Опубликовано: 4 октября 2021Рубрика: НавыкиАвтор: Людмила Редькина
Всем привет, друзья! С вами Людмила.
Век, в котором мы живем, объявили веком психологии. И мы с вами свидетели тому, как быстро развиваются технологии влияния на психику человека, как изучают возможности мозга, как внедряются методы быстрого развития познавательных процессов. Вместе с этим многие отмечают снижение мозговой активности от передоза информацией, от стресса и других вредных факторов.
В этой статье я простыми словами объясню, что такое когнитивные способности человека, как они формируются, что нужно делать, чтобы они не ухудшались.
- Что такое когнитивные способности: определение
- Виды когнитивных способностей Память
- Мышление
- Внимание
- Речь
- Восприятие
- Воображение
- Питание
- Курсы
Что такое когнитивные способности: определение
Когнитивные способности – это работа психических процессов, которые необходимы для восприятия окружающего мира и адаптации в нем. С их помощью человек получает информацию, обрабатывает ее, запоминает, хранит, воспроизводит и сортирует.
Список когнитивных способностей прост. Он включает в себя:
- память,
- внимание,
- мышление,
- восприятие,
- речь,
- воображение.
Это и есть структура когнитивных способностей личности.
Нам приятно общаться с грамотным человеком, который ясно и четко выражает свои мысли, помнит мелкие детали, умеет фантазировать, концентрироваться, делать выводы и т. п. Это все работа когнитивных функций. И это значит, что нам приятно общаться и иметь общие дела с людьми, у которых на высоте работают когнитивные функции.
Хочу сказать, что современное общество предъявляет человеку нехилые требования. Если ты немного выбился в люди, то будь добр выражаться грамотно, четко и ясно излагать свои мысли и делать все то, что я перечислила раньше. Еще лет эдак 100 назад человек жил себе и горя не знал, работал с тяпочкой на огороде и не задумывался, как развивать свой мозг.
Но в XXI веке мы знаем, что успешными нас делают именно развитые когнитивные процессы. И от их уровня зависит, насколько мы уважаемы в обществе, сколько мы сможем заработать, какие полезные знакомства сумеем завести и т. д.
Чем являются когнитивные процессы
Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.
Благодаря когнитивности мы имеем возможность познания окружающего мира.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечением вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.
Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.
Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Это позволяет верно адаптироваться к разным ситуациям.
Умственный процесс может быть как совместным, так и происходить самостоятельно.
Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.
Виды когнитивных способностей
Мы уже познакомились со списком психических процессов. А теперь давайте подробнее рассмотрим эти понятия, дадим характеристику процессам, рассмотрим “золотые” способности, которые открывают нам дорогу в жизнь.
Память
Это психический процесс, который помогает нам запоминать, воспроизводить и сохранять информацию.
Развивать память можно и нужно. Детям дошкольного возраста мы даем учить стишки, рассказываем сказочки для запоминания, помогаем запомнить важные для жизни действия.
Во взрослом же возрасте для успешности нам уже не подходит просто бытовая память. Здесь важны мнемотехники, четкое запоминание дат, лиц, чисел. Именно этот навык дает нам возможность быть хорошим сотрудником, собеседником, руководителем. Именно хорошее и качественное запоминание открывает перед нами возможности.
Рекомендую ознакомиться с подборкой курсов по развитию памяти.
Мышление
Это психический процесс для адаптации в мире. Он помогает нам воспринимать и перерабатывать все то, что происходит вокруг нас.
Уровень развития мышления прямо пропорционален нашей эффективности на работе, в личной жизни. Смотрите курсы по развитию мышления.
Мышление помогает нам быстро реагировать на изменения, делать анализ происходящих событий и принимать соответствующие решения. От этого процесса зависит наш интеллект, что очень важно для нашей продуктивности.
Особенно ценится логическое мышление. Оно защищает нас от ошибок и помогает принимать быстрые и правильные решения. Полную классификацию видов мышления ищите на нашем блоге.
Но иногда развитие логики и эмоционального интеллекта может приводить к когнитивному диссонансу, то есть к осознанию парадокса этого мира. Например, мы понимаем, что не должны дети при живых родителях находиться в приютах, но это происходит. Мы понимаем, что в семье должен быть мир и покой, но там постоянные склоки, человеку дискомфортно.
Внимание
Психический процесс, который “выбирает”, что воспринимать, что обрабатывать и что конкретно нужно запоминать.
Внимание – очень полезная штука. Вот даже при сохранной памяти ребенок может вообще ничего не воспроизвести. И многие родители пичкают его таблетками, заставляют учить стихи для развития памяти, а проблема-то во внимании.
Полную классификацию видов внимания ищите на нашем блоге.
От концентрации, переключаемости, устойчивости внимания зависит успешность в работе. Когнитивная способность удерживать внимание – удовольствие не из легких. Но оно окупается эффективностью и возможностью занимать руководящие посты.
Рекомендую изучить нашу статью о том, как развить внимание, а также заглянуть в подборку курсов по развитию внимания.
Речь
Она свойственна только человеку и помогает ему адаптироваться в обществе, обмениваться информацией и выполнять другие функции. Речь отличает нас от животных и дает преимущество.
Вербальные способности человека зависят от работы мышления. Речь очень тесно связана с работой других психических функций. Как она относится к когнитивным способностям?
Она влияет на представление человека о мире через обучение общению на родном языке. Речь позволяет нам многое узнавать, получать информацию, взаимодействовать с окружающими и упорядочивать свою жизнь через диалог с собой.
Правильная формулировка мысли, ораторские возможности, риторика дают возможность человеку стать уважаемым в своем окружении. А если он еще освоил умение рассказывать истории и шутить, то вообще душой компании станет.
Восприятие
Процесс, помогающий отражать в сознании целостные образы предметов.
Этот процесс помогает человеку воспринимать все, что происходит вокруг, через органы чувств. Восприятие дает нам информацию об окружающем мире: запахах, цветах, материалах и т. д.
Воображение
Способность человека создавать что-то новое, генерировать идеи на основе полученного опыта.
Это такой творческий психический процесс. Он очень связан с креативностью. А в век быстрого развития новых технологий креативность – крайне востребованная характеристика личности. Поэтому воображение, то есть способность человека представлять, выдумывать, воспроизводить образы, тоже относится к когнитивным способностям.
Когда и почему возникла теория когнитивного диссонанса?
Леон Фестингер
В 1957 году американский психолог и эксперт в сфере психологии регуляции мышления Леон Фестингер, взяв за основу теорию структурного баланса Хайдера и теорию поля Левина, сформулировал теорию когнитивного диссонанса. Толчком к созданию теории послужили распространившиеся после землетрясения в одном из американских штатов слухи. Фестингер, желая объяснить и слухи, и искреннюю веру в них многих жителей США, сделал следующий вывод: люди всегда стремятся к внутреннему равновесию между личными мотивами, определяющими их поведение, и получаемой извне информацией.
До Леона Фестингера практически никто из ученых не занимался исследованием мотивационного процесса и его когнитивных составляющих на серьезном уровне. Он же сумел доказать, что любая личность стремится сделать свое восприятие реального мира связным и упорядоченным.
Каждый человек хочет не только познать внутреннюю гармонию, но и сохранить её. Все взгляды и установки, которые присущи тому или иному человеку, объединяются в систему, все элементы которой согласуются между собой. Практически аналогичное согласие существует и между тем, во что человек верит, и тем, как он поступает.
Фестингер сформулировал две гипотезы своей теории. В первой гипотезе речь идет о том, что человек, испытывающий когнитивный диссонанс, будет делать все возможное, чтобы понизить уровень несоответствия между конфликтующими установками. Так как индивид не хочет испытывать психический дискомфорт, то он стремится как можно быстрее сделать так, чтобы между конфликтующими установками возникло соответствие (консонанс).
Вторая гипотеза звучит следующим образом: «Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, не только стремится установить соответствие между конфликтующими установками, но и в будущем начнет активно избегать той информации и тех жизненных ситуаций, которые могут вызывать такое состояние или повышать его уровень».
Влияние когнитивных функций на жизнь человека
Я уже немного коснулась того, как общие когнитивные способности влияют на нашу жизнь. Хочу заметить, что от этих функций зависит ВСЯ наша жизнь, наша свобода. Ведь что самое страшное для человека? Потерять свободу и возможность общаться.
Работа головного мозга обеспечивает нам уход за собой, общение, уважение окружающих, хороший заработок, эффективное и быстрое развитие профессиональных компетенций, умение подать себя в обществе, возможность оценивать свое состояние и окружающую среду, умение решать проблемы и не создавать их.
Что мы видим у пожилых людей со сниженными когнитивными способностями? Они демонстрируют забывчивость, отсутствие сосредоточенности, им сложно формулировать мысли, в тяжелых случаях им сложно понять, где они находятся. Это страшно. Но еще страшнее то, что нарушения этих функций встречаются и у молодых людей.
Нарушения когнитивной сферы у пожилых людей
Потому когнитивные функции дают нам главное – ощущение свободы и независимости, возможность принимать решения и нести за них ответственность.
Когнитивная способность эмоционального интеллекта тоже очень важна в жизни. Именно благодаря ей мы можем понимать других людей, сочувствовать им, быть хорошим собеседником и другом. Это помогает нам не оставаться в одиночестве.
Чтобы в пожилом возрасте не страдать от низкой продуктивности головного мозга, позаботьтесь о его работе уже сегодня.
Тесты для диагностики
Оценка уровня когнитивных функций очень важна для человека, особенно при принятии на работу. Но и для себя не мешало бы проверить, какие психические процессы у вас работают хорошо, а какие нужно “подтянуть”.
Предложу вам несколько тестов для определения уровня работы психических функций.
Тест когнитивных способностей – диагностическая программа на 30–40 минут, которая оценивает работу памяти, внимания, мышления. По итогам тестирования вы увидите свой психологический профиль. Он состоит из когнитивного и личностного разделов. Будет отражено следующее:
- умение концентрироваться и переключать внимание;
- развитие вербальной, невербальной логики;
- работа наглядно-образного мышления и вербально-логической памяти;
- кратковременное и долговременное запоминание;
- тип мышления и уровень креативности;
- тип личности и ваши особенности;
- ведущий стиль деятельности;
- способность к саморегуляции.
Стоимость диагностики – 990 рублей.
Батарея общих когнитивных тестов – это профессиональная методика на 30–40 минут для диагностики работы мозга и повышения его продуктивности. Нейропсихологический тест покажет ваши сильные и слабые стороны, как работает внимание, память, мышление.
Здесь дается ценная информация о вашем уровне развития. Также тест показывает, есть ли нарушения когнитивной сферы. После тестирования вы увидите полный отчет с указанием нейропсихологического профиля.
Стоимость диагностики – 49,99 $.
Тест на когнитивные способности – небольшой тест, состоит всего из 5 вопросов. Проверяет концентрацию, анализ и логическое мышление. Вы увидите уровень развития психических процессов. Тест бесплатный.
Также можно проверять эту сферу отдельными тематическими тестами. Например, тестами на проверку памяти, мышления, интеллекта, эмоционального интеллекта, внимания.
Если вы любитель себя поизучать и хотите пройти еще больше тестов, загляните в нашу подборку 13 лучших онлайн-тестов когнитивных способностей.
Основные причины возникновения когнитивного диссонанса
Существует множество причин возникновения когнитивного диссонанса. Рассмотрим самые популярные и распространенные из них.
Человек может погрузиться в состояние когнитивного диссонанса тогда, когда возникает несоответствие понятий и идей, которые при принятии определенных решений оказывают на него сильное влияние. Это первая и самая распространенная причина возникновения внутреннего конфликта.
Вторая причина — это расхождение, возникающее между жизненными убеждениями индивида и общепринятыми нормами, которыми руководствуется общество или же люди определенного круга.
Третья причина – это дух противоречия. Возникает данное явление тогда, когда человек не хочет подчиняться общепринятым этическим и культурным нормам. Ситуация может накалиться в том случае, если эти нормы не соответствуют законодательству.
Четвертая причина – это несоответствие, которое возникает тогда, когда полученная в результате определенного жизненного опыта информация противоречит новым жизненным ситуациям или условиям.
Рекомендации для поддержки когнитивных функций
Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться.
Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия.
Питание
Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.
Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.
Сон
Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.
Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.
“Нет” вредным привычкам
Уже давно доказано, что алкоголь, никотин и наркотики (даже легкие, травка и энергетические стимуляторы тоже) отрицательно влияют на мозг. Сознание сужается, изменяется его состояние – человек неадекватно себя ведет. О каком там развитии речь… Особенно подросткам нельзя “шутить” с вредными веществами! Начнем с того, что это яд, а они еще дети.
Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.
Мотивация
Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.
Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.
Отдых
У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.
Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.
Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.
Отсутствие стресса
И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.
Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.
Аутогенная тренировка для избавления от стресса
Как развить когнитивные способности
Существует много способов и приемов, чтобы развить когнитивные способности как у ребенка, так и у взрослого. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Курсы
Есть отличные программы, которые помогают улучшить когнитивные способности человека. Познакомлю вас с некоторыми из них.
Развитие мышления – курс на платформе Викиум. Состоит из 11 уроков. Включает в себя программу развития мышления, теоретические видеолекции, практические задачи для развития, тренажеры. Вы сможете:
- улучшить аналитические способности;
- ускорить мышление;
- критически мыслить;
- научиться принимать нешаблонные решения.
Стоимость курса – 990 рублей.
Развитие внимания – полезный онлайн-курс на платформе Викиум. Структура программы: 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы, индивидуальная программа развития, комплекс тематических упражнений.
Курс поможет:
- лучше концентрироваться, переключать внимание с одного объекта на другой;
- уметь сосредотачиваться на задачах, выделять главное;
- улучшить контроль за своей деятельностью;
- избавиться от мелких ошибок, возникающих из-за рассеянности.
Стоимость обучения – 990 рублей.
Мнемотехники – онлайн-курс от платформы Викиум. Состоит из 15 уроков, практических упражнений, 7 тренажеров, методик запоминания, вводного и финального тестов для оценки развития памяти.
Программа курса направлена на:
- овладение мнемотехниками, их использование в жизни;
- запоминание нужной информации в любом количестве;
- ускоренное изучение иностранных языков;
- быстрое запоминание стихотворений;
- удержание в памяти большого количества информации на долгое время;
- эффективное обучение.
Стоимость обучения – 990 рублей.
Тренажеры
В интернете есть большое количество тренажеров, направленных на тренировку когнитивных способностей.
Тренируем память:
- Запомни порядок – тренировка рабочей памяти, внимания, запоминания. Вы научитесь группировать и структурировать информацию.
- Сравнение по памяти – тренировка вербальной памяти, внимания. Развивает образное мышление, гибкость в игровой форме.
- Бриллианты – совершенствование скорости запоминания, развитие объема и точности памяти.
- Следопыт – тренировка памяти и внимания. Этот тренажер основан на зрительно-пространственном тесте Корси. Нужно запоминать положение элементов в квадратах.
Тренируем внимание:
- Аэропорт – совершенствует переключение внимания, развивает произвольное внимание и улучшает концентрацию.
- Таблицы Шульте – помогает развить устойчивость внимания, улучшает его объем.
- Парные ассоциации – улучшает концентрацию и распределение внимания, развивает ассоциативное мышление.
Тренируем мышление:
- Уникум – для тренировки образного мышления, невербальной логики, еще здесь важна внимательность.
- Фруктовая математика – эффективно улучшает логику, совершенствует произвольное внимание.
Все тренажеры связаны между собой. Нет только на память или мышление. Ведь все когнитивные процессы перекликаются, дополняют друг друга, поэтому важно их развивать в комплексе. Тренажеры этому хорошая подмога. Развивая что-то одно, вы затрагиваете и другие процессы.
Упражнения
А вот упражнения могут развивать как конкретный вид психического процесса, так и все вместе. Например, нужно вам повысить уровень творческого мышления, для этого есть инструмент.
Соедините 9 точек четырьмя отрезками. Отрывать ручку от бумаги нельзя. Каждая точка пересекается линией только один раз.
Развитие логического мышления отлично происходит с помощью следующего упражнения. Таких вариаций с числами может быть много.
Перечисление числовых последовательностей:
- возрастающую на 2 и убывающую на 2, пример: 2 – 100, 4 – 98, …, 8 – 94, …, 98 – 4, 100 – 2;
- возрастающую и убывающую на 3: 3 – 97, 6 – 94 и т. д.;
- возрастающую на 4, убывающую на 5: 4 – 100, 8 – 95 и т. д.
Отлично развивает произвольную память у ребенка и взрослого следующее упражнение. Для взрослых могут быть другие варианты слов.
Зачитываются 10 слов, важно воспроизвести их в том же порядке: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Для развития внимания и памяти хорошо подходит упражнение “Числовой ряд”.
Дается ряд чисел: 3, 5, 4, 7, 8, 10, 15. На них внимательно нужно посмотреть в течение 30 секунд. Потом второй человек задает вопросы:
- Какое число справа от 7?
- Какая цифра между 4 и 8?
- Какие числа в сумме составляют 7?
- Какое число получится, если сложить три последних числа?
Игры
В игровой форме легче учиться, что-то запоминать и развивать. Поэтому разные типы познавательных процессов легче развивать играя. Когнитивная стимуляция с помощью игр полезна в любом возрасте. Как будем играть?
Примеры игр:
- Постарайтесь по-новому дойти домой. Для этого продумайте другой маршрут. Например, пройдите по параллельной улице, с обратной стороны дома, сократите путь, не сокращайте его и т. п. А для ребенка лучшего возвращения домой и быть не может, если весь путь подкреплять зрительными образами, например, запоминать странные деревья, ямки по пути и т. п.
- Играйте в шахматы! Это отличное развитие когнитивных функций.
- Играйте в шашки! Они тоже развивают логику, память, внимание.
- Судоку и кроссворды – хорошее подспорье для развития мозга.
- Тренируйте память запоминанием телефонных номеров. Например, вам нужно позвонить, вам продиктовали номер, вы его не записываете, а стараетесь запомнить.
Еще немного онлайн-игр:
- Матрицы света – развивает объем внимания, концентрацию и устойчивость.
- Найти монетку – развивает пространственную и зрительную память, увеличивает ее объем.
- Визуальная геометрия – развивает скорость мышления, логику, креативность.
Книги
О пользе чтения книг сейчас опять заговорили. Я сама столкнулась с проблемой: в большинстве своем младшие школьники ненавидят читать! Отсюда низкая успеваемость и сплошные глупости в поведении.
Книги читать важно, книги читать нужно! С их помощью можно отлично “поработать” над своими когнитивными функциями.
Рекомендую следующие книги:
- Джон Медина “Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям”
- Артур Думчев “Помнить все”
- Ли ЛеФевер “Искусство объяснять”
- Кэрол Дуэк “Гибкое сознание”
- Питер Холлинс “Как обмануть мозг. Нейродисциплина на пальцах”
Способы улучшения
Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:
- Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
- Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
- Отмечать свои успехи;
- Развивать мышление критического плана;
- Читать.
Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.
Факторы снижения
Но не все так радужно, как хотелось бы. Наш мозг имеет определенный ресурс, который мы бездумно растрачиваем.
Какие бывают когнитивные искажения и как с ними бороться? Например:
- Склонность людей объяснять поведение других только личностными качествами, не учитывая обстоятельства и ситуации.
- Склонность подбирать только ту информацию, которая выгодна при объяснении, дискредитируя информацию, противоречащую определенному мнению.
- Склонность переоценивать вероятность хорошего исхода дел.
- Склонность аргументировать именно то, во что верят, независимо от ложности или истинности убеждения.
- Склонность очень узко описывать ситуацию, преподносить ее в выгодном для себя свете.
- Склонность недооценивать эмоции других (“Я это и так знал!”), делая предсказуемым то, что предсказать было сложно.
Эти проблемы не органические. Но я общалась с такими людьми, и с ними очень сложно. Такое ощущение, что перед тобой несокрушимая стена. Хотя они могут себя очень комфортно чувствовать в своих убеждениях. Такие искажения прорабатываются психотерапией.
Есть еще факторы снижения работы когнитивной сферы и происходящих в ней нарушений:
- заболевания головного мозга, инфекционные болезни;
- “засорение” главного “компьютера”;
- отсутствие правильно организованного способа жизни;
- длительный режим многозадачности, из-за которого теряется способность трезво рассуждать, думать, запоминать;
- постоянный шум вокруг человека;
- отсутствие отдыха.
Функциональная схема познавательного процесса
Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить
Такая схема применяются для спецификации познавательного процесса и состоит из следующих блоков:
- Первоначальный информационный анализ, то есть область рецепторов;
- То, что касается восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и так далее;
- Память, как хранилище, которое довольно сложно устроено. В нем находятся знания и информация;
- Область репрезентации. Здесь происходит синтез восприятия.