает других такими, какие они есть; не опаздывает на встречи; чуток к нуждам и желаниям других людей; выносит справедливые суждения и т. д.).
Социальный интеллект часто отождествляется с мудростью.
В 1987 году вышла книга Н. Кэнтора «Личность и социальный интеллект»», в которой автор приравнивает социальный интеллект к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. Кэнтор Н. рассматривает социальный интеллект с позиций когнитивизма.
Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности, а также описывают предполагаемую структуру и функции социально интеллекта. Впервые попытку определения социального интеллекта предложил Ю.Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сенситивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений и выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надёжностью и достаточным прогностическим эффектом.
Аминов Н.А. и Молоканов М.В. в 1992 году изучили связь социального интеллекта с профессиональной направленностью личности. Авторы убеждены, что профессионализм психолога зависит от наличия специальных способностей, в частности социального интеллекта.
В 1994 г. Н.А. Кудрявцева предложила концептуальную разработку, в которой она соотносила общий и социальный интеллект, и показала, что социальный интеллект относительно независим по отношению к общему интеллекту. Н. А. Кудрявцева на основе представлений о структуре интеллектуального потенциала разработала комплекс исследовательских подходов и конкретных методик, которые в итоге привели к выделению интегративного показателя интеллектуального потенциала человека. Он был обозначен как «единство интеллекта» и отражал существенные компоненты механизма интеллектуального роста, повышение совпадения по уровням личности: общего интеллекта (способность решать задачи на субъект-объектном уровне), социального интеллекта (способность решать задачи на субъект-субъектном уровне), рефлексии (показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта). Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка человека.
Социальный интеллект, таким образом, понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.
Новый подход к проблеме социального интеллекта
Начиная с 1991 года разрабатывалась В.Н. Кунициной новая концепция социального интеллекта, в которой выделялся отдельный аспект социального интеллекта – коммуникативно-личностный потенциал.
Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал
– комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристика самосознания
– чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция,
социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.
4. Энергетические характеристики:
психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.
В социальном интеллекте большую роль играют личностные ограничения, т.е. личностная составляющая достаточно велика.
Социальный интеллект- глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспечённости процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
Основные функции социального интеллекта:
— обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;
— формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;
— планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;
— мотивационная функция;
— мобилизационная функция, помогающая преодолевать внезапные кризы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению;
— расширение социальной компетентности;
— саморазвитие, самопознание , самообучение.
Таким образом, социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем социального интеллекта является достаточная социальная компетентность.
Содержание и структура социальной компетентности
В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности. К настоящему времени ещё не сложилось окончательного определения социальной компетентности. М. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» уделяет внимание понятию «общая социальная компетентность», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев, т.е. определённых шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях. Немецкие учёные У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определённых социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.
В работе Е.В. Коблянской (г. Санкт-Петербург) социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность. Социальная компетентность, по мнению автора, — это умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.
В.Н. Куницына предлагает следующее определение социальной компетентности.
Социальная компетентность- система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.
Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнёрами по взаимодействию.
Основные функции социальной компетентности:
■ социальная ориентация личности;
■ адаптация в меняющихся условиях;
■ интеграция общесоциального и личного опыта.
На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, отечественных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:
1. Оперативная социальная компетентность
– знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомлённость.
2. Вербальная компетентность
– уместность высказываний, учёт контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов и т.д.
3. Коммуникативная компетентность
– владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание общений, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии.
4. Социально-психологическая компетентность
– межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.
5. Эго-компетентность – осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов., понимание причин своих промахов и ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретённые в жизненном опыте.
Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности.
Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.
Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания.
Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:
— они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен;
— они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений;
— они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.
Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования. Социальная компетентность совершенствуется через научение, расширение знаний, и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально – желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.
В реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.
Литература 1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992 , № 5 — С. 104. 2. Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 3. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. – 1995, № 5 – С. 61-68. 4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
Как развивать навыки?
Важно. Развитие навыков начинается с первого года жизни и продолжается до периода взрослости.
Затем время от времени происходит корректировка сформированного социального интеллекта, связанная с происходящими событиями.
Формирование SQ
Первоначальное формирование происходит в семье, затем добавляется влияние знакомых, родственников, дошкольных учреждений, школы, затем – учебных заведений плюс окружения, сопровождающего каждый из этапов.
Периоды развития
Существует пять этапов развития. На нулевой стадии (досоциальной) ребенок не осознает различий, но постепенно он начинает отделять эмоции, чувства других и собственные:
- на первой стадии происходит становление умения анализировать слова и поведение;
- на второй – эмпатических способностей, происходят попытки влиять на людей и ситуации;
- на третьей – происходит понимание противоречивости поведения людей;
- на четвертой – представление о взаимодействии людей структурируется;
- на пятой – производится оттачивание навыков.
О формировании, особенностях развития, способах диагностики и исследования и адаптации детей с нарушениями мы рассказывали тут.
Уровни
Выделяют три уровня: высокий, средний, низкий.
- В первом случае это означает, что у человека есть высокое мастерство общения и управления людьми, контроль ситуаций.
- Во втором – шаблонное поведение, средний уровень навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия в социуме.
- В третьем – деструктивное поведение, низкая эффективность, плохое распознавание поведения людей.
Проблемы измерения SQ
Первый тест для измерения SQ создан Т. Ханом. Позднее появился тест Д. Гилфорда, который используется до сих пор.
Внимание. Надо сказать, что тесты не являются точной оценкой этого вида интеллекта, способов, позволяющих полноценно «измерить» его, сегодня не существует.
Методики
В рекомендации по развитию SQ включают специальные методики. К наиболее эффективным методам того, как повысить уровень SQ, относят:
- тренировка эмпатии;
- анализ поведения людей в видеосюжетах/фильмах;
- проигрывание ситуаций;
- развитие невербалики;
- сюжетно-ролевые игры.
Необходимо развивать способности, такие как:
- память;
- ораторство;
- внимание;
- аналитику и др.
Общее саморазвитие автоматически благоприятно повлияет на уровень SQ.
Условия
На досоциальной стадии нужно помочь ребенку достичь успехов в плане сепарации мыслей и чувств других людей и своих, и формировании интереса к социальному взаимодействию.
- На первой стадии необходимо обратить внимание на развитие субъективизма, научить понимать, прежде всего, себя, а уже потом окружающих.
- На второй и третьей стадии следует обратить внимание на способность к рефлексии, аналитику поведения и слов окружающих, умение занять позицию другого, сотрудничество.
- На четвертой стадии нужно продолжать совершенствовать навыки и начать тренировки, позволяющие успешно взаимодействовать в социуме (больше практики).
Что нужно сделать, чтобы повысить свой социальный интеллект?
Можно ли назвать социальный интеллект даром, или это приобретённое свойство личности? Ответить трудно. Стоит сказать, что учитывать необходимо всё: от темперамента и характера до отдельных качеств человека. Нужно ли развивать социальный интеллект? Ответ очевиден.
Предлагаем разобраться, на что именно важно делать упор, чтобы стать по-настоящему социально-интеллектуальным:
Читайте книги
Они расширяют кругозор, дают пространство для мысли и воображения. Книголюба от того, кто не читает, отличить можно после нескольких минут разговора. Чем больше человек читает, тем больше интересных тем для разговора он может поддержать, тем больше авторитета он получает в глазах собеседника.
Всегда говорите в позитивном ключе
Люди тянутся к тем, кто создаёт для них ситуацию успеха. Это факт. Везде старайтесь находить положительную сторону в любой ситуации, даже если она кажется катастрофически ужасной. Вселяйте веру в лучшее в вашем коллективе, находите плюсы в каждом человеке и обращайте внимание этого человека на них. Т.е. делайте комплименты, но без чрезмерной лести. Делайте это легко и от души.
Наблюдайте за людьми
Следите за тем, как ведут себя люди в метро (как они одеваются, какое у них выражение лица), в очереди (что покупают, как общаются с кассиром) и в любом другом месте. Образы этих людей запомнятся вам в памяти, вы будете знать, как примерно тот или иной типаж может себя вести. Конечно, чтобы выявить закономерности в поведении людей понадобится много времени, но потом вы и сами будете угадывать, как человек, даже незнакомый, среагирует на ту или иную ситуацию.
Развивайте чувство юмора
Во-первых, умейте посмеяться над собой и над своими ошибками. Главное, чтобы шутки были добрыми, без черноты. И, кстати, не бойтесь играть с мимикой лица, пусть оно будет разным для собеседника, тогда ему будет интересно вас слушать. Погоня за так называемой солидностью и серьёзностью уже давно всем надоела, она скучна и безрадостна.
«Ловите» своё выражение лица в течение дня
Когда мы собираемся на работу или учёбу, на выходе обязательно смотримся в зеркало. Большинство делает выражение лица таким, каким его в идеале представляет: улыбчивым, кокетливым, доброжелательным. И только выйдя за порог мы уже куда-то спешим, тяжёлый день впереди, и вроде милое личико куда-то само по себе пропадает, сменяясь нахмуренными бровями и цепко сжатыми губами. Что делать?
«Ловите» своё выражение лица: как только вы зависаете в мыслях или погружены в работу, или беседуете с кем-то по телефону (да не важно, когда), постарайтесь зафиксировать выражение лица такое, каким оно было без вашего контроля. Вероятность, что оно будет крайне серьёзным и угрюмым, высока. Задайтесь вопросом, почему?
Каждое утро перед выходом мы в зеркале видим «того», кого хотели бы показать всему миру, а на деле этот мир видит в нас серую тучу. Не обязательно целый день заставлять себя натягивать улыбку, достаточно просто расслабить лицо и чуточку приподнять уголки губ.
Будьте активны в диалогах
Любой диалог будет успешен, если два собеседника включены в него. Здесь речь идёт не только о том, чтобы активно что-либо рассказывать, но и том, чтобы активно слушать и слышать. Т.е. смотреть прямо в глаза собеседнику задавать ему вопросы по теме, стараться понять, как он смотрит на ситуацию.
Понятно, что мало кому будет приятно при разговоре видеть человека, который листает ленту ВК и не проявляет никакого сопереживания.
Развивайте актёрские способности
Тема больная для многих. Для кого-то удобно оставаться в тени, кто-то не видит смысла в демонстрации себя, а для кого-то это реальный повод для грусти, вот если бы не это стеснение! Запомните, что выступать на публику вовсе не так страшно. Большая часть аудитории попросту сидит в своих мыслях, лишь делая вид, что внимательно слушают.
Поверьте, что прежде всего, покидая зону комфорта, вы развиваете себя как личность. Развивается ваша эмоционально-волевая сфера. Если вы действительно переживаете перед выступлением, есть простой, но действенный совет: не смотрите на слушающих, не останавливайте ни на ком взгляд. Представьте, что никого и нет.
Будьте хозяином своих негативных эмоций
Очень трудно, порой невыносимо контролировать злость, гнев, зависть и многое другое. Очень часто эти эмоции и чувства подсознательны, мы их ощущаем, однако перенести в сознательное понимание проблемы может не каждый. Когда вы чувствуете, что «накрыло», проговаривайте вслух то, что вас беспокоит. Если вы злитесь, спросите себя, на что именно? Почему я так реагирую? Можно ли это исправить?
Если завидуете, например, подруге, признайтесь: «Да, я завидую, да, мне тоже хотелось иметь то, что есть у неё». Осознавая проблему, вы не даёте ей осесть в глубине. В противном случае непроработанная ситуация будет «грызть» вас как маленький червяк.
Будьте тактичны
Старайтесь не перебивать собеседника, дайте ему возможность сказать то, что он хочет. Здесь мы говорим не столько о правилах этикета, сколько о таком чувстве, которое позволяет понимать, что сказать, как сказать и где. Сюда же отнесём и правила субординации.
* * *
Сегодня, когда личный успех напрямую зависит от взаимодействия с людьми, очень важно развивать социальный интеллект. Хорошо, когда родители изначально воспитали в ребёнке всё то, о чём говорилось в статье, но даже если это не ваша ситуация, не бойтесь работать над собой, не бойтесь меняться. И запомните: как только меняется ваше сознание и ход мыслей, так сразу поменяется и мир вокруг вас!