Аэрофобией, то есть боязнью полетов, страдают почти 30% населения Земли старше 25 лет. Среди них 10% ни разу в жизни не поднялись в воздух, так как страх не давал им это сделать. Такие люди очень страдают, не имея возможности сделать карьеру, если их работа связана с перелетами, а также путешествовать в далекие страны. А ведь в наше время авиация является самым быстрым, часто используемым и удобным видом транспорта.
Подробнее об аэрофобии
Человек летать не может, таковым уж он создан природой или богом, но всегда мечтал об этом. С момента изобретения воздушного шара, а потом самолета такая возможность у него, наконец, появилась: сейчас можно полететь куда угодно. Но, вместе с этим, у некоторых гомо сапиенс развился неконтролируемый страх полета в специально приспособленном для этого устройстве.
Вообще-то, любой человек, в силу инстинкта самосохранения, боится ранее неизвестного и опасного. Такое беспокойство обычно возникает перед первым в жизни полетом. Находясь в самолете, авиапассажир испытывает дискомфорт, организм реагирует на нестандартную обстановку и разницу давления головной или ушной болью, подташниванием. Тревожно становится, когда лайнер трясет при попадании в зону турбулентности или он проваливается в воздушную яму. Такое волнение – это защитная реакция организма, которая со временем проходит или ей не придается большого значения.
Другое дело, если страх летать иррациональный, необъяснимый, взлет и посадка, да и сам полет для аэрофоба «смерти подобны». Его пугает звук работы двигателя, уборки и выпуска шасси, механизации крыла и все описанное выше. Он нервничает, потеет, потирает ладони, теребит волосы, бурно реагирует на все, что происходит на борту, часто пытается заглушить страх, напиваясь перед полетом или затеивая скандалы.
Такая боязнь, буквально паническая, возникает от навязчивого страха смерти и неспособности держать ситуацию под контролем. Аэрофоб испытывает непреодолимый ужас, так как твердо уверен: самолет может упасть, так как всеми процессами руководит не он сам и от него зависит ничего.
Развиться аэрофобия может у человека, в прошлом попавшего в реальную опасную ситуацию, возникшую в полете. Впрочем, она может быть и мнимой, надуманной. Подвержены такому расстройству люди состоявшиеся, интеллигентные, с сильным характером, но с тревожным типом мышления. Они боятся доверить свою жизнь кому-то другому, так как привыкли сами за себя отвечать, контролировать все происходящее. Такие индивиды не понимают сути работы систем воздушного судна и процессов, которые обеспечивают его безопасность.
Иногда аэрофобия сопровождается страхом замкнутого пространства и высоты (клаустрофобией и акрофобией соответственно). В этом случае она является симптомом этих психологических проблем.
Комплексный подход к лечению аэрофобии
В основе лечения лежат психотерапевтические приемы со сменой ориентиров, обесцениванием страхов. Используются различные методики внушения сознательного, подсознательного, с использованием дополнительных приемов релаксации во время сеансов. На фоне релаксации информация укладывается на более глубинный подсознательный уровень. Необходимая релаксация достигается с помощью методов иглорефлексотерапии и специальных современных приборов, стимулирующих выработку эндорфинов у человека.
Лечение аэрофобии обычно состоит из 10 индивидуальных психотерапевтических сеансов. Стоимость курса лечения составляет 20000 руб. Цены на отдельные виды психотерапевтических услуг можно уточнить в разделе После курса психотерапевтического лечения по согласованию с пациентом, мы проводим специальные тренинги в реальных условиях полета на самолете.
Проявления аэрофобии
Признаки боязни летать на самолете проявляются до полета и во время него.
Нервничать человек начинает еще за несколько дней до планируемой даты вылета. Такое состояние выражается в следующем:
- раздражительность и агрессия либо подавленность, уход «в себя»;
- поиск в интернете информации о давних и «свежих» авиакатастрофах накручивает «градус» страха;
- отказ от полета до или после регистрации.
В Германии, кстати, с пониманием относятся к такой проблеме: некоторые авиакомпании при наличии соответствующей справки у человека, отказывающегося от полета, не взимают некоторую сумму, обычную при возврате билета.
Уже находясь на борту самолета, который даже еще и не взлетел, аэрофоб начинает задыхаться, сердцебиение учащается. Далее могут спазмироваться мышцы, протестует желудочно-кишечный тракт, течет пот. Возможна паническая атака при крене судна, воздушной яме, механическом шуме. Любое передвижение членов экипажа (бортпроводников) по салону вызывает подозрительность и перепалку с ними, истерику.
Могут быть и другие физические и психические проявления. К примеру, считается, что довольно частые неадекватное поведение пассажиров (драки, скандалы) провоцируют именно аэрофобия. Так что это расстройство отравляет жизнь не только тем, кто им страдает (особенно если их работа сопряжена с частыми перелетами), но и другим людям. Оно также несет угрозу безопасности воздушного лайнера и, как следствие жизни всем особам, в нем находящимся.
Психотерапевтические методики
Информация о влиянии мыслей на физиологическое состояние человека не секретная. Проводились научные эксперименты, доказывающие сильный эффект на соматические процессы гипнотических техник, в том числе и самогипноза.
Самое первое, чему научит вас психотерапевт, обнаружив у вас навязчивые мысли, страх, фобии, это умению расслабляться.
Выбор техник расслабления достаточно велик: дыхательные техники, работа с мышечными зажимами, медитации, пение мантр и многое другое. Проанализировав ваши индивидуальные особенности, психотерапевт подберет для вас наиболее подходящую методику.
На начальном этапе работы с психотерапевтом иногда даже полезно одновременно принимать медикаменты. Кроме вышеописанных свойств, они делают сознание более податливым, воспримчивым, что позволяет легче избавиться от нежелательных паттернов поведения и заменить их более эффективными.
Методы лечения
Терпеть аэрофобию нельзя, а приспособиться к ней просто невозможно. Она не только создает дискомфорт, но и, усугубляясь, будет наносить удары, с каждым разом более значительные, на физическое и психическое состояние человека. Поэтому нужно незамедлительно обращаться к психологу.
Для лечения патологии применяют фармакологические препараты и корригирующую психотерапию.
Таблетки от аэрофобии
Существует ли какое-то действенное, эффективное средство от боязни полетов? Обычно в качестве лекарств прописывают седативные (успокаивающие) препараты. Каждое средство подбирается специалистом индивидуально. Это могут быть как таблетки, так и валерьяновые капли или настойка пустырника. Возможны анксиолитики – ослабляющие страх препараты.
Если у пациента имеется проблема с вестибулярным аппаратом (его укачивает), то существуют антигистаминные средства, блокирующие этот процесс: «Аэрон» и др.
Самолечение в этом случае недопустимо: каждый препарат и его дозировку назначает только врач. Это позволит избежать негативных последствий от побочных эффектов и непереносимости компонентов, аллергии.
Кроме того, специалисты не советуют вообще принимать сильнодействующие препараты от стресса, так как они в условиях полета могут подействовать непредсказуемо. В качестве успокаивающих средств рекомендуются гомеопатические, не вызывающие привыкания.
Многие аэрофобы считают, что, приняв таблетку, которая действует быстро, они тут же забудут о тревожности и могут свободно отправляться в путь на воздушном лайнере. Но это придется делать каждый раз, перед тем, как подняться на борт. И проблема, в общем, никуда не денется, а будет так и преследовать всю жизнь!
«Волшебная таблетка» не способна избавить от страха. Она лишь на некоторое время устранит его симптомы. Но вот мозг аэрофоба запомнит, что подавлять пугающую ситуацию пришлось с помощью препарата, который позволил перенести «опасный, очень страшный, рискованный» полет.
Организм все равно перенес стресс, который будет нарастать при последующем перелете. И в один «прекрасный» день никакое средство уже не справится со страхом. Именно поэтому необходимо вмешательство специалиста, который поможет пациенту найти причины фобии и поменять мышление на позитивное.
Помощь психолога
Прежде всего, больному необходимо признать наличие проблемы – без этого аэрофобию вылечить не удастся. Далее в работу вступает психолог, который ищет источник иррационального страха и учит расслабляться, пользуясь такими методиками:
- когнитивно-поведенческая терапия;
- техника экспозиции;
- гипноз.
Опытного специалиста в Москве можно найти в Городском Психоэндокринологическом Центре. При его совместной работе с осознающим свое расстройство и желающим излечиться пациентом не понадобится много времени, чтобы избавиться от аэрофобии – достаточно несколько непродолжительных сеансов.
Сейчас в разных странах существуют Центры по борьбе с аэрофобией (в России тоже таковые есть). В них приходят люди разных возрастов. Там, среди прочих способов, применяется летный стимулятор – копия реального самолета в полном размере.
Клиенты изучают матчасть, сами садятся за штурвал, имитируя взлет и посадку в определенных погодных условиях и времени суток. Это дает им возможность полностью разобраться, что происходит на борту, почему возникают звуки, которые их так пугают, а в зоне турбулентности самолет трясет, узнать о множестве стандартных ситуаций, совершенно неопасных. Все это дает отличный терапевтический эффект.
Принцип действия анксиолитиков
Действие лекарственных препаратов, влияющих на психологическое состояние, состоит в уменьшении возбудимости подкорковых областей головного мозга, отвечающих за эмоции.
К ним относятся лимбическая система, гипоталамус и таламус.
Лимбическая система
Она регулирует деятельность внутренних органов, обоняние, сон, бодрствование. Если вы думаете, что вы сознательно испытываете мотивацию к какому-либо виду деятельности, спешу вас огорчить. Этот жизненный пункт также регулирует лимбическая система.
Удивительно, но даже создание познавательно-исследовательской деятельности – это тоже одна из ее функций.
Как видите, воздействие на функционирование лимбической системы – это важный шаг в контроле над эмоциями.
Таламус
По-иному этот отдел головного мозга называется «зрительные бугры». Его основная функция – это передача информации от органов чувств (кроме обоняния) к соответствующим областям коры головного мозга.
Благодаря тому, что двигательная и сенсорная информация, доходящая до головного мозга, претерпевает некоторые изменения (из-за действия препарата), исчезают соматические симптомы фобии, снижается тревожность.
Устранение ощущений укачивания, тошноты, головокружения, сильного сердцебиения уже само собой способно облегчить полет в самолете.
Гипоталамус
Является центральным связующим звеном между нервной и эндокринной системами.
Воздействие лекарственных препаратов помогает контролировать выделение гормонов стресса (адреналина, норадреналина, кортизола). Коррекция гормонального статуса позволяет влиять на различные аспекты поведения, в том числе и отвечающие за страх и панику.
Кроме того, он отвечает за терморегуляцию. Это помогает контролировать приступы жара и избыточного потоотделения.
Надеюсь, благодаря небольшой экскурсии в анатомию, вы поняли, что действие таблеток от страха комплексное и основано на регуляции физиологических функций организма.
Устраняя чувство страха, эти препараты, почти не влияют на продукцию организмом допамина и серотонина (гормонов счастья).
Это означает, что, если фобия сформировалась как следствие психического расстройства, анксиолитики не будут эффективны.
Не буду слишком сильно «грузить» вас медицинской информацией. Расскажу лучше о том, какие реакции организма на прием препаратов «от страха» вы получите. Это даст вам пищу для размышлений.
Советы экспертов
Вот одиннадцать рекомендаций, как действовать аэрофобам, которые дают специалисты вышеупомянутых центров:
- Сведите возможность стресса до минимума. Вот что нужно сделать для этого. Перед рейсом нужно обязательно выспаться. Регистрацию лучше пройти дома онлайн, распечатав посадочные талоны. Лучше не брать с собой большой багаж – с ним придется выстоять очередь на взвешивание, лучше обойтись ручной кладью. Выберите самый комфортный способ приехать в аэропорт.
- Важно выбрать удобные места в самолете, где не будут чувствоваться развороты и встряски. В Boeing 737–800 это с 12 по 18 ряды, Airbus A320 – с 8 по 15. В любом случае не садитесь в хвост – там заведомо будет укачивать.
- Одеваться в дорогу надо удобно, никаких застегнутых воротов и затянутых галстуков – одежда и обувь должны быть комфортными. Часы с тугим и ремешком, узкие браслеты, кольца целесообразно не надевать.
- Захватить специальную подушечку для шеи.
- Не стесняться рассказать о своей фобии проводникам. Довольно часто они проникаются такой проблемой, могут завести вас в кабину и познакомить с экипажем. Это, как говорят психологи, устранит обезличивание тех, кто ведет лайнер, и даст возможность получить уверенность в их профессионализме.
- Отвлекаться и развлекаться. Сейчас в самолетах предлагают посмотреть кино, но оно вам может не понравиться. Поэтому целесообразно заранее подготовиться: закачать в смартфон или планшет какой-то интересный фильм, аудиокнигу, игру. И не забыть взять с собой наушники!
- Расслабиться. Для этого можно глубоко дышать, медленно считать до десяти про себя или петь мантры.
- Найти интересного собеседника. Это, конечно, сложно, но может вам повезет, и ваш сосед своими рассказами отвлечет от накручивающих воображение фантазий. Хорошим собеседником может стать бортпроводник.
- Больше пить. Речь идет не о спиртных напитках, хотя бокал шампанского в честь отпуска не помешает, а о соке или негазированной воде. Воздух в салоне сухой, и это поможет справиться с жаждой.
- Восстановить кровообращение. Для этого нужно пройтись по салону, несколько раз наклониться, подняться на носочки. Если вы стесняетесь привлечь таким образом внимание к своей персоне, то можно в кресле сесть прямо, расправить плечи и повращать кистями и стопами.
- Для общего развития заранее поинтересоваться, как устроены и летают самолеты, об уровне их безопасности. То есть, как уже говорилось, учить матчасть.
Мнимая опасность
Нужно сразу отметить: в автомобильных авариях, которые происходят гораздо чаще, вероятность погибнуть в тысячи раз больше, чем в авиакатастрофе. Об этом свидетельствуют сухие цифры статистики. У пассажира самолета есть один шанс к 45 млн. разбиться. Посчитаем: даже если бы он летал каждый день, то такая смерть могла его настигнуть только через 123 тыс. лет.
Летчики проходят несколько этапов подготовки. Они тоже люди и хотят, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок.
Что касается современных самолетов, то они очень надежны, имеют несколько дублирующих систем. То есть, в случае отказа одной начнет работать другая, которая позволить благополучно посадить лайнер в ближайшем аэропорту. К этому усилия приложит и экипаж, и наземные службы.
Конечно, мы не раз слышали новости про авиакатастрофы со множеством жертв. У каждого случая есть свои причины, часто это стечение обстоятельств. Но все они тщательно расследуются, изучаются и принимаются меры, чтобы такого больше не произошло.
Первый полет. Как избежать страха?
Первый полет позволяет либо найти общий язык с небом, либо приобщиться к группе аэрофобов. Чаще всего именно тогда зарождается страх, который потом очень сложно побороть. Порой эту ситуацию легко предотвратить. Например, если человек плохо переносит транспорт, лучше сразу выпить таблетки от укачивания, чтоб избежать неприятных ассоциаций с перелетом. Также в топе первичных причин боязнь непривычного способа перемещения. Но статистика на стороне авиапутешествий. В авиакатастрофу попадает 1 из 16 млн пассажиров. При этом выжившие есть в 95% несчастных случаев. Например, с автомобилями неприятности случаются гораздо чаще — в неприятную ситуацию на машине попадает каждый 5000-ый. Даже от удара молнии и укуса змеи люди страдают чаще, чем от ЧП с самолетами. Но больше всего авиапассажиры боятся проблем с техникой. Причем касается это не только новичков. Согласно исследованиям, у 73% аэрофобов страх основан именно на боязни технических неполадок. Однако современная авиация — высокоразвитая отрасль. Ученые и конструкторы сделали все для того, чтобы увеличить безопасность пассажиров.Самолеты регулярно проходят строгий техосмотр и в обязательном порядке — осмотр перед полетом.
Самый лучший способ не бояться первый раз зайти в самолет — изучить научную основу полетов.
Начинающему аэрофобу стоит знать, что работа всех важных механизмов дублируется, а состояние судна полностью контролирует компьютер. Например, часто опасения связаны с вероятным отказом двигателя. Во многих современных самолетах 4 двигателя, он спокойно может продолжить полет после отказа одного из них. В крайнем случае, у воздушного судна два двигателя, что все равно позволит ему продержаться в воздухе два часа после возникновения проблем. За это время он достигнет ближайшего аэропорта или подходящей площадки для приземления. К слову, отказ двигателя — большая редкость. Он случается 1 раз за 2 млн полетных часов.
Тем, кто страдает аэрофобией, не стоит выбирать место в хвосте — там турбулентность ощущается сильнее.
Памятка для аэрофоба