Гуманистическая психология кратко и понятно. Представители


Сфера психологии включает в себя дисциплины с разным подходом, появлявшиеся на протяжении столетий развития науки. Одной из них является гуманистическое направление, возникшее на заре 60-х годов в США как альтернатива психоанализу и бихевиоризму, занимавшим в то время доминирующие позиции. Краткое и понятное объяснение гуманистического подхода заключается в работе с эмоциональными, творческими и моральными аспектами человека.

Индивид при этом рассматривается как наделённая свободой воли сложная и уникальная система с вариативным поведением. Это противоречит взглядам приверженцев бихевиоризма и психоанализа, обобщающих толкование человеческого поведения импульсами бессознательного и приравнивающими рефлексами людей к животным.

Что такое гуманистическая психология простыми словами

Гуманистическая психология, кратко и понятно характеризующаяся как ориентированная на особенности и стремления человеческой личности, описывает её как неповторимую структуру, чьим исключительным свойством является самоактуализация. Согласно данной дисциплине, человек самостоятельно созидает себя на протяжении всего своего бытия, из-за чего не может считаться завершённым ни в какой определённый момент времени.

Эта отрасль психологии также зовётся 3-й силой по отношению к психоанализу и бихевиоризму.



Она работает с возвышенными проявлениями личности, в число которых входят:

  • автономия;
  • свобода;
  • реализация себя;
  • моральные принципы;
  • творчество;
  • личностный рост;
  • любовь;
  • ответственность;
  • смысл жизни;
  • здравое мышление;
  • общение.

Интересные факты

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Что изучает гуманистическая психология

Это научное направление, одним из подвидов которого является популярная позитивная психология, определяет людей как активных независимых субъектов. Согласно данному учению, они отличаются друг от друга благодаря уникальным наборам качеств, которые, обеспечивая человеческую индивидуальность, целостность и свободу выбора, не препятствуют существованию социума.

Гуманистическая психология имеет специфический процесс исследования, одним из главных отличий которого является индивидуальный подход. Его можно кратко описать как научную работу, в ходе которой внимание уделяется аспектам человека, обеспечивающим его уникальность. Для поверхностного понимания терапии достаточно уяснить, что одной из её главных задач является преодоление возможного отчуждения из-за расхождений этих аспектов и норм общества.

Сторонники гуманистического направления описывают человека как индивида, делающего выбор самостоятельно, в соответствии с его личными принципами и оценкой ситуации, а не в результате получения внешних импульсов.


Гуманистическая психология

Основными предметами исследований являются:

  • стадии деградация личности;
  • психические здоровье и гармония;
  • нужда в чувстве защищённости;
  • главные физические и социальные нужды;
  • этапы развития и успеха;
  • чувство собственного достоинства;
  • наделение жизни смыслом;
  • воплощение себя.

Конгруэнтность личности по К. Роджерсу

К. Роджерс считает личность центром постоянно изменяющегося мира, который он называет феноменальным. Это не предметы и объекты, а эмоции и чувства человека. Организм сразу после рождения учится воспринимать окружение. С годами он накапливает опыт и привычки. Человек реагирует не на реальность, а на свое восприятие действительности.

Роджерс был представителем феноменологического направления. Его главные принципы:

  • самостоятельный выбор судьбы;
  • возможность понимания личности только с ее точки зрения;
  • стремление к совершенству.

Так как человек сам делает выбор, то он и определяет свою судьбу. Но понять его можно только с его позиции. Необходимо познать субъективное восприятия действительности с точки зрения личности. Третий принцип говорит о том, что каждый человек по своей природе добрый. Он всегда подсознательно стремится к совершенству.

Понятие реальности в психологии отдельное: это личные восприятия мира индивидуумом. Любые переживания человек оценивает по-своему. Некоторые удовлетворяют его потребности, поэтому запоминаются в качестве опыта. А другие отбрасываются, не осознаются.

Психотерапия, по мнению Роджерса, должна помочь человеку раскрыть свои эмоции и потенциал. Он считает, что специалист должен поддерживать клиента с помощью эмпатии. Необходимо положительно принимать личность, создавать для нее оптимальную атмосферу. Консультант должен добиться того, чтобы клиент сам понял свои проблемы.

Такая направленность в работе поможет ему переосмыслить ситуацию и самостоятельно найти из нее выход.

Основные положения и задачи науки

Главные тезисы этого направления заботы о ментальном здоровье были составлены в 1963 г. доктором философии и психотерапевтом Джеймсом Бьюдженталем, на то время занимавшим пост первого президента АГП – Ассоциации гуманистической психологии (в оригинале AHP — Association for Humanistic Psychology).

Сформулированные им постулаты и отдельные высказывания его коллег по сей день сохраняют актуальность и являются ключевыми для данной отрасли психологии:

  • Нельзя описывать человека, исследовав лишь его частные функции. Индивида нужно изучать полностью, поскольку он, будучи существом целостным, превышает совокупность компонентов своей личности.
  • Жизнь человека это неделимое течение его бытия и становления.
  • Люди являются творческими и активными созданиями, которые могут формировать намерение, мыслить и действовать в соответствии с ним. Для них важно быть значимыми, представлять пользу, авторитет, и творчески проявлять себя.
  • Существование человека обусловлено уникальной человеческой средой.
  • Индивиды по умолчанию открыты миру. Их ощущение мира и самих себя в нём является основной психологической реальностью.
  • Люди могут нести ответственность и наделены свободой выбора.
  • Собственные моральные принципы и смысл, определяющие выбор человека, в некоторой степени освобождают от детерминации извне.
  • Статистические данные не являются непреложной истиной. Из-за уникальности каждого человека пользу для исследований имеют и отдельные прецеденты.
  • Осознание себя относительно других индивидов является частью сознания человека.
  • Личность имеет потребность бесконечно реализовывать себя и развиваться, потенциал к этому заложен в человеческой природе.
  • Наблюдение за животными не может использоваться в изучении человека.

Предмет изучения

Базовыми предметами, изучением которых занимается гуманистическая психология, являются следующие:

  • уникальность и неповторимость каждой отдельно взятой личности, которая находится в постоянном процессе самосозидания, осознает свое жизненное призвание;
  • осознание личностного достоинства;
  • потребности человека в социуме;
  • поиск и определение смысла жизни;
  • потребности в защите и надежности;
  • зрелые личности, достигшие вершин самосовершенствования.

Согласно гуманистической психологии, конфликт между отдельной личностью и обществом отсутствует. Напротив, личность способна ощутить полноту жизни только путем ее признания социумом.

Основоположники и последователи направления

Одним из отцов гуманистического подхода зовут Абрахама Маслоу, наиболее известного благодаря созданию иерархии человеческих потребностей, выстроенных в форме пирамиды. Идея целостности человека также принадлежит Маслоу, рассматривавшего людей как изначально положительных существ с тягой к развитию, а психологию как в первую очередь вспомогательное средство в достижении необходимого им уровня.

В своей работе Маслоу руководствовался соображениями экзистенциализма, в той или иной степени проявляющихся во всех гранях учения.

Создавший логотерапию психолог-невролог Виктор Франкл из Австрии привнёс в гуманистическую психологию идеи своей методики. В качестве того, что движет человеком, логотерапия называет поиск и оценку им жизненных смыслов. Согласно терапии Франкла, в ходе этого поиска человек развивается и реализует себя.

Автор концепции личностных черт психотерапевт Гордон Олпорт описывал человека как саморазвивающуюся личность, открытую для межличностного и общественного взаимодействия. Сменивший направление исследований в пользу здоровых людей, Олпорт приводил тезисы и задачи гуманистического изучения целостной личности в качестве альтернативы методам психоанализа и бихевиоризма.

Согласно мнению психолога, сбор и описание фактов являются недостаточными мерами обследования, помимо этого их необходимо связать друг с другом и истолковать в систематизированном виде. Олпорт также оспаривал объяснение взаимодействия как вхождения в гармонию со средой, так как не считал развитие приспособлением к ней.

Опытный психотерапевт Карл Роджерс, определивший «я-концепцию» в качестве базиса конструкции личности и основного регулятора поведения, проповедовал революционную ориентированную на личность терапию. «Я-концепция» заключается в самостоятельном осознании себя и в восприятии себя в контексте с другими людьми.

По словам Роджерса, поведение людей берёт своё начало из их внутренней мотивации, и они вольны действовать в соответствии со своими желаниями, тем самым формируя собственную жизнь. Ему так же принадлежит популяризация определения «самоактуализация», означающего развитие и успех.

Психолог рассматривал людей как добрых от природы, а их основной целью социальную реализацию себя. Негативные же мысли и проявления индивида Роджерс характеризовал как искажение личности человека, входящее в противоречие с его изначальной сутью.

Среди остальных наиболее значимых приверженцев гуманистической психологии называют повлиявших на неё лиц:

  • Эверетт Шостром;
  • Фредерик Перлз;
  • Шарлотта Бюлер;
  • Фрэнк Баррон;
  • Ролло Мэй;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Сидни Джурард;
  • Эрих Фромм;
  • Ханс-Вернер Гессманн.

Самоактуализация А. Маслоу

Маслоу проводил консультирование психически зрелых, взрослых людей. Он называл их растущей верхушкой общества. На исследования ученого повлияло множество известных личностей:

  • М. Мид;
  • А. Адлер;
  • Э. Фромм;
  • К. Хорни;
  • М. Вертгеймер;
  • К. Гольдштейн.

Его изучения были разнообразны: наблюдение за поведением приматов, антропологические исследования, изучения женской сексуальности. Маслоу предпочитал работать только со здоровыми людьми.

Особое внимание он уделял мотивации и рассматривал ее как движущую силу для развития. Потребность личности стать кем-либо является врожденным качеством, но человек не осознает это, пока не окажется в подходящих условиях. Основное условие — удовлетворенность всех нужд. Но если ребенок в детстве был лишен внимания и любви, то и в зрелом возрасте сможет без них обходиться.

Есть у самоактуализации свои плюсы и минусы. Положительная сторона выражается в независимости от окружающего мира, а отрицательная — в том, что личность в процессе эволюции может потерять некоторые качества. Из-за этого развиваются психические патологии. Маслоу считает, что главная черта здорового человека заключается в отстраненности от мнения общества. Оценивать свое поведение нужно самостоятельно, а не опираясь на суждения других.

Ученый объяснил роль психотерапии. У этого метода лечения нет ограничений, но он необходим для коррекции эмоций и поведения. Доктор не сможет восстановить качества, утраченные личностью еще в детстве. Именно поэтому на родителей возлагается серьезная задача, ведь воспитание имеет огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Абрахам Маслоу добавил много нового не только в сферу психологии. Благодаря ему усовершенствовались методы маркетинга, менеджмента, межличностных отношений, криминологии.

История становления и развития науки

Семинары, собиравшие привлечённых первыми тезисами гуманистического подхода специалистов, начали проводить с 1957 г. Предметами обсуждения были задачи и трудности психологии того времени. В 1959 г. Ролло Мэй написал книгу «Экзистенциальная психология», ставшую манифестом движения.

Направление оформилось и начало набирать силу в 60-х годах. В 1961 г. был создан посвящённый революционному учению журнал. По мере увеличения числа сторонников новой дисциплины в 1970 г. Ассоциация гуманистической психологии вышла на международный уровень.

Главной концепцией этой отрасли науки, занимающей противоречащую психоанализу и бихевиоризму позицию в отношении задач и работы с обследуемыми, было исследование индивида и его психики путём живого общения, а не посредством сухих и обобщающих психологических приёмов. Согласно мнению таких специалистов как Олпорт, Маслоу, Роджерс и других значимых участников движения, непосредственный контакт с пациентом способствовал лучшему осознанию себя и личностному самоопределению последнего.

Один из родоначальников учения Абрахам Маслоу критически отзывался о популярных в его время психологических шаблонах и методиках, считая их негативными и поверхностными. По его словам, психология была больше ориентирована на работу с личными слабостями и уязвимостями, чем на взаимодействие с сильными сторонами человека.

Психолог призывал уделять в исследованиях психическому здоровью и позитивным эмоциям не меньшее внимание, чем заболеваниям, расстройствам и прочим патологическим состояниям психики. Благодаря труду Абрахама Маслоу и его единомышленников была сформирована новая уникальная методика психологических исследований и терапии.

Развитие науки в настоящее время

Гуманистическая психология, кратко и понятно идентифицируемая как продвинутое учение западного общества, сейчас активно развивается и в России, которую для обмена опытом посещали делегации учёных АГП ещё во времена СССР. Принципы и методы дисциплины сейчас можно обнаружить не только в позитивной, трансперсональной и прочих, идеологически близких видах психологии, но и в современных психоанализе и бихевиаризме.

Несмотря на критику этих направлений Маслоу, характеризовавшего своё учение как «третью силу» по отношению к этим 2-м направлениям, они не являются конкурирующими. Отрасли психологии дополняют друг друга для лучшего понимания человека и взаимодействия с ним. Ориентированный на личность индивида подход поспособствовал целостному видению людей и стал востребованным не только в пределах науки, используясь в политике, образовании, медицине и прочих социальных сферах.

При этом гуманистическому движению по-прежнему не свойственна упорядоченность, из-за чего оно не сочетается с естественными дисциплинами и пребывает скорее в гуманитарном лагере наук.

Не изменились и цели учения, берущего своё начало в экзистенциализме, немецком романтизме, мировоззрении восточных учений, французском Просвещении, философии:

  • Достоевского.
  • Ницше.
  • Толстого.
  • Фейербаха.
  • Гуссерля.
  • гуманистов эпохи Возрождения.

По словам Морин О’Хары, занимавшей пост президента АГП в 90-е годы, люди во всех точках мира одинаково нуждаются в понимании себя и свободе, в связи с чем большое значение имеет исследование путей мирного сосуществования различных групп людей. Согласно мнению О’Хары, взаимные поддержка и понимание независимых сообществ смогли бы изменить ход человеческой истории и расширить сознание масс.

Основные принципы и методы исследования

Успех сеанса гуманистической психологии в основном обусловлен собеседником обследуемого, в роли которого выступает психолог. Приём у специалиста проходит как диалог пациента с терапевтом, который без осуждения и с пониманием выслушивает человека, не критикуя получаемую информацию. Обследуемый, таким образом, открывается, и начинает выражать чувства свободнее. Это позволяет ему полнее осознать себя, своё окружение и найти выход из беспокоящей его ситуации.

Целями подобных сеансов также являются создание и утверждение у клиента позитивного видения себя, и реалистичного восприятия своего окружения.

Согласно идеям Карла Роджерса, стоящего у истоков практического применения гуманистического подхода, психотерапевт должен руководствоваться принципами:

  • Специалисту в своём поведении следует придерживаться конгруэнтности, разговаривая свободно и непосредственно. Эта манера общения, в основе которой находятся честность, открытость и самовыражение без опаски, должна быть постепенно перенята обследуемым.
  • Психологу необходимо понимать чувства собеседника, ставя себя на его место посредством эмпатии.
  • Беседа в процессе сеанса гуманистической терапии происходит на равных и должна поспособствовать установлению прочной психологической связи между участниками.
  • Терапевту следует проявлять отзывчивость и принимать всю информацию, но не давать ей или обследуемому каких-либо оценок, позволяя ему вести себя естественно.


Основанные Роджерсом сеансы оздоровительной терапии проводятся психологами всего мира, по сей день являясь одним из наиболее распространённых средств обследования и психологической помощи. В первую очередь их назначают в случаях одиночества, недостатка понимания и сопереживания.

Тест на проверку своей «Я – концепции»

Если ты желаешь исследовать себя и узнать совпадают ли образы твоей «Я – концепции», то можно провести проективную методику. Для работы понадобиться 3 листа бумаги формата А4, цветные карандаши или краски, фломастеры, авторучка.

Задание: Необходимо нарисовать три рисунка, на которых будет изображены образы «Я реальный», «Я настоящий» и «Я идеальный». Стоит включить фоном музыку для релакса, в которой нет слов, только приятные мелодии. Спокойная и непринужденная обстановка позволит погрузиться в свой внутренний мир и нарисовать все три образа такими, каким ты их ощущаешь.

Интерпретация рисунков довольно проста, визуально будет видно, есть ли общее между этими тремя образами, совпадают ли они. В работе так же важно отметить, над каким из образов было легко работать, какой образ дался с трудом. В конце работы можно задать себе следующие вопросы:

  • Нравлюсь ли я себе настоящая и похожа ли я с образом реального?
  • Чего мне не хватает, для того чтобы достичь образа «Я идеальный»?
  • Какой из образов мне нравится больше остальных? Почему?

Согласно теории гуманистической психологии, каждый человек должен ценить и любить себя, с заботой и уважением относится к другим. Понимание себя и собственных потребностей, принятие окружающей действительности и адекватная реакция на неё, являются важными составляющими здоровой личности.

Методы и направления

Гуманистическая психология, кратко и понятно определяемая как совокупность метафизических тезисов, выявляет психологические проблемы посредством экзистенционального опыта. Он формируется в ходе исследований терапии, позволяя индивиду трезво взглянуть на себя и своё окружение. Это также даёт человеку основу для определённых поступков и размышлений.

В практическом применении гуманистического подхода используют множество приёмов и технологий самопроникновения, условно делящихся на 4 типа. Далее приведены некоторые из основных техник для каждой группы.

Чувственные методы

В оперирующие чувствами технологии входят:

  • эмпатия;
  • психодрама;
  • установление психологической связи;
  • целостное видение себя.

Телесные методы

В гуманистическом подходе используют следующие приёмы телесного взаимодействия:

  • терапия Александера;
  • практики холистической медицины;
  • технология Райха;
  • рольфинг и приём Фельденкрайза;
  • чувственное сознание.

Спиритуальные методы

Технологии этой группы включают такие приёмы как:

  • песочные игры;
  • трансперсональная терапия;
  • активные образовательные мероприятия;
  • динамическая медитация;
  • трактовка снов;
  • психоанализ.

Мыслительные методы

К мыслительным техникам гуманистического подхода относят:

  • нейролингвистическое программирование;
  • трансакционное исследование;
  • семейную психологию;
  • разработку индивидуальных конструктов по методу Келли.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

Гуманистическая психология, кратко и понятно зовущаяся жизнеутверждающей, в первую очередь выделяется со-исследовательской терапией, проводящейся не только специалистом, но и обследуемым в отношении самого себя. Благодаря этому клиенту становится доступно самоопределение, систематизация процесса исследования себя и оценивание выполненной работы.

Согласно мнению основоположников гуманистического подхода, такие практики повышают эффективность работы с индивидом за счёт его непосредственного участия. В процессе развития и отработки со-исследовательской методики возникла специфическая терминология.

Реальная самость (The real self)

Этот термин встречается в трудах многих повлиявших на психологию учёных, среди которых Юнг, Маслоу, Фрейд и Роджерс. Он обозначает мост между сознанием и бессознательным человека, выделяющий его личность. Сведение обследуемого с его настоящей индивидуальностью, пребывающей под масками социальных ролей, является методом улучшения настроения пациента. Его применяют, к примеру, при угнетённом состоянии, вызванном конфликтом социальных норм и гендерного несоответствия.

Субличностное (Sub-personalities)

Определение субличностного заключается в наличии дополнительных манер общения и образов у каждого человека, проявление которых происходит в зависимости от обстоятельств. Например, поведение людей в рабочей среде обычно отличается от их семейного времяпровождения. Автором термина «субличность» является итальянский психолог Роберто Ассанджиоли.

Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

По мнению многих специалистов, действия индивида обусловлены его внутренними нуждами и желаниями. Согласно гуманистической концепции обоснованности, некоторые из них могут быть мнимыми и служить преградой к воссоединению со своей реальной самостью. Для предотвращения движения по неправильному пути следует обдумывать свои мотивы и сопутствующие им состояния.

«Я – концепция», как основа личности

Конечно, фундаментом личности выступает только уверенное принятие себя и окружающих. Человек в теории гуманистической психологии понимает, что «Я это Я», что есть определенные мотивы и потребности, а «ты это ты» и так же обладаешь набором потребностей. «Я концепция» не является врожденной, она формируется под воздействием окружающих. В частности, первыми кирпичиками в фундаменте этой концепции являются взаимоотношения в семье, принятие ребенка родителями, как ценности и личности. В дальнейшем на структуру «Я – концепции» влияние будут оказывать окружающие люди и среда, с которой он будет взаимодействовать.

Состоит «Я – концепция» из следующих компонентов:

  • «Я – реальный». Это представление человека о себе. Каждый из нас воспринимает себя, как личность с присущими только ему характеристиками и качествами. Это восприятие себя таким, какой есть в реальности, со всеми достоинствами и недостатками.
  • «Я – идеальный». Это представление о себе в лучшем образе, таким, каким бы человек хотел быть.


Фото Henri Pham on Unsplash
Согласно гуманистической теории человек в стремлении к самоактуализации, стремиться к созданию собственного идеального образа. В норме образ «Я реального» и «Я идеального» совпадают и не должны сильно отличаться.

Но, если эти образы противоположны, то человек, скорее всего, находится в состоянии тревоги и внутреннего конфликта. Если понаблюдать за человеком, то можно понять, какая у него «Я – концепция». Его поведение, реакции на ту или иную ситуацию, его деятельность и активность в жизни, всё это явно демонстрирует составляющие его «Я – концепции».

Плюсы и минусы гуманистического направления. Взвешиваем за и против

Из-за отсутствия строгой организации протестная по своему характеру гуманистическая отрасль психологии не оформилась в независимое направление, но стала важным и востребованным элементом этой науки. Основой отличий гуманистического подхода от его предшественников стало рассмотрение человека как целостного существа и неприятие аналогий с животными или чем-то ещё при проведении психологических исследований.

Привлекательными сторонами дисциплины являются:

  • дифференцирование недугов психосоматического типа;
  • тезис об управлении собственной психикой;
  • возможность самостоятельного поиска и обнаружения у себя расстройств психики;
  • изучение индивидуального потенциала.

Среди недостатков направления называют:

  • персонализм исследований и выводов;
  • повышенное внимание к индивидуализму;
  • отсутствие научно выверенного метода оценки личностных особенностей обследуемого;
  • пренебрежение рациональными способами осмотра;
  • исключение положений о порочности индивида.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Наибольшее распространение принципы и методы «третьей силы» психологии получили в остальных сферах этой науки. Профессионалы со всех концов земного шара успешно применяют их как в психиатрии, так и при сеансах профилактики или терапии.

Остальными областями, где в той или иной степени задействованы гуманистические наработки, являются:

Сфера деятельностиОсобенности
Просветительские выступленияУ истоков интенсивных социальных тренингов и семинаров стоит Карл Роджерс, являющийся одним из основателей учения.
СоциумОдной из главных идей направления является совершенствование общества путём приведения к взаимопониманию и сотрудничеству как отдельных индивидов, так и различных групп людей.
ОбразованиеТоварищеская манера общения преподавателей с учениками даёт свободу для проявления потенциала последних и повышает эффективность занятий
Интеграция в повседневную жизньГуманистический подход используют во множестве социальных институтов различного назначения

Маслоу, Роджерс и прочие специалисты, повлиявшие на формирование гуманистического подхода, продолжают приобретать последователей, что способствует увеличению числа его сторонников в самых разных областях. Среди сложных научных концепций данной дисциплины присутствуют и краткие понятные положения, обеспечивающие ей востребованность во всех слоях общества.

Эта привлекательная отрасль психологии ориентирована на положительные качества личности, эмоции, спонтанность и творчество, однако недостаток систематики и строгого обоснования её методов не позволили этому во многом экспериментальному учению занять место среди самостоятельных направлений. Несмотря на это, гуманистический подход прочно укрепился в различных аспектах психологии, значительно дополнив и обогатив её.

Автор: Cash Diver

Основные представители

Абрахам Харольд Маслоу

Основная статья: Маслоу, Абрахам Харольд

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности в уважении (почитании) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребность в самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют её вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже, А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

Карл Рэнсом Роджерс

Основная статья: Роджерс, Карл Рэнсом

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделённым сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьёй. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что даёт человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искажённой и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованной им радости зависят именно от того, насколько его опыт, его «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются между собою.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]